Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Древние славяне в эпоху Великого переселения народов,





Вопрос о прародине славян составляет предмет давнего спора в отечественной исторической науке. Предки славян являются коренным населением Центральной и Восточной Европы. Славяне относятся к индоевропейской языковой семье, в которую входят также германская, балтская, романская языковые группы, а также языки многих народов Среднего Востока и Индии. На рубеже IV и III тысячелетий до н.э. древние индоевропейцы постепенно расселяются на значительной территории Евразийского континента, достигая на севере районов Прибалтики и Скандинавии, на западе доходя до Атлантики, на востоке осваивая территории Ирана и Индии, а на юге — Средиземноморья. Территория прародины славян в соответствии с различными концепциями помещалась то в Среднем Подунавье, то между Одером и Вислой, а то между Вислой, Днепром и Одером. Наконец, ее искали в Припятском Полесье. Вопрос о происхождении (этногенезе) славян и их выделении как особого этноса является также дискуссионным в научной литературе. Время выделения этнических славян датируется от III тысячелетия до н.э. до первых веков н.э. Сложность этой проблемы заключается в том, что под своим именем («словене») славяне появляются лишь в источниках, датируемых VI в. н.э.

Согласно версиям, представленным археологами, древнейшие славянские племена проживали на территории Восточной Европы уже с середины I тысячелетия до н.э., а к концу II в. до н.э. на территории южных и центральных районов современной Польши и западнее локализуется пшеворская культура, носители которой (особенно ее восточной части) относятся к праславянам. Происходит постепенное продвижение памятников пшеворской культуры к Поднестровью и Днепру. Во II в. формируется черняховская археологическая культура, которая, по мнению ряда современных исследователей, также является праславянской. Она охватывала значительную территорию лесостепной и степной зоны в полосе от левого берега Днепра до низовьев Дуная. Судя по всему, черняховская культура наряду с праславянами содержала элементы ираноязычных народов, проживавших на этой же территории. К последним относятся племена, которые на рубеже новой эры оказались в Северном Причерноморье вместо скифов, — сарматы. Уступив со временем ареал своего проживания другим племенам, эти ираноязычные народности сместились на Северный Кавказ, где их потомками стали современные осетины. В конце II в. н.э. из низовьев Вислы к северным берегам Черного моря переместились германские племена готов и гепидов.

С конца IV в. н.э. племена Восточной Европы оказываются вовлеченными в грандиозное миграционное движение, полностью перекроившее как этническую, так и политическую карту континента на протяжении IV—VIII вв. Это явление носит название Великого переселения народов.

Начало активизации миграционных процессов положили тюркоязычные кочевники — гунны, вторгшиеся из Центральной Азии в Причерноморские степи в конце IV в. Разбив готов, гунны заставили их уйти на Балканы, а затем в Центральную и Западную Европу (в пределы Римской империи).

Овладев Северным Причерноморьем, гунны, кочуя между Волгой и Дунаем, образовали огромное воинственное государство, в котором были объединены покоренные ими многочисленные племена. Наибольшую известность в середине V в. приобрел гуннский предводитель Аттила, совершавший опустошительные походы от Константинополя до Галлии и Северной Италии. После 453 г. могущество гуннского союза племен в результате междоусобиц и восстаний покоренных народов стремительно падает. Вместо гуннов из Азии в VI в. на просторы причерноморских степей выдвигается новое тюркоязычное племя — авары, сохранявшие свое могущество в Причерноморье и на равнинах современной Венгрии до VIII в. Одновременно к VI в. археологическими данными достоверно определяются собственно славянские археологические культуры — пражско-корчакская и пеньковская. Именно со второй половины VI в. славяне становятся главным действующим лицом Великого переселения народов, которое примерно с VI—VII вв. в исторической литературе именуется расселением славян.

Археологические памятники бесспорно славянского происхождения типа Прага-Корчак распространяются в VI—VII вв. на территории от Эльбы на западе до Днепра на востоке (с северной границей примерно по 52—53-й параллелям), а также в Чехии и Словакии, в Верхнем Поднестровье и Нижнем Подунавье. С пражско-корчакской культурой прочно связано славяноязычное население с самоназванием «словене». Ареал памятников пеньковского типа охватывает междуречье Днестра и Днепра, а также днепровское левобережье. Носители пеньковской культуры в источниках середины VI —начала VII в. обозначаются этнонимом анты. (В дальнейшем «анты» утрачивают свою специфику и само название, сливаясь со славянами.)

Расселение славян во второй половине I тысячелетия на европейском континенте проходило по трем основным направлениям: на юг — Балканский полуостров, включая Пелопонесс; на восток и север —по Восточно-Европейской равнине; на запад — в Среднее Подунавье и междуречье Одера и Эльбы (восточная часть современной Германии). На всех направлениях в процессах миграции участвовали носители как пражско-корчакской, так и пеньковской археологических культур. В результате славянского расселения ими были заселены обширные пространства Восточной, Центральной и Юго-Восточной Европы.

В ходе расселения по Восточно-Европейской равнине славянские племена пришли в соприкосновение с проживавшими в VI в. к северу от Припяти, Десны и в верхнем течении Оки балтоязычными племенами. А в междуречье Волги и Оки и далее на север и северо-запад обитали финно-угорские племена (предки современных эстонцев, финнов, карелов, марийцев, мордвы, вепсов и др.). Проникновение славянских племен в северные районы Восточно-Европейской равнины носило в основном мирный и постепенный характер. Мирное сосуществование славян с балтами и финно-угорскими племенами приводило к их ассимиляции.

В ходе перемещений и расселения (VI—VIII вв.) у славян, так же как и у германцев, шла постепенная ломка родоплеменных отношений. Одновременно расселение по Европе служило и мощным толчком к активной дифференциации славян. Согласно лингвистическим данным, на рубеже VII—VIII вв. происходит распад праславянской языковой общности и начинается формирование отдельных славянских языков. В результате дробления и смешивания племен складывались новые общности, носившие уже исключительно территориально-политический характер. Их названия чаще всего образовывались от местности обитания: особенностей ландшафта (например, поляне — живущие в поле; древляне — живущие в лесах) или названия реки (например, бужане — от р. Буг, мораване —от р. Моравы.) Структура этих общностей была двухступенчатой: несколько относительно небольших образований, которые условно можно определить как «племенные княжества», составляли, как правило, более крупные — «союзы племенных княжеств».

Три направления расселения славян предопределили постепенное разделение их на три основные ветви: восточные, западные и южные. На территории Восточно-Европейской равнины, как известно из летописных источников, к VIII—IX вв. сложилось 12 славянских союзов племенных княжеств. В Среднем Поднепровье обитали поляне. К северо-востоку от них жили древляне. Западнее древлян, вплоть до Западного Буга, — волыняне (бужане). В верховьях Днестра поселились хорваты (часть крупного праславянского племени, распавшегося в VI—VII вв. на несколько частей). Ниже по Днестру — тиверцы, а южнее полян в Поднепровье — уличи. На днепровском Левобережье в бассейнах рек Десна и Сейм располагался союз славянских племенных княжеств, носивший наименование Север, в бассейне р. Сож (левый приток Днепра севернее Десны) жили радимичи, а на Верхней Оке — вятичи. Между Припятью и Двиной, к северу от древлян, обитали дреговичи, а в верховьях Двины, Днепра и Волги — кривичи. Самая северная славянская общность, располагавшаяся в районе оз. Ильмень и рек Волхов и Мета до Финского залива, носила название словене, совпадающее с общеславянским самоназванием.

Занятия славян и их социальная организация. Основой хозяйства восточных славян являлось пашенное земледелие. Особенности его ведения в различных регионах Восточно-Европейской равнины определялись специфическими природно-климатическими условиями. Так, в южных (степных и лесостепных) районах, отличавшихся плодородием почв, была распространена переложная система земледелия, при которой участок целины распахивался и использовался в течение нескольких лет, после чего его забрасывали до восстановления плодородия почвы. А в северных районах, покрытых многолетними лесами, практиковалась подсечная система земледелия, требующая предварительной подрубки определенного участка леса и последующего его выжигания. После этого удобренная золой почва в течение нескольких лет приносила урожай. Когда участок истощался, производилась расчистка новых земель. Восточные славяне применяли пахотные орудия с железными рабочими частями — рало (в южных областях) и соху (на севере). Среди зерновых культур преобладала пшеница, небольшое место занимала рожь, известны также были просо, гречиха и ячмень. Подчиненную роль в хозяйстве восточных славян играли скотоводство, охота (в том числе пушной промысел), рыболовство и бортничество (сбор меда диких пчел).

Хозяйственной ячейкой являлась малая семья. А низшим звеном социальной организации непосредственных производителей, объединявшим хозяйство отдельных семей, служила соседская (территориальная) община — вервь. Переход от родовой общины и патриархального рода к соседской общине и малой семье произошел у славян в процессе их расселения. В VI—VII вв. члены верви совместно владели сенокосными, лесными и водными угодьями, пашенные же земли были поделены между отдельными хозяйствами, принадлежавшими семьям, входящим в общину. Соседские общины объединялись в племенные княжества, а те — в союзы племенных княжеств.

В ходе хозяйственной деятельности восточных славян шел процесс обособления ремесла от земледелия, выделения ремесленников в качестве особой социальной группы (первоначально в основном кузнецов и гончаров).

Повсеместное распространение пашенного земледелия с использованием железных орудий труда создавало возможность получения прибавочного продукта, достаточного для содержания господствующего социального слоя. Выделение такого слоя было результатом разложения родоплеменных отношений, ускоренного расселением славян. Его основу составляла военно-служилая знать, сложившаяся в эпоху расселения.

Союзы племенных княжеств представляли собой сложный социальный организм. Их центром являлся укрепленный град (некоторые грады постепенно превращались в города). В укрепленной центральной части града находились дворы князей и знати, к ней примыкал посад, населенный ремесленниками и торговцами. В градах происходили собрания свободных общинников (вече), на которых решались важнейшие вопросы. Но на ведущие позиции постепенно выдвигается слой профессиональных воинов —дружинников во главе с князем. Дружины фиксируются у славян, по данным византийских источников, уже в VI—VII вв. К IX столетию дружинники становятся привилегированной общественной группой. Князья сосредоточивают в своих руках (опираясь на военную силу и накопленные богатства) реальную власть в союзах племен. Все это создает объективные предпосылки для формирования государственных начал в социальном развитии славян.

Культура и религия восточных славян. Об уровне культуры славянских союзов племенных княжеств известно мало. Общее представление о нем дает анализ архаических черт фольклора, сохранившихся в языке в виде обрядовых песен, погребальных плачей, загадок и сказок. Ряд реликтовых культурологических явлений этого далекого времени отражается в детских играх, развивающих ловкость, силу и смелость. О своеобразии и самостоятельности прикладного искусства восточных славян свидетельствуют археологические находки, относящиеся к VI—VII вв., среди которых выделяются серебряные фигурки коней с золотыми гривами и копытами (находки в районе р. Рось).

Изобразительное искусство и фольклор древних славян были неразрывно связаны с язычеством. Главными божествами славян являлись: Сварог (бог неба) и его сын Сварожич (бог огня), Род (бог плодородия), Стрибог (бог ветра), Даждьбог (божество Солнца), Белес (бог скота), Перун (бог грозы). В честь этих богов ставились идолы, которым приносились жертвы. По мере усложнения социальной организации восточнославянского общества происходили изменения в языческом пантеоне: главным божеством военно-служилой знати стал Перун, превратившийся в бога войны. Вместо деревянных идолов появились каменные изваяния божеств, сооружались языческие святилища. Разложение родовых отношений сопровождалось усложнением культовых обрядов. Так, похороны князей и знати превращались в торжественный ритуал, во время которого над умершими насыпали огромные холмы — курганы, сжигали вместе с покойником одну из его жен или рабыню, справляли «тризну», т.е. поминки, сопровождавшиеся военными состязаниями.

Date: 2015-08-24; view: 411; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию