Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Инновационное предпринимательство





На современном этапе трансформационных изменений в условиях экономического кризиса необходимость развития инновационного предпринимательства обусловлена следующими факторами:

– усилением интенсивных факторов развития производства, которые способствуют применению научно-технического прогресса во всех сферах экономической деятельности;

– определяющей ролью науки в повышении эффективности разработки и внедрении новой техники;

– необходимостью существенного сокращение сроков создания, освоения новой техники;

– повышением технического уровня производства;

– необходимостью развития массового творчества изобретателей и рационализаторов;

– спецификой процесса научно-технического производства, выражается что в неопределенности результатов, многовариантности исследований, наличии риска и возможности получения отрицательных результатов;

– увеличением расходов и ухудшением экономических показателей предприятий при освоении новой продукции;

– быстрым моральным старением техники и технологий;

– объективной необходимостью ускоренного внедрения новой техники и технологий.

Под инновационным предпринимательством понимается процесс создания новых товаров и технологий с помощью практического использования идей и изобретений. Как правило, в основе предпринимательской деятельности лежит нововведение в продукции или услуг, которое позволяет создать новый рынок, удовлетворить новые потребности. Инновации служат специфическим инструментом развития предпринимательства, но не инновации сами по себе, а направленный организованный поиск новшеств, постоянная нацеленность на них предпринимательских структур. Как отмечает П. Друкер, предпринимателей отличает инновационный тип мышления, а инновационная деятельность является инструментом предпринимательства.

К субъектам инновационного предпринимательства относятся предприятия и организации, осуществляющие инновационную деятельность. В условиях экономического кризиса развитие инновационного предпринимательства зависит от спроса со стороны потребителей на инновации, наличие развитого научно-технического потенциала национальной экономики, функционирования венчурных фирм и инвесторов, финансирующих рисковую инновационную деятельность.

Инновационное предпринимательство связано с готовностью предпринимателя брать на себя весь риск за осуществление нового проекта или улучшение того, что существует, а также за финансовую, моральную и социальную ответственность, возникающие при этом. В общем плане инновационное предпринимательство можно определить как экономический процесс, приводящий к созданию лучших по своим свойствам товаров (продукции, услуг) и технологий с целью практического использования нововведений (рис. 2).

 

Рис. 2. Алгоритм процесса инновационного предпринимательства

 

Учитывая факторы, влияющие на формирование инновации, можно выделить три основных вида инновационного предпринимательства:

1) продуктовые инновации – процесс обновления сбытового потенциала предприятия, обеспечивающий увеличение объема получаемой прибыли, расширение доли на рынке, сохранение клиентуры, укрепление независимого положения, повышение престижа, создание новых рабочих мест;

2) технологические инновации – процесс обновления производственного потенциала, направленный на повышение производительности труда и экономию ресурсов, что дает возможность увеличить объем прибыли фирмы, усовершенствовать технику безопасности, провести мероприятия по защите окружающей среды, эффективно использовать внутрифирменные информационные системы;

3) социальные инновации – процесс планомерного улучшения социальной сферы. Применение инноваций такого рода расширяет возможности на рынке рабочей силы, мобилизует персонал, укрепляет доверие к социальным обязательствам.

На основе способа организации инновационного процесса в фирме, который видоизменялся в процессе развития рыночного механизма, можно выделить три модели инновационного предпринимательства:

1. Инновационное предпринимательство на основе внутренней организации, когда инновация создается и (или) осваивается внутри фирмы ее специализированными подразделениями на базе планирования и мониторинга их взаимодействия по инновационному проекту.

2. Инновационное предпринимательство на основе внешней организации с помощью контрактов, когда заказ на создание и (или) освоение инновации размещается между сторонними организациями.

3. Инновационное предпринимательство на основе внешней организации с помощью венчуров, когда фирма для реализации инновационного проекта использовала дочерние венчурные фирмы, привлекающие дополнительные сторонние средства.


К большим организационным формам инновационного предпринимательства относятся научно-технические комплексы, инженерные центры, научно-технические кооперативы, технополисы и научно-технологические парки (технопарки), исследовательские консорциумы и инкубаторы, на средства которых осуществляется коммерционализация инновационного продукта. Масштабные формы инновационного предпринимательства способствуют развитию наукоемкого производства, осуществлению трансферта технологий для быстрого внедрения среди экономических агентов национальной экономики.

Многие экономисты связывают инновационное предпринимательство со способностью продвижения инноваций посредством рискового бизнеса, а к субъектам инновационного предпринимательства относят малые рисковые фирмы, способные реализовать коммерчески привлекательные новшества и получить на этой основе прибыли. Однако кроме малых форм инновационного предпринимательства (типичными представителями являются венчурные предприятия, создаваемые для апробации, доработки и доведения до промышленной реализации рисковых нововведений), функционируют средние и большие организационные формы инновационного предпринимательства.

Как малые, так и средние формы инновационных предприятий могут быть представлены следующими организациями:

– деловой центр (бизнес-инкубатор), который способствует развитию совместного предпринимательства, обеспечивает управление и услуги в юридической, бухгалтерской, экономической и другой деятельности малым предприятиям;

– внедренческая фирма, специализируется на внедрении, патентовании и лицензировании, продвижении на рынок научно-технических новшеств и объектов инновационной деятельности, доведении изобретений до коммерческого использования и продажи лицензий.

В отличие от названных выше форм инновационного предпринимательства, венчурные (рисковые) фирмы являются временными структурами, которые создаются для получения конкретного конечного инновационного продукта. Малые инновационные предприятия имеют по сравнению с подобными крупными субъектами высокие шансы на получение предпринимательской прибыли при следующих условиях:

– использовании стратегии, ориентированной на малые ниши рынков;

– отсутствии жесткой конкуренции и сложных ограничений;

– невысокой капиталоемкости производства и продвижении на рынок;

– использовании результатов базисных НИОКР в пограничных областях науки и техники;

– возможности прямых контактов с потребителями;

– относительной устойчивости экономических условий деятельности, цен на сырье, материалы, комплектующие, энергию и т.д.

Большие инновационные предприятия отличаются консервативностью и медленно реагируют на новые общественные потребности и коммерчески выгодное воплощение новых идей в рыночный продукт. Высокая эффективность малых инновационных предприятий объясняется оперативным реагированием на новые научные идеи и на решение конкретных проблем, связанных с получением конечного результата от реализации инновационного продукта. Эффективность работы крупных инновационных предприятий повышается при возможности масштабного использования инноваций; наличие жесткой конкуренции на уже освоенных рынках требует больших вложений для продвижения инноваций, высоких начальных затрат в производство инновационного продукта, использования сложных технических систем, проведения длительных процедур испытания, апробации, лицензирования и сертификации инновационного продукта.


В отличие от малых предприятий, крупные корпоративные структуры предпринимательского типа имеют материальную и финансовую возможность для освоения базовых, стратегических инноваций. Используя эффект масштаба и располагая достаточным капиталом, большое корпоративное предпринимательство способно осваивать стратегические технологии, имеющие приоритетное значение для достижения национальной экономики научно-технического прогресса. Государство, сотрудничая с крупными предпринимательскими структурами, создает смешанные частно-государственные предприятия по выполнению определенных предпринимательских проектов и программ.

Мировой опыт развития инновационной экономики свидетельствует, что главной проблемой реализации инноваций является разрыв между двумя важными стадиями инновационного процесса – научными исследованиями и массовым производством продукции с использованием их результатов. Посредником, который может существенно сократить время на поиск и выделение средств инвестором для развития инновационных компаний, может быть венчурный капитал, который определяется как капитал для инвестирования именно научно-технических разработок и изобретений. Он инвестируется в проекты с высокой степенью риска в новое предприятие, или в расширение бизнеса уже существующей компании в обмен на ее акции. Другими словами, это долгосрочный, рисковый капитал, который инвестируется в акции новых и быстрорастущих компаний с целью получения высоких прибылей после регистрации данных компаний на фондовой бирже. Венчурный капитал можно охарактеризовать как финансовый инструмент, используемый для введения в действие компании, ее развития, реализации перспективных проектов путем предоставления средств в обмен на долю в уставном капитале или некий пакет акций.

Венчурный капитал принимает значительное участие в ускорении трансформации национальной экономики к инновационно-ориентированному типу, усилении ее конкурентоспособности, стимулирует проведение НИОКР в малом бизнесе, поддерживает экономический рост за счет инновационного роста, способствует технологическому прорыву общества. Он предполагает еще и обязательное участие в управлении новой инновационной фирмой, содействие в организации деятельности, подборе персонала и другие услуги, которые сложно оценить количественно, то есть комбинацией финансового и интеллектуального капитала.

Функционирование венчурного капитала предполагает наличие источников его формирования (венчурные инвесторы), элементов управления капиталом (венчурные капиталисты), форм и способов накопления (венчурные фонды) и объектов инвестирования (венчурные предприятия).

Источниками венчурного капитала традиционно выступают средства крупных корпораций и банков, страховых компаний, пенсионных и благотворительных фондов, личных сбережений. Путями поступления венчурного капитала к предпринимателям могут быть прямые капиталовложения в предприятия отдельными инвесторами, специальные инвестиционные компании, а также иногда субсидии от государства. В ряде случаев, прежде всего в наукоемких отраслях, венчурный капитал является важной формой акционерного капитала.

 







Date: 2015-08-22; view: 704; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию