Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава третья. Встреча с марсианином – психиатрические симптомы – индукция, или почему сосед хромого сам хромать начинает – мир как воля и представление – тоннель реальности





ЭТОТ БЕЗУМНЫЙ МИР

 

 

Встреча с марсианином – психиатрические симптомы – индукция, или почему сосед хромого сам хромать начинает – мир как воля и представление – тоннель реальности – зачем мы материализуем проблемы

 

Мир шизофреника может дать поразительно много информации для исследователя психики. Не хуже, чем самые продвинутые святые, он открывает нам загадочность личной реальности человека, позволяет оценить всю сложность наших отношений с бессознательным. Диапазон изменения сознания у психбольного не просто охватывает весь спектр ощущений обычного человека, а значительно превосходит его как по силе переживаний, так и по богатству воспринимаемых миров. В самой изощренной фантазии не представишь того, что испытывает шизофреник как реальность. Проявления болезни очень многообразны, начиная от самых незначительных, когда больной ведет успешную социальную жизнь, до таких, которые приводят к абсурдному поведению, преступлениям или полной отрешенности. Человек может просто неподвижно лежать в постели, в то же время ощущая себя исторической личностью, святым, героем других исторических эпох, встречаясь с богами, участвуя в атомных войнах, присутствуя при гибели Вселенной, подвергаясь пыткам или получая высшее наслаждение. Его мир простирается от всевластия Бога до полной подчиненности чужой силе, от великих прозрений до полного отупения, от бесконечной полноты своего Я до чувства собственного несуществования. Причем чувство несуществования бывает настолько мучительно, что больные льют на себя кипяток и поджигают на себе одежду, надеясь, что хотя бы боль поможет им почувствовать состояние «Я есть».

Часто больной продолжает жить в обычной жизненной среде, ходить на работу, иметь семью. При этом его бредовые конструкции и галлюцинации накладываются на реальность. Иногда он может ощущать болезненность и «ненормальность» своих переживаний, но не в состоянии от них избавиться. Однако, обычно он лишается возможности критической оценки происходящего. Болезнь очень часто придает бредовым идеям и галлюцинациям качество убедительности. Ведь вы же не сомневаетесь, что книга, которую вы сейчас держите в руках, реальна. Это и есть убедительность восприятия. Больному кажется совершенно реальным то, чего другие не замечают. Представьте, вы встретили друга, поздоровались с ним и стали общаться, а прохожие оборачиваются на вас и крутят пальцем у виска. Они видят только вас одного. Или вы выходите на улицу и видите, что навстречу идет настоящий марсианин. Вы можете потрогать его, разглядеть любые подробности одежды или тела. Вы слышите его голос. Он рассказывает, кто он такой, говорит, что собирается поручить вам великую миссию по спасению человечества. Он с легкостью читает ваши мысли, более того, разворачивает в вашем мозгу схему космического корабля, на котором он прилетел. Вы поражаетесь, насколько их цивилизация ушла вперед. Затем он прокручивает в вашем сознании фильм об интимных подробностях вашей жизни, чаще всего тех, по отношению к которым вы испытываете чувство вины, стыда или страха. Это становится убедительным доказательством их всемогущества. А интерес к вашей личности он объясняет вашей избранностью. Сомнений нет, наоборот, вы чувствуете облегчение, подтверждение того, о чем вы всегда подозревали. Благодаря смещению сознания, больной может быть абсолютно убежден, что он Наполеон, спаситель мира или даже Эйфелева башня. Он будет провозглашать речи о своей избранности или бегать голым по улице – во всех случаях он будет считать, что исполняет свою миссию, что его поступки эмоционально и логически обоснованы и соответствуют разумному предназначению. Он воспринимает новый мир таким же объективным, как и прежний, и вступает в конфликт с теми, кто с ним не согласен. «Он считал себя Христом, психиатр себя психиатром, и каждый считал друг друга сумасшедшим». (Джон Лилли.)

У шизофрении много интересных симптомов. Я приведу некоторые выписки из учебника психиатрии для студентов медицинских институтов. (Жариков Н.М., Урусова Л.Г., Хритинин Д.Ф.) Я выбрал лишь малую часть симптомов.

«Нарушения восприятия. Иллюзии – это ошибочное восприятие чего-либо существующего». У здорового человека иллюзии возникают часто. Их зависимость от эмоционального состояния хорошо обозначил один из буддистских учителей, когда говорил, что обычный куст в сумерках вор примет за полицейского, ребенок за привидение а влюбленный – за свою девушку. У больных эта особенность восприятия дольше сохраняется и ярче выражена. «В сочетании звуков с улицы, в обрывках фраз ему удается «расслышать» то, что созвучно его настроению: началась война, на него готовится покушение; крики весело играющих детей он воспринимает как крики пытаемых в подвале родственников, плачет, умоляет не мучить их. Глядя на себя в зеркало, больной шизофренией видит, как нижняя часть его лица превращается в волчью морду или обнаруживает трупные пятна, якобы выступающие на теле. Пятна на обоях, трещины в стене, блики света на потолке вдруг выступают, начинают двигаться, принимают очертания животных, зданий; облака превращаются в замки, города и красивые пейзажи».

Сейчас в домашних компьютерах у всех есть проигрыватель CD дисков. Во время прослушивания диска вы можете вывести на экран всевозможные цветовые эффекты, сопровождающие музыку. Среди множества предлагаемых эффектов есть имитация полета сквозь тоннель. Если пятнадцать минут смотреть на эту набегающую картинку, а затем перевести взгляд на неподвижную стену, то вы увидите, как часть стены, размером с экран компьютера, с той же скоростью удаляется. Зрительная иллюзия убегающей стены получается настолько явной и длительной, что вызывает удивление. Этот простой опыт помогает хоть немного понять ощущения больных.

«Галлюцинации – это восприятие без объекта, мнимое восприятие. Галлюцинирующий слышит голоса, видит людей, которых на самом деле нет. В некоторых случаях ощущения касаются тела: в животе что-то копошится, кишки склеились, легкие превратились в камень, на коже и под кожей ползают насекомые, черви, микробы. Галлюцинации могут быть элементарными, когда лишь слышатся неопределенные звуки, стуки, грохот, видятся вспышки, полосы или пятна, и крайне сложными, вплоть до согласованных сцен.

Больной иногда разговаривает с голосами, отвечает им, во что-то всматривается, зажмуривает глаза, чтобы что-то не видеть, зажимает нос, чтобы не ощущать неприятных запахов. Особенно опасны больные, которым галлюцинации приказывают что-то делать: не есть, не принимать лекарств, загипнотизировать врача, кого-то ударить или убить, покончить с собой. Спасаясь от мнимого пожара, больной может прыгнуть в окно и разбиться; убегая от несуществующих преследователей, – погибнуть под колесами транспорта, отказываясь от пищи по приказу голосов, – умереть от голода. Психосенсорные расстройства. Больному начинает казаться, что у него увеличивается все тело или отдельные его части: голова раздувается, как шар, вот-вот лопнет, язык не помещается во рту, увеличены пальцы, руки и ноги. И наоборот, тело превращается в точку, вот-вот исчезнет, голова отделяется от туловища. При других видах галлюцинаций предметы кажутся искаженными, чересчур отдаленными, нагроможденными друг на друга, пол кажется бугристым, другие люди имеют очень большие глаза или плоские головы. Может возникать ощущение мучительно медленного течения времени или, наоборот, мелькания дней с невероятной быстротой.

Нарушения чувства знакомости. Симптомы уже виденного дежа вю и никогда не виденного жаме вю. Суть первого сводится к тому, что восприятие сопровождается чувством, будто это было когда-то раньше. Так, приехав в какой-либо город, человек ходит по его улицам с чувством, будто он уже бывал здесь. Симптом никогда не виденного заключается в том, что хорошо знакомое воспринимается как увиденное впервые. Так, однажды войдя в свою комнату, человек как бы не узнает ее, хотя знает все особенности помещения». Полное отсутствие дежа вю в течение жизни я бы тоже рассматривал как неблагоприятный симптом.

« Нарушения мышления. Нарушения по форме. Ускорение мышления характеризуется скачком идей; увлекаемый вихрем ассоциаций, больной способен воплотить в речь лишь часть из них. Речь не успевает за мыслью. При замедлении мышления больной жалуется на пустоту в голове, отсутствие мыслей, остановку их. Патологическая обстоятельность мышления характеризуется тем, что больной не в состоянии отделить главное от второстепенного, уходит в сторону от основной темы, отвлекается побочными ассоциациями. Бессвязность мышления свидетельствует о большой глубине психических расстройств, наблюдается при состояниях распада сознания. Пример: пришил остыл… Трах! Дцэ… Рык… Никогда, да, да, никому… Пряли нивы… О-о-о… А мама такая молодая, молоденькая, володенькая… Тибол и ниф… Пух и прах. (Жариков Н.М. и др.)

Бредовые идеи, ошибочные умозаключения, возникающие на болезненной основе, полностью овладевающие сознанием больного и не поддающиеся коррекции. Ошибочные умозаключения здорового человека корригируются дополнительными доводами и фактами. Больной же не только не в состоянии пересмотреть свои взгляды на то или иное явление, но и не принимает критики со стороны». Психиатры признают, что трудно отграничить бред от заблуждений здорового человека, которые могут быть достаточно устойчивыми. Нередко они становятся убеждениями. И часто новые факты не корректируют такие убеждения, а интерпретируются в соответствии с ними, вплоть до отрицательных галлюцинаций. «Если мир существует, то вера выбирает из него только то, что ей надо». «Говорить правду – это значит говорить не истину, а только то, во что веришь». С позиций квантовой психологии отграничить патологические явления психики от нормальных невозможно, то есть невозможно определить, где убеждения из «нормальных» переходят в бредовые. Твердость и уступчивость в убеждениях, мышление и чувствование, запоминание и забывание, сотни других взаимно противоположных психических функций необходимы для нормального восприятия. Но по своей силе у разных людей они могут очень различаться, в своих крайних проявлениях становясь патологическими. В линейном проявлении все превращается в свою противоположность, и на каком уровне норма переходит в сумасшествие определить так же невозможно, как невозможно определить, где «не куча» переходит в «кучу» в парадоксе Зенона. Граница зависит только от убеждений того, кто ее устанавливает, и здесь никто не сможет гарантировать, что его убеждения не являются бредовыми. Эта никогда в точности не определимая граница – вечная проблема пограничной психиатрии. «При бреде преследования больной убежден в существовании людей или даже организаций, имеющих своей целью его физическое уничтожение, травлю, ущемление в правах и выслеживающих его тайно или явно.

Бред воздействия бывает частью бреда преследования или его разновидностью: все те же преследователи воздействуют на больного морально или физически, используя для этого самые изощренные способы и современные технические средства. Больные говорят о гипнотическом, телепатическом влиянии, о воздействии электрическим током, лучами, магнетизмом и т.д.

Бред отношения заставляет больного принимать на свой счет события, никак к нему не относящиеся: свет в доме погас и стало темно для того, чтобы показать, что он темный и необразованный человек; застегнутый на три пуговицы халат врача указывает на то, что ему предстоит три раза госпитализироваться в психиатрическую больницу; резкий поворот случайной машины означает, что в жизни ожидаются перемены. Происходящее вокруг имеет для него двойной смысл, всему придается особое значение». Бред значения (вера в знаки реальности) – весьма сложное и неоднозначное явление. Ту же астрологию, в которую верит чуть ли не половина населения (любая женщина при знакомстве всегда поинтересуется, под каким знаком зодиака вы родились), можно рассматривать как бред значения. Только здесь люди соотносят удачу в делах, вероятность замужества и свое здоровье с движением космических тел. «Сутяжный бред. Убежденные в невнимательном, не-справедливом или недоброжелательном к себе отношении больные конфликтуют, целиком посвящают себя разоблачениям, тратят много сил, времени, а порой и все свои материальные средства, жалуясь в различные инстанции. Тематика такого бреда черпается из реальной ситуации: склоки с соседями, столкновения с членами семьи, сослуживцами. При бреде ревности все поведение, внешний вид, высказывания супруга, окружающая его обстановка и события расцениваются как улики, содержащие признаки супружеской неверности».

Бред ревности – это всего лишь доведенная до крайности норма. Теория приписывания Франца Хайдера гласит, что каждый человек приписывает значение событиям и поступкам, опираясь на собственные, уже существующие у него убеждения.

Притча. У крестьянина пропал топор. Он вспомнил, что недавно к нему приходил сын соседа и решил, что тот и украл топор. Стал присматриваться и увидел: тот ходит, как укравший топор, улыбается, как укравший топор, ведет себя, как укравший топор. Но через неделю топор нашелся в саду. Присмотрелся крестьянин снова к сыну соседа и ничего подозрительного в его поведении не обнаружил. «Моя девушка ласково называет меня рогалик. Я пони-маю, что рогалик – это мягкая и вкусная изогнутая булочка. Но мне все время кажется, что она имеет в виду рога, которые мне наставила». (Из письма в газету.) «Ипохондрический бред – это убежденность в наличии тяжелого, неизлечимого недуга.

При бреде самообвинения и самоуничижения больные наговаривают на себя, каются, рассматривают прошлые поступки своей жизни как греховные. Человек считает себя заслуживающим наказания и даже уничтожения. Дисморфомания – это разновидность ипохондрического бреда. Больной убежден в наличии у него физического не-90 достатка (уродства) или в распространении им неприятных запахов (кишечных газов, мочи, пота и др.). Тема уродства обычно касается видимых частей тела: формы и величины носа, ушей, зубов, рук, ног.

Если ипохондрический бред способствует подавленности, то бред величия, бред богатства и бред знатного происхождения сопровождается повышенным настроением. Больной – правитель всей Вселенной, изобретатель эликсира жизни или вечного двигателя, автор произведений, написанных под псевдонимом Пушкина и Толстого, владелец сказочного богатства» В психиатрических лечебницах встречаются не только нищие, считающие себя богачами, но и настоящие миллионеры, уверенные, что у них нет ни гроша.

«Двигательные и волевые расстройства проявляются в усилении у больного влечений и желаний, их расторможении, патологическом усилении аппетита, жажды, полового инстинкта (гипербулия): мужчины становятся активными, агрессивными и циничными, женщины – кокетливыми. Больным все интересно, они берутся за любое дело, легко заводят знакомства. Гипобулия – ослабление влечений, вплоть до их исчезновения. Даже инстинкт самосохранения может оказаться настолько заторможенным, что смертельный исход такого состояния становится весьма вероятным. Амбивалентность – это сосуществование противоположных чувств, желаний и влечений. При этом заболевании нарушается способность выбора, больной не в состоянии прийти к тому или иному решению».

В принципе, амбивалентность как борьба противоположных начал – это фундаментальное понятие психики, а не только болезненный синдром. Борьба чувств и мотивов присуща и нормальному человеку.

Курильщик – яркий пример амбивалентности. Не может бросить и одновременно ощущает чувство вины и страха из-за вреда здоровью.

Это и есть борьба чувств и мотивов, которая считается нормой. «Нормальная» амбивалентность имеет много проявлений, одним из которых является внутренняя борьба 91 между моральными нормами и удовлетворением личных потребностей, между проявлением агрессивности и страхом перед наказанием.

Пример «нормальной» амбивалентности в повседневной жизни. «Смирение свое Прасковья Федоровна ставили себе в заслугу. Решив, что муж ее имеет ужасный характер и сделал несчастие ее жизни, она стала жалеть себя. И чем больше она жалела себя, тем больше ненавидела мужа. Она стала желать, чтобы он умер, но не могла этого желать, потому что тогда не было бы жалованья. И это еще больше раздражало ее. Она считала себя страшно несчастной именно тем, что даже смерть его не могла спасти ее, и она раздражалась, скрывала это, и это скрытое раздражение ее усиливало его раздражение». (Лев Толстой.)

У душевнобольных амбивалентность проявляется так. Человек пошел помыть руки, но оказался не в состоянии войти в ванную комнату. А причиной этому стал неразрешимый выбор: он не смог решить, какой рукой открыть дверь правой или левой. Такой же неразрешимый выбор встает перед ним и в отношении других поступков, что нередко приводит к полной беспомощности. Здесь сразу приходит на ум образ «Буриданова осла», который, будучи помещен между двух одинаковых связок сена на одинаковых расстояниях, умирает от голода, ибо, как оказалось, не способен выбрать из двух равных возможностей. Выбирая каждое свое решение, больной может привести много логических суждений, пытаясь обосновать тот или иной выбор, но каждый раз он будет приходить к невозможности учесть бесконечное количество имеющихся факторов за и против. Мы часто стоим перед таким же сложным выбором в отношении жизненно важных решений; чем больше мы беспокоимся о результате, тем страшнее сделать выбор и тем больше факторов мы пытаемся учесть. Но для больного любой, даже самый мелкий выбор является жизненно важным. Здесь, так же, как и в остальных проявлениях, болезнь становится гротескной проекцией нормы. «Если бы мы постоянно задумывались о том, как открыть двери, как завязать ботинок или заказать еду, то это стало бы чрезвычайно обременительно и совершенно неэффективно для нас (дело бы кончилось тем, что вы умерли бы с голоду посреди закрытой комнаты, лежа в расшнурованных ботинках)». (Гордон.) Наше поведение создано из ранее наработанных шаблонов, и это освобождает наше сознание для более важных решений. Шаблоны – это программы. С одной стороны, они необходимы, с другой – ограничивают нас в старом тоннеле реальности.

«Извращение влечений (парабулия) обычно проявляется стремлением поедать несъедобные предметы, например, кал (копрофагия), наносить себе повреждения, истязать себя, получать половое удовлетворение в перверсиях (гомосексуализм, садизм, мазохизм и др.). Такого рода нарушения часто сопровождают тяжелую патологию личности и наблюдаются при психопатиях и психопатоподобных состояниях, при шизофрении, при органической патологии мозга». Здесь представлены устаревшие взгляды. Подобные проявления сопровождают не только тяжелую патологию личности, но широко распространены и среди социально адаптированных людей. «Доктор: вы страдаете извращениями? Пациент: что вы, доктор, я ими наслаждаюсь». Кроме того, в большинстве случаев определить наличие у человека такого рода потребностей не представляется возможным, поскольку они не реализуются из-за социальных ограничений. «Истерические состояния издавна понимаются как неосознаваемая больными попытка решать жизненные проблемы демонстрацией своего бедственного положения. Истерические параличи могут долго и безуспешно лечиться, а затем, под влиянием какого-то внешнего толчка, внезапно исчезнуть. При истерическом ступоре больные реагируют заторможенностью на психотравмирующие события. Они падают в обморок, перестают отвечать на вопросы, становятся вялыми и расслабленными, их поза выражает бессилие, мимика – страдание. Истерическое возбуждение характеризуется резкими движениями тела или припадками, во время которых больные рыдают, кричат, бьются, принимают театральные позы. Иногда истерический припадок имитирует эпилептический, если больной видел его раньше. Но в отличие от эпилептического, истерический припадок всегда происходит в присутствии людей. Еще одним отличием является то, что истерическому больному всегда удается избежать самоповреждений, прикусывания языка, мочеиспускания и ушибов при падении. Эмоциональные расстройства. Эмоции (от лат. еmotio – потрясаю, волную) – это психические процессы, в которых человек переживает свое отношение к тем или иным явлениям окружающей действительности и к самому себе. Это своеобразный механизм, при помощи которого внешние раздражения превращаются в мотивы деятельности. При маниакальном состоянии основной симптом – повышение настроения. Веселое настроение и радостное мировосприятие сохраняются на протяжении дней, недель и даже месяцев. Больные чувствуют себя счастливыми, полными сил и энергии, физические нарушения и заболевания игнорируются, окружающее кажется интересным, больные в курсе всего происходящего, оживлены, деятельны. Они постоянно улыбаются, много двигаются, остроумны». Про маниакальных больных доктора говорят, что их жалко лечить. В маниакальном состоянии человек довольно эффективен. Он практически не устает, быстро схватывает суть дела, глубоко и быстро анализирует информацию, легко контактирует с людьми, целеустремлен. Единственным недостатком является то, что рано или поздно это состояние переходит в депрессивную стадию. На следующих витках маниакально-депрессивной спирали маниакальная стадия, если ее не лечить, начинает сопровождаться галлюцинациями, бредовыми идеями и распадом личности. «Для депрессивных состояний характерно пониженное настроение. Это состояние крайне мучительно и субъективно переживается как катастрофа. Главным признаком является ощущение тоски, настолько иногда тягостное и невыносимое, что больные кончают жизнь самоубийством. Депрессия всегда сопровождается ослаблением интересов, желаний, двигательной заторможенностью. Эйфория – это один из вариантов повышенного настроения. В отличие от мании, при эйфории не наблюдается оживления интеллектуальных процессов и стремления к деятельности. Эйфория может сопровождать расстройства памяти, слабоумие, сосудистые поражения мозга, запущенные стадии туберкулеза.

Дурашливость следует отличать от мании и эйфории. Больные гримасничают, показывают язык, дразнятся, сюсюкают, подпрыгивают, танцуют, кувыркаются, хохочут. Это «веселье» не вызывает эмоционального резонанса у окружающих, поскольку оно пустое: отсутствует реальное повышение настроения».

В определении дурашливости отмечена одна очень важная деталь: псевдовеселье не вызывает эмоционального отклика у окружающих. Это еще раз указывает на такое свойство человеческой психики, как эмоциональная заразительность или, по-научному говоря, способность к индукции. Важно заметить, что эмоциональное ощущение индуцируется не внешним поведением, а внутренним состоянием. Это хорошо знают продавцы в сетевом маркетинге. Первое, что им говорят на обучающем семинаре: ты должен верить в свой товар, продается не товар, продается твое внутреннее состояние, которое покупатель неосознанно ассоциирует с товаром. Если ты, пытаясь просто всучить товар, рассказываешь, какой он замечательный, но сам в это не веришь, то выше среднего уровня никогда не поднимешься. Некоторые психологи говорят, что передача эмоций происходит не через какие-то не обнаруженные пока вибрации, а по вполне объяснимым причинам. Передача происходит через неуловимые телодвижения, тонус мышц лица, тембр голоса, выражение глаз и другие малозаметные факторы (моторные реакции тела), которые подсознание собеседника или покупателя фиксирует и делает вывод об искренности продавца. На этой основе пытаются даже обучить поведению, вызывающему доверие людей и повышающему тем самым продажи. Но эти советы малоэффективны, поскольку неуловимых факторов общения, способных передавать эмоцию, настолько много, что определить их все невозможно, а самое главное, большинству из них невозможно обучить, поскольку они сознательному управлению не поддаются. Тонкие моторные реакции меняются только при изменении внутреннего состояния. Например, наиболее эффективным средством невербального общения была и остается улыбка. Но даже улыбнуться бывает очень непросто, если это действие не соответствует реальной эмоции. Думаю, что ваши собеседники, как и вы сами, легко отличите искреннюю улыбку от натянутой улыбки делового этикета. Но индукция – более сложный и загадочный феномен, чем просто подсознательная фиксация моторики собеседника. Для доказательства приведу несколько примеров из той же психиатрии.

В 1631 году произошла известная в истории эпидемия бесноватости луденских урсулинок. Урсулинки – это община, находившаяся во французском городе Лудене, состоявшая в основном из молодых девушек и посвятившая себя делу образования. В основном это были девушки из обеспеченных семей, среди которых были и дочери знатных лиц. Одной из них ночью привиделся дьявол. Каждый день она рассказывала об этом подругам. Через некоторое время уже большинству девушек общины стали приходить видения. У них происходили галлюцинации, сомнамбулизм; девушки рассказывали о пришествии к ним злых духов с именами Асмодей, Левиафан, Бегемот, Дагон, Магон. Один из священников попытался провести сеанс экзорцизма – изгнания дьявольских сущностей, завладевших их телами. Сеанс проходил в церкви, в присутствии большого количества людей. Во время сеанса одержимые бесновались несколько часов, говорили голосами бесов и угрожали. После этого демоны стали преследовать молодых девушек во всем Лудене. Эпидемия перекинулась на окрестности и прекратилась только после того, как всех бесноватых разъединили.

В 30-х годах в Киевской области колхозницы Ганна, Ульяна, Ехимия и Секлетия часто проводили время вместе. Все они были религиозны. Однажды Секлетия увидела беса, а затем и ее подруги стали видеть представителей темных сил, которых они пытались отогнать. В итоге, думая, что уничтожают беса, они зарезали Секлетию. При расследовании обнаружилось, что Секлетия была душевнобольной, а ее подруги стали жертвами индуцированного психоза. В судебной психиатрии известно много случаев, когда под влиянием индуцированного психоза совершались преступления. Совсем недавно был случай, когда некие студенты убили девушку. Оказалось, что они были членами группы, где лидером была психически больная женщина. Попав под влияние ее галлюцинаций, они думали, что убивают киборга, воплощение дьявольской сущности. В центре социальной и судебной психиатрии имени Сербского было обнаружено, что лидер группы страдает шизофренией, а студенты при совершении инкриминируемых действий имели расстройства психической деятельности в виде индуцированного психоза. Все они раньше были нормальными молодыми людьми, но в момент преступления действительно думали, что убивают киборга, видели чешую, испытывали страх перед ним. Осознавать же происшедшее они начали только через несколько месяцев.

Индукция – основа управления толпой. Поэтому и массовые сеансы целительства всегда более эффективны, чем любые индивидуальные психотерапевтические техники. Переживание единства происходит на столь всеобъемлющем уровне, что его не может осознать логический разум. Это уровень, на котором косяк из миллионов рыб одновременно, с точностью до долей секунды, изменяет направление движения. Это уровень, на котором стая саранчи из десятков миллионов особей, занимающих площадь несколько квадратных километров, одновременно «узнает» момент, в который всем нужно взмыть в воздух, превращаясь в многокилометровую черную тучу. Это уровень, благодаря которому на массовом сеансе неподготовленный человек получает видения из таких глубин бессознательного, которых в индивидуальной практике можно достичь только в результате многолетних медитаций. Это тот уровень, на котором работают пословицы: «Сосед хромого и сам хромать начинает», «С кем поведешься, от того и наберешься», «Богатство и бедность заразительны».

Это тот уровень, на котором срабатывает эффект сотой обезьяны. Исследования популяций животных обнаружили, что некоторые навыки передаются не посредством обучения, а индуцируются. Например, одну обезьяну научили доставать банан новым способом. Для этого понадобилось несколько длительных тренировок. Другие обезьяны из этой стаи, не видевшие тренировок, но общавшиеся с первой, научались новому способу уже быстрее. Когда количество научившихся обезьян достигало определенного значения, новых обезьян уже не надо было учить. Они каким-то образом уже «знали» и с первого раза овладевали новым навыком. Более того, в других стаях, живших на другом берегу и даже в другой части континента, все особи уже «знали» новый способ доставания бананов. Через короткое время все особи популяции владели новым навыком, хотя никакого общения и контакта между ними не было. Так и у людей. Например, спящие в детсадах дети одновременно начинают шевелить руками и причмокивать. Психиатрия давно уже наблюдает способность к индукции, но до сих пор не сделано вывода о том, что это явление является одним из важнейших свойств психики. По степени важности его можно поставить на один уровень со способностью мыслить.

На индукции основаны массовые целительские ритуалы. Они известны с незапамятных времен и продолжают пользоваться популярностью сегодня. Еще Платон упоминал о духовном движении корибантов. Корибанты исцеляли посредством заразительного танца. Реакции, согласно Платону, были впечатляющими: рыдания, сильные сердцебиения, судороги и трансы.

На индукции основана и возможность гипноза. Раньше считалось, что гипнозу поддается не более пяти процентов населения, да и то, в основном, женщины. В настоящее время во всем мире распространен эриксоновский гипноз, основные положения которого предложены известным американским психотерапевтом Милтоном Эриксоном. В соответствии с Эриксоном, загипнотизирован может быть любой человек. Авторитарному методу гипноза, то есть прямому психическому давлению, действительно подчиняется не более пяти процентов (при условии, если не срабатывает эффект толпы). Но есть и другие пути индуцирования. Пациент: Я не поддаюсь гипнозу. Меня уже несколько раз пытались загипнотизировать, ничего не получалось. Терапевт: Хорошо. Давайте попробуем. Закройте глаза. (Пациент закрывает глаза, не понимая, что уже выполнил команду гипнотизера. Трех таких последовательных подчинений достаточно, чтобы снять весь заряд сопротивления.) Ваши руки наполняются теплом. Если это так, пусть тепло распространяется выше, если нет, приподнимите указательный палец правой руки. (Пациент приподнимает палец.) Да, теперь я вижу, что вы, действительно, не поддаетесь гипнозу. Разведите руки в стороны. (Согласие врача с тем, что пациент сам про себя думает, ослабило его критическое внимание, и он выполнил вторую команду гипнотизера.) Слушая мой голос и замечая все изменения тембра, вы осознаете, что ваша психика очень сильна и сопротивляется воздействию извне. Чтобы сохранить способность контролировать себя, продолжайте внимательно следить за тембром моего голоса. Пока я буду говорить, вы будете ощущать, что ваши руки становятся плотными и прочными; они превращаются в стальную балку, перекинутую через ваши плечи. (Практически пациент уже в трансе, на его разведенные руки можно повесить по 50 кг, и он их удержит. Последняя фраза построена так, что внимание пациента отвлекается на тембр голоса, при этом подтверждается согласие с его мнением, и он уже не замечает, что за всем этим на заднем плане скрыто внушение.) Чем сильнее вы способны самостоятельно контролировать свое сознание, тем ярче ощущаете стальную балку, перекинутую через ваши плечи. (Таким образом, пациент находится в глубоком трансе и продолжает верить, что не поддается гипнозу.)

«Один из моих сыновей как-то сказал мне: «Ты не сможешь заставить меня положить эту книгу на полку». Я сказал, что уверен в этом, что не смогу сделать даже так, чтобы он передвинул книгу всего лишь на дюйм. Да он и сам этого не сможет сделать. Он показал мне, что может передвинуть ее на два дюйма, три дюйма. «Но ты не сможешь положить книгу вон к тому креслу». Он показал, что может. К тому креслу, к этому креслу. И он поставил книгу на полку». (М. Эриксон.) Главное – наблюдать за пациентом. Если ему свойственна полярная реакция, то мы используем ее. Основное правило большинства методик – подстройка под пациента и обратная связь. Необходимо постоянно наблюдать за реакцией пациента: его позой, мимикой, микро-движениями, по которым гипнотизер определяет степень податливости и момент перехода от подстройки к активному внушению, от роли ведомого к роли ведущего. Активность в пассивности, как и при управлении реальностью. Можно согласовать ритм своего дыхания с ритмом дыхания клиента, повторять его движения, позы. Все это называется отзеркаливанием. Отзеркаливание через подсознание раскрывает пациента, создает чувство доверия и открытости и создает условия для дальнейшего направленного индуцирования. Есть и несколько других тонкостей. Мы их здесь обсуждать не будем, это тема для целой книги.

Внушение можно проделать в различных формах. В большой аудитории студентам-медикам заявили: «Сегодня мы изучим механизм деятельности обонятельного анализатора. Для этого проведем следующий опыт». С этими словами на вату было накапано несколько капель темной жидкости из флакона. Присутствующих попросили поднять руки, как только они почувствуют дошедший до них неприятный резкий запах. Запах стал «распространяться» и, судя по поднятым рукам, постепенно дошел до последних рядов. В это время кое-кому из сидящих на первых рядах стало плохо, их пришлось вывести из аудитории. Каково же было удивление, когда студентам заявили: «Уважаемые коллеги! Никакого запаха не было! Вам внушили запах! Вам продемонстрировали действие внушенной обонятельной галлюцинации!» Как видите, это внушение оказалось до-статочно сильным, поскольку легко вписывалось в картину мира студентов данной аудитории и их ожидания. Немало-важную роль здесь сыграло и наличие коллектива. Роль коллектива во внушении невероятно велика. Есть выражение: «Назови человека сто раз свиньей – он захрюкает». Но человек может захрюкать и после одного раза, при условии, что его единовременно назвали свиньей сто человек.

Однажды служитель храма нес барашка, чтобы принести его в жертву. Три голодных плута решили добыть этого барашка себе на ужин. Первый из них встречает служителя на тропинке и спрашивает:

– Куда ты несешь эту собаку?

Служка подумал, что это какой-то сумасшедший или шутник и ничего не ответил. Через некоторое время ему встречается другой человек и тоже спрашивает:

– Тебе больше делать нечего, что ты носишь собак на плечах? Отпусти бедное животное.

Тут служка заволновался. Он остановился, внимательно разглядел и ощупал свое животное. Убедившись, что это барашек, он пошел дальше, хотя сомнения начали его преследовать. Увидев третьего прохожего, он стал наблюдать за его поведением, надеясь, что тот возвратит его первоначальную уверенность. Однако прохожий сказал:

– С каких пор это люди носят собак на себе? Не сошел ли ты с ума?

«Действительно, нужно быть сумасшедшим, чтобы в храме приносить в жертву собаку», – подумал служитель храма и бросил барашка. (Лавский.)

Чтобы быть пройдохой, надо быть психологом. Если вы думаете, что вы не такие глупые, что вас так не обманешь, то вы ошибаетесь. Глупость здесь ни при чем, мы все результат взаимной индукции. Разница только в том, что для кого-то достаточно, чтобы три раза назвали барашка собакой, другим понадобится тридцать раз.

Используя законы индукции, разнонаправленность мотиваций и логические парадоксы, легко изменить мировоззрение любого человека. Спецслужбы называют это «промыванием мозгов». Нет человека, который не поддавался бы такому воздействию. Сегодня известно: если нужно получить информацию или заставить человека сотрудничать, то по эффективности никакая пытка не сравнится с умелым промыванием мозгов. Нацисты во время Второй мировой войны проводили в концлагерях опыты по созданию зомби. Они пытались с помощью боли и страха довести психику человека до состояния биомашины, исполняющей любые приказы. Им так и не удалось достичь желаемого. Люди либо умирали, либо сохраняли разум. А вот современным исламским террористам удается подготовить людей так, что они добровольно становятся живыми бомбами. У них уже существует отработанный механизм психологической подготовки террористов-самоубийц. Прав был товарищ Сухов, Восток – дело тонкое.

В психологии не раз проводились опыты по индуцированному мировосприятию и влиянию коллектива на силу внушения. Так, человек, сидящий за столом среди десяти «подсадных уток», даже цвет предметов видел таким, каким его «видели» окружающие коллеги по эксперименту. Весь мир – взаимная индукция, коллективная галлюцинация, комбинация внушений, Великий Коллективный Психоз. Вместе с остальными людьми мы создаем, поддерживаем и укрепляем мир собственных иллюзий. «Каждый сам за себя, но все охвачены единым духом». Способность к индукции – важнейшее качество, необходимое нам для того, чтобы сознанием создавать мир. Мы все подвержены гипнозу; эта способность к «растворению воли» обеспечивает нам восприятие бессознательного, с другой стороны, мы все наделены способностью управлять и сохранять контроль. Человек напоминает высохшую крупицу морской соли, которая желает познать весь океан через слияние с ним, но при этом пытается не раствориться и сохранить контроль над собой.

Выписки из учебников психиатрии показывают, что миры шизофреника, мистика и обычного человека основаны на одних и тех же психических процессах. Между людьми нет четких границ, наша психика плавно перетекает друг в друга. Галлюцинации шизофреника, сны загипнотизированного, видения мистика и объективный мир созданы нашим восприятием. Мир нормального человека – это лишь упорядоченный тоннель реальности, созданный нашим намерением из хаоса бессознательного. Термин тоннель реальности с подачи известного писателя Роберта Уилсона уже широко распространился среди исследователей психики. Бессознательное проецируется в сознание, принимая упорядоченные формы в любых подходящих для этого символах, после чего мир становится линейным и осмысленным. Но любой тоннель реальности можно изменить.

«Все роли в космической игре исполняет один актер космическое сознание». (Гроф.)

«Люди не подозревают, что внешние объекты – не что иное как представления чувств». (Д. Юм.)

«В душе только представления, и она никогда не сможет узнать по опыту связь с объектами». (Д. Юм.)

«Хотя человек и взирает на небеса, он живет на земле, поэтому и воспринимает бесчисленное количество обманчивых и ложных образов».

«Святой знает, что всеми надеждами, желаниями, любовью и привязанностями ко всему окружающему, к отцам, матерям, детям, небесам, земле, наукам, еде и питью они взыскуют Бога, и все эти вещи лишь покровы. В действительности объектом их желаний было единое». (Руми.)

«Наше сознание порождается мозгом, а мозг порождение нашего сознания».

Заслугой немецкого философа И. Канта (1724–1804) считается логическое доказательство того, что вещи нельзя познать таковыми, какими они существуют в себе, что мир – это создание воли и представления. Сам Кант писал про себя: «Мой труд мир как воля и представление, представляет собой новую философскую систему, причем новую в полном смысле слова: не новое изложение существующего, а в высшей степени взаимосвязанный новый ряд мыслей, которые до сих пор не приходили в голову ни одному человеку». Но он обольщался насчет себя. Такое понимание на определенном уровне духовной практики приходит ко всем. По крайней мере, к этому приводят и Упанишады, которые Кант так любил читать и которые созданы за несколько тысячелетий до него. «Изучение Упанишад было утешением моей жизни и будет утешением, когда я буду умирать». (Кант.) Ньютон по сравнению с Кантом был гораздо скромней. Он говорил: «Я стою на плечах гигантов».

К таким же выводам приводит мыслящего человека и теория познания (гносеология, эпистемология) – раздел философии, в котором изучаются закономерности и возможности познания, отношения знания к объективной реальности, исследуются ступени и формы процесса познания, условия и критерии его достоверности и истинности. Теория познания выступает в качестве философско-методологической основы науки. Основным вопросом Теории познания является: «Откуда мы знаем то, что мы знаем?» Некоторые тибетские монахи приводили людей к такому пониманию без всякой философии. Они заставляли своих учеников уединяться в пещере и усилием разума, как теперь говорят, с помощью визуализации, создавать «собственного демона» или даже превращать себя в какое-либо существо. Если ученику удавалось это, а на выполнение подобного задания иногда требовалось несколько лет, он самостоятельно приходил к пониманию того, что вся реальность является лишь представлением воли.

Один тибетский учитель заставил ученика уединиться в пещере с узким лазом и представлять себя быком. Спустя некоторое время, он подошел к пещере и сказал: «Выходи». «Я не могу выйти, – ответил тот, – мои рога не пролезут в лаз». После этого ему пришлось потратить немало времени, чтобы снова стать человеком. Упражнение помогло ему ясно увидеть все заблуждения человечества. Он познал механизм изменения реальности и достиг просветления.

«Человек – могущественное магическое существо, с помощью которого Бесконечность познает себя. Магия у нас в кончиках пальцев», – говорил дон Хуан. Чтобы стать тем, кем мы являемся на самом деле, нужно только поверить в это. Почему же это так сложно? Почему дону Хуану потребовались годы работы, множество сложнейших техник, смертельных ситуаций, растения силы и много других ухищрений, чтобы его ученик всего лишь поверил во всемогущество своего намерения?» (Кастанеда.) Потому, что мы создаем свой мир настолько совершенно, что сами забываем, кто мы на самом деле. Чтобы изменять реальность, необходимо просто вспомнить, каким образом мы делаем это каждое мгновение своей жизни. «Повседневный мир существует только потому, что мы знаем, как его удерживать». (Кастанеда.) Человек своим сознанием может создать любой мир, но для этого надо вырваться из жестко закрепленного, уже созданного им тоннеля реальности. Все мы – «простые люди, творящие Вселенную». Но не так просто освободиться от привычных форм восприятия, которые были навязаны нам в течение жизни. «Надо четко осознать, что ты находишься в тюрьме, прежде чем захочешь из нее выбраться». (Дас.) Все, что мы осознаем, не истина, а ее интерпретация, созданная личностной конструкцией. А она создается нашим окружением, начиная с рождения или даже зачатия. Все мы начинаем жизнь с уже готовой системой установок, навязанной нам обществом, окружением и родителями. Но… «чтобы дойти… вам необходимо освободиться от предрассудка… перед вашими воспитателями… семьей… человечеством… религией… и, прежде всего, вам надо освободиться от предрассудка существования». (Фанти.) Когда речь заходит о том, что человек творит Вселенную и его возможности безграничны, нередко приходится сталкиваться с непониманием. Самым главным аргументом скептиков становится напоминание о войнах, умирающих от голода, о мучительных незаслуженных болезнях, о несправедливости, об убитых и изнасилованных невинных детях. Если все это создано нашим сознанием, то ради чего? Если бы мы творили с точки зрения осознающего разума! Как было бы просто ответить на этот вопрос! Но всё намного сложнее.

Это деликатная тема. Я сам не могу сказать, что не боюсь этого, что свысока смотрю на смерть, боль и страх. Не могу пожелать ни себе, ни другим пройти такие испытания, хотя именно испытания на уровне жизни и смерти, максимального унижения всего человеческого, так ценили маги – воины свободы. И все же, вся боль Земли не отвергает, а подтверждает идею совершенства. «Коль скоро божественное творит, желая увидеть свой потенциал, то неполное его выражение означало бы неполноту самопознания». (Гроф.) Без вызова и испытаний ни один человек не узнает своих возможностей. Почитайте высказывания людей, получивших озарения в сновидениях и на психотерапевтических сеансах. «Я был всеми ими: мужчинами и женщинами, младенцем и рожающей матерью, убийцей и убиенным, палачом и жертвой. Я чувствовал все, что чувствуют они, и я понимал, что сам создал все эти ужасные миры». «Демон подвергал несчастных всевозможным мучениям. Я почувствовал, что любая из жертв способна выбраться отсюда, достаточно просто прекратить подпитывать этого демона своей энергией». На эту тему беседует с пациентом доктор Синельников, создавший уникальные по простоте и эффективности психотерапевтические методики, которые помогли тысячам людей вернуть здоровье и повысить свое благосостояние: «А как же убийство, да еще невинных детей?» – спрашивает пациент. «И с убийством дело обстоит так же. Человек привлекает убийцу неправильным отношением к жизни и смерти. Ну а дети содержат в себе агрессию своих родителей, да еще во много раз усиленную».

И дети, и преступники живут с внедренными в них программами и находят друг друга. Показательный случай реализации подсознательных программ описал в своей первой книге Станислав Гроф.

Один мужчина не мог избавиться от странной болезненной потребности. Какая-то внутренняя сила заставляла его каждый день выходить на улицу и искать мужчин с определенным типом лица, обращаясь к ним со странной просьбой. Он просил их запереть его в темном подвале и подвергать пыткам и издевательствам. Он обладал поразительной способностью находить людей именно с садистскими наклонностями, которые соглашались исполнить его просьбу. Из-за этого он несколько раз попадал в смертельно опасные ситуации. Один раз такой человек привязал его к дереву и ударил камнем по голове, забрав все деньги и вещи. В другой раз, когда он с подобным спутником ехал в электричке к себе на дачу, то заинтересовался, почему у него такой большой рюкзак. Когда же тот отошел в туалет, будущий пациент Грофа развязал рюкзак и обнаружил там топор, медицинскую пилу для ампутации конечностей и набор ножей. В страхе он выпрыгнул из поезда, получив несколько травм, но был уверен, что избежал смерти.

В терапевтических сеансах с ЛСД ему удалось вернуться в прошлые эпизоды, где он подвергался издевательствам со стороны мужчин подобного типа. В молодости он был угнан на принудительные работы в Германию, где немецкие офицеры под дулами пистолетов заставляли его вступать с ними в гомосексуальную связь. Пройдя по цепочке ощущений в более ранние периоды, он ощутил себя в детстве, когда мать и отец физически наказывали его и часто закрывали в темный подвал, где он испытывал те же самые болезненные эмоции. После прохождения ранних детских эпизодов ему удалось избавиться от иррационального поведения. Если бы мы могли проследить проблемы пациента в более ранних периодах, то, безусловно, мы нашли бы продолжение этой цепочки и в дородовый период, и в прошлых жизнях. Наши внутренние матрицы имеют бесконечную глубину. Что заставляло этого человека искать такие проблемы? Дело в том, что травмирующие психику события были вытеснены в подсознание. Они снова стремились стать осознаваемыми и для этого управляли человеком так, что он находил ситуации, в которых снова и снова переживал травмирующие его эмоции. Подсознание стремится быть осознанным, чтобы стать освобожденным. Такую вот шутку играет с нами подсознание.

Недавно в газете я прочитал о судьбе девушки, которую убил ее собственный парень. Оказалось, что ее мать тоже была убита своим мужем, отцом девушки. Каким-то образом она передала смертельную программу дочери, и программа реализовалась. Девушка нашла того, кто был ей нужен. Выбор был точным, с первого раза. А начиналось все как чистая и романтическая любовь. Еще раз убеждаешься: возможности подсознания безграничны.

 

Date: 2015-08-22; view: 294; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию