Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принятие христианства и крещение Руси





В княжение Владимира Святославича произошло крупнейшее событие в политической и культурной жизни Руси — принятие христианства. Необходимость новой религии определялась социально-политическим развитием страны. С ликвидацией автономии славянских союзов племенных княжеств складывалась структура единого государства с единой династией во главе, с единым господствующим слоем, представленным военно-служилой знатью (включавшей дружину киевского князя и дружины его родственников-вассалов). В этих условиях оказались непригодными для центральной власти старые центры союзов племенных княжеств, создавались новые (Владимир-Волынский, Смоленск на новом месте, Ростов, новая крепость-детинец в Полоцке, Туров и т.д.), в которых и располагались князья — родственники киевского правителя. В сфере же идеологической стали непригодны прежние языческие культы, носившие местный характер и могущие служить сепаратистским тенденциям.

Сразу же после того как Владимир, бывший в момент смерти Святослава князем новгородским, завладел в 980 г. киевским престолом, устранив старшего брата Ярополка (972—980 гг.), он сделал попытку создать общерусский языческий пантеон во главе с Перуном, которому поклонялись княжеские дружинники. Но эта реформа не принесла желаемого результата, и через несколько лет Владимир ставит вопрос о решительном разрыве со старой традицией — принятии монотеистической религии.

Существовало несколько вариантов выбора такой религии: восточно-византийский вариант христианства (православие); западноевропейский вариант христианства (католицизм); ислам, господствовавший в территориально близкой к Руси Волжской Булгарии; иудаизм, бывший религией господствующей верхушки Хазарии (правда, уже фактически не существовавшей как государство). Выбор был сделан в пользу уже хорошо известного на Руси православия (вспомним крещение части русской знати в 860-е годы, крещение княгини Ольги).

Непосредственно акт принятия христианства Владимиром Святославичем был связан с событиями в отношениях Руси и Византии. В 988 г. императоры Василий и Константин обратились к Владимиру за помощью против мятежного полководца Варды Фоки, хозяйничавшего в малоазиатской части империи. Владимир поставил условием предоставления помощи свой брак с сестрой императоров Анной. Шеститысячный русский отряд принял участие в разгроме войск мятежников. Но Василий и Константин нарушили соглашение, отказавшись отправить сестру на Русь. Тогда Владимир выступил походом на центр крымских владений Византии — Херсонес (Корсунь), взял его и тем самым принудил императоров выполнить договор. Анна была прислана к нему в Херсонес. Владимир принял крещение и женился на византийской принцессе. После возвращения на Русь им было осуществлено массовое обращение в христианство жителей Киева. Все перечисленные события произошли в рамках 988—990гг. (точная их хронология —предмет спора). Затем новая религия стала распространяться, частью мирно, а кое-где (например, в Новгороде) и в результате кровавых столкновений, по всей Руси. Была учреждена русская митрополия, подчинявшаяся константинопольской патриархии.

К концу Х—XI в. относится возникновение нескольких епископств, создававшихся в важнейших центрах государств — Новгороде, Полоцке, Чернигове, Переяславле, Белгороде, Ростове. На Руси появились православное духовенство (главным образом греческое), богослужебные и иные книги на славянском языке, в основном из Болгарии. Таким образом, принятие христианства приобщало Русь к сокровищам мировой культуры.

Культура Древней Руси. Ко времени принятия христианства Русь уже была страной с самобытной культурой. В эпоху перехода от доклассового общества к феодальному складывался, как и у других европейских народов, эпос. Его сюжеты сохранились в основном в записанных много веков спустя былинах. К IX—Х вв. относятся появление сюжетов таких былин, как «Михайло Поток», «Дунай», «Вольта и Микула». Особенно плодотворным для формирования былинного эпоса оказался конец Х в. — эпоха Владимира Святославича. Его княжение стало «эпическим временем» русских былин, а сам князь — обобщенным образом правителя Руси. К концу Х в. относится появление былин, героями которых были Добрыня Никитич (его прототипом послужил дадя Владимира Святославича по матери, Добрыня, бывший наставником и советником князя в годы его молодости) и Илья Муромец.

В Х в. на Руси появляются славянские азбуки — кириллица и глаголица, созданные во второй половине IX столетия братьями Кириллом (Константином) и Мефодием и первоначально имевшие распространение в Великой Моравии и Болгарии. Синтез славянской дохристианской культуры с тем культурным пластом, который пришел на Русь с принятием христианства из Византии и Болгарии и приобщал страну к византийской и славянской христианской культурам, а через них —к культурам античной и ближневосточной, создал феномен русской средневековой культуры. Ее оригинальность и высокий уровень были обусловлены бытованием славянского языка, понятного всему населению, в качестве языка церковной службы и вследствие этого становлением его как литературного (в отличие от Западной Европы и славянских стран, принявших католицизм, где языком церковной службы была латынь, незнакомая большинству населения).

Высокого уровня достигли ремесла, техника деревянного строительства. Об искусстве дохристианской Руси можно судить по археологическим находкам и отрывочным летописным известиям, донесшим до нас сведения о «капищах» и «требищах» славянских языческих богов, о богатых теремах и палатах князей и дружинников. Памятники монументального искусства Руси сохранились только от конца Х—XI в., и почти все связаны с новой христианской религией. Активное строительство деревянных и каменных храмов началось только при Владимире Святославиче. От этого периода до нас дошли фундаменты знаменитой Десятинной церкви в Киеве, построенной в 991—996 гг. и богато украшенной мозаикой и фресками.

Date: 2015-08-24; view: 367; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию