Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Русский язык и культура речи





 

Рабочая программа
для направления подготовки 40.03.01 – Юриспруденция
(для студентов и слушателей факультета внебюджетного образования)

 

 

Вологда – 2014


Русский язык и культура речи: Рабочая программа учебной дисциплины для направления подготовки 40.03.01 – Юриспруденция (для студентов и слушателей факультета внебюджетного образования). – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2014. – 18 с.

 

 

Рабочая программа составлена с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального по направлению подготовки 030900.62 – Юриспруденция (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 мая 2010 г. № 464).

 

Разработчики программы:

Л.М. Голиков – кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры русского и иностранных языков ВИПЭ ФСИН России;

О.В. Дружининская – кандидат филологических наук, доцент кафедры русского и иностранных языков ВИПЭ ФСИН России.

 

Рецензенты программы:

О.В. Третьякова – кандидат филологических наук, заведующий отделом редакционно-издательской деятельности и научно-информационного обеспечения ИСЭРТ РАН;

А.М. Неволина – кандидат филологических наук, доцент кафедры русского и иностранных языков ВИПЭ ФСИН России.

 

 

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры русского и иностранных языков, протокол № 9 от 16 мая 2014 г.

 

Рабочая учебная программа рассмотрена и одобрена на заседании методического совета Вологодского института права и экономики ФСИН России, протокол № 10 от 26 июня 2014 г.

 

©ВИПЭ ФСИН России, 2014


1. Цели и задачи освоения дисциплины

Целью освоения учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» является повышение уровня практического владения современным русским литературным языком у специалистов нефилологического профиля, а также формирование языковой, коммуникативной (речевой) и общекультурной компетенций, необходимых для осуществления профессиональной деятельности.

Задачи освоения учебной дисциплины:

- формирование общих представлений о языке и речи;

- развитие умений и навыков редактировать тексты, а именно находить и исправлять ошибки в употреблении лексических и грамматических норм;

- обучение коммуникативным качествам успешной речи, основам речевого этикета;

- совершенствование навыков составления текстов в соответствии с целью высказывания и ситуацией общения;

- ознакомление с основами ораторского искусства;

- совершенствование навыков работы с текстами нормативных документов, учебной и справочной литературой;

- воспитание уважительного отношения к русскому языку и стремления совершенствовать свои знания, умения и навыки в области русского языка и культуры речи.

2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы высшего профессионального образования

Учебная дисциплина «Русский язык и культура речи» по направлению подготовки 030900.62 – Юриспруденция относится к дисциплинам по бору вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла.

Требования к входным знаниям, умениям, навыкам и компетенциям базируются на знаниях, полученных при изучении курса «Русский язык» в рамках программы среднего (полного) общего образования. Преподавание и изучение дисциплины основывается также на общекультурном развитии обучающихся, владении навыками устной и письменной речи, самостоятельной работы с учебной и научной литературой, позволяющими успешно осваивать гуманитарные, социальные и профессиональные дисциплины.

 

3. Компетенции, формируемые в результате изучения учебной дисциплины

Процесс изучения учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» направлен на формирование элементов следующих компетенций:

а) общекультурных (ОК):

– владение культурой мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

– способности логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

– владение культурой поведения, готовности к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5).

б) профессиональных (ПК):

– способности участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);

– способности правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: правила, относящиеся ко всем языковым уровням, – фонетическому (орфоэпия, орфография), лексическому (сочетаемость слов, выбор синонимов и др.), грамматическому (словообразование, морфология, синтаксис и пунктуация), а также принципы построения монологического и диалогического текста.

Уметь: правильно составлять тексты в соответствии с языковыми и стилистическими нормами, строить общение в различных ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью.

Владеть: навыками редактирования текстов в зависимости от ситуации общения и цели высказывания; навыками профессионального общения.

 

4. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость учебной дисциплины – 2 зачетные единицы (72 ч).

Учебно-тематический план

Очная форма обучения

№ п/п Наименование тем Всего часов по учебному плану Из них аудиторных: Самостоятельная работа
Всего часов Лекции Семинарские занятия Практические занятия Др. виды занятий
1. Введение в науку о языке              
2. Русский литературный язык как способ существования русского национального мышления и русской культуры. Понятие, основные характеристики              
3. Культура речи: нормативный аспект. Понятие языковой нормы. Типы языковых норм, их характеристика. Типы речевых ошибок. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения              
4. Культура речи: коммуникативный аспект. Логичность, точность, понятность, образность и выразительность, богатство и разнообразие, чистота и уместность речи. Этические нормы речевой культуры (речевой этикет)              
5. Функциональные стили. Научный стиль, его основные функции и особенности. Официально-деловой стиль и сфера его функционирования. Публицистический стиль и особенности устной публичной речи. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка              
6. Основы ораторского искусства. Риторика как наука (общая и частная риторика). Оратор и его аудитория. Этапы античного риторического канона (изобретение речи, расположение речи, словесное оформление, запоминание, произнесение)              
Форма контроля – зачет              
Всего по курсу              

 

Заочная форма обучения (5 лет)

№ п/п Наименование тем Всего часов по учебному плану Из них аудиторных: Самостоятельная работа
Всего часов Лекции Семинарские занятия Практические занятия Др. виды занятий
1. Введение в науку о языке. Русский литературный язык как способ существования русского национального мышления и русской культуры. Понятие, основные характеристики              
2. Культура речи: нормативный аспект. Понятие языковой нормы. Типы языковых норм, их характеристика. Типы речевых ошибок. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения              
3. Культура речи: коммуникативный аспект. Логичность, точность, понятность, образность и выразительность, богатство и разнообразие, чистота и уместность речи. Этические нормы речевой культуры (речевой этикет)              
4. Функциональные стили. Научный стиль, его основные функции и особенности. Официально-деловой стиль и сфера его функционирования. Публицистический стиль и особенности устной публичной речи. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка              
5. Основы ораторского искусства. Риторика как наука (общая и частная риторика). Оратор и его аудитория. Этапы античного риторического канона (изобретение речи, расположение речи, словесное оформление, запоминание, произнесение)              
Форма контроля – КПР, зачет              
Всего по курсу              

 

 

Заочная форма обучения (сокращенная)

№ п/п Наименование тем Всего часов по учебному плану Из них аудиторных: Самостоятельная работа
Всего часов Лекции Семинарские занятия Практические занятия Др. виды занятий
1. Введение в науку о языке. Русский литературный язык как способ существования русского национального мышления и русской культуры. Понятие, основные характеристики              
2. Культура речи: нормативный аспект. Понятие языковой нормы. Типы языковых норм, их характеристика. Типы речевых ошибок. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения              
3. Культура речи: коммуникативный аспект. Логичность, точность, понятность, образность и выразительность, богатство и разнообразие, чистота и уместность речи. Этические нормы речевой культуры (речевой этикет)              
4. Функциональные стили. Научный стиль, его основные функции и особенности. Официально-деловой стиль и сфера его функционирования. Публицистический стиль и особенности устной публичной речи. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка              
5. Основы ораторского искусства. Риторика как наука (общая и частная риторика). Оратор и его аудитория. Этапы античного риторического канона (изобретение речи, расположение речи, словесное оформление, запоминание, произнесение)              
Форма контроля – КПР, зачет              
Всего по курсу              

 

 

5. Содержание учебной дисциплины

Тема 1. Введение в науку о языке

Происхождение языка, основные теории. Общение языковое и неязыковое, речевая ситуация, речевое событие, речевое взаимодействие. Функции языка. Язык и речь. Язык как знаковая система.Структура языкаи разделы языкознания. Природа языка. История языка: язык как развивающееся явление. Язык и речь. Диалект. Жаргон. Культура речи как раздел науки о языке. Нормативный, коммуникативный и этический аспект культуры речи.

Используемая литература: [1, 2, 3, 4, 6, 7, 11, 19, 20, 23].

 

Тема 2. Русский литературный язык

Понятие о русском национальном языке. Русский язык как способ существования русского национального мышления и русской культуры, нуждающийся в охране и правильном использовании. Русский язык начала ХХI в.: новые явления. Способы нормирования русского литературного языка. Виды и причины языковых ошибок и коммуникативных неудач. Просторечие, территориальные и социальные диалекты, жаргоны. Русский литературный язык. Стилистика как раздел науки о языке. Понятие функционального стиля современного русского языка. Система функциональных стилей современного русского литературного языка.

Используемая литература: [1, 2, 3, 4, 6, 7, 11, 19, 20, 23].

 

Date: 2015-08-24; view: 856; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию