Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социокультурные особенности и исторические перспективы специализированных рыболовческо-охотничьих и раннеземледельческо-скотоводческих обществ
Выдающимся британским археологом Г. Чайлдом в середине XX в. было введено в научный оборот понятие "неолитическая революция". Под нею он подразумевал процесс качественного преобразования всей системы человеческой жизнедеятельности в период становления производящих форм хозяйства. С успехами производства появляется прибавочный продукт, на базе которого увеличивается численность населения, появляются ремесленная специализация и торговля, социальная и имущественная стратификация. Все эти изменения сказываются на характере организации общества, качественном ускорении роста народонаселения, а также на формах и функциях поселений, среди которых начинают выделяться городские центры. Начало урбанизации, именуемое Г. Чайлдом "городской революцией", знаменует собой переход от первобытности к цивилизации. Понятия "неолитическая революция" и "революция городская" выдвинуты английским археологом для обозначения переходных периодов: первая — от эпохи присваивающего хозяйства к производящему; вторая — от первобытного состояния к цивилизованному. Их взаимосвязь определяется тем, что переход к земледелию и скотоводству обеспечивает возможность появления прибавочного продукта, на базе которого и осуществляется переход от первобытности к цивилизации. Неолитическая революция, таким образом, выступает в роли решающего условия формирования предпосылок возникновения цивилизации. Вопросу о последствиях неолитической революции в свое время уделил внимание В.М. Массой. Среди них он отмечал демографический взрыв и подчеркивал, что неолитическая революция стимулировала развитие специализации в сфере непищевого производства (строительство, ткачество и т. д.) и расширение обмена. Характеризуя социальные последствия неолитической революции, В.М. Массон констатировал, что 1) наличие регулярного прибавочного продукта создавало реальные условия для появления имущественного неравенства; 2) резкое повышение производительности труда становится экономической предпосылкой возникновения эксплуатации; 3) повышение общего благосостояния ведет к расширению сферы личной собственности; 4) характер новой экономики способствует усложнению организационных функций, что, соответственно, повышает роль вождей в общественной жизни. В сфере культуры происходило ускоренное (по сравнению с предшествующим периодом) увеличение знаний об окружающем мире, которое вело, в частности, к появлению календарей, развитию нового комплекса религиозно-мифологических представлений, в основе которого лежит культ плодородия, а также созданию новых стилей в искусстве. Все это было органически связано с изменением размеров, типов и функций поселений, среди которых начинали выделяться некие главенствующие в пределах округи протогородские центры типа докерамическо-го Иерихона в Палестине или малоазийского Четал-Гуюка.
Становление производящего хозяйства и племенной организации 197 Неолитическая революция, таким образом, обусловила качественные изменения во всех сферах жизни, обеспечила рост численности населения и появление новых типов поселений. В основе этих изменений лежало появление прибавочного продукта и возможность его увеличения. Однако была высказана и альтернативная точка зрения, предложенная Г. Чай-лдом и развитая В.М. Массоном, на неолитическую революцию. Ее наиболее последовательно отстаивал В.А. Башилов. Он подчеркивал, что экономической сущностью неолитической революции, в первую очередь, есть появление стабильного прибавочного продукта, для получения которого переход к производящим формам хозяйства был необходим далеко не везде. В качестве примеров появления прибавочного продукта в рамках присваивающего хозяйства приводится общество Перуанского побережья до его переориентации на выращивание маиса, индейцы северо-западного побережья Северной Америки и неолитическое население лесной зоны Европы. Утверждается, что "присваивающая" и "производящая" — это только типы экономики, а отнюдь не последовательные ступени ее развития. Таким образом, в самом развитии древней экономики, по мнению ВА. Башилова, существенно деление не столько на присваивающую и производящую, сколько на обеспечивающую в годичном цикле создание лишь необходимого продукта и дающую стабильный прибавочный продукт. Между этими ступенями развития и лежит "неолитическая революция". Действительно, многие демографические, экономические, социальные и культурные изменения нового этапа развития, в археологическом плане связываемом с эпохой неолита, обусловливались, в первую очередь, появлением регулярного пищевого прибавочного продукта. Справедливо и утверждение о том, что в эпоху неолита после освоения разнообразных приемов рыболовства и морского промысла определенные излишки пищевых продуктов могли появиться у некоторых общин, специализировавшихся на этих видах деятельности. Однако зададимся вопросом: какие перспективы в плане увеличения производства прибавочного продукта были у рыболовецко-охотничьих и зем-ледельческо-скотоводческих обществ? Общества специализированных рыболовов и охотников на морского зверя со времен неолита были широко распространены по всему земному шару от экваториального пояса до арктических областей. Ресурсы лесной зоны, включая и промысловые запасы рек, являлись составной и неотъемлемой частью замкнутых биоценозов. Поэтому малейшее нарушение процесса самовоспроизводства некоторых видов промысловых животных и рыб, связанное с деструкцией экологической системы в целом, ставило рыболовецко-охотничье общество на грань гибели. Неолитические общины, связанные с присваивающими формами хозяйства, в огромном большинстве случаев должны были строго следить за соблюдением экологического равновесия и не могли позволить (даже при наличии такой возможности) взять у природы больше, чем это было им необходимо. Выражаясь словами Л.Н. Гумилева, такие общества "вписывались в ландшафт", представляя собою высшее звено соответствующего биоценоза, что, естественно, определяло их застойность. Если у них и появлялся некоторый прибавочный продукт, то в условиях присваивающего хозяйства возможности его увеличения были принципиально ограничены. Кроме того, охота и, как правило, рыболовство в качестве ведущих отраслей хозяйства предполагают расселение людей небольшими общинами на огромных пространствах при крайне невысокой 198 ________________________________________ Первобытные основания цивилизации плотности населения. В таких условиях, когда отсутствовали серьезные стимулы к развитию межобщинной интеграции, не могли сложиться и механизмы, приводящие к концентрации прибавочного продукта в сколько-нибудь значительных размерах. Но если бы подобного рода концентрация прибавочного продукта и могла бы произойти, то и это не привело бы к становлению цивилизации. Продукты охотничье-рыболовецких промыслов трудно хранить и если собранные излишки не могут быть трансформированы в какую-либо иную престижно значимую форму богатства, то они не превращаются в фактор развития социально-экономического неравенства и тем или иным образом (патлач-демонстративная раздача индейцами северо-западного побережья Северной Америки своего богатства с целью завоевания симпатий соплеменников и аналогичные ему явления) распределяются между прочими членами коллектива. Иными словами, в большинстве обществ с присваивающей экономикой, даже при появлении высокоэффективного рыболовства и морского промысла, утверждение раннеклассовых отношений, а значит, и основ цивилизации, в принципе невозможно из-за: 1) отсутствия перспектив увеличения объема добываемой продукции, а следовательно, невозможности роста численности и плотности населения; 2) отсутствия стимулов и механизмов концентрации добываемых излишков на межобщинном уровне; 3) отсутствия средств и возможностей трансформации излишков в престижно значимые ценности. Именно переориентация населения приморских районов Перу на земледелие означала выход на качественно новый уровень социально-экономического развития и обеспечивала в перспективе возможность перехода к цивилизации. Поэтому, соглашаясь с тем, что на базе присваивающей экономики мог быть достигнут тот же уровень производительности труда, что и при ранних формах производящего хозяйства, следует отметить, что на этом рубеже возможности присваивающей экономики были исчерпаны. Новый этап общественного развития был связан с освоением земледелия и скотоводства. В качестве аргумента в пользу возможности классообразования на базе присваивающей экономики нельзя рассматривать и общество индейцев северо-западного побережья Северной Америки (тлинкитов, хайда, квакиютлей и пр.), где к началу XIX в. в рамках родовой организации уже появилось патриархальное рабство, связанное с возможностью интенсификации морских промыслов и переработки их продукции. Стремление к повышению эффективности рыболовческо-охотничьей деятельности обусловливалось не внутренними потребностями роста, а усиливающимися связями с внешним, капиталистическим рынком. Не свидетельствуют об этом и другие подобные ему рыболовческие этносы индейцев района Великих озер, бассейна реки Юкон, Южного побережья полуострова Лабрадор, Флориды или великих рек Сибири, как и памятники приаральских нео-энеолитических рыболовов кельтими-нарской культуры. Уровень их социокультурного развития заметно превышал раннепервобытный и по многим параметрам они не уступали ранним земледельцам и скотоводам. Однако перспективы становления в их среде основ цивилизации отсутствовали. Стимулом для интенсификации традиционных промыслов мог послужить лишь спрос внешнего рынка, но не какие-либо внутренние потребности самого рыболовецко-охотничьего общества. Индейцы северо-западного побережья Северной Америки в эпоху Нового времени могли расширить свое производ- Становление производящего хозяйства и племенной организации ___________________________ 199 ство постольку, поскольку внешний рынок поглощал производимый ими прибавочный продукт и, стимулируя расширение их промыслов, обеспечивал их престижно значимыми товарами. Это создавало благоприятные предпосылки для развития экономического неравенства и эксплуатации. Однако такие условия могли возникнуть лишь на периферии классового общества. Кроме того, никаких стимулов для развития межобщинной интеграции и тем более концентрации прибавочного продукта в сколько-нибудь значительном объеме здесь не существовало. Следовательно, и в этом уникальном случае не было возможностей для самостоятельного выхода на уровень цивилизации. Аналогичным образом можно объяснить и достаточно далеко зашедший процесс становления раннеклассовых отношений у народов таежной зоны Западной Сибири, в частности у остяков, чье хозяйство основывалось на рыболовстве и охоте. Усовершенствование рыболовецких снастей на рубеже II—I тыс. до н. э. открыло возможности широкой эксплуатации естественных ресурсов крупных сибирских рек, а выход населения к ним, то есть на большие торговые трассы, привел к усилению связей с югом, где с этого времени усиливается спрос на пушнину. Установление регулярных торговых связей между охотничье-рыбо-ловческим миром и цивилизациями Средней и Передней Азии обеспечивало приток в таежную зону ювелирных изделий и воинского снаряжения, что стимулировало развитие охоты на пушного зверя. Главы общин, организующие внешнеторговые связи и получающие импортное вооружение, стремятся к данническому подчинению населения соседних территорий; при них появляются профессиональные дружинники и пленники-рабы. В результате складывается вполне типичная для раннеклассового общества система отношений: выделившиеся княжеские роды, опираясь на свои дружины, отчуждают в виде дани у рассеянных по лесам общин прибавочный продукт — пушнину, которая затем обменивается на дорогие импортные товары. Однако столь высокий уровень социально-политического сплочения таежных аборигенов не был следствием развития производства. Здесь, в отличие от более южных областей Евразии, не могли утвердиться производящие формы экономики, не мог появиться постоянный прибавочный продукт, не могли возникнуть города как центры ремесла и торговли. Главной же причиной возникновения раннеклассовых отношений была необходимость милитаризации общества в условиях разгоравшейся борьбы за ресурсы, пользующиеся высоким спросом на внешнем рынке. И в этом случае выход обществ высокоразвитых рыболовов и охотников на грань эксплуататорских отношений всецело зависел от стимулирующего воздействия цивилизационного центра. Таким образом, в некоторых весьма редких случаях на базе специализированного присваивающего хозяйства возможно появление прибавочного продукта. Однако такие общества не способны самостоятельно выйти на уровень создания раннецивилизационных систем, не имея для того достаточных внутренних ресурсов. Перспективы их развития прямо зависят от возможности включения такого рода общин в экономическую систему соседнего эксплуататорского общества. Если такое включение происходит, платой за это становится деградация, вырождение и разложение охотничье-рыболовческих этносов. Это в равной степени стало уделом и малых народов Сибири, Дальнего Востока и крайнего Севера в составе России — СССР — России и обществ индейцев и эскимосов, чьи территории были поглощены США и Канадой. 200 Первобытные основания цивилизации Следовательно, только в условиях развития производящих форм хозяйства и связанных с этим изменений в социально-экономической и политической жизни общества прибавочный продукт мог быть произведен, сконцентрирован и трансформирован в том объеме, который был необходим для утверждения раннеклассовых отношений, а значит, и основ цивилизации. Таким образом, историческое значение неолитической революции, и Г. Чайлд был в том прав, состоит именно в освоении производящих форм хозяйства как экономической основы всего дальнейшего поступательного развития человечества, в том числе и перехода от первобытности к цивилизации. Признание за неолитической революцией статуса решающего условия перехода от первобытности к цивилизации не означает, что все этносы, вступившие на путь развития производящих форм хозяйства, все общества ранних земледельцев и скотоводов неизбежно приходят к утверждению основ цивилизации. Как показывает материал различных земледельческих обществ, они не всегда способны самостоятельно переступить порог позднепервобытного строя. Примерами тому могут служить ранние земледельцы тропического пояса, выращивающие клубневые и корнеплодные культуры, папуасы, меланезийцы и т. д. Они живут оседло, деревенскими общинами, насчитывающими до 300— 400 человек, состоящими из нескольких вполне экономически самостоятельных семейно-родовых групп — вемунов, ядро которых составляет 10—12 совместно трудящихся мужчин —родственников, имеющих семьи. Деревня же редко выступает в качестве хозяйственного целого и выполняет преимущественно социальные функции: организацию защиты от нападения извне, проведение празднеств и т. п. В рамках вемунов и составляющих их семей до определенного предела могло увеличиваться производство прибавочного продукта, однако возделываемые корне- и клубнеплодные растения тропической полосы были скоропортящимися, не подлежащими хранению, поэтому их производство сверх необходимого прожиточного минимума не имело смысла. Кроме того, несмотря на достаточно высокую плотность населения, устойчивые надобщинные объединения не возникали из-за отсутствия экономических стимулов. Последнее определяло невозможность концентрации прибавочного продукта в каком-либо центре в сколько-нибудь значительном масштабе. В таких общинах тропических земледельцев уже хорошо прослеживается зарождающееся социально-экономическое неравенство. Родовые группы и семьи, обладая прибавочным продуктом и не имея возможности его накапливать и трансформировать, стремятся "обменять" его на престиж, уважение и высокое социальное положение, устраивая раздачи своего имущества односельчанам, в частности, нуждающимся семьям. В папуасских деревнях, не имевших устойчивого лидера, чье положение было бы закреплено нл следственным правом, преуспевающие "богачи" — "бигмэны" — за счет раздач добивались уважения и высокого общественного положения. Такие раздачи аналогичны потлачу индейцев северо-западного побережья Северной Америки и имели тот же социальный смысл. Подобное развитие, естественно, вело к появлению первых устойчивых форм социального неравенства, предопределяемого имущественной дифференциацией. Однако реализовывавшийся (уничтожавшийся) в совместных пирах и раздачах прибавочный продукт, обеспечивая уважение и лидерство его владельцу, не конденсировался в виде ценностей. Поэтому рост производства прибавочногоСтановление производящего хозяйства и племенной организации 201 продукта, а тем более его концентрация на межобщинном уровне и трансформа-ция в престижно значимые ценности, были в данной ситуации невозможны. Достигнутый предел в степени производства и концентрации прибавочного продукта определял и максимум возможной социальной стратификации, не продвинувшейся далее выделения более уважаемых и состоятельных, чем ря-довые общинники, клановых лидеров. Поэтому можно сделать вывод, что в тех обществах, где произошел переход к земледелию, однако в сфере распределения сохраняется принцип реципрокности, процесс становления раннеклассо-вых отношений завершиться самостоятельно не может и они должны рассматриваться как тупиковые. В других случаях развитие земледелия обусловливало принципиальные из-менения в организации производства и распределения материальных благ. Прежде всего, это происходило там, где его появление было связано с возделыванием зерновых, выращивание которых в засушливой зоне требовало органи-зации коллективных ирригационных или другого плана работ. Именно ранние земледельцы, ориентированные на выращивание зерновых культур, проложили путь к цивилизации. Зерно могло долго сохраняться, накапливаться, обмениваться и транспортироваться на отдаленные расстояния, а вместе с этим — и трансформироваться в иные ценности. Параллельно с освоением зернового земледелия в Старом Свете возникает и скотоводство. Продукция комплексного земледельческо-ско-товодческого хозяйства была более разнообразной, легко сохраняемой, отчуж-даемой, накапливаемой и транспортируемой, что выгодно отличало ее от тро-пического овощеводства. Произошедшее в X—VIII тыс. до н. э. освоение зернового земледелия в ряде районов Ближнего Востока и Передней Азии (доке-рамический Иерихон в Палестине, Зави-Чеми-Шанидар, Джармо и Гендж-Даре в Загросе, Чатал-Гуюк и Хаджилар в Анатолии и т. д.) с самого начала, очевид-но, было связано с примитивным искусственным орошением. Сперва это было задержание воды при весенних разливах на возделываемых участках, но, как минимум, с VII тыс. до н. э. появляются оросительные каналы. Проведение в условиях засушливой зоны крупномасштабных ирригационных работ резко повышало производство основного пищевого продукта — зерновых. Орошаемое земледелие требовало организации коллективных ирригационных работ, причем его эффективность прямо зависела от их масштаба, а следовательно, и от количества рабочих рук. Наибольший эффект оно давало при освоении пойм великих рек засушливых зон субтропического и тропического поясов, где и вызрели древнейшие цивилизации. Здесь основой организации производства выступала община в лице ее руководителей, а затем Іілемя-вождество, ном как город-гхударс Іьо м •,Lii^DucTO4Horo типа и, наконец, деспотическое царство типа Древнего Египта. При таком развитии отдельные семьи или даже группы родственных семей не могли выделиться в качестве самостоятельных производственных ячеек и были подчинены общинными, а затем и надобщинными — протогосударствен-ными и раннегосударственными — структурами. Параллельно кардинальные изменения происходят и в сфере распределения, что прослеживается в виде развития системы редистрибуции. Ее становление определялось усложнением организации производственного процесса, при котором лидеры контролировали ход работ и осуществляли перераспределение сосредоточенных в их руках продуктов коллективного труда. В результа-202 Первобытные основания цивилизации те определенная доля прибавочного продукта оставалась в распоряжении руководителей общины. Одна его часть сохранялась в качестве страхового фонда, другая могла расходоваться на всевозможные общественные нужды, в частности, реализовываться в процессе внешнего обмена на приобретение таких необходимых вещей, как, скажем, соль или обсидиан. Кроме того, по мере обособления лиц, связанных с выполнением административно-хозяйственных и культурно-культовых функций, какая-то часть прибавочного продукта начинает расходоваться на их содержание, а также на отправление культа, становящегося все более сложным и дорогостоящим. В Старом Свете развитие пашенного земледелия было непосредственно связано с разведением крупного рогатого скота. Параллельно значительную роль играло и отгонное скотоводство — выпас в степях и предгорьях мелкого рогатого скота, а также огородничество, садоводство, рыболовство и разведение водоплавающих птиц на берегах больших рек, морские промыслы в прибрежной полосе и т. д. В ряде случаев значительную роль играла добыча (в том числе, а то и главным образом, для обмена) полезных ископаемых. Дж. Мелларт справедливо полагает, что быстрое развитие таких поселений, как Иерихон эпохи до керамического неолита и Чатал-Гукж, в значительной степени объясняется тем, что соответствующие социальные организмы владели источниками дефицитного сырья. Появление редистрибуции обеспечивало возможность специализации в рамках производственного коллектива (по мере увеличения его численного состава) отдельных групп людей на различных видах деятельности при последующем перераспределении продуктов труда и наделении каждого всем необходимым. Так, в Чатал-Гуюке, наряду с земледелием, скотоводством и охотой, процветала добыча и обработка многочисленных видов полезных ископаемых (обсидиана, диорита, мрамора, алебастра и т. п.), развивалось керамическое производство, зарождалась цветная металлургия, налаживался обмен товарами с общинами Западной Анатолии, Сирии, Килликии и другими областями. Естественно предположить, что ведением столь сложного хозяйства руководили представители выделившейся родовой знати, что подтверждается наличием погребений, сопровождавшихся богатым инвентарем. О появлении регулярного прибавочного продукта можно судить и по расцвету культового искусства, требовавшего специальной подготовки. Остававшийся излишек мог использоваться административно-жреческой знатью как на общественные, так и на личные нужды. Только такая система комплексного хозяйства обеспечивает по мере своего совершенствования неуклонный рост производительности труда, а следовательно, и объем получаемого прибавочного продукта. В ее основе лежит централизованная организация не только собственно производственного процесса, но и перераспределения созданных коллективным трудом материальных благ, причем редистрибутивная система является необходимой предпосылкой завершения процесса становления раннеклассовых отношений. Таким образом, если смотреть на историю первобытности с точки зрения теории цивилизационного процесса, то иногда выделяемый ее средний период (эпоха неолита) может быть охарактеризован как переходная стадия, на которой сосуществуют два принципиально разных по своим потенциалам социокультурных типа: высших рыболовов и охотников на морского зверя, которые исчерпывают возможности развития присваивающего хозяйства; и ранних зем-Становление производящего хозяйства и племенной организации ледельцев и животноводов, с которых начинается развитие обществ производящего хозяйства, выводящее на рубежи цивилизации. Конец этой переходной стадии отвечал, с одной стороны, стагнации рыболовческо-охотничьих обществ (если они не оказывались втянутыми в силовое поле уже возникшей рядом цивилизации) и их переориентации (если то допускали природные условия) на земледелие и (или) скотоводство, а с другой — образованию широкого спектра линий дальнейшей эволюции обществ производящего хозяйства, свойственных уже следующей, позднепервобытной (предцивилизационной) стадии развития. Эта стадия характеризуется, прежде всего, наличием племен, в частности чифдомов-вождеств со сложившейся иерархической системой власти и управления во главе с наследственными вождями и родовой аристократией. Разные варианты развития земледельческо-скотоводческих и почти исключительно земледельческих (как в Мезоамерике) обществ наблюдаем уже на стадии родового строя. Связано это было с разнообразием форм организации хозяйственной жизни и культурных традиций. На этом этапе, как было показано, основными линиями раннеземледельческо-скотоводческого хозяйства были две — связанная с тропическим клубне-корнеплодным земледелием (тупиковая) и ориентированная на выращивание зерновых культур (прогрессивная). Принципиальное отличие между ними состояло в том, что в близких к экватору широтах отсутствие четко выраженных времен года, а значит, и сезонного характера земледельческих работ не стимулировало накопление пищевых запасов, и каждая семья, имея огород, на протяжении года собирала съедобные клубные и корнеплоды соответственно своим потребностям. Такие продукты питания были малопригодными для хранения и транспортировки, что препятствовало их централизованному накоплению. Отсюда следует, что, достигнув определенного уровня самообеспечения, такие общества, не имея стимулов и возможностей для увеличения производства излишков продовольствия, их концентрации, хранения и обмена, быстро оказывались в состоянии экономической и социокультурной стагнации и не преодолевали уровня родового строя, не переходили на стадию племенных отношений. Магистральный путь развития позднепервобытного человечества к цивилизации предполагал развитие зернового земледелия, как правило связанного (за исключением Мезоамерики) с животноводством. Зерно и скот можно было накапливать, отчуждать, обменивать, а это оказывало содействие ускорению социально-экономического, общественно-политического и культурно-информационного развития сориентированных на соответствующие хозяйственные формы этнических групп. Поэтому не удивительно, что все без исключения ранние цивилизации возникают именно на базе зернового земледелия, сочетающегося с огородничеством, садоводством, скотоводством и рыболовством. Однако далеко не во всех обществах, основывающихся на зерновом земледелии, в эпоху энеолита (как это было на Ближнем Востоке) складываются условия для становления цивилизации. В умеренной зоне Европы, при достаточном количестве атмосферных осадков, организация коллективных хозяйственных работ не могла привести к существенному росту производительности труда, а экологические условия были не столь разнообразны, чтобы экономический подъем мог определяться развитием комплексного многоотраслевого хозяйства (как то было, например, в Эгеиде или в Андской области). При таких условиях только внедрение новых, более качественных — металлических — 204 ________________________________________ Первобытные основания цивилизации орудий могло принципиально повысить производительность труда. Поэтому лишь после освоения бронзолитейной и особенно черной металлургии в умеренном поясе Евразии, в тропиках Африки и Индокитая созрели условия для перехода от позднепервобытного общества к цивилизации. Становление института племени как органа общественной власти и управления Важнейший сдвиг в истории первобытного общества на отрезке между "неолитической революцией" и переходом к цивилизации может быть соотнесен с качественным повышением уровня самоорганизации, а затем и энергетического и информационного потребления в условиях формирования племенных (на-добщинных и надродовых) структур общественной власти и управления. "Неолитическая революция" проходила под знаком образования в пригодных для того экологических нишах множества небольших, связанных между собой сетью горизонтальных отношений родовых общин ранних земледельцев и скотоводов. Оседлость и эффективная организация сельскохозяйственного производства содействовали ускоренному росту численности и плотности населения в обжитых, интенсивно используемых местностях. Это, в свою очередь, вело к сегментации родовых общин. При дальнейшем расселении небольших кровнородственных групп, состоявших из нескольких связанных общностью происхождения семейств, выходцы из разных родов нередко объединялись и основывали совместные поселки. Такие гетерогенные общины уже не имели стабильного ядра из членов одного рода. Вследствие неоднократных переселений и смешений представителей разных родовых линий в пределах более или менее компактных в рельефно-ландшафтном отношении районов возникали плотные сети тесно связанных между собой родовыми, брачными и хозяйственно-общественно-культурными узами общин, члены которых принадлежали к определенному множеству родов. Представим себе бассейн небольшой реки с несколькими притоками, охваченный с двух-трех сторон малопригодными для жизни ранних земледельцев зонами — покрытыми лесами горными массивами или сухими плато. Некогда там появилось несколько родовых групп, скажем пять, от которых в условиях быстрого прироста населения произошло со временем пять генеалогических родов, постепенно разветвившихся и образовавших отдельные клановые линии — линиджи. Возрастание численности населения вело к созданию на ранее малоосвоенных землях новых поселений, что неоднократно повторялось. Вследствие этого постепенно складывалась система из определенного количества поселений-общин, во всех или, по крайней мере, в большинстве которых были представлены компактные клановые группы мужчин из двух и более родов. Даже в том случае, когда одна или несколько общин так и остаются обладающими ядром, состоящим из членов одного рода (гомогенными в родовом отношении), то и в них, согласно законам экзогамии, всегда присутствуют в качестве брачных партнеров (как правило, женщин, но при условиях матрило-кальной системы браков — и мужчин) выходцы из других родов. Складывается система, когда, условно говоря, община А имеет мужчин — представителей родов 1, 3, 5; община Б — 1, 2, 4, 5; община В — 2, 3, 4; община Г — 1,5; община Д — 2, 3, 5 и т. п. При этом браки между представителямиСтановление производящего хозяйства и племенной организации 205 разных родов могут заключаться уже не только на межобщинном уровне, но и внутри общин, что постепенно становится преобладающим явлением. Как непосредственные или через систему брачных отношений родственники, эти люди должны стремиться к мирному улаживанию возникающих споров и недоразумений. Более того, они обязаны помогать друг другу- Представители разных родов и общин постоянно обмениваются дарами, информацией, имеют общие верования и культовые места, общаются на одном диалекте и т. п. Благодаря этому они составляют определенную этническую группу, своего рода предплемя, на основе которого и формируется собственно племенная организация. Предплемя, скорее, представляет собое некое осознающее свою целостность единство, в том случае если его территория более или менее четко отделена от других обжитых людьми районов естественными барьерами. И, напротив, оно выступает довольно аморфным образованием, если такие барьеры несущественны и его представители интенсивно контактируют на границах своего расселения. В рамках предплемени, на межобщинном уровне более или менее регулярно, в связи с праздниками, ритуалами или какими-то экстраординарными событиями, в священных местах начинают собираться родовые лидеры, "старейшины". Они стремятся прийти к некоему устраивающему все заинтересованные стороны соглашению и договориться относительно совместных скоординированных действий. С другой стороны, такое согласование действия большей частью предусматривает выполнение отдельными группами людей различных функций при координации усилий этих групп определенными людьми. Иными словами, при закреплении за различными общинами и группами людей на внутриобщинном и межобщинном уровнях некоторых постоянных функций начинает формироваться система разделения труда. Ее основу, как правило, составляет территориальная производственная специализация, детерминированная условиями обитания: где-то были лучшие условия для выращивания каких-то культурных растений, где-то (наличие высокосортной глины) — для гончарства, где-то — для рыболовства и т. п. В каждой из соответствующих общин можно что-то произвести в большем объеме, с учетом и потребности соседей, рассчитывая, естественно, на то, что и они поделятся частью своих излишков. Параллельно развивается и система поло-возрастного разделения труда с четким оформлением общественно-возрастных классов у мужчин. Проходя возрасты жизни, человек последовательно меняет свои социальные статусы. В случае необходимости представители отдельных родственных общин, прежде всего принадлежащие к одному общественно-возрастному классу, могут действовать совместно: скажем, юноши и взрослые мужчины во время вооруженных конфликтов с соседями, старцы — при выполнении ритуалов. Таким образом, возникает сложная система отношений, предполагающая взаимодействие родовых, поло-возрастных и территориально-общинных механизмов регуляции поведения индивидов, семей и общин и определения их статусных позиций. Здесь появляются и первые случаи противоречия между различными подобного рода системами. Все юноши, к примеру, относятся к одному поло-возрастному классу, однако выходцы из более знатных родов уже на этом этапе имеют преимущества перед сверстниками. В то же время, благодаря личным качествам, даже при уже появившейся иерархии родов молодой человек, обладающий достаточными способностями, энергичный и 206 Первобытные основания цивилизации волевой, даже из малоуважаемой клановой группы, может обеспечить себе высокий престижный статус. Для эффективного решения возникающих на уровне межобщинных контактов задач одних лишь периодических встреч общинно-родовых старейшин со временем становится недостаточно. Поэтому рано или поздно (если для того, разумеется, складываются необходимые условия) на межобщинном уровне появляется персона вождя, которого на определенное время (большей частью при условиях острой военной опасности) наделяют властными полномочиями. Еще раньше появление такого лидера (постоянного или на определенное время) связано с ритуальными потребностями — организацией культовых церемоний, обрядовых действий и т. п. Но должность вождя закрепляется и институализируется, прежде всего, в том случае, когда некий облаченный общественным доверием и харизмой лидер начинает выполнять не только культовые (от праздника к празднику), но и повседневные административно-хозяйственные функции: организовывать производство и перераспределение на межобщинном уровне, контролировать общие запасы, а в скором времени и распоряжаться ими. Лидер приобретает статус в высокой степени сакрализированного вождя-судии ("священного царя" архаических времен), если он начинает персонифицировать свой социум и лично (исходя, конечно, из сложившихся в обществе традиций и правовых норм) реализовывать право власти-собственности от имени своего племенного коллектива. Занимаемый пост он использует и с целью повышения авторитета и укрепления позиций лично себя и всего своего рода. Поэтому не удивительно, что статус вождя быстро становится сперва передающимся в пределах одного рода, потом одной, ведущей его линии, а затем — и наследуемым в рамках одной семьи (от старшего брата к младшему или, что оказывается более эффективным, от отца к старшему сыну). Аналогичным образом за представителями отдельных кланов закрепляются определенные статусы. Возникает аристократия, которая организовывает и руководит жизнедеятельностью объединенных в племя общин, представляет это племя перед сакральными силами, владеет престижными ценностями и т.п. Ее представители как своим социальным статусом, так и внешним видом (татуировки, одежда, украшения) начинают все более разительно отличаться от основной массы общинников-простолюдинов. В результате складывается иерархически организованное (на базе некоторого множества общин, состоящих из представителей связанных узами совместной жизнедеятельности родов), более или менее жестко стратифицированное племя-вождество во главе, как правило, с сакрализо-ванным лидером, вождем — "священным царем" архаических времен. Становление института племени как органа общественной власти и управления предгосударственного типа предполагает (при большей или меньшей роли, в зависимости от конкретных условий, каждого из приводимых моментов): 1) необходимость организации общей обороны или борьбы с соседями за расширение своей территории; 2) потребность регуляции отношений между общинами и родами, тесно связанных совместной жизнедеятельностью; 3) координацию, кооперацию и специализацию трудовой деятельности с целью максимально эффективного использования ресурсов среды и их целесообразного перераспределения на межобщинном уровне; 4) организацию и проведение ритуальных праздников и церемоний, усиливающих интенсивность обращения информации Становление производящего хозяйства и племенной организации ___________________________ 207 и содействующих этнической консолидации в рамках племени. В результате происходит сложение властно-управленческих структур принципиально нового, по сравнению с общинно-родовым, уровня, на базе которых со временем и вырастет раннегосударственная организация власти и управления. С размежеванием организационно-интеллектуальных и производственно-исполнительских функций в пределах племени-вождества, за определенными родовыми структурами наследственно закрепляются высокие социальные статусы. Таким образом осуществляется переход от преобладавшей ранее поло-возрастной системы социальной стратификации к системе наследственных социальных рангов с ее дальнейшей тенденцией к перерастанию в сословное, а то и сослов-но-кастовое деление. Если раньше человек соответственно своим возрастным периодам проходил в течение жизни все социальные ступени, то теперь отдельные виды деятельности жестко связываются с происхождением человека, хотя и здесь, разумеется, были определенные вариации и исключения. Существенные изменения наблюдаем и в экономической сфере. Формирование племенных структур стало принципиальным шагом на пути отчуждения от коллектива его собственности на землю и ее ресурсы. Если до этого времени ведущей формой собственности была общинно-родовая (при разном соотношении родовой или общинной доминанты) и эту собственность реализовывал род и (или) общинный коллектив в лице его наиболее авторитетных членов с учетом общего мнения всех сородичей и односельчан, то теперь высшим носителем этой власти-собственности (и не одной общины, а нескольких, даже многих) становятся вождь и его клан, которые осуществляют свои полномочия через подчиненные аристократические кланы, контролирующие и использующие ресурсы на местном уровне. С утверждением системы племени-вождества власть-собственность фактически перестает быть коллективной и становится корпоративной, что окончательно закрепляется с переходом к раннегосудар-ственным формам общественной организации. В системе распределения материальных благ и услуг этому соответствует утверждение системы редистрибу-ции в качестве универсального механизма перераспределения материальных благ, прежде всего на межобщинном уровне. С возникновением вождества складывается редистрибутивная система в масштабах племени. Она постепенно становится основным регулятором потоков продуктов питания, изделий и даже услуг между общинами при сосредоточении определенных излишков в руках аристократических кланов во главе с вождем. Последнее делает этот процесс уже не публичным, контролируемым со стороны всего населения, а, так сказать, конфиденциальным. Рядовым членам племени остается только верить, что плоды их труда расходуются на общественные потребности. Создание такой системы знаменует начало утверждения эксплуататорских отношений, которые с момента перехода к цивилизации конституируются в виде раннеклассовых. Надобщинные органы власти и управления начинают выполнять не только необходимые, общественно-полезные организационно-хозяйственные, административные, судебные и пр. функции, но и репрессивные по отношению к основной массе населения, чем обеспечивается господство и право на избыточное потребление. Как справедливо отмечал К. Маркс, всякое государство выполняет как общественно полезные функции, так и функции по обеспечению классовых интересов господствующих общественных групп. Это мы наблюдаем и на заре цивилизации, и сегодня. 208 Первобытные основания цивилизации Принципиальные сдвиги фиксируются и в собственно производственной сфере. С возникновением племен-вождеств создаются условия для дальнейшего углубления разделения труда соответственно естественным и другим условиям проживания отдельных общин, входящих в состав племени. Редистрибу-ция как централизованный товарообмен стимулирует территориально-производственную специализацию, охватывающую как пищевую сферу, так и сферу непищевого производства. Это содействует зарождению и расширению ремесленной деятельности, в частности, переходу к специализированным (с соответствующим стационарным оборудованием и профессиональными знаниями) гончарству и металлургии (если, конечно, последняя уже известна). Появляются специалисты-мастера, продукция которых рассчитана на удовлетворение потребностей всего племени, в особенности же его верхушки. Это же касается разработки минеральных ископаемых, древесины и т.п. Кардинальные изменения наблюдаются и в культурно-информационной сфере. Объем знаний- в каждой области принципиально увеличивается, они становятся специализированными, а значит, ими уже не может владеть любой человек, достигший определенного возраста, как то было раньше. Знаниями, в особенности ритуально-культовыми, нужно теперь овладевать с детства. Они, как и статусы, передаются по наследству, от отца (дяди) к сыну (племяннику), и принципиально закрыты для представителей других общественных групп. Это касается и ремесел, и организации общественно-хозяйственной жизни. Профессионализация, в свою очередь, ускоряет прогресс в отдельных сферах культуры и производства — в монументальном строительстве, изготовлении определенных изделий, началах астрономии, математики, медицины и пр. При постоянном общении специалистов в рамках племен обмен опытом и информацией становится более интенсивным. Сложная система знаний требует символически-графической фиксации, что ведет к возникновению пиктографии, а затем и письменности. Параллельно с этим формируется собственная субкультура родоплеменной аристократии, как и менее выразительные культурные особенности у представителей других социально-профессиональных групп. Все эти системные сдвиги демографического, социально-политического, экономического и культурно-информационного плана находят опосредованное отражение в трансформации территориально-поселенческой структуры и в формах взаимодействия общества и окружающей среды. Среди общинных поселков, разбросанных на территории племени, рано или поздно выделяется центральное поселение, которое связано или с наиболее влиятельным святилищем, или местом проживания клана вождя, или наиболее могущественной в военном и (или) экономическом отношении общиной, или, чаще всего, совокупностью некоторых из этих факторов. Такое поселение — племенной центр — развивается быстрее, чем остальные, поскольку фокусирует политическое, экономическое и культурно-религиозное лидерство. В рамках племени возникают отдельные экономические районы со своей специализацией, демонстрирующей нарастание разнообразия форм взаимоотношения человека и окружающей среды. С течением времени это приобретает все более структурированный вид и охватывает все большую территорию. Таким образом, имеем все основания рассматривать время возникновения племенных институтов переломным моментом на пути от "неолитической революции" к цивилизации. Эти институты в развитом виде соединяют три основные структуры:Становление производящего хозяйства и племенной организации 209 — наследственную сакрализованную власть вождя-первосвященника, архаического "священного царя" с формирующимся вокруг него административным, жреческим и военным аппаратом; — совет старейшин, состоящий из наследственной родоплеменной аристократии — глав родов, которые представляют определенные клановые структуры и пользуются в их рамках властными полномочиями; — рядовых, лично свободных и полноправных, входящих в определенные родовые структуры общинников, периодически, особенно в экстремальных ситуациях, участвующих в народном собрании. По мере развития института племени значение вождя и его окружения, в которое входят не только выходцы из среды родовой знати, но и люди, выдвинувшиеся благодаря своим личным качествам или по воле случая, порою и иноплеменники, даже невольники, неуклонно возрастает. Совет же родовых старейшин, как правило, все более приобретает характер аристократического совещательного органа, а народное собрание либо вовсе отмирает, либо выполняет формальные функции "всенародного одобрения" того, что постановил вождь в соответствии с волей знати. В истории мы наблюдаем самые разнообразные коллизии во взаимоотношениях этих структур. Часто бывает так, что в результате подспудной борьбы или открытого конфликта власть вождя ограничивается или вообще делается номинальной, тогда как сила аристократических кланов становится преобладающей. В результате функции вождя могут быть сведены, по существу, лишь к выполнению символически-представительских обязанностей. Однако в силу неизбежно возникающих при таком развитии распрей между главами сильнейших родов такое развитие деструктивно сказывается на жизни племен и раннегосударственных образований, и в конкурентной борьбе с соседями такого рода "аристократические республики" проявляют невысокую жизнеспособность. Альтернативой такому сценарию ограничения власти вождя является прямая апелляция (в случае конфликта правителя и аристократии) первого к народному собранию. Примеры тому хорошо известны из истории ранних цивилизаций (Гильгемеш и Урукагина в Нижней Месопотамии, Камее в Египте и пр.), однако такая ситуация вполне естественна и для стадии поздней первобытности. В таком случае вождь ограничивает влияние аристократического совета или вообще превращает его в декоративный институт, а сам получает неограниченные властные полномочия. ' Все же в реальной жизни чаще наблюдается определенный, основывающийся на силе традиции и каждодневных компромиссах баланс между вождем и его окружением и родо-племенной знатью с тем, что масса соплеменников отчасти поддерживает центральное руководство, отчасти же выступает опорой влияния своих родовых старейшин. При этом ситуация осложняется и параллельными, отмеченными выше процессами. По мере усложнения социокультурной жизни в высших эшелонах власти происходит разделение функций и полномочий, ранее присущих архаическому "священному царю". Наряду с ним появляются перебирающие на себя часть его полномочий военный лидер и (или) верховный жрец, опирающиеся на подвластных им дружинников и жречество. Особенно частой является конкуренция между сакрализированным вождем и вождем-военачальником, перебирающим на себя (особенно в случае частых и затяжных военных конфликтов) основные прерогативы исполнительной власти. 210 Первобытные основания цивилизации Но не менее жестоким может быть и соперничество между вождем и верховным жрецом. В таких ситуациях многое зависит от личных качеств конкурентов, а также от множества непредсказуемых случайностей. Однако в любом случае необходимой предпосылкой перехода от первобытности к цивилизации является оформление института племени как органа власти и управления, контролирующего и направляющего жизнь соответствующего социума. Date: 2015-08-24; view: 491; Нарушение авторских прав |