Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Египет при XXI и XXII династиях





 

Папирус с отчетом Унуамона ясно указывает на развал, происшедший в Нильской долине в конце XX династии: в Танисе сидит почти независимый владетель севера Несубанебдед, в Фивах — полновластный первосвященник Амона Херихор, унаследовавший работу многих поколений своих властолюбивых жреческих предшественников; рядом с ним еще держится тень власти последнего Рамессида. Совершенно такое же впечатление мы получим, если обратимся к рассмотрению надписей и рельефов ипостиля, двора и пилона храма Хонса в Карнаке. Уже в первом,выстроенном при Рамсесе XII, царь совершенно отступает назадний план пред наглым жрецом, который берет на себя царскую прерогативу говорить с богом от своего имени и изображать себя, а не фараона, совершающим обряды. Но уже на дверях из ипостиля на двор этот «верховный жрец Амона-Ра, царя богов, начальник войск юга и севера» пошел еще дальше. Здесь он изобразил какое-то чудо, очевидно содействовавшее его дальнейшему возвышению. Он просит у Хонса «жизни, здравия, благоденствия и всяких хороших вещей»; идол бога кивает в знак согласия; сообщают Амону, и тот согласен, и от себя еще прибавляет, что гарантирует Херихору 20 лет, а также высказывает волю, чтобы «чудо» было начертано на камне. Очевидно, еще раз проделали фокус с Амоном, заставив его решить вопрос о престолонаследии, и после смерти ничтожного Рамессида возвести на трон того, кто фактически занимал его.

 

Однако, долго сидеть ему не пришлось. Он скоро умер, и мы опять видим Египет объединенным под властью северного царя Несубанебдеда (Смендес Манефона). По крайней мере, мы встречаем его в Фивах, реставрирующим Луксорский храм после катастрофы — обвала части стены Тутмоса III. Но верховное жречество со всеми его унаследованными прерогативами осталось в роде Херихора. перейдя к его сыну Пианхи, затем к внуку Пайноджему. Обе фамилии поняли, что им выгоднее действовать сообща, и породнились: Пайноджем женился на дочери преемника Несубанебдеда Псебханена I и после его смерти унаследовал престол. Первосвященником Амона вместо себя он ставил одного за другим своих сыновей, и с этих пор это надолго делается обычаем. В Фивах в это время водворились удивительные порядки. Дряхлый жреческий город пережил себя и выродился в уродливую теократию. Верховный жрец, а впоследствии верховная жрица («супруга бога»), большей частью не нося царского титула и признавая авторитет фараона, были хозяевами Фиваиды, но управляли при помощи оракулов и божьего суда, другими словами, ввели в обиход практику чудес, раньше применявшуюся в исключительных случаях. До нас дошло несколько рассказов о подобных чудесах, так как теперь, за неимением другого материала, а также во славу божества, об них составлялись обстоятельные надписи. Так, один из жрецов, Тутмос Менхеперра, при третьем сыне Пайноджема был обвинен в растрате. И вот утром праздничного дня, во время процессии, пред идолом Амона в барке положили два свитка с надписью, или оправдывающей, или осуждающей. Бог, дважды «взяв» первый свиток, оправдал обвиняемого. На другой день идол бога при помощи движения оправдал Тутмоса и в других обвинениях, уже по устному докладу первосвященника, и Тутмос был не только реабилитирован, но, опять-таки по оракулу, возведен в целый ряд новых храмовых должностей. Другая длинная надпись повествует, как сын Пайноджема, верховный жрец Менхеперра, прибыв в Фивы в день нового года, испросил у бога согласия на отмену его постановления об изгнании каких-то лиц (неизвестно, были эти изгнанники политическими преступниками, или религиозными еретиками) в великий оаз и вообще на отмену ссылок в оаз на будущие времена, но вместе с тем бог дал свой оракул на казнь лиц, которые будут «умерщвлять живущих». Даже частные документы жрецов и их семей являлись результатами оракулов, и составлялись в форме определений божества. Кроме этих надписей и документов, ценные сведения об этом времени дают нам гробницы фиванских жрецов XXI династии, найденные в Дейр-эль-Бахри в 1891 г. Гребо. Деревянные расписные саркофаги (в числе 13), не только обогатившие Каирский музей, но и посланные в дар в Европу (напр., и к нам, в музеи университетских городов), дали возможность составить представление о жреческих фамилиях Амонова храма, установить их генеалогии и глубже войти в религиозное миросозерцание эпохи. Найденные в некоторых гробах на мумиях папирусы оказались, своеобразными указами верховного идеального царя Египта - Амона-Ра в пользу своих почивших служителей. В начале этих документов приводится полная титу-латура божественного царя, представляющая в то же время как бы исповедание веры ее авторов; собственно текст указа содержит в себе перечисление загробных благ, назначаемых усопшему. Приводим документ, найденный в гробе верховного жреца Пайноджема II:

 

«Бог священный, владыка всех богов Амон-Ра, владыка престолов обеих земель, глава Карнака, священный сын Хепры, предвечный бог великий, живущий правдой, изначальный, первородный, после которого произошли все боги, непостижимый рождениями, многообразный, неведомый явлением, священный образ, возлюбленный, страшный, могучий при появлениях, великий обилием и властью, Хепра, ради бытия которого существует всякое бытие, первый по бытию, лик которого не открыт. Сияние его освещает обе земли — он диск лучезарный; он дает лучи, и живут все люди. Он плывет по небу неутомимо. Его предначертания неотменимы. Старец, он утром — юноша и отменяет пределы вечности, проходит небо, обтекает преисподнюю, чтобы озарить земли, созданные им. Бог божественный, создавший себя сам, сотворивший по воле своей небо и землю, царь царей, вельможа вельмож, царь величайший из богов, телец возрастающий с острыми рогами, при имени которого трепещут все земли... Его правая и левая плоть — солнце и месяц; небо и земля соединены с его красотой... Вышли люди из очей его, боги из уст его... Он основал железную стену неба, что на воде его; никто не бежит по его пути. Он приходит к взывающему к нему, он милостив к молящемуся, близок к призывающему имя его, дает долголетие своему возлюбленному; он — превосходный защитник того, кто полагает его в своем сердце. Царь Верхнего и Нижнего Египта Амон-Ра, царь богов, владыка неба, земли, воды, двух горных цепей, великий, превознесенный над всеми первобытными богами. - Говорит Амон-Ра, царь богов, предвечный: «Я издаю мой священнейший указ относительно обожествления Пайноджема, сына Исет-ем-хеб, моего служителя в преисподней (на западе). Я обожествляю его в Дуате, я обожествляю его в Хернетре, я обожествляю его на всяком месте, где обожествляются духи. Я даю ему принимать воду запада, жертвенные дары Хернетра. Я обожествляю его душу и тело на западе... подобно всем богам и богиням, что в Хернетре, подобно всем духам и всему, что обожествлено в Хернетре. Я не дам разрушить его дух во веки, но дам ему быть принятым хорошо всяким богом, богиней, всяким духом и вообще всем, обожествленным на западе, в Дуате и Хернетре. Я сделаю их благосклонными к нему. Я дам, чтобы они обратились к нему с доброй речью, как это бывает между людьми... Да дадут ему принять воду и жертвы, да дадут ему принять его хлебы. Я дам его душе выходить. Я дам ей входить по желанию сердца его, без задержки. Я дам ей летать куда угодно; я дам ей ходить куда она хочет, я дам ему плавать по всем путям во всякое время, по желанию, и не будет никого, кто бы вернул его назад... Я не дам похитить душу его... Я обожествляю его душу, я защищаю его тело. Я избавляю его от того, что угрожает человеческому телу на полях Ири. Я прославляю дух его на западе, в Дуате, в Хернетре. Я обожествляю души всех сугубо праведных, я даю им добрую память на западе, в Дуате, Хернетре и защищаю их. Что до злодея, то я отдаю на съедение его дух»... Говорит Амон-Ра:... «Всякая хорошая речь, которую произнесут относительно Пайноджема... да будет действительна для его обожествления. Да обожествит она душу его, да защитит тело его, да прославит дух его, да даст ему получить воду и дары, да даст ему получить хлебы, каждение, да даст ему получить воду, пиво, молоко, плоды, вино, мед, да даст выходить душе его, да даст входить по желанию сердца, беспрепятственно, да сообщит ему всякий вид обожествленности»...

 

Таковы были официально догматы веры и загробные чаяния фиванеких жрецов времени XXI династии. Они немногим отличались от известных нам, но приведенный текст имеет большой интерес как документальное свидетельство и как указание не только на религиозное настроение, но и на политические приемы, выставлявшие Амона царем Египта и превращавшие обычный заупокойный текст в его царский указ.

 

О танисских фараонах и фиванских жрецах мы знаем немного. Известно нам только, что они бесплодно боролись с беспорядками и хищениями в некрополе, что власть была бессильна оберечь великих фараонов XVIII—XIX династий от грабителей и капитулировала, перенося их с места на место из гробниц, пока их не заделали в мрачную расселину в Дейр-эль-Бахри.

 

Такое бесславное время тянулось около 150 лет (до половины X в.) — совершенно достаточно для того, чтобы заставить Сирию позабыть об Египте и расцвесть в виде самостоятельных держав Хирома и Давида. На сцену выдвинулись новые силы, теперь уже не исконно национальные. Мы видим, как были отражаемы ливийские нашествия, сделавшиеся особенно грозными в конце XIX дин. Победы фараонов доказали, что Египта не завоевать нестройным ливийским ополчениям. Тогда они перешли к другой тактике и начали завоевывать Египет, особенно Дельту, мирным путем. Помогли им в этом сами фараоны, охотно принимавшие к себе на службу предводителей ливийских дружин, отводившие им земли и окружавшие себя наемной гвардией из ливийцев-максиев (машаваша) и полицией из ливийцев маджай. Таким путем в северной части Нильской долины образовался ряд ливийских поселений, предводители которых, быстро восприняв египетскую цивилизацию, почувствовали себя египетскими вельможами и действительно сделались таковыми, став в близкие отношения к крупным городам и их культам и напомнив таким образом номархов Среднего царства. Среди них особенно выдавался род, поселившийся у Ираклеополя и начатый ливийцем Буювава. Сын его Мусен был уже жрецом местного бога Хершефи и князем; правнук Мусена Шешонк уже был женат на родственнице фараона. От него дошла огромная надпись из Абидоса, в которой повествуется, как он испросил оракул Амона на отправление в Абидос статуи своего умершего сына Намарата и на учреждение ей культа, а затем, как была доставлена на место эта статуя. Целое войско и «корабли без числа» сопровождали ее, вестники готовили все для ее водворения и культа. Последний оплачивался из доходов 100 мер земли (67 акров) с 25 крепостными одного сада; множество меда, ладана, мирры, зерна пошло на заупокойные празднества. (В надписи приводятся и интересные для экономической истории цены: 10 мер — 6 3/4 акров земли — стоило 1 фунт — 1,4 г - серебра; цена рабов между 14 и 20 фунтами). Оракул Амона наложил проклятие на нарушителей культа и грабителей. Все это указывает на чрезвычайное богатство и влияние рода, и мы не удивимся, если увидим, что сын этого Намарата, опираясь на мемфисское жречество, вероятно недовольное союзом танисских фараонов с фиванскими первосвященниками, ок. 950 г. восходит на престол под именем Шешонка I. Первым делом его было обеспечить за своим родом царство женитьбою своего сына Осоркона на дочери последнего танита Псебханена II; другого сына Аупута он сделал фиванским первосвященником. Резиденцией новой XXII дин. был Бубаст в Дельте, отчего и эпоха называется бубастидскою. Ливийское происхождение и варварские имена царей и их родни дают некоторое право также на название ее ливийской.

 

Новый царь был крупной личностью, подобных которой давно не было на престоле фараонов, и он на один момент даже напоминает Египту былое величие. Он следит за палестинскими делами, роднится с Соломоном и даже дарит ему вновь завоеванный египетскими войсками Гезер, но в то же время готовит ему Адада и Иеровоама, а когда с его смертью призрачность еврейского великодержавия обнаружилась, Шешонк немедленно решился воспользоваться временем как для того, чтобы напомнить в Сирии об египетском владычестве, так и для того, чтобы пополнить свою казну на счет сокровищ, накопленных Соломоном. Библия повествует, что в 15-м году Ровоама (около 928) «Сусаким с несметным, войском напал на Иудею, взял Иерусалим, разграбил храм и дворец, унеся золотые украшения, устроенные Соломоном». Это известие находит себе подтверждение в колоссальном изображении на внешней стороне южной стены Карнака. Амон вручает Шешонку меч и связку из пяти рядов имен покоренных последним в Азии местностей. Вверху то же делает богиня Фив; сам Шешонк поражает коленопреклоненных азиатов. Каждое из имен заключено в овал, помещенный под бюст пленника семитического типа. Таких овалов было более 150; из них сохранилось в целости около половины, но отожествить с известными нам из географии Палестины можно не более 20. Прежде всего бросается в глаза, что Шешонк, в погоне за длиннотой списка, включил в него все незначительные местности и урочища, нигде более не встречающиеся; в этих же видах он из двойных наименований (напр., Хакель-Абрам — Поле Авраама) делал два разных имени и т. п. Далее, отожествленные имена, напр., Раббат, Тааннак, Сунем, Бетсеан, Рехоб, Хафараим, Маханаим, Гаваон, Бетхорон, Аялон, Мегиддо, Адама и др., указывают, что поход был направлен не только против Иудеи, но и захватил территорию царства Иеровоама, зайдя несколько за Кисонскую долину. Список начинался с севера и заканчивался филистимскими городами Экроном и Рафией. Имени Иерусалима не сохранилось, но есть, кажется, имена Иордана, Ливана и странное Иудхамелек — может быть, «рука царя» (?). Почему Шешонк не пощадил Иеровоама, неизвестно. Может быть, тот не выполнил своих обязательств, стал вести себя самостоятельно и не платил дани. Во всяком случае последняя играет в этом предприятии роль: в одной карнакской надписи Шешонк вручает Амону дань Сирии и Нубии. Таким образом, как будто снова наступили времена Тутмосов и Рамсеса II. Последний все еще продолжал служить образцом. Шешонк нарочно поместил свой победный памятник рядом с его рельефами и над изображением Амона начертал длинную трескучую надпись — обращенную к нему речь бога в стиле известных нам торжественных од XIX и XX дин. Кроме того, бубастидская династия любила принимать тронные дмена Рамсеса II: Усермара (Осимандий), Мериамон. Стремление и в строительстве сравняться с великими фараонами выразилось главным образом в сооружении огромного «двора Бубастидов» и пилона, завершивших Карнакский храм к западу — Нилу и давших ему цельность.

 

На одном из дворов Карнака лежит также несколько огромных каменных плит — кусков большой надписи Шешонка I в честь Амона, частью начертанной на обратной стороне анналов Тутмоса. Впервые обратил внимание на эти остатки недавно М. Мюллер, но и ему из обрывков не удалось составить связного текста. Можно лишь уловить общее содержание. Это — молитва в теплом, благочестивом тоне этого позднего времени и указания на заслуги пред Амоном. Взывания к богу имеют значительный интерес для изучающих египетскую религию; иногда они напоминают псалмы. Царь между прочим упоминает о своих дарах из палестинской добычи и о произведениях Эфиопии: возможно, что он совершил поход и на юг. В 1907 г. в Ираклеополе нашли от времени Шешонка I большой каменный жертвенник с длинной надписью, повествующей о восстановлении ежедневных жертвоприношений в местном храме. Как мы видели, предки династии были здесь владетелями и жрецами, и тем не менее повсеместный упадок не миновал и этого города, и когда Шешонк достиг престола, «его величество изыскивал способы сделать угодное своему отцу Харшефи Ираклеопольскому». Его сын Намарат, бывший «генералом» в этом важном для династии городе, доложил ему: «Храм Харшефи нуждается в быках для ежедневных жертвоприношений; я нашел, что они пришли в забвение, между тем как до меня существовали со времен предков — следовало бы их восстановить». Фараон издал указ, облагавший население области Ираклеополя специальным налогом в пользу храма. Все обязывались поставлять в год известную часть 365 быков, начиная с самого «генерала», которому предписывалось жертвовать 60 быков, его жены (3 быка), высших военных и духовных сановников (по 10 быков) и кончая чиновниками второго ранга, городскими общинами области и рабочими. Вероятно, и в других местах Египта принимались подобные же меры и учреждались «вакуфы» для поддержания благолепия культа, которое уже не могло теперь зависеть исключительно от щедрот обедневшего двора. Надпись имеет большой интерес и для знакомства с составом и профессиями населения египетских номов этого времени.

 

Подъем Египта продержался недолго.

 

Вмешательств фараонов в дела евреев мы больше не видим; только во времена ассирийских завоеваний фараоны робко пытаются отстоять свое наследие. Это было спустя два века, а пока ближайшие преемники Шешонка (Осоркон I, Такелот, Осоркон II, Шешонк II, Такелот II, Шешонк III, Пимай, Шешонк IV) хотя и царствовали нередко подолгу, но подверглись общей участи египетских родов — упадку. Мы не слышим об их внешних предприятиях; внутри кое-что известно об их строительстве. Напр., Осоркон II ремонтировал фиванские храмы после того как «случилось наводнение во всей этой земле, затопившее оба берега, как было в начале мира, и земля стала достоянием воды, подобно морю, а люди, как птицы... все храмы Фив — как болота». Он же воздвиг в Бубасте залу для празднования своего юбилея; но на ряду с действительными постройками и сооружениями то и дело начинают встречаться присвоения себе чужих памятников, что отчасти объясняется недостатком средств для строительства в прежних грандиозных размерах — источники доходов великих фараонов прошлого, Сирия, а затем Нубия, были утрачены; бубастиды располагали ресурсами одного только Египта. Однако и при них появлялись изящные произведения искусства, особенно скульптуры. Гораздо больше мы узнаем о семейных и иных смутах бубастидов. Мы уже знаем, что они удерживали в своих руках Фиваиду, облекая своих сыновей саном верховного жреца Амона. Оказалось, однако, что сан этот обладает такой силой, что едва не дал в Фивах водвориться снова наследственной династии, когда сын Осоркона I, Шешонк, как верховный жрец Амона и главнокомандующий армией (странное сочетание, известное со времени Херихора), принял царский овал и передал сан своему сыну, не заботясь о Бубасте, ревниво оберегавшем право назначения; однако, эта династия или скоро прекратилась, или вообще не удержалась, и мы видим Осоркона II ремонтирующим фиванские храмы. При Такелоте II, его сын Осоркон сделался верховным жрецом в Фивах, где оставил несколько надписей на стенах бубастидских врат Карнака. Здесь мы, между прочим, узнаем, что некогда он был военачальником у своего отца, жил в Технэ, а в Фивах господствовала враждебная ему партия. Найдя повод вмешаться, он идет в Ираклеополь, собирает войско, разбивает врагов и постройками привлекает верхне-египетских жрецов. В Фивах Амон признает его верховным жрецом; противная партия обвиняется в нечестии, ее представители объявляются «врагами Амона» и предаются сожжению «на месте своих злодеяний». Из знати набирается новое жречество. Однако, порядок был непрочен. Чрез несколько лет случилось какое-то страшное небесное знамение, и затем начались в стране смуты; «враги и бунтовщики посеяли усобицы и на юге, и на севере. Они не переставали воевать против тех, которые жили там, и против верных его отцу. Года проходили в ненависти; один насиловал другого»... Осоркон бежал из Фив, вероятно к отцу в Бубаст. Наконец порядок был водворен, и он с войском и флотом подступил к Фивам. Здесь его приняли, но Амон изрек оракул, по которому он обязывался «не поступать с фиванцами так, как поступил с теми», т. е. простить их. Очевидно в политику Осоркона и его отца не входило мстить Фивам, или они к этому были вынуждены обстоятельствами; иначе трудно было бы объяснить такую наивность в устах человека, который сам ближе всех стоял к «оракулам» этого странного времени. Распри и смуты происходили также между Фивами и местом происхождения бубастидов — Йраклеополем, жречество в котором принадлежало другой ветви этой фамилии. Третья ветвь ее, начиная с Такелота, внука Осоркона II, получила верховйое жречество в Мемфисе после захудания прежнего жреческого рода, бывшего в союзе с династией Но и эта ветвь уже в четвертом поколении пришла в полный упадок: ее члены занимают низшие должности при храме. Среди этих неустройств центральная власть слабела и на счет ее усиливались местные правители Северного Египта. Прекращение XXII дин. застало страну в состоянии разложения, и основатель следующей династии, Петибаст уже не был в состоянии объединить под своею властью весь Египет. Так наз. XXIII дин. представляет начало эпохи, названной греками «доде-кархия», времени, когда даже еврейские пророки находили возможным говорить не о фараоне, а о князьях Египта, времени, когда за право быть объединителями его начали бороться внешние силы — эфиопы и ассирияне.

 

Новый материал (после Брестеда): Legrain, Une branche de Scheschonqides en decadence. Recueil de travaux, 29. Ahmed-Bey-Kamal и Maspero, Un monument nouveau de Sche-sehonq I. Там же, 31. Daressу, Le decret d'Amon en faveur du grand pretre Pinozem. Там же, 32. Его жe, Notes sur les XXII—XXIV Dynasties. Recueil de travaux, 35. W. MaxMiille r, The list of Palestinian cities by Scheshonq I. Egyptological Researches I. II. Inscriptions of Scheshonq I, Karnak. Там же, II. Отрывок нового документа об оправдании Амоном чиновника-жреца: The ordeal of a priest. Там же, II. Еrman, Eine Inschrift d. Hohenpriesters Osorkon. Aegypt. Zeitschr. 45 (1908). От времени XXII династии, особенно ее конца — царей Шешонка III и IV дошло несколько плит с иератическими надписями, представляющими дарственные акты на участки вемли в пользу храмов. Жертвователями большей частью являются ливийские княаья с необычайными именами; этому соответствует и безграмотность текста. См. о них отчасти статью Spiegelberg'a в Recueil de travaux, т. 25 и 35. Ср. Тураев, Несколько египетских надписей. Спб., 1912.

 

 

СИРИЯ

 

Распадение давидовой монархии имело ближайшим последствием потерю евреями всякого политического значения. Мы видели, что Египет немедленно вступил в свои права; однако, внутренние дела снова отвлекли его от внешней политики. На смену явились другие кандидаты в гегемоны, и прежде всего с ними пришлось столкнуться северному царству. Иеровоам (933—912), сделавшись царем, должен был пойти по тому же пути, что до него Гедеон и Давид и вообще все ханаанские владетели, — ему предстояло заняться организацией национального культа, необходимого для самостоятельного государства, в особенности же теперь, когда ковчег завета остался в Иерусалиме, в пределах враждебного царства. Мы знаем, что Иеровоаму не могло быть в этом отношении затруднений — территория Израиля усеяна древними местами культа, чтившимися ранее Иерусалима и давно уже усвоенными Иегове. Выбор его остановился на Вефиле и Дане, — на юге и севере государства; здесь Иегову чтили в виде золотого тельца. Этот культ был объявлен государственным, и вместе с тем приобрели общественное значение местные праздники, соединенные с ярмарками, конечно в подрыв Иудее, не только религиозный, но и экономический, но вместе с тем и к усилению ханаанизации израильской религии и ослаблению национального сознания. Иеровоам стремился и политически обессилить Иудею, по крайней мере III книга Царств говорит: «война была между Ровоамом и между Иеровоамом во все дни жизни его».

 

Однако, несмотря на численное превосходство сил, израильское царство невидимому не имело успеха; по крайней мере, мы знаем, что Иеровоам из Сихема, который избрал столицей, должен был переселиться в заиорданский Пенуэль. В связи с этим, вероятно, стоит и то, что Иеровоаму не удалось основать династию. Уже сын его Надав был через год свергнут. Война продолжалась и после свержения Иеровоамовой династии: царь Вааса прямо против Иерусалима стал строить в Раме пограничную крепость, желая очевидно вести наступательную политику. Слабое царство едва ли могло ее выдержать, и внук Ровоама, Аса решился на последнее средство. «И взял Аса все серебро и золото, оставшееся в сокровищницах дома господня и в сокровищницах дома царского, и отдал его в руки слуг своих, и послал их царь Аса к Бенададу, сыну Таб-риммона, сына Хозионова, царю Арама, жившему в Дамаске, и сказал: «союз между мною и между тобою, вот я и посылаю тебе в подарок серебро и золото: расторгни союз твой с Ваасою, царем израильским, чтобы он отошел от меня»... (III Цар. 15, 18—19).

 

Это было не чем иным, как поступлением в вассалы к наиболее крупной державе Сирии того времени — арамейскому царству в Дамаске. Занимая необыкновенно выгодное географическое положение на пересечении торговых путей из Египта к Евфрату и от последнего к финикийским гаваням, а также караванных путей из Вавилона чрез Сирийскую пустыню, на границе пустыни ив задней части страны с приморскими гаванями, Дамаск скоро сделался центром культуры, торговли и политического могущества для завладевших им арамеев, царь которых Резон, как мы видели, почти одновременно с Давидом и подобно ему, основал свое государство в месте прежнего царства Сувы или Цобы. Торговые интересы Дамаска повелительно требовали обладания караванным путем к Средиземному морю, у Акки мимо Галилейского озера через Иордан и область израильских колен Завулонова и Иевфраи-мова, а потому отношения к еврейским царствам были для него далеко не безразличны.

 

Бенхадад или Бир-Идри был, кажется, третьим преемником Резона, и с именем его соединена лучшая пора царства. По просьбе Асы он разгромил Израильское царство и отторг от него столь важный для торговли Дамаска север. Эти неудачи обусловили падение дома Ваасы и внутренние смуты, причем один царь зверски убивал другого. Около 887 г. на престол сел энергичный Амврий (Омри), может быть, арабского происхождения, оставивший по себе такое имя, что позднее ассирияне, может быть, при нем вступившие впервые в непосредственные сношения с Израилем, называли Израильское царство «Бит-Хумри» — «дом Амврия». При нем и его сыне Ахаве Израиль переживал время своего второго расцвета. Иудейское царство в это время также покорило еще раз Эдом и владело до Эланитского залива; Иосафат даже пытался было возобновить морские экспедиции в Офир, но буря разбила его корабли. Отношения его к Израилю были вассальные, оба царя действовали сообща и находились в родственных отношениях. В родстве состоял Ахав и с тирским царем Итобаалом.

 

Новая династия основала себе и новую столицу — Самарию (Шемрон — «Сторожевая башня»), которой была предназначена видная роль в истории. Оплот этой расположенной в самой плодородной части Ефремовых гор, в средоточии страны и с удобными путями сообщения твердыни делает честь способностям Амврия. Недавние американские раскопки обнаружили здесь на самой высшей точке скалы цитадель, с видом на далекое море, стены дворца строителей и храма с финикийскими культами, которым они покровительствовали. Здание, сначала скромное, было затем расширено; оно состояло, как вообще на Востоке, из небольших закрытых помещений и больших открытых дворов прекрасной постройки. Была найдена египетская алебастровая ваза с именем Осоркона II и около нее куча черепков с еврейскими курсивными надписями чернилами — это квитанции на получение вина и елея от такого-то такому-то, может быть, для потребностей культа.

 

Удачные войны вел Амврий, а за ним Ахав, и с восточным врагом — моавитянами. Об этом нам повествует не только библия, но и один из интереснейших эпиграфических памятников древности — большая надпись моавитского царя Меши, найденная в 1868 г. Клейном в Дибоне. Оба свидетельства счастливо пополняют друг друга. «Амврий, царь израильский, теснил Моава долгое время, ибо гневался Кемош (бог моавитский) на страну свою. Ему наследовал его сын, и он также говорил: «я буду теснить Моава». В мои дни говорил он это, и мог видеть мое удовлетворение на нем и доме его... Амврий занял область Мадебу, и там сидел во дни свои и во дни сынов своих 40 лет»... Из библии мы знаем, что Меша платил дань Ахаву скотом и был его вассалом. При таких условиях было неестественным для Израиля оставаться в подчиненных отношениях к Дамаску, и мы видим, что Ахав ведет ряд удачных войн с Бенхададом, но все-таки не может избавиться от вассальной зависимости, и в конце концов геройски падает в битве при Рамофе галаадском. Два преемника его, Охозия и Иорам, не могли спасти его династию ни от внутренних неурядиц, ни от недовольства со стороны руководимой пророками патриотическо-религиозной партии, гнушавшейся влияний извне и небрежения культом Иеговы. Внешние условия также изменились к худшему. Прежде всего отпал Меша моавитский и немедленно

 

перешел в наступление, желая вернуть Моаву его отторгнутые области. Без особого сопротивления возвратил он знаменитую в настоящее время христианской мозаикой Медебу и выстроил для ее защиты крепость, затем покорил область Атарофа, в которой «издревле жили мужи Гадовы». Все население было перерезано для услаждения Кемоша и Моава и на его место поселены моавитские колонисты. Затем, по велению оракула Кемоша, Меша ночью идет на г. Небо и после упорной битвы берет его. Заклятое Аштар-Кемошу население в количестве 7 тыс. человек было перебито, унесены алтари Иеговы; далее с 200 человек Меша взял г. Иассу, опорный пункт израильтян. Сделавшись таким образом хозяином всей спорной области до северной части Мертвого моря, Меша приступил к устроению ее. Он восстановил старые крепости и выстроил новые (Восор, Ароир, Медебу, Кариафаим и др.). Израильские пленные должны были работать по укреплению Кархо в г. Дибоне. Везде были выкопаны цистерны в каждом доме. Вновь приобретенная территория была связана с ядром государства «дорогой при Арноне». Наконец, в последней сохранившейся части своей надписи он повествует о новых предприятиях, на этот раз против юга, кажется, Иудеи и стоявшего от нее в зависимости Эдома. По предположению Клермон-Ганно, до нас дошла только половина надписи; дальнейшее дополняется библией, которая подробно повествует о коалиции против Меши из Иорама израильского, Иосафата иудейского и эдомского царя (?). После утомительного, сопровождавшегося чудесами похода по эдомской пустыне, союзники разбили встретивший их отряд, вторглись в страну и подвергли ее страшному опустошению. Меша заперся в крепости Кирхаресет (ныне Керак). Попытка пробиться не имела успеха. Тогда Меша, доведенный до отчаяния, решается на последнее средство, которое давала ему его мрачная религия. Он, в виду врагов, на городской стене принес Кемошу во всесожжение своего первенца и наследника. Осаждавшие, такие же семиты, увидели, что совершен величайший акт умилостивления разгневанного божества. Ими овладел ужас, и они сняли осаду. Меша был спасен, и в благодарность воздвиг в Кархо «Высоту спасения»), надпись с которой попала в руки науки, представив один из интереснейших памятников, параллельных ветхому завету. Он указывает на сравнительно высокую цивилизацию этого пограничного с пустыней царства и, вместе с тем, является для нас едва ли не древнейшим свидетельством появления семитического алфавита, родоначальника греческого, а следовательно и всех европейских.

 

Это время может быть названо золотым веком еврейской литературы, особенно историографии. В библейских книгах мы находим включенными части первоклассных писаний, указывающих на превосходство еврейского гения перед другими более культурными народами. История Саула и Давида почерпнута священными дееписателями не только из творений официальных летописцев, упоминаемых уже и при Давиде, но и из произведений частной инициативы, удовлетворявших потребности сообщить и излагать с известным прагматизмом сведения о прошлом. История Соломона является первым примером историографии в высоком стиле, перешедшей от эпического рассказа к прагматической переработке материала. Она относится ко времени около Иосафата. Несколько позже возникли истории пророка Илии, затем Елисея, Ахава, а в конец библейской письменности этой эпохи Ягвист и Элохист, Киттель называет первого одновременно собирателем, повествователем, поэтом, философом и религиозным учителем своего народа. Он с любовью и терпимостью собирает сказания, будь то вавилонского или халдейского происхождения. Он художник слова, обладающий тонким психологическим чутьем; он интересуется величайшими проблемами бытия и религии. Это — высокоодаренный иудей не из среды духовенства, вероятно из круга древних пророков, полный глубоких мыслей и исканий, монотеистического и универсального миросозерцания. Элохист — по-видимому ефремлянин, бывший в половине VIII в. представителем более развитой духовно эпохи, менее терпимой и оригинальной, уступающей Ягвисту и в художественности и в силе.

 

Приблизительно одновременной с надписью Меши следует признать написанный почти на чистом финикийском языке текст Киламу, царя Самаля, который изобразил себя в царском одеянии, но без оружия (может быть, как вассал Ассирии) пред этой надписью и символами божеств. Он говорит, что ни дед, ни отец его Хая (Хаян, упоминаемый как вассал на монолите Салманасара II под 851 и 854 гг.) не были деятельными правителями, и ничего не предпринимали для уврачевания социального неравенства, которое в это время сильно давало себя чувствовать и в еврейских царствах, и при них народ бедствовал; соседи подкупали против них ассирийского царя, «деву отдавали за овцу, мужчину — за одежду». Он же, вступив на престол, стал «отцом, матерью и братом для оседлого (вероятно, хеттского) населения». «Не видавший никогда овцы стал обладателем стада, стал владеть серебром, золотом. Кто никогда не видал полотна, облекался в виссон». Такими же красками и в тех же выражениях, как мы видели, и египетские писатели рисовали время мудрых правителей, боровшихся с обострением социального неблагополучия. Но здесь о себе это говорит сам царь, презрительно упомянув своих предков.

 

Дворцовый переворот в Дамаске, жертвой которого пал Бенхадад, свергнутый царедворцем Азаилом, дал повод Иораму израильскому начать войну с целью вернуть, в союзе с Иудеей, свои владения в Галааде. Во время похода он был ранен и его полководец Ииуй стал во главе руководимого пророком Елисеем движения против династии. Иорам был убит и с ним истреблены все его родственники. Ииуй вступил на престол и начал новое направление во внешней и внутренней политике. Первое выразилось в сношениях с Ассирией. Израиль признал верховенство новой грозной силы; возможно, что и самый переворот совершился не без влияния последней.

 

Ф. Я. Покровский, Разделение Еврейского царства. Киев, 1885.

 

Литература о надписи Меши огромна; и на русском языке имеются прекрасные исследования Д. А. Xвольсона, Гаркави, __наконец Соловейчика. Исследования о надписи Меши. Журн. мин. нар. проев., 1900, 10и11. (Здесь указаны и разобраны главнейшие труды запад-кых ученых, а также изложена история вопроса). Предварительное археологическое обследование местности Дибона произведено D. MackenzieB 1910 г. См. отчет Dibоn, The city of King Mesa and of moabite stone, с планом площади города, дворца и остатков укреплений (Palestine Exploration Fund Stat, 1913, 57—79). — О раскопках на месте столицы династии Амврия, Самарии ом. предварительные сведения в Revue Biblique с 1909, а также Кittel, Merkwurdige Funde in alten Samaria. Theol. Literaturblatt, 1911. Thiersch в Zeitschrift d. Deutsch. Palaestinaverein, 1913. К этой же, а может быть немного более поздней эпохе относятся найденные в Иерусалиме и в Южной Палестине (Шепеле) ручки кувшинов из красной глины с древне-еврейскими штемпелями — грубо исполненным крылатым солнечным диском или летящим скарабеем и надписями. Последняя состоит из двух слов: «царю» и имя одного из четырех городов: Хеврон, Сохо, Зиф и Мареса (?). Вероятно, в этих городах, окрестности которых обильны глиною, были царские заводы посуды, представлявшей, может быть, и проверенные меры емкости; может быть, они служили для доставки ко дворцу натуральных повинностей. См. П. К. Коковцева в Сообщ. прав. Палест. о-ва, 1901, XII, 20. Семитической эпиграфике посвящен специальный орган Ephemeris fur Semitische Epigraphik, издаваемый с 1900 г. Lidzbarski; здесь кроме оригинальных статей помещаются разборы работ, касающихся семитических надписей. Между прочим о надписи Киламу: Eine phonizische Inschrift aus Zendschirli в III т. этого издания (1912); иначе ее понимает Littmann в Sitzungsberichte Прусской академии, 1911.

 

 

Date: 2015-08-24; view: 283; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию