Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
VJ 3D ^J
а щ _- е а 'я >3 >з 2 ~§о5§=!а^ ї 1111 і й § з ж и а а •-3 ¥ Ч 3 а 2 га га 5. §1 а о й U& з І І II І " " о о >s <и а а а о а а о, о •е- а <и о. а Є а. а Эпоха ранней первобытности _______________________________________________ 185 оледенения (XXIII—IX тыс. до н. э.) отдельные группы носителей бореальных диалектов продвигаются и в восточном, менее обжитом направлении к Аралу, Балхашу и Алтаю. Отпочкование распространявшихся в восточном направлении групп боре-альной общности вело к образованию уральско-алтайской праобщности, разделившейся где-то в мезолите на прауральскую и праалтайскую. Обособлению ранних индоевропейцев и урало-алтайцев способствовала и начавшаяся с концом ледникового периода Позднехвалынская трансгрессия Каспия, когда его воды поднялись до широты Волгограда. К началу голоцена, т. е. на момент потепления, наступившего с окончанием ледникового периода, и установления близких к современным природно-климатических зон носители раннеиндоевропейских диалектов заселяли причер-номорско-прикаспийские области Восточной Европы с Северным Кавказом и в скором времени начали постепенно подниматься вдоль русел больших рек (Днестра, Днепра, Дона, Волги) к их средним течениям, встречаясь и взаимодействуя с немногочисленными представителями иноэтничных традиций. Параллельное расселение из восточносредиземноморско-переднеазиатских областей групп неолитических ранних земледельцев и животноводов в сторону Кавказа и Балкан определяет контакты ранних индоевропейцев с носителями главным образом прасеверокавказских, но также пракартвельских и прасемит-ских, диалектов при восприятии у последних первичных навыков производящего хозяйства, в частности крупного и мелкого рогатого скота. Таким образом, к концу эпохи ледникового периода в результате продвижения отдельных групп носителей ностратических диалектов через Кавказ на север, в области Северного Причерноморья — Северного Прикаспия, сама ностратическая общность дифференцируется на два основных массива — бо-реальный, охватывающий нынешние предгорно-степные области на юге Восточной Европы, и южный по отношению к нему, из которого впоследствии развились языки эламской и дравидийской языковых семей. Аналогично боре-альному его можно было бы назвать нотической — по имени древнегреческого бога южного ветра Нота. В последующие тысячелетия (в неолите и энеолите) представители этой нотической (южной) ветви, главным образом носители эламо-дравидийских языков, освоив ранние формы земледелия и животноводства, распространяются до Мавераннахра и Индостана и их отдаленные языковые потомки заселяют ныне южные штаты Индии (тамилы и пр.) и в анклавном виде сохраняются в горах на границе Афганистана и Пакистана (брагуи). Из бореальной общности при окончании ледникового периода, на рубеже плейстоцена и голоцена, развиваются праиндоевропейская, прауральская (представленная ныне главным образом финно-угорскими народами) и праалтайская (от которой пошли тюркские, монгольские, тунгусо-маньчжурские языковые семьи, а также корейский и японский языки) общности. Культурно-генетическая преемственность, прослеживающаяся в южной, преимущественно степной части Восточной Европы (Предкавказье, Приазовье, Крым и др.) с финального палеолита, через мезолит к неолиту и энеолиту, дает возможность предполагать здесь развитие одного этнокультурного массива — древних индоевропейцев. Благодаря реконструкции лексики раннеиндоевропейского (и стоящего за ним бореального) языка, предпринятой Н.Д. Андреевым, мы можем получить доста- 186 ______________________________________ Первобытные основания цивилизации точно конкретное представление об образе жизни, переживаниях и представлениях одной из групп раннепервобытного человечества, обитавшей на рубеже плейстоцена и голоцена в южных регионах Восточной Европы и давшей начало почти всем современным языкам Европы и ряда обширных регионов Азии. Климатическая зона обитания этих людей характеризовалась наличием холодной зимы и относительно теплым, но, очевидно, непродолжительным летом. Холодные ветры, дувшие со стороны покрывавшего Скандинавию, Прибалтику и север Восточной Европы ледника, были постоянной угрозой для носителей бореальных диалектов. Но вслед за холодной зимой приходила буйная весна. Реконструкция лексики позволяет предполагать, что жизнь носителей бо-рельных диалектов протекала на стыке горно-лесных, болотно-лесных в низовьях больших рек и открытых, степных ландшафтов, что и реконструируется по данным палеоклиматологии для Предкавказско-Северопричерноморского региона эпохи верхнего палеолита, особенно его последних тысячелетий. Подобного рода природно-климатические условия на раннепервобытной стадии развития соответствующих коллективов однозначно предполагали в хозяйственном плане доминанту охотничьей деятельности, сочетавшейся с добычей рыбы и сезонным лесным собирательством. Особенно богата бореаль-ная лексика реалиями охоты, разделки туш и приготовления мясной пищи. Орудиями охоты были не только копья, но и уже, вероятно, луки со стрелами. Охоты бывали как индивидуальные, так и предпринимавшиеся группами охотников: загонные, вероятно, с применением поджога степи и с длительным подстереганием добычи. Само собой разумеется, что загонная форма охоты применялась на открытой местности, преимущественно к бизонам и диким лошадям, тогда как выслеживание и засада — к лесной дичи. Охотнику помогала собака, одомашненная человеком, возможно, еще в верхнепалеолитическое время. Существенную роль, судя по лексике, играла и добыча рыбы. Это подтверждается археологически. В конце эпохи верхнего палеолита в южной части Восточной Европы, как показала В.И. Неприна, добыча рыбы разнообразными приемами была уже распространена достаточно широко. Определенную роль должно было играть и собирательство — в основном корнеплодов, дикорастущих плодов и ягод. Добытую пищу подвергали термической обработке. Большое значение имела обработка дерева и, соответственно, используемые при этом орудия. Интересно также отметить обилие терминов, относящихся к передвижению, связанному со сменой места жительства. Однако кроме временных стоянок (летнего периода) существовали и стационарные места обитания. Амплитуда сезонных перемещений, по данным Л.Л. Зализняка, могла достигать 150—200 км. Вероятно, уже существовали и какие-то примитивные средства передвижения по воде, о чем говорит терминология относительно пересечения водных преград. Сказанное, с учетом археологических реалий Юго-Восточной, предгорно-степной позднепалеолитической области Восточной Европы, позволяет сделать вывод, что раннепервобытные охотники и собиратели юга Восточной Европы, носители бореальных диалектов, в последние тысячелетия плейстоцена вели подвижный, связанный с сезонными перемещениями образ жизни. Летом, вслед за стадами зубро-бизонов и табунами лошадей, они отходили на север, приблизительно до линии Днепровских порогов — Донецкого кряжа, а осенью возвращались на зимовку в прорезаемые руслами больших рек болотно-лесистыеЭпоха ранней первобытности 187 низины, находящиеся сейчас под водами Азовского и Черного морей, а также в лесистые предгорья Крыма и Северного Кавказа Особый интерес вызывает общественно-культурный словарь носителей бо-реальных диалектов. Прежде всего люди четко разделялись на своих и чужих, а также мужчин, женщин и детей, причем уже имелось определение для лидера-вожака. К чужакам относились подозрительно и нередким явлением были кровавые стычки между общинами. Однако в целом отношения с соседями носили скорее партнерский, основанный на дарообмене и обмене брачными партнерами (по закону экзогамии) характер. Как было отмечено (и это находит убедительное подтверждение в реконструируемой бореальной лексике), в раннепервобытной общине охотников и собирателей ядро составляли именно мужчины, являющиеся кровными ближайшими родственниками: родными, двоюродными и троюродными братьями, их отцами и дядьями, а также подростающими сыновьями. Среди них существенным было разграничение по принципу — лидер и остальная группа дееспособных мужчин, а также определение членов последней преимущественно по охотничьим и бойцовским качествам Статус женщины определялся более сложно. Представительницы прекрасного пола, родившиеся в такой кровнородственной общине, должны были с наступлением брачного возраста ее покинуть, поскольку непреклонный закон экзогамии запрещал брачные связи между кровными родственниками. Соответственно, мужчины этой экзогамной родовой группы брали себе женщин из других общин Весьма примечательно, что бореальная лексика содержит разные понятия определения, так сказаіь, законного получения женщины в результате межобщинных договоренностей и обмена, с одной стороны, и умыкания, получения без соответствующего ответного дара — с другой. Характерна лексика, отражающая эмоциональные переживания и духовно-культурные реалии того времени. Существеннейшим признаком человека уже тогда, по всей видимости, был признан его разум, о чем можно заключить из того, что слово, реконструируируемое как "М—N", одновременно означало "человек", "разумный", "соображать", "вспоминать" и "память" Существовали понятия: "любовь", "любить", "ласковый", "нежный"; "храбрый", "хороший", "умелый", "усердный", "говорить", "рассказывать", "провозгласить", "воспеть", "упрашивать", "уговаривать", "взывать", "кричать", "петь" и др. Люди уже имели потребность в словесном выражении своих эмоций. При этом возникала потребность зафиксировать чувства и знания через значки-знаки на дереве или кости, что отражено в понятиях "делать памятные зарубки", "отмечая надрезать", "вырезать значащий узор или орнамент", "процарапывать черты и резы", и вступать в связь с сакральными силами. Так, были известны понятия "жертвенная пища для умерших", "приносить жертву умершим". Последнее подтверждает наличие анимистических верований. Как известно, одним из древнейших мифов человечества было предание, связанное с обретением огня. Оно играло особую роль у ранних индоевропейцев, занимавших Предкавказье и южные области Восточной Европы в конце ледникового периода и сознававших невозможность существования в этих суровых условиях без этой обожествляемой ими стихии жизни. Поэтому можно принять мнение Ф. Ницше, что сказание об обретении небесного (божественного) огня людьми, известное в древнегреческой транскрипции как миф о Про- 188 Первобытные основания цивилизации метее, прикованном за это богами к горам Кавказа, суть изначальное и общее достояние всей семьи индоевропейских народов, свидетельствующий об их одаренности сознанием глубокомысленно-трагическим. Можно не сомневаться, что у раннепервобытных предков индоевропейцев уже существовали представления об уровнях мироздания (скорее всего, в виде деления на верхний, средний и нижний миры), четырех сторонах света, мировом центре в виде мирового дерева и (или) мировой горы; существовали сказания о духах-хозяевах стихий и промысловых животных, о культурном герое ("прото-Прометее"), возможно — о появлении первой человеческой пары, астральные и солярные мифы и пр. — т. е. все то, что соответствует уровню духовной культуры раннепервобытного общества на его позднем этапе. Лингвистические реконструкции позволяют представить и некоторые стадиальные изменения (не в марровском, конечно, понимании) архаических языковых систем, соотносимые с основными рубежами социокультурного развития первобытного человечества. Одним из таких рубежей и был переход к оседлости и ранним формам производящей экономики. Как свидетельствуют археологические и иные данные, становление производящего хозяйства в Восточной Европе (начиная с ее южных областей) происходило при решающем воздействии более развитых обществ Кавказа и Бал-кано-Дунайского региона, связанных, в свою очередь, с Переднеазиатско-Вос-точносредиземноморским центром опережающего развития. Поэтому вполне естественно, что из распространенных там в то время языков — ирахаттско-хурритского северокавказской группы (носители которого в неолите и энеолите из Анатолии проникли на Кавказ и в Подунавье), пракартвельского, ирасе-митского и др. — осуществлялись заимствования в праиндоевропейский. На современном уровне развития сравнительно-исторического языкознания с определенной степенью достоверности можно вести речь только о древнейшем состоянии и приблизительной локализации этноязыковых групп но-стратическо-афразийско-синокавказского ареалов. За рамками нашего видения древнейших этапов истории человечества все еще остаются предки большинства народов Тропической Африки (южнее Сахары), Юго-Восточной Азии и Океании, аборигенов Австралии и индейцев Америки, большинства коренных обитателей Сибири, дальнего Востока и Крайнего Севера. Будем надеяться, что в наступившем столетии лингвисты внесут ясность и в понимание этого круга вопросов. t ГЛАВА VI Date: 2015-08-24; view: 361; Нарушение авторских прав |