Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Аксиология как отрасль философского знания. Сущность ценностного отношения человека к миру





Философия является весьма сложной системой знания, в которой исследуются предельно общие вопросы, касающиеся системы "Человек-Мир". Наряду с онтологией, гносеологией, диалектикой и т.д. она включает в себя также и раздел, в котором окружающий человека мир всматривается с точки зрения его значения для человека, т.е. ценно-1и. Этот раздел называется аксиологией ("теория ценностей"), основы которой были сформулированы еще в древней философской мысли. В аксиологии рассматриваются вопросы и проблемы, которые кон­кретизируют философские представления о человеке, его бытии в мире и смысле своего существования.

Известно, что человек в своих отношениях (взаимодействиях) с окружающим миром проявляет себя, в отличие от животных, универ­сально, т.е. всесторонне. Его природа такова, что он стремится к пол­ноте своего существования, творя по меркам любого рода и много­гранно раскрывая свою творческую сущность. Деятельное отношение человека к миру существует в различных формах.

Во-первых, познавательное отношение, т.е. поиск и обретение знаний, начиная от самых простейших (обыденное знание) и заканчи­вая теориями и научными картинами мира, что происходит в науч­ном познании.

Во-вторых, практическое отношение, т.е. стремление устроить мир "по-человечески", преобразовать его в соответствии со своими потреб­ностями и интересами, опираясь на свои навыки, знания и орудия труда.

В-третьих, художественно-эстетическое отношение, что предпо­лагает восприятие мира сквозь призму гармонии и красоты, любова­ние и восхищение этим миром, воплощение прекрасного в своей прак­тической деятельности.

В-четвертых, существует и нравственное отношение, т.е. следова­ние человека моральным канонам и императивам (повелениям обще­ства, собственной, совести) или же вопреки морали и совести.

В-пятых, в жизни человека имеет место и так называемое ценнос­тное отношение к миру. Оно является достаточно древним, и форми­ровалось по мере становления человека в своей истории. Что касается его содержания, то оно предполагает восприятие мира с точки зрения его значения (смысла) для человека, раскрытие роли материальных и духовных явлений, предметов и процессов в жизнедеятельности чело­века. Человек ведь, говоря словами русского философа Н.А.Бердяева, это — "существо оценивающее", а древнегреческий философ Прота-гор называл его и вовсе "мерой всех вещей". Ценностное отношение представляет собой органичную и специфическую связь между субъек­том и объектом, между мыслящим человеком и неодушевленным ("мол­чаливым") миром. В рамках этого отношения человек проявляет свои потребности (состояние нужды), интересы (содержание желаний) и цели (мысленный образ устремлений). Ценностное отношение чело­века к миру является относительно самостоятельным аспектом его существования, хотя оно и вплетено в общую ткань всей духовно-прак­тической деятельности "гомо сапиенс". "Жить на свете", — писал рус­ский философ И.А.Ильин, — "значит выбирать и стремиться..."

Выше нами отмечалось, что основы аксиологии были заложены уже в древней философии. Ценностные суждения имели место в буддизме (Индия), конфуцианстве (Китай), в иных философских течениях и школах. Греческий философ Сократ попытался в общем виде сфор­мулировать основной вопрос аксиологии: "Что есть благо?", т.е. цен­ное, значимое для человека. В духе своего времени (а греческая фило­софия была преимущественно рационалистической) он выделял зна­ние как высшее благо, которое призвано способствовать становлению человека в качестве человека. Но знание — это ведь не единственное благо, тем более, что оно бывает и истинным, и ложным. Поэтому Сократ и предложил ту призму ("Что есть благо?"), опираясь на кото­рую, можно сознательно формировать ценностное отношение к миру, т.е. раскрывать его смысл, значение для человека, находить в нем по­ложительное или же отрицательное для себя. Таким путем формиру­ется мир ценностей (значений, смыслов), конкретный для каждой эпо­хи, народа, отдельной группы и индивида.

Заметим, что в античной философии благо, т.е. нечто положитель­ное, имеющее физическое и духовное значение, желанное для челове­ка, трактовалось по-разному, — аскетизм у киников, наслаждение у эпикурейцев, невозмутимость духа у стоиков, разумная душа у Пла­тона, гармония природы для Пифагора и т.д. Напротив, в восточ­ной философии (Индия, Китай) подчеркивались иные ценности — созерцание окружающего мира и самосозерцание, ненасилие по от­ношению к природе, почитание старших в семье.


В средние века, когда в философии господствовал геоцентризм, высшим благом считалось почитание Бога как высшего (абсолютно­го) начала, любовь к нему и поклонение, неуклонное следование бо­жественным заповедям. Напротив, отрыв от Бога рассматривался как грех, грехопадение. В это время в язык философии входит знаменитая триада понятий — Истина, Добро и Красота, которые символизиру­ют высшие духовные ценности и требуют к себе благоговения, т.е. тре­петного отношения, почтения к ним*.(В. С. Соловьев: "Благоговение есть ощущение высшего идеала как истинно су-Ч1его, вызывающего стремление к действительной перемене себя в смысле при­ближения к высшему совершенству".)

В отличие от средневековья, эпоха Возрождения в качестве высшей ценности предложила рассматривать не Бога, а живого и деятельного человека, и счастье искать не на небесах, а на земле (Л.Валла и др.). В это время в культуре сформировался гуманизм —течение, которое рас­сматривает человека в качестве высшей ценности и цели общества.

В Новое время (XVII — XIX вв.) благом для человека считалось прежде всего обладание научным знанием ("Знание — сила", подчер­кивал Ф.Бэкон). "Я мыслю — следовательно, я существую", полагал Р.Декарт. В эту эпоху окружающий человека мир воспринимался, прежде всего, как мастерская, т.е. объект практики. Новое время стало также выделять и подчеркивать субъекта — человека как существа мысля­щего и деятельного, обладающего духовностью. И.Кант ввел понятие "ценность" и применил его в своей антропологии, сделав акцент прежде всего на нравственных ценностях —совесть, долг, честь и др. Напро­тив, в классическом марксизме (К. Маркс, Ф.Энгельс) были подчеркнуты социально-политические ценности —революция, свобода, равенство и справедливость, всеобщность труда. Ф.Ницше в своем учении о "сверх­человеке" призвал к переоценке ценностей и идеалов, поставил вопрос о "ценностных рангах" (иерархия ценностей).

С возникновением экзистенциализма (С.Кьеркегор и др.) филосо­фия усилила внимание к так называемым экзистенциальным ценнос­тям (свобода, счастье и др.), которые связаны с осмыслением челове­ком смысла собственного существования. Можно сказать, что фило­софия Нового времени постепенно переместила акцент в исследова­нии с познавательного на ценностное отношение человека к окружа­ющему миру, и это явилось значительным шагом в становлении аксиологии, углублении представлений о человеке как социокультурном существе.

В середине XX в. аксиология заняла видное место в структуре философского знания. Более того, в связи с обострением глобальных проблем человечества аксиологическая проблематика в некоторых течениях (экзистенциализм, неотомизм и др.) стала выдвигаться на ведущие позиции. Тем более, что характер нынешнего исторического времени (бытие человечества между жизнью и грозящей смертью) по­ставил вопрос о коренной переоценке ценностей, например — о пере­осмыслении сущности гуманизма, об отношении к окружающей при­роде, о жизненных целях человека. Отметим и то, что в современной философии большое внимание стало обращаться на антиценности, которые явились одним из глубинных источников кризиса цивилиза­ции, — потребительство, утилитарное отношение к природе, тотали­тарные идеологии, агрессивные войны.


Что касается русской философии, то в ней традиционно особое внимание уделялось духовным ценностям, что связано, в частности, с активным влиянием морали православной церкви. Большой вклад в становление философской теории ценностей внесли Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский, И.А. Ильин, Б.П. Вышеславцев. Очень большой "аксиологический потенциал" содержится в русской художественной лите­ратуре (Л.Н. Толстой. Ф.М. Достоевский и др.), в формах устного народного творчества — афоризмах, пословицах и поговорках, лето­писях, преданиях. Для отечественной философской культуры был, как правило, характерен примат (превосходство) Духа над Материей, при­оритет высших общечеловеческих ценностей — Истины, Добра и Кра­соты, правды, справедливости и гуманности (милосердия). Русские мыслители подчеркивали, что "...духовность несет с собой освобож­дение, она несет с собой человечность" {Н.А.Бердяев}. В сохранении и утверждении Духа они видели великую историческую миссию русской цивилизации, надеясь, что она "просветит себя светом, который оза­рит весь мир" {Н.К.Рерих).

Сделав краткий обзор становления аксиологии, остановимся на ее важнейших понятиях. С их помощью она исследует свой предмет, раскрывает и характеризует различные его грани.

В аксиологии исходными и базовыми являются понятия "ценнос­тное отношение" и "ценность"' (благо). Что касается ценностного от­ношения, то оно, как было отмечено выше, представляет собой осо­бого рода связь (взаимодействие) субъекта и объекта, в рамках кото­рого происходит выявление, переживание и осмысление социокультур-ного значения объекта (предмет, явление, процесс и т.д.) для бытия субъекта. Ценностное отношение имеет два полюса — объект как но­ситель ценности, и субъект как носитель оценки. Это отношение су­ществует в разных формах познания — в мифологии и религии, в ис­кусстве, философии и морали, в обыденном познании. Ценностное отношение имеет много аспектов (граней): объективный (качества, свойства вещей), субъективный (личностное восприятие и осмысле­ние), психологический (чувства и переживания), социологический, педагогический и другие аспекты.

Под ценностью в аксиологии понимается социокультурное значе­ние предметов, процессов и явлений (материальных и духовных) для человека. Ценность выступает как благо для человека, т.е. нечто поло­жительное, важное для его жизнедеятельности, например — ценность одежды, компьютера, знаний, свободного времени, орудий труда. Это все то, что удовлетворяет потребности, увлекает и обогащает человека, творит его бытие, наполняет человеческую жизнь всесторонним содер­жанием. Русский религиозный философ Я. О.Лосский так определял по­нятие ценности: "Ценность есть нечто всепроникающее, определяющее смысл и всего мира в целом, и каждой личности, и каждого события, и каждого поступка....Вся жизнь движется любовью к ценностям". Цен­ность — это нечто предпочтительное для человека, что побуждает его к активной деятельности и придает ей позитивный смысл, ориентирует человека в мире и нацеливает его на конкретные поступки.


В аксиологии полагается, что сам мир уже изначально обладает такими свойствами ("ценностная предметность", или "ценность в по­тенции"), которые могут иметь позитивное значение для человека в его многогранной жизнедеятельности. Однако ценности не присущи предметам и явлениям сами по себе. (Например, книга в руках дикаря не представляет для него никакой ценности, а значит, не вызывает восхищения и душевного трепета перед ней). Они выявляются только в ходе активного взаимодействия человека с окружающим миром, т.е. в рамках духовно-практической деятельности, в лоне общественных отношений. Образно говоря, ценность "рождается" в точке встречи человека и мира. Дикая природа сама по себе ни для кого не представ­ляет ценности, ведь в ней нет человека, а для животных она есть всего лишь объект витальных (жизненных) потребностей. Ценностные ха­рактеристики она обнаруживает лишь благодаря появлению и при­сутствию в ней человека как существа ищущего и деятельного. В свя­зи с этим русский философ-просветитель XVIII в. Н.И. Новиков пи­сал: "Без человека вся природа мертва, весь порядок не что иное, как хаос... В нас все соединяется, нами открывается во всем премудрость стройность и первая точная красота". В ценностном отношении рас­крывается небезразличие, небезучастность человека по отношению к миру. Человек — это ведь не животное, которое, удовлетворив свои физиологические потребности, успокаивается на этом. Нет, у него имеются и потребности иного, несравненно более сложного характе­ра — социальные, духовные и иные. Человек в мире в одном лице про­являет себя как созерцатель, соучастник всего происходящего, и су­дья всему вокруг него.

В аксиологии применяется и понятие "польза", которым тоже выявляется значение окружающего мира. Но оно раскрывает не со-циокультурное, а биологическое, физиологическое значение предме­тов мира для человека, например — польза пищи, воды, домашней утвари и т.п. Можно сказать, что польза —это простейшая ценность, которая играет некую функциональную роль (полезность, пригод­ность) в повседневной жизни человека.

Следует иметь в виду, что вещи и явления, кроме положительного, могут иметь и отрицательное значение, т.е. восприниматься как анти­ценности (отрицательные "ценности", "псевдоценности"), быть носи­телями негативных значений (смыслов) для человека. Выражением ан­тиценностей в общественной жизни является, как известно. Зло в раз­личных его проявлениях. Напротив, Добро символизирует собой все положительное, высоконравственное и совершенное для человека — вещи, деяния, отношения и прочее. Жизнь общества являет собой аре­ну вечной и неутихающей борьбы противоположных начал - светлого и темного, возвышенного и низменного, прекрасного и безобразного. Добро на деле есть утверждение жизни, а Зло, напротив, есть ее разру­шение, отрицание. Ценности и антиценности (Ум и Глупость, Труд и Лень, Любовь и Ненависть, и т.д.) словно бы соперничают между со­бой в том, чтобы сделать человека своим покорным пленником.

К числу важнейших понятий аксиологии относится также оценка, под которой понимается процедура определения значения предметов, процессов или явлений для человека, выявление их социокультурного смысла. Кратко говоря, оценка—это отнесение значения к ценности, если таковая в предметах имеется. Основаниями оценки являются по­требности и интересы, установки индивида или социальной группы, существующие в обществе образцы, нормы, правила. Оценка призва­на ориентировать человека в окружающем мире, направлять его по­вседневную жизнь. Она присуща и обыденному, и научному позна­нию. Оценочный аспект в большой мере присутствует в гуманитар­ных и общественных науках, ведь в них часто проявляется личност­ная позиция исследователя. Известно, например, что работа К.Марк­са "Капитал" — это не только крупное научное произведение своего времени. Это ведь еще и оценка капитализма XIX в. как строя неспра­ведливого и бесчеловечного, и поэтому, с точки зрения Маркса, под­лежащего революционному преобразованию в коммунизм.

Что же касается переоценки ценностей, то она представляет собой переосмысление устоявшихся представлений и смыслов, и, соответ­ственно, смену ориентиров, вех в жизни. В общественной жизни воз­можно и искажение ценностных представлений, т.е. подмена (созна­тельная или же не умышленная) добра злом (например, низкопробное произведение искусства воспринимается как шедевр, бескорыстие ус­тупает дорогу алчности и т.п.).

На основе оценок складываются оценочные суждения челове­ка: "это — хорошо", "это — плохо", "это — прекрасно, а это — безобразно" и т.п. С помощью таких суждений человек осознает ок­ружающий мир как имеющий значение для него, а себя проявляет в нем как существо культурное, социальное. Подобные суждения (они всегда субъективны) существуют в религии и науке, в политике, в по­вседневном познании, быту.

Мир ценностей (материальных и духовных) образует то, что в ак­сиологии называется аксиосферой. Можно сказать, что аксиосфера — это и есть содержание культуры, которая (культура), в свою очередь, является способом существования человека в качестве человека. Акси­осфера представляет собой огромное многообразие ценностей — эти­ческих и эстетических, политических, правовых, религиозных и иных, которые формируются на соответствующей социальной и духовной почве. В связи с этим русский религиозный философ Б.П.Вышеславцев замечал, что "...Каждая нация и каждая культура имеет свою систему Ценностей, которую она "культивирует", и свою высшую ценность и "святыню", которую она религиозно почитает". Мир ценностей — это мир значений, в котором человек существует и в котором он черпает ориентиры своего жизненного пути.

Надо полагать, что структура (строение) аксиосферы всегда под­вижна и имеет конкретно-исторический характер. Например, в средние века доминировали религиозные, в эпоху Возрождения — гуманистические, а в середине и второй половине XX в. на первый план стали выдвигаться так называемые экзистенциальные ценности, которые свя­заны с познанием человеком смысла своей жизни и существования в мире, своей свободы и несвободы. Философская мысль нашего време­ни стала активно обращаться к теме экологических ценностей, в кото­рых раскрывается великая роль Природы и Жизни на нашей планете, необходимость их защиты и сохранения для потомков.

В аксиосфере существует иерархия ценностей, т.е. определенное их расположение с точки зрения значения для субъекта. Очевидно ведь, что индивид или группа всегда имеют свои собственные предпочтения и уст­ремления, в отличие от других индивидов и групп. Вместе с тем, суще­ствуют ведь и общечеловеческие ценности, которые признаны всеми и имеют значение для всех. Мир ценностей человека чем-то напоминает пирамиду с основанием и вершиной. У каждого индивида своя ценност­ная пирамида, основание которой прочно и устойчиво, если его "кирпи­чики" сделаны из добротного "материала" — из ценностей, которые не подвержены разрушению временем и поэтому имеют непреходящее зна­чение. Б.П.Вышеславцев предложил называть особо важные ценности "святостью", "святынями", а его соотечественник Н. О.Лосский опреде­лил их как "абсолютные", "безусловно оправданные". У каждого наро­да и у каждого человека есть то, что для них свято и неприкосновенно, что вызывает душевный трепет, восхищение, любовь и преклонение.

Выше мы назвали важнейшие понятия, которыми оперирует фило­софская аксиология. Большую роль в ней играют также и такие поня­тия, как "идеал", "ценностные ориентиры", "смысл жизни человека", "ценностные представления", "ценностный нигилизм" и "ценностный вакуум", "кризис ценностей" и "конфликт ценностей", "духовность" и другие. На отдельные из них мы обратим внимание в последующем.

Таким образом, аксиология как философская теория ценностей раскрывает специфический аспект бытия человека в окружающем его мире, а именно — ценностное отношение к миру, восприятие его с точки зрения социально-культурного значения для человека. Аксио­логия раскрывает также и внутренний мир самого человека — его цен­ностные представления и ориентации в этом мире, переживание и ос­мысление этого мира. Кратко говоря, предметом аксиологии является ценностное отношение человека к миру, многообразные формы прояв­ления этого отношения в действительности.







Date: 2015-08-24; view: 1086; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию