Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Аксиология как отрасль философского знания. Сущность ценностного отношения человека к мируСтр 1 из 21Следующая ⇒
Философия является весьма сложной системой знания, в которой исследуются предельно общие вопросы, касающиеся системы "Человек-Мир". Наряду с онтологией, гносеологией, диалектикой и т.д. она включает в себя также и раздел, в котором окружающий человека мир всматривается с точки зрения его значения для человека, т.е. ценно-1и. Этот раздел называется аксиологией ("теория ценностей"), основы которой были сформулированы еще в древней философской мысли. В аксиологии рассматриваются вопросы и проблемы, которые конкретизируют философские представления о человеке, его бытии в мире и смысле своего существования. Известно, что человек в своих отношениях (взаимодействиях) с окружающим миром проявляет себя, в отличие от животных, универсально, т.е. всесторонне. Его природа такова, что он стремится к полноте своего существования, творя по меркам любого рода и многогранно раскрывая свою творческую сущность. Деятельное отношение человека к миру существует в различных формах. Во-первых, познавательное отношение, т.е. поиск и обретение знаний, начиная от самых простейших (обыденное знание) и заканчивая теориями и научными картинами мира, что происходит в научном познании. Во-вторых, практическое отношение, т.е. стремление устроить мир "по-человечески", преобразовать его в соответствии со своими потребностями и интересами, опираясь на свои навыки, знания и орудия труда. В-третьих, художественно-эстетическое отношение, что предполагает восприятие мира сквозь призму гармонии и красоты, любование и восхищение этим миром, воплощение прекрасного в своей практической деятельности. В-четвертых, существует и нравственное отношение, т.е. следование человека моральным канонам и императивам (повелениям общества, собственной, совести) или же вопреки морали и совести. В-пятых, в жизни человека имеет место и так называемое ценностное отношение к миру. Оно является достаточно древним, и формировалось по мере становления человека в своей истории. Что касается его содержания, то оно предполагает восприятие мира с точки зрения его значения (смысла) для человека, раскрытие роли материальных и духовных явлений, предметов и процессов в жизнедеятельности человека. Человек ведь, говоря словами русского философа Н.А.Бердяева, это — "существо оценивающее", а древнегреческий философ Прота-гор называл его и вовсе "мерой всех вещей". Ценностное отношение представляет собой органичную и специфическую связь между субъектом и объектом, между мыслящим человеком и неодушевленным ("молчаливым") миром. В рамках этого отношения человек проявляет свои потребности (состояние нужды), интересы (содержание желаний) и цели (мысленный образ устремлений). Ценностное отношение человека к миру является относительно самостоятельным аспектом его существования, хотя оно и вплетено в общую ткань всей духовно-практической деятельности "гомо сапиенс". "Жить на свете", — писал русский философ И.А.Ильин, — "значит выбирать и стремиться..." Выше нами отмечалось, что основы аксиологии были заложены уже в древней философии. Ценностные суждения имели место в буддизме (Индия), конфуцианстве (Китай), в иных философских течениях и школах. Греческий философ Сократ попытался в общем виде сформулировать основной вопрос аксиологии: "Что есть благо?", т.е. ценное, значимое для человека. В духе своего времени (а греческая философия была преимущественно рационалистической) он выделял знание как высшее благо, которое призвано способствовать становлению человека в качестве человека. Но знание — это ведь не единственное благо, тем более, что оно бывает и истинным, и ложным. Поэтому Сократ и предложил ту призму ("Что есть благо?"), опираясь на которую, можно сознательно формировать ценностное отношение к миру, т.е. раскрывать его смысл, значение для человека, находить в нем положительное или же отрицательное для себя. Таким путем формируется мир ценностей (значений, смыслов), конкретный для каждой эпохи, народа, отдельной группы и индивида. Заметим, что в античной философии благо, т.е. нечто положительное, имеющее физическое и духовное значение, желанное для человека, трактовалось по-разному, — аскетизм у киников, наслаждение у эпикурейцев, невозмутимость духа у стоиков, разумная душа у Платона, гармония природы для Пифагора и т.д. Напротив, в восточной философии (Индия, Китай) подчеркивались иные ценности — созерцание окружающего мира и самосозерцание, ненасилие по отношению к природе, почитание старших в семье. В средние века, когда в философии господствовал геоцентризм, высшим благом считалось почитание Бога как высшего (абсолютного) начала, любовь к нему и поклонение, неуклонное следование божественным заповедям. Напротив, отрыв от Бога рассматривался как грех, грехопадение. В это время в язык философии входит знаменитая триада понятий — Истина, Добро и Красота, которые символизируют высшие духовные ценности и требуют к себе благоговения, т.е. трепетного отношения, почтения к ним*.(В. С. Соловьев: "Благоговение есть ощущение высшего идеала как истинно су-Ч1его, вызывающего стремление к действительной перемене себя в смысле приближения к высшему совершенству".) В отличие от средневековья, эпоха Возрождения в качестве высшей ценности предложила рассматривать не Бога, а живого и деятельного человека, и счастье искать не на небесах, а на земле (Л.Валла и др.). В это время в культуре сформировался гуманизм —течение, которое рассматривает человека в качестве высшей ценности и цели общества. В Новое время (XVII — XIX вв.) благом для человека считалось прежде всего обладание научным знанием ("Знание — сила", подчеркивал Ф.Бэкон). "Я мыслю — следовательно, я существую", полагал Р.Декарт. В эту эпоху окружающий человека мир воспринимался, прежде всего, как мастерская, т.е. объект практики. Новое время стало также выделять и подчеркивать субъекта — человека как существа мыслящего и деятельного, обладающего духовностью. И.Кант ввел понятие "ценность" и применил его в своей антропологии, сделав акцент прежде всего на нравственных ценностях —совесть, долг, честь и др. Напротив, в классическом марксизме (К. Маркс, Ф.Энгельс) были подчеркнуты социально-политические ценности —революция, свобода, равенство и справедливость, всеобщность труда. Ф.Ницше в своем учении о "сверхчеловеке" призвал к переоценке ценностей и идеалов, поставил вопрос о "ценностных рангах" (иерархия ценностей). С возникновением экзистенциализма (С.Кьеркегор и др.) философия усилила внимание к так называемым экзистенциальным ценностям (свобода, счастье и др.), которые связаны с осмыслением человеком смысла собственного существования. Можно сказать, что философия Нового времени постепенно переместила акцент в исследовании с познавательного на ценностное отношение человека к окружающему миру, и это явилось значительным шагом в становлении аксиологии, углублении представлений о человеке как социокультурном существе. В середине XX в. аксиология заняла видное место в структуре философского знания. Более того, в связи с обострением глобальных проблем человечества аксиологическая проблематика в некоторых течениях (экзистенциализм, неотомизм и др.) стала выдвигаться на ведущие позиции. Тем более, что характер нынешнего исторического времени (бытие человечества между жизнью и грозящей смертью) поставил вопрос о коренной переоценке ценностей, например — о переосмыслении сущности гуманизма, об отношении к окружающей природе, о жизненных целях человека. Отметим и то, что в современной философии большое внимание стало обращаться на антиценности, которые явились одним из глубинных источников кризиса цивилизации, — потребительство, утилитарное отношение к природе, тоталитарные идеологии, агрессивные войны. Что касается русской философии, то в ней традиционно особое внимание уделялось духовным ценностям, что связано, в частности, с активным влиянием морали православной церкви. Большой вклад в становление философской теории ценностей внесли Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский, И.А. Ильин, Б.П. Вышеславцев. Очень большой "аксиологический потенциал" содержится в русской художественной литературе (Л.Н. Толстой. Ф.М. Достоевский и др.), в формах устного народного творчества — афоризмах, пословицах и поговорках, летописях, преданиях. Для отечественной философской культуры был, как правило, характерен примат (превосходство) Духа над Материей, приоритет высших общечеловеческих ценностей — Истины, Добра и Красоты, правды, справедливости и гуманности (милосердия). Русские мыслители подчеркивали, что "...духовность несет с собой освобождение, она несет с собой человечность" {Н.А.Бердяев}. В сохранении и утверждении Духа они видели великую историческую миссию русской цивилизации, надеясь, что она "просветит себя светом, который озарит весь мир" {Н.К.Рерих). Сделав краткий обзор становления аксиологии, остановимся на ее важнейших понятиях. С их помощью она исследует свой предмет, раскрывает и характеризует различные его грани. В аксиологии исходными и базовыми являются понятия "ценностное отношение" и "ценность"' (благо). Что касается ценностного отношения, то оно, как было отмечено выше, представляет собой особого рода связь (взаимодействие) субъекта и объекта, в рамках которого происходит выявление, переживание и осмысление социокультур-ного значения объекта (предмет, явление, процесс и т.д.) для бытия субъекта. Ценностное отношение имеет два полюса — объект как носитель ценности, и субъект как носитель оценки. Это отношение существует в разных формах познания — в мифологии и религии, в искусстве, философии и морали, в обыденном познании. Ценностное отношение имеет много аспектов (граней): объективный (качества, свойства вещей), субъективный (личностное восприятие и осмысление), психологический (чувства и переживания), социологический, педагогический и другие аспекты. Под ценностью в аксиологии понимается социокультурное значение предметов, процессов и явлений (материальных и духовных) для человека. Ценность выступает как благо для человека, т.е. нечто положительное, важное для его жизнедеятельности, например — ценность одежды, компьютера, знаний, свободного времени, орудий труда. Это все то, что удовлетворяет потребности, увлекает и обогащает человека, творит его бытие, наполняет человеческую жизнь всесторонним содержанием. Русский религиозный философ Я. О.Лосский так определял понятие ценности: "Ценность есть нечто всепроникающее, определяющее смысл и всего мира в целом, и каждой личности, и каждого события, и каждого поступка....Вся жизнь движется любовью к ценностям". Ценность — это нечто предпочтительное для человека, что побуждает его к активной деятельности и придает ей позитивный смысл, ориентирует человека в мире и нацеливает его на конкретные поступки. В аксиологии полагается, что сам мир уже изначально обладает такими свойствами ("ценностная предметность", или "ценность в потенции"), которые могут иметь позитивное значение для человека в его многогранной жизнедеятельности. Однако ценности не присущи предметам и явлениям сами по себе. (Например, книга в руках дикаря не представляет для него никакой ценности, а значит, не вызывает восхищения и душевного трепета перед ней). Они выявляются только в ходе активного взаимодействия человека с окружающим миром, т.е. в рамках духовно-практической деятельности, в лоне общественных отношений. Образно говоря, ценность "рождается" в точке встречи человека и мира. Дикая природа сама по себе ни для кого не представляет ценности, ведь в ней нет человека, а для животных она есть всего лишь объект витальных (жизненных) потребностей. Ценностные характеристики она обнаруживает лишь благодаря появлению и присутствию в ней человека как существа ищущего и деятельного. В связи с этим русский философ-просветитель XVIII в. Н.И. Новиков писал: "Без человека вся природа мертва, весь порядок не что иное, как хаос... В нас все соединяется, нами открывается во всем премудрость стройность и первая точная красота". В ценностном отношении раскрывается небезразличие, небезучастность человека по отношению к миру. Человек — это ведь не животное, которое, удовлетворив свои физиологические потребности, успокаивается на этом. Нет, у него имеются и потребности иного, несравненно более сложного характера — социальные, духовные и иные. Человек в мире в одном лице проявляет себя как созерцатель, соучастник всего происходящего, и судья всему вокруг него. В аксиологии применяется и понятие "польза", которым тоже выявляется значение окружающего мира. Но оно раскрывает не со-циокультурное, а биологическое, физиологическое значение предметов мира для человека, например — польза пищи, воды, домашней утвари и т.п. Можно сказать, что польза —это простейшая ценность, которая играет некую функциональную роль (полезность, пригодность) в повседневной жизни человека. Следует иметь в виду, что вещи и явления, кроме положительного, могут иметь и отрицательное значение, т.е. восприниматься как антиценности (отрицательные "ценности", "псевдоценности"), быть носителями негативных значений (смыслов) для человека. Выражением антиценностей в общественной жизни является, как известно. Зло в различных его проявлениях. Напротив, Добро символизирует собой все положительное, высоконравственное и совершенное для человека — вещи, деяния, отношения и прочее. Жизнь общества являет собой арену вечной и неутихающей борьбы противоположных начал - светлого и темного, возвышенного и низменного, прекрасного и безобразного. Добро на деле есть утверждение жизни, а Зло, напротив, есть ее разрушение, отрицание. Ценности и антиценности (Ум и Глупость, Труд и Лень, Любовь и Ненависть, и т.д.) словно бы соперничают между собой в том, чтобы сделать человека своим покорным пленником. К числу важнейших понятий аксиологии относится также оценка, под которой понимается процедура определения значения предметов, процессов или явлений для человека, выявление их социокультурного смысла. Кратко говоря, оценка—это отнесение значения к ценности, если таковая в предметах имеется. Основаниями оценки являются потребности и интересы, установки индивида или социальной группы, существующие в обществе образцы, нормы, правила. Оценка призвана ориентировать человека в окружающем мире, направлять его повседневную жизнь. Она присуща и обыденному, и научному познанию. Оценочный аспект в большой мере присутствует в гуманитарных и общественных науках, ведь в них часто проявляется личностная позиция исследователя. Известно, например, что работа К.Маркса "Капитал" — это не только крупное научное произведение своего времени. Это ведь еще и оценка капитализма XIX в. как строя несправедливого и бесчеловечного, и поэтому, с точки зрения Маркса, подлежащего революционному преобразованию в коммунизм. Что же касается переоценки ценностей, то она представляет собой переосмысление устоявшихся представлений и смыслов, и, соответственно, смену ориентиров, вех в жизни. В общественной жизни возможно и искажение ценностных представлений, т.е. подмена (сознательная или же не умышленная) добра злом (например, низкопробное произведение искусства воспринимается как шедевр, бескорыстие уступает дорогу алчности и т.п.). На основе оценок складываются оценочные суждения человека: "это — хорошо", "это — плохо", "это — прекрасно, а это — безобразно" и т.п. С помощью таких суждений человек осознает окружающий мир как имеющий значение для него, а себя проявляет в нем как существо культурное, социальное. Подобные суждения (они всегда субъективны) существуют в религии и науке, в политике, в повседневном познании, быту. Мир ценностей (материальных и духовных) образует то, что в аксиологии называется аксиосферой. Можно сказать, что аксиосфера — это и есть содержание культуры, которая (культура), в свою очередь, является способом существования человека в качестве человека. Аксиосфера представляет собой огромное многообразие ценностей — этических и эстетических, политических, правовых, религиозных и иных, которые формируются на соответствующей социальной и духовной почве. В связи с этим русский религиозный философ Б.П.Вышеславцев замечал, что "...Каждая нация и каждая культура имеет свою систему Ценностей, которую она "культивирует", и свою высшую ценность и "святыню", которую она религиозно почитает". Мир ценностей — это мир значений, в котором человек существует и в котором он черпает ориентиры своего жизненного пути. Надо полагать, что структура (строение) аксиосферы всегда подвижна и имеет конкретно-исторический характер. Например, в средние века доминировали религиозные, в эпоху Возрождения — гуманистические, а в середине и второй половине XX в. на первый план стали выдвигаться так называемые экзистенциальные ценности, которые связаны с познанием человеком смысла своей жизни и существования в мире, своей свободы и несвободы. Философская мысль нашего времени стала активно обращаться к теме экологических ценностей, в которых раскрывается великая роль Природы и Жизни на нашей планете, необходимость их защиты и сохранения для потомков. В аксиосфере существует иерархия ценностей, т.е. определенное их расположение с точки зрения значения для субъекта. Очевидно ведь, что индивид или группа всегда имеют свои собственные предпочтения и устремления, в отличие от других индивидов и групп. Вместе с тем, существуют ведь и общечеловеческие ценности, которые признаны всеми и имеют значение для всех. Мир ценностей человека чем-то напоминает пирамиду с основанием и вершиной. У каждого индивида своя ценностная пирамида, основание которой прочно и устойчиво, если его "кирпичики" сделаны из добротного "материала" — из ценностей, которые не подвержены разрушению временем и поэтому имеют непреходящее значение. Б.П.Вышеславцев предложил называть особо важные ценности "святостью", "святынями", а его соотечественник Н. О.Лосский определил их как "абсолютные", "безусловно оправданные". У каждого народа и у каждого человека есть то, что для них свято и неприкосновенно, что вызывает душевный трепет, восхищение, любовь и преклонение. Выше мы назвали важнейшие понятия, которыми оперирует философская аксиология. Большую роль в ней играют также и такие понятия, как "идеал", "ценностные ориентиры", "смысл жизни человека", "ценностные представления", "ценностный нигилизм" и "ценностный вакуум", "кризис ценностей" и "конфликт ценностей", "духовность" и другие. На отдельные из них мы обратим внимание в последующем. Таким образом, аксиология как философская теория ценностей раскрывает специфический аспект бытия человека в окружающем его мире, а именно — ценностное отношение к миру, восприятие его с точки зрения социально-культурного значения для человека. Аксиология раскрывает также и внутренний мир самого человека — его ценностные представления и ориентации в этом мире, переживание и осмысление этого мира. Кратко говоря, предметом аксиологии является ценностное отношение человека к миру, многообразные формы проявления этого отношения в действительности. Date: 2015-08-24; view: 1086; Нарушение авторских прав |