Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Образование. Наука. Техника
Воспроизводство политического, социального, экономического опыта, его передачу из поколения в поколение обеспечивала система образования. Эллинская школа оформилась в классический период. Само слово «школа» производно от древнегреческого σχωλη – досуг. Различались школы начальной, средней и высшей ступени. В школах начальной ступени обучались дети 7 – 12 лет; они постигали чтение, письмо, основы счета, занимались музыкой и спортом. Школы средней ступени – эфебии, иногда гимнасии, предназначались для юношей 12 – 18 лет; в них изучались гимнастика, грамматика, риторика, декламация. Школы высшей ступени предполагали усвоение философии, считавшейся всеобъемлющей наукой. Все школы были частными, содержались состоятельными гражданами. Во главе школ стояли схолархи, им ассистировали схолархаты, советы школ; в демократических Афинах схолархи избирались. Протагор (480 – 410 гг. до н.э.), известный философ-атеист, первым стал брать с учеников деньги за обучение, что в дальнейшем сделалось общим правилом. Одну из первых школ высшей ступени основал Пифагор (582 – 500 гг. до н.э.). Она представляла собой полурелигиозное объединение, в котором произносилась особая клятва, совершались особые ритуалы. Школа находилась за пределами города, в священной роще; занятия проводились в форме бесед между учителем и учениками во время прогулок; учителя и ученики проживали совместно. В школе изучались арифметика, математика, геометрия и философия. Подобную же школу представляла собой Академия, основанная Платоном в 388 г. до н.э. в пригороде Афин, в саду Академа. Над вратами была надпись: «Пусть сюда не войдет никто, не знакомый с математикой». Изучение абстрактных наук – математики, астрономии, теории музыки – было основным отличием Платоновской Академии. В это особое заведение входили «посвященные», академики и кандидаты. Академики упражняли свой ум в диспутах, в ученых собраниях – симпосиях; последние проходили в специальных залах, где в форме каре устанавливались ложе; на них возлегали философы; задавалась тема, и каждый поочередно высказывал свои суждения; паузы заполнялись легкой музыкой и танцами флейтисток, фруктами и вином. Близкую по характеру, но с уклоном в естественные науки, школу представлял собой Ликей, основанный Аристотелем (384 – 322 гг. до н.э.) в роще Аполлона Ликейского близ Афин. Последователи Аристотеля назывались перипатетиками, т.е. прохаживающимися, поскольку обучение проходило в ходе прогулок по аллеям Ликейской рощи. Ученики собирали и систематизировали сведения по различным отраслям знаний – литературе, формах полисного устройства, о растениях, животном мире, камнях и т.д. Субсидировалась учебная и научная деятельность Ликея Александром Македонским. Все указанные учреждения были доступны только для полноправных граждан и их сыновей. Для метэков, периэков и прочих неэллинов они были закрыты. Исключение составляли только Афины, где в одном из пригородов была создана киниками школа для переселенцев – Киносарг, которая была свободной и бесплатной. Она была альтернативной не только в социальном смысле, но и по содержанию образования. В Киносарге осваивалась философия кинизма, критиковавшая традиционные ценности эллинского полиса. Эллинская цивилизация не только выработала основные образовательные институты, дошедшие в модифицированном виде до настоящего времени, но и создала науку как таковую и сформировала важнейшие отрасли научного знания. Дж. Бернал, крупный специалист по истории науки, утверждает, что наука как абстрактное, теоретическое знание зародилась в Древней Греции. Основателем науки нередко называют Фалеса Милетского (625 – 547 гг. до н.э.), ученого разносторонних талантов; он первым дал рациональное объяснение солнечных затмений, возникновения жизни без участия богов из воды как первоначала всего сущего; он умел определять высоту пирамид, рассчитывать циклы движения небесных светил; на основе точных математических расчетов он предсказал солнечное затмение 585 г. до н.э., и эта дата считается датой рождения европейской науки. В Элладе возникла философия как самая абстрактная наука о природе, обществе и человеке. Ее истоки восходят к VI в. до н.э., к деятельности софистов, мудрецов – тому же Фалесу Милетскому, Гераклиту Эффескому (530 – 470 гг. до н.э.), Пифагору (582 – 500 гг. до н.э.), Анаксимандру (611 – 547 гг. до н.э.). Основной проблемой софистов была проблема первоначала. Фалес считал таковым воду, Гераклит – огонь, Анаксимандр – воздух, или апейрон. Эмпедокл затем развил учение о четырех первоэлементах – земле, воде, воздухе, огне, которые являлись различными состояниями всего природного. Этим первоэлементам, по Эмпедоклу, соответствовали четыре гумора – жизненных сока человека: кровь, желчь, слизь, черная желчь, а также четыре темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. В V в. до н.э. Сократом было введено само понятие философии, «любомудрия» в переводе с греческого, и мудрецы стали называться не софистами, а философами. В дальнейшем в эллинской философии образовались различные направления и течения. Демокрит (460 – 370 гг. до н.э.) развил учение об атомах, мельчайших, неделимых частицах природного мира, основав материалистическое направление. Платон (427 – 347 гг. до н.э.) обосновал учение об эйдосах, мысленных образах сущего, дав начало идеализму. Эллада стала родиной геометрии и математики. Фалес и Пифагор сформулировали первые теоремы. Последователи Пифагора открыли иррациональные числа. Евдокс (408 – 355 гг. до н.э.) разработал теорию пропорций и начал применять буквы для обозначения геометрических фигур, заложив основы геометрической алгебры. Эвклид (III в. до н.э.) систематизировал знания по геометрии и математике в своем трактате «Начала»; он привел способы определения площадей и объемов различных фигур и тел, изложил теорию чисел, дал определения и аксиомы, в частности, о параллельных прямых. Диофант (+250 г. до н.э.) занимался решением уравнений и алгебраическими счислениями. Элладе обязана своим становлением физика. Здесь нужно указать на открытия Архимеда (287 – 211 гг. до н.э.); он ввел понятие центра тяжести, разработал методы его определения; он сформулировал законы рычага; неслучайно Архимеду приписывают фразу: «Дай мне точку опоры, и я сдвину Землю»; он сформулировал знаменитый закон гидростатики: на всякое тело, погруженное в жидкость, действует поддерживающая сила, равная весу вытесненной телом жидкости, направленная вверх и приложенная к центру тяжести вытесненного объема; он ввел формулу определения числа π как отношения длины окружности к диаметру, определил соотношение объемов шара и описанного около него цилиндра как 2: 3. Достаточно обширные познания небесной сферы были известны уже предшественникам эллинов, но только в Элладе они приобрели характер рациональной теории; именно у эллинов возникли теоретическая астрономия и само обозначение науки о небесных светилах. Гицет (V в. до н.э.) и Экфант (IV в. до н.э.) разработали геоцентрическую концепцию, согласно которой Земля находится в центре Вселенной и вокруг нее вращаются Солнце, Луна и другие светила. Аристарх (320 – 250 гг. до н.э.) предложил совершенно иную, гелиоцентрическую концепцию, по которой Солнце является центром Вселенной, а Земля, как и другие светила, вращаются вокруг Солнца. Апполоний из Перги (+170 г. до н.э.) развил учение об эллипсе, параболе и гиперболе, которые были открыты Менасхмосом еще в середине IV в. до н.э. В Элладе сложилась и география. Пифей Массалийский (+320 г. до н.э.) оставил первые географические описания европейских народов, включая побережья Средиземного и Северного морей. Эратосфен из Кирены (+202 г. до н.э.) вычислил окружность Земли в 24700 миль, допустив ошибку всего лишь в 250 миль. Интерес к знаниям о прошлом отличал уже общества Египта, Шумера и Аккада, но он не простирался далее составления генеалогических таблиц правителей и династий. Только в Элладе зародилась наука о прошлом – история, само обозначение которой должно осмысляться как «исследование». Геродот составил историю народов Средиземноморского мира; Фукидид ввел понятие «закона истории», приемы исторической критики. Эратосфен предпринял исследование в области исторической хронологии, использовав египетские папирусы; он установил даты Первой Олимпиады, Троянской войны; он изобрел новый календарь в 365 дней и с високосным годом. Нельзя не сказать и о медицине, освобожденной от магических представлений и основанной на опыте. Ее подлинным основателем стал Гиппократ (460 – 370 гг. до н.э.). Медицина должна была способствовать сохранению здоровья, красоты и продлению жизни. Гиппократ устанавливал естественные причины болезней, в т.ч. «священной болезни» – эпилепсии. Герофил (III в. до н.э.) сделал значительные открытия в анатомии; он первым стал различать артерии и вены, изучил различные органы – печень, поджелудочную железу, сердце, половые органы и др.; он стал использовать пульс для диагностики; в пульсе он различал 4 фазы: систола, диастола и 2 интервала; он исследовал глаз, открыл сетчатку, зрительный нерв, нервную систему. Эрасистрат (+240 г. до н.э.) сделал открытия в физиологии, описав функции органов. Можно без преувеличения утверждать, что некоторые другие науки, считающиеся достоянием современности, зародились в Древней Греции. Например, политология определенно ведет свое начало от «Политики» Аристотеля, который создал учение о формах политического устройства, выделив три правильные формы – монархию, аристократию и демократию, и три неправильные формы – тиранию, олигархию и демагогию. Говоря о науках, нельзя не отметить достижений эллинов в технике. Еще до вторжения дорийцев эллинам был известен патронный винторезный токарный станок, на котором можно было вытачивать цилиндры, шары, конусы. Архимеду были хорошо известны винты, блоки, лебедки, зубчатые передачи; он прославился изобретением ирригационных и военных машин; он впервые стал использовать болт. Его последователь Ктесибий (II в. до н.э.) создал зубчатое колесо, счетчик оборотов; усовершенствовал водяные часы, которые могли отмечать время боем и движением фигур; он изобрел гидравлический насос и создал множество механизмов для извлечения вина из бочек, воды из подвалов, гноя из ран и т.п. Но, пожалуй, самым выдающимся инженером Эллады был Герон Александрийский (150 – 100 гг. до н.э.), автор сочинения «Театр автоматов», основатель первой технической школы. Им созданы самые разнообразные механизмы – диоптры, воздушный орган, фонтаны; он открыл свойства пара и создал эолипил, первую паровую машину. Характерно, что это изобретение использовалось отнюдь не для облегчения труда рабов, но в театральных зрелищах: машины Герона заставляли танцевать механических марионеток, сражаться искусственного Геракла, приводить в движение любые фигуры, открывать врата храма и т.д. Date: 2015-08-24; view: 295; Нарушение авторских прав |