Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Эфиопские фараоны в Египте
В то время, как на крайнем севере культурного мира появилась сила, угрожавшая могуществу Ассирии, крайний юг также сорганизовался в политическое целое, принявшее на себя руководство в судьбах Египта, а затем выступившее и против всепоглощающих завоеваний ассирийских царей.
XXIII династия была номинальной. Петибаст и преемник его Осоркон III владели Танисом и Бубастом; сыновья их были верховными жрецами в Фивах. Остальная часть страны распалась между значительным количеством (до 15) владетелей, из которых некоторые приняли царские титулы и заключали свои имена в овалы, напр., Немарт ермопольский, Аупт тентремский, Пефнифдибаст ираклео-лольский; другие приняли старые титулы номархов и назывались князьями. В числе их был энергичный владетель Саиса Тефнахт, вероятно также ливийского происхождения, который твердо решил объединить Египет под своею властью и основать свою новую династию. Он подчинил себе многих князей и сделался жрецом Нейт в Саисе и Птаха в Мемфисе. Предприятие это удалось его потомкам, сам же он встретил отпор со стороны новых претендентов на Египет — эфиопских фараонов.
Когда и при каких условиях отпала от египетского царства Нубия, нам неизвестно. Еще при XXI династии фиванские первосвященники носили титул наместников Куша и при Такелоте II располагали нубийским золотом. Теперь мы видим здесь обширное самостоятельное царство, со столицей в древней Напате, расположенной у величественного Джебель-Баркала, наименованного «священной горой» Амона. Государство покоилось на египетской культуре. Цари составляли надписи египетскими иероглифами и долгое время на египетском языке носили фараоновский титул «царя Верхнего и Нижнего Египта». Строили храмы египетским богам, особенно Амону, главному богу царства, храм которого в Напате носил имя такое же, как фиванский Карнак, но с добавлением «Золотой». Теократия была здесь еще более последовательная, чем в жреческих Фивах, и жрецы имели огромное влияние на дела, так что и царь находился у них в подчинении. Это, а также имена царей, указывающие иногда на фамилию Херихора (напр., Пианхи), дают некоторое право ставить их в связь с этой фамилией; может быть, цари XXII дин., передавая жречество своим сыновьям, вынудили старую жреческую фамилию выселиться в Нубию, с которой у нее всегда были связи.
Около 740 г. напатским фараоном делается Пианхи. Пользуясь бессилием бубастидов и развалом Египта, он решается осуществить притязания на владение «Верхним и Нижним Египтом». Он выступает против Тефнахта, своего опасного соперника, и, как представитель благочестивого, угодного богам царства, находит в Египте приверженцев. О своих деяниях он оставил нам большую надпись на горе Баркале, составленную гораздо интереснее, содержательнее и вразумительнее многих из египетских лучшего времени. Она датирована 21-м годом царствования и, после обычного вступления, повествует: «пришли, доложить его величеству: начальник запада, великий князь Нетера (Бехбейт в центральной части Дельты), Тефнахт находится уже в Ксоисе, в Нилополе, в Аяне, в Пернубе и в Мемфисе. Он овладел всем западом от задних областей до Иттауи. Он идет на юг с многочисленным войском, ибо обе земли соединились под ним, все князья и правители укрепленных городов - у ног его, как собаки. Ни одна крепость не закрыла (пред ним) ворота в номах юга: Мейдум, Пер-Сехемхеперра, Крокодилополь, Оксиринх, Таканаш и все города запада открыли пред ним ворота иа страха. Он обратился на восток и там открыли ему ворота Хатбенну, Таджи, Алавастронполь. Он обложил Ираклеополь, не пуская никого ни туда, ни оттуда, и сражаясь каждый день. Он отмерил всю округу; каждый князь знает свою стену». Пианхи как будто не сразу откликнулся на известие, может быть, желая, чтобы Тефнахт еще больше отдалился от своей главной базы. Наконец Пианхи доложили, что Немарт срыл свою Ермопольскую крепость и подчинился Тефнахту. Тогда Пианхи велел командирам своей египетской армии покорить Ермопольскую область. Очевидно, он уже раньше завладел южною частью Верхнего Египта с Фивами и поместил там войско. Кроме того, он посылает новые войска. Надпись приводит интересную речь его к ним и приказание, проходя мимо Карнака в Фивах, выкупаться, одеться в лучшее платье и смириться пред Амоном, «который превращает слабого в сильного, так что толпы бегут от него. Окропитесь водой с алтарей его, падите пред ним и скажите: дай нам, посланным тобой, путь, чтобы сражаться под сенью меча твоего». Войско отвечает восторженной речью. У Фив произошла первая встреча с неприятельским флотом, который был разбит, и много пленных было отправлено в Напату. Другое речное сражение произошло с таким же успехом у Ираклеополя. Немарт заперся в Ермополе и был осажден. Узнав о том, что он ускользнул, и что армия Тефнахта ушла в Дельту, Пианхи пришел в гнев, что ему дали уйти, и решился сам идти в Египет, чтобы поспеть в Фивы к годовому празднику Амона в третий месяц и проводить процессию в Луксор. Между тем его войско взяло Оксиринх, Технэ и Хатбенну. Пианхи прибыл в Фивы, отпраздновал, затем отправился к осаждаемому Ермополю, накричал на свое войско и усилил осаду. Наконец, город решил сдаться. Был отправлен вестник с дарами, кроме того жена и дочь Немарта отправились упрашивать жен, дочерей и сестер Пианхи. Приводятся речи Пианхи и Немарта. Последний принес в дар «много серебра, золота, ляпис-лазури, малахита, бронзы и драгоценных камней. Он привел коня правой рукой, держа в левой систр из золота и ляпис-лазури. Его величество вышел из своего дворца (конечно, палатки) и направился в храм Тота, владыки Ермополя. Он заклал быков, телят и гусей отцу своему Тоту, владыке Ермополя, и Огдоаде в храме Огдо-ады. Солдаты Ермопольской области ликовали и радостно восклицали... Потом его величество пошел в дом царя Немарта. Он вошел в каждое помещение дворца, его зказну и склады. Подвели к нему царских жен и дочерей; они приветствовали его величество, как это делают женщины. Не обратил на них внимания его величество и пошел в конюшню жеребцов и стойла кобыл. Он заметил, что они заморены голодом, и сказал: «Клянусь любовью Ра, для моего сердца самое отвратительное - так морить лошадей. Это хуже всех преступлений, которые ты совершил. Разве ты не знаешь, что тень бога на мне и он не даст погибнуть судьбе моей... Клянусь духом его, я не делаю ничего без него: он повелевает мне делать». После этой торжественной речи, произнесенной по поводу лошадей, любителем которых очевидно был эфиоп, была сосчитана казна Немарта и конфискована; хлебные запасы его отданы Амону в Карнак. В это же время явился Пефнифдибаст ираклеопольский с дарами (серебро, золото, драгоценные камни, отборные кони) и, пав ниц, изъявил покорность. Его примеру последовали города у Фаюма и древняя столица XII дин. Ит-тауи. Везде Лианхи приносил жертвы местным богам, вступая этим в права фараона, конфисковал местную казну, а хлебные запасы отчислял в пользу Карнака. Подойдя к укрепленному природой и людьми Мемфису, он издал манифест к жителям, приглашая их пустить его в город принести жертвы в местных храмах и гарантируя безопасность. «Граждане Мемфиса будут целы и невредимы, даже ребенок не будет плакать,- посмотрите на номы юга: никто в них не был убит, кроме врагов, которые хулили» бога и были приравнены к бунтовщикам». Однако жители не послушались и даже сделали вылазку. К тому же ночью к ним.явился Тефнахт с 8 тысячами отборных солдат и, убедив их не сдаваться, в виду хороших укреплений и естественной защиты со стороны реки, удалился на север собирать подкрепления. Мемфис, действительно, подавал мало надежды на взятие. Часть офицеров Пианхи стояла за медленную осаду, но сам он, уповая на Амона, решился на штурм и ударил в гавань. Неожиданным нападением он овладел ею и стоявшим в ней флотом, затем ударил на самый город. Произошли резня и грабеж, но Пианхи запретил касаться храмов и немедленно принес жертву в храме Птаха. Вся Мемфисская область сдалась; за ней последовали мелкие князьки Дельты. Разделив казну и закромы Мемфиса между Лионом и Птахом, Пианхи пошел молиться в так называемый египетский Вавилон (Хериаха) и в Илиополь; здесь он проделал обычные церемонии; сюда же явился с покорностью и номинальный фараон, Осоркон III, а Педиисе, князь Атриба, сам пригласил Пианхи к себе в город, предлагая ему принести жертвы и взять казну. В Атриб собрались все князьки приносить присягу с дарами, в числе которых неукоснительно упоминаются и любезные для Пианхи лошади. Затем князья были, по своей просьбе, распущены по домам. Педиисе помог еще Пианхи усмирить какое-то восстание где-то на сев.-зап. Дельты, вероятно, бывшее в связи с пребыванием там Тефнахта. Последний, видя Мемфис взятым и себя изолированным, решился покориться и послал к Пианхи вестника просить его привести его к присяге в одном из ближайших храмов чрез специального уполномоченного. Пианхи, не желая предпринимать в жаркое время трудный путь на север в болота, согласился на эту форму покорности. Вслед за этим подчинились все остальные, еще державшиеся мелкие князьки. «Рано утром два правителя с юга и два с севера с царскими диадемами явились пасть ниц пред его величеством... Но они не вошли во дворец, ибо были нечисты и ели рыбы, а это мерзость для дворца. Только один царь Немарт вошел во дворец, ибо он был чист и не ел рыбы». Египет был покорен и Пианхи с флотом, нагруженным добычей и дарами, уехал домой. Изображение этого флота он поместил на стене храма Мут в Карнаке; на одном из кораблей, названном саисским, командует сам Тефнахт.
Хотя он старался закрепить за собой Египет, особенно Фивы, еще и тем, что заставил фиванскую «супругу бога», дочь Осоркона III, Шепенопет удочерить его жену Аменердис, но управлять Нижним Египтом из Напаты все-таки было трудно. Мы узнаем, что Тефнахт, не смотря на присягу, по удалении Пианхи принял царский титул и изобразил себя царем на надписи, в которой он жертвует саисской богине Нейт участок, и которая находится теперь в Афинском музее.
Тефнахт спокойно просидел на севере Египта до конца жизни и передал престол своему сыну Бекнеранфу — Уохкара, который под именем Бокхориса пользуется громкой известностью у классических писателей и у Манефона один составляет XXIV династию. После его шестилетнего царствования, вероятно, простиравшегося только на Дельту и часть Среднего Египта, произошло вторжение брата (?) Пианхи, эфиопского царя Шабаки, который уже носит не египетское имя; он также подчинил Нильскую долину, но поступал при этом далеко не так мягко: Манефон говорит, что он сжег Бекнеранфа заживо. Это может быть объяснено да тем, что он казнил его как нарушителя присяги, хотя возможно, как полагает М. Мюллер, что дело идет о смерти фараона при пожаре осажденного города. Около личности несчастного царя сложился целый цикл легенд, из него делали мудрого законодателя, покровителя бедняков, который наложил узду на ростовщиков и позволил частным лицам приобретать поземельную собственность и заключать о ней акты, нанесши этим ущерб храмам и жрецам, бывшим до тех пор, вместе с фараоном иномархами, единственными земельными собственниками икрушшми капиталистами. О нем рассказывали как о мудром судье, и приговоры его, подобные соломоновым, нашли себе изображения даже на помпеянских фресках. Действительно, несколько позже этого времени появляются контракты, написанные новым демотическим письмом и касающиеся сделок на землю, но при чем здесь Бокхорис, мы сказать не в состоянии. Демотическое письмо, крайняя степень приспособления иероглифов к скорописи, доведенной почти до степени стенографии, начинает теперь развиваться и входить в употребление; чрез несколько поколений оно будет широко распространено и оставит нам множество документов частно-правового характера. Оно ответило возникшей в это время, особенно в Дельте, потребности, благодаря сношениям с финикиянами и греками, в документах торгового и имущественного характера.
У Манефона кроме того сохранилась о Бекнеранфе заметка, что при нем заговорил человеческим голосом ягненок. Кралль нашел в Вене демотический папирус от 34 г. Августа, в котором рассказывается, как некий египтянин Пасангор получил предсказание от священного агнца о грозящих Египту несчастиях от азиатов и Ниневии: 9OO лет будет он плакать, пока не явятся цари, которые водворят порядок внутри и возвратят славу извне и вернут из Азии отнятые изображения богов. Сказав это, ягненок умер. Пасангор доложил царю Бекнеранфу, который велел почтить ягненка божескими почестями. 900 лет от Бокхо-риса приведет во II столетие н. э. Египтянин времени Августа, видя, что период истекает, ожидал исполнения пророчества от предстоящей войны римлян с парфянами. Почему это пророчество приурочено к Бокхорису? Морэ полагает, что к его времени относятся первые столкновения с Ассирией. Датируя его царствование 722—716 гг., он думает, что именно Бокхорис оказал содействие Ганнону, царю Газы, восставшему против Саргона. Он послал своего военачальника Сибе, который был разбит при Рафии. Это поражение, бывшее предвестником покорения Египта ассириянами, сделало Бекнеранфа удобным для приурочения к нему пророчества агнца. Что Бекнеранф был известен в Азии и, может быть, подавал там надежды, указывает найденный в Италии у Корнето интересный глиняный собуд финикийской работы с его именем и изображением пленных негров. Весьма возможно, что этот или подобный золотой сосуд хотели поднести царю, от которого ждали спасения от ассирийского ига и которому, в свою очередь, желали избавиться от кошмара эфиопских нашествий. Если это так, то характерно для саисского фараона, предка Псаметиха, что он сейчас же думает о Сирии, очевидно с целью вернуть старые времена. Момент был выбран неудачно; не мог удержаться Бекнеранф и против южных претендентов. Фараон Тахарка. Голова бронзовой статуэтки (увеличено) из собрания Эрмитажа.
Последние, завладев Египтом, начали XXV династию. Шабака был признан повсеместно; в Фивах номинально правила его сестра Аменердис. Сирии он также не упускал из вида и послал прибывшего с ним в Египет молодого сына Пианхи Тахарку сражаться с ассириянами при Эльтаку. Около 700 г. Шабака умер, и на престол вступил Шабатака, кажется, его сын. О нем мало известно. Повидимому, он был свергнут Тахаркой, при котором началась борьба за независимость с Ассирией.
W. M. Mullеr, Aethiopien. Deralte Orient 6, 2, 1904. Е d. Меуеr, Em neues Bruchtiick Manethos tiber das Lamm des Bokhoris. Aegypt. Zeitschr. 46. Krall, Vom Konig Bokchoris (папирус об агнце). Festgabe zur Ehren M. Biidinger. Wien, 1898. Моrеt, De Bocchori rege. Par., 1903 (указана вся литература). О фиванских царицах см. между проч. Еrman в Abhandl. Konigl. Preuss. Akad., 1885. Надпись (дарственная) с царским именем Тефнахта: Mallet, Quelques monuments egyptiens du Musee d'Athenes. Recueil de travaux XVIII. Spiegelberg, Die Tefnach-tosstele des Museums von Athen. Ibid. 25. Время раздробления Египта было известно и библейским пророкам (Исаия, 19) и грекам («додекархия»): оставило оно надолго память и в Египте. В эпоху Птолемеев возник цикл сказаний о фараоне Петубасте, вероятно, современном ассирийскому завоеванию царе Таниса. До нас дошли два больших демотических папируса (в Вене и Страссбурге), содержащих, исторические романы о смутах при этом царе и об участии в них между проч. «13 азиатов», которых удается изгнать из Египта только после упорной борьбы и при особенной помощи Амона. Так как папирусы позднего, частью римского времени, то Шпигельберг склонен видеть здесь уже смешение с евреями — Иаковом и его 12 сыновьями. См. Spiegel berg, Der Sagen-kreis des Konigs Petubastis. Lpz., 1910 (Demotische Studien 3). Недавно в развалинах Мендеса найдены две надписи местных князей ливийцев Смендеса и Горнахта, относящиеся к этой эпохе и содержащие датировку по 10-му году танисского фараона, имя которого не вписано в овал (может быть, по Псаммуфу, т. е. пред Бокхорисом). Князья, по случаю торжественного входа в свой город, приносят жертву и молятся местному овноголовому божеству. Горнахт упоминается в сказаниях о Петубасте. См. Dаrеssу, Inscriptions historiques Mendesiennes. Requeil de travaux XXXV (1913).
Date: 2015-08-24; view: 327; Нарушение авторских прав |