Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ценность того, что бесполезно





Жизнь течет по законам диалектики, поэтому она не поддается логическому истолкованию. По ло­гике противоположность есть противоположность, а жизнь уже содержит в себе противополож­ность. В жизни противоположность служит средством дополнения. Без этого жизнь невозможна. Например, жизнь существует, потому что есть смерть. Если бы не было смерти, то не могло бы быть никакой жизни. Смерть — это не конец и не враг — скорее, наоборот, благодаря смерти жизнь стала возможной. Поэтому смерть не где-то там, в конце, она здесь и сейчас. В каждом моменте есть жизнь и есть смерть, иначе существование невозможно.

 

 

СЧАСТЛИВАЯ ЧЕРЕПАХА

Два посланца прибыли от императора. Чжуан Цзы ловил рыбу, когда они пришли к нему и сказали: «Император желает, чтобы ты стал премьер-министром страны». Чжуан Цзы ответил: «Вы видите эту черепаху, помахивающую хвостом в грязи?» Они ответили: «Да, мы видим». «И вы видите, как она счастлива?» Они ответили: «Конечно, она выглядит абсолютно счастливой».

И тогда Чжуан Цзы сказал: «Я слышал, что в королевском дворце умерла черепаха, которой было три тысячи лет. Она жила в золотой клетке, инкрустированной бриллиантами.

Ее боготворили. Если вы спросите черепаху, которая помахивает хвостом в грязи, готова ли она поменяться с той черепахой из дворца — мертвой, но в золотой клетке, инкрустированной бриллиантами, и быть боготворимой самим императором. Согласится ли на это черепаха?»

Посланники ответили: «Конечно же, нет. Черепаха не согласится».

Чжуан Цзы продолжал: «А почему должен согласиться я? Проваливайте! Я счастлив в грязи, повиливая хвостом, и не хочу идти во дворец императора».

 

Хуэй Цзы сказал Чжуану Цзы:

«Все твое учение строится вокруг того, что не имеет смысла».

Чжуан Цзы ответил:

«Если ты не ценишь того, что не имеет смысла, ты не можешь говорить о том, что имеет смысл. Земля, например, огромна, но из всего этого простора человек использует лишь малую часть. Ту, на которой он оказался в данный момент. Теперь предположим, вы отнимете то, что он в данный момент не использует, вокруг него будет бушевать стихия. Он стоит в пустоте, почвы вокруг нет за исключением того куска, на котором он стоит. — Как долго он сможет использовать то, что использует в данный момент?»

Хуэй Цзы: «Это потеряет всякий смысл».

Чжуан Цзы подвел итог: «Это показывает необходимость того, что кажется бесполезным».

Есть свет и тьма. Для логики они противоположны, и логика скажет: «Где есть свет, там нет места тьме, и наоборот». Но жизнь говорит как раз обратное. Жизнь говорит, тьма есть только потому, что есть свет, и наоборот». Мы можем не увидеть другого, когда он спрятан за углом.

Тишина существует, потому что существует звук. Если бы звуков не было вовсе, смогли бы вы молчать? Как бы вы смогли молчать? Нужна противоположность в качестве фона. Люди, следующие логике, всегда оказываются неправы, потому что их жизнь становится однобокой. Они думают о свете и начинают отрицать тьму, они думают о жизни и начинают бороться со смертью.

Вот почему в мире нет ни одного учения, которое бы говорило, что Бог есть и свет и тьма. Одни учения говорят, что Бог есть свет, а другие, что Бог есть тьма. И те, и другие ошибаются, потому что рассуждают с логической точки зрения, они отри-

цают противоположность. А жизнь настолько велика, что несет противоположность в себе самой. Она не отрицается, она принимается.

Однажды кто-то сказал Уолту Уитмену, одному из величайших поэтов всех времен: «Уитмен, ты продолжаешь противоречить сам себе. Сегодня ты говоришь одно, а завтра совершенно другое».

Уолт Уитмен рассмеялся и сказал: «У меня широкая натура. Во мне содержатся все противоречия».

Только узколобые люди постоянны, и чем они узколобее, тем более постоянны в своих взглядах. Когда разум широк, в нем содержится все: и свет, и тьма, и Бог, и Дьявол во всем своем величии.

Если вы понимаете таинственное течение жизни, которое происходит благодаря противоречиям, которое диалектично — где противоположности помогают, обеспечивают баланс, задают тон, создают фон — только тогда вы можете понять Чжуа- на Цзы, потому что все видение Дао основано на взаимодополняемости противоположностей.

Они используют два слова: инь и ян. Они противоположны, мужское и женское начала. Только представьте себе мир, который будет только мужским или только женским, он будет попросту мертв. В тот момент, когда он родится, он уже будет мертв, жизнь в нем окажется невозможна. Если это женский мир, то в нем будут одни женщины, женщины, женщины, и ни одного мужчины — женщины покончат жизнь самоубийством! Нужна противоположность, потому что противоположности притягиваются. Противоположность становится магнитом, она притягивает вас, она разрушает вашу тюрьму, вы становитесь широким. Когда противоположность отрицается, жди неприятностей. А мы это как раз и делаем, поэтому в мире столько неприятностей и бед.

 

Отрицание противоположностей не сулит ничего хорошего, а это как раз то, что мы постоянно делаем. Потому мир так несовершенен

 

Мужчины пытаются создать общество, которое в основном состоит из мужчин, поэтому столько неприятностей — женщин отрицают, они исключены из общества. В прошедшие столетия женщины не было видно. Ее держали в задней комнате дома, ей даже не позволялось заходить в гостиную. Вы не могли встретить ее на улице или в магазине. Она не была частью жизни. Мир стал уродливым, потому что как можно отрицать противоположность? Мир стал однобоким, баланс был потерян. Мир сошел с ума.

Во многих культурах женщине до сих пор не позволено двигаться в жизни, она все еще не стала жизненно необходимой частью жизни. Мужчины вращаются в мужском обществе — эксклюзивном мужском клубе: рынок, политика, научные группы. Все однобоко. Мужчины доминируют, вот почему в мире столько горя и нищеты. А когда одна из противоположностей доминирует, вокруг будет горе, потому что другая противоположность чувствует себя обиженной и мстит. Поэтому каждая женщина мстит дома. Когда она не может выйти на улицу, в мир и отомстить человечеству, она мстит своему мужу. Наблюдается постоянный конфликт.

Почему жена постоянно конфликтует? Это не личная обида. Это месть женщины, женского начала, отрицаемой противоположности. А этот мужчина в доме, ее муж, является представителем всего мужского мира, мира, ориентированного на мужчин, против которого она сражается.

Отрицая противоположности, вы навлекаете на себя неприятности — на любой дороге, на любом уровне, в любом измерении — все одно и то же.

Чжуан Цзы говорит, что если вы отрицаете бесполезное, в мире не будет пользы. Если вы отрицаете бесполезное, веселое, в мире не может быть никакой работы или обязанностей. Это очень сложно, потому что мы делаем упор на полезные вещи.

Если вас спросят, из чего состоит дом, вы ответите, что из стен. А Чжуан Цзы ответит, как ответил бы его учитель Лао Цзы, что дом состоит из дверей и окон. Упор сделан на другую составляющую, [о- ворят, что стены полезны, но их польза зависит от бесполезного пространства за этими стенами. Комната есть пространство, а не стены. Конечно, пространство свободно, а стены нужно купить. Когда вы покупаете дом, что вы покупаете? Стены, материал, видимое. Но можете ли вы жить в материале? Можете ли вы жить в стенах? Вы должны жить в комнатах, в свободном пространстве. Вы покупаете лодку, но вы должны плыть в пустоте.

Итак, что же такое дом? Пустота, окруженная стенами. А дверь? Ничто, дверь значит ничто, никакой стены, просто пустота. Но вы не можете войти в дом, если в нем нет дверей, если в доме нет окон, в него не попадет ни солнце, ни ветер. Вы будете мертвы, а дом станет вашей могилой. Чжуан Цзы говорит: «Помните, что дом состоит из двух частей — стен, материальной части, и пусто-

 

 

 

 

ты, окруженной стенами, нематериальной части». Как вы можете продать пустоту? Но вам приходится жить в пустоте — если человек попытается жить в стене, он сойдет с ума, это невозможно. Но мы стараемся сделать невозможное. В жизни мы выбрали материальную часть.

Например, если ребенок играет, вы говорите ему: «Стоп! Что ты делаешь? Это бесполезно. Займись чем-нибудь полезным. Учись, читай, делай домашнее задание. Не шатайся кругом, не будь бродягой». Если вы будете продолжать на этом настаивать, вы убьете бесполезное — ребенок станет приносить только пользу, он будет исключительно полезным, мертвым человеком. Теперь вы можете использовать его — он механическая вещь, просто средство.

Вы являетесь самим собой, когда делаете что- нибудь бесполезное — рисуете не для продажи, а для удовольствия; занимаетесь садоводством для удовольствия; лежите на пляже и ничего не делаете, просто для удовольствия — просто бесполезно сидите рядом с другом. Многое можно сделать в эти моменты. Вы можете пойти в магазин, на рынок, вы можете заработать деньги. Вы можете превратить время в деньги. Вы можете пополнить свой банковский счет, а глупые люди говорят, что время деньги. Они знают лишь одну пользу от времени — превратить время в деньги. В конце концов, вы умираете с крупной суммой в банке, но внутри вы очень бедны, потому что внутреннее богатство накапливается только тогда, когда вы можете наслаждаться бесполезным.

Что такое медитация? Люди спрашивают: «Какая от нее польза? Что мы от этого будем иметь? Какая нам от нее прибыль?» Медитация... и вы спрашиваете о прибыли? Вы не можете понять этого, потому что медитация просто бесполезна. На слове «бесполезна» вы чувствуете внутренний дискомфорт, потому что сам разум настолько утилитарен, ориентирован на блага, что вы всегда ожидаете какого-то результата. Вы не можете понять, что это может просто доставлять удовольствие.

Бесполезное значит, что вы не получаете никакого дохода от этого, удовольствие дает вам благословение. Но когда вы погрузитесь в него, вы не сможете накопить это благословение, вы не сможете сделать из него сокровище.

В мире существует два типа людей: утилитарный — ученые, инженеры, врачи и так далее, и комплементарный — поэты, бродяги, которые не приносят никакой пользы.

Но они уравновешивают мир, они придают миру изящность. Представьте себе мир, состоящий только из ученых, где не было бы ни одного поэта — уродливый, не пригодный для жизни. Представьте себе мир, в котором все были бы в магазинах, в офисах, и ни одного бродяги. Это был бы ад. Бродяги придают красоту.

Двух бродяг арестовали. Судья спросил одного из них: «Где ты живешь?»

Тот ответил: «Весь мир — мой дом, небо — моя защита. Я хожу, где угодно, без всяких ограничений. Я свободный человек».

Затем судья спросил у другого: «А где живешь ты?»

Второй бродяга ответил: «С ним по соседству».

Такие люди привносят красоту и благоухание в этот мир. Будда был бродягой, Махавира тоже. Этот человек, этот скиталец, ответил, что небо — его единственная защита. Это то, что означает слово «дигамбер». Махавира — основатель джайнизма — известен как «дигамбер». «Дигамбер» означает обнаженный, небо слу-

Внутреннее проявляет себя только в том случае, когда нет никаких внешних препятствий, когда вы никуда не спешите, а просто отдыхаете

жит ему единственной одеждой, ничего больше. Небо — это защита, дом.

Когда мир становится слишком утилитарным, вы создаете много вещей, вы обладаете многими вещами, вы становитесь одержимыми некоторыми вещами — но внутренний мир утрачивается, потому что он может расцвести только тогда, когда нет никакого внешнего напряжения, когда вы никуда не ходите, просто отдыхаете. Тогда внутренний мир расцветает. Великое всегда происходит, когда вы ничего не делаете. Только тривиальные события случаются, когда вы что-то делаете.

Сёрен Кьеркегор, датский философ, написал нечто очень проницательное. Он сказал: «Когда я начинаю молиться, я иду в церковь и разговариваю с Богом...» Вот что делают христиане во всем мире. Они громко разговаривают с Богом, будто он мертв. Они советуют Богу, что делать и не делать, как будто он обычное глупое существо. Как если бы Бог был глупым монархом, они его убеждают, подкупают, чтобы Бог выполнил их желания.

Но Кьеркегор сказал: «Я начал говорить, но потом вдруг понял, что это бесполезно. Как вы можете разговаривать с Богом? Человек должен молчать. Что еще можно сказать? Что я могу сказать Богу для того, чтобы он узнал боль

ше? Он всемогущ, всеведущ, он знает все. Какой смысл в моем разговоре с Богом?»

Кьеркегор сказал: «Я разговаривал с ним в течение долгих лет, но потом понял, что это глупо. И я прекратил разговаривать, я замолчал. Затем, по прошествии многих лет, я понял, что и тишина не помогает. И я сделал третий шаг, я стал слушать. Сначала я разговаривал, затем молчал, а потом начал слушать».

Когда вы слушаете, ваше состояние отличается от того, когда вы просто молчите, потому что молчание негативно, а слушание позитивно. Просто молчать — вести себя пассивно, слушать — осознанная пассивность, ожидание чего-то, ничего не говоря. У него есть интенсивность. Кьеркегор сказал: «Когда мне впервые удалось послушать, у меня получилось помолиться».

Но кажется, что слушать совершенно бесполезно, особенно слушать неизвестное, вы не знаете, где оно. Молчание бесполезно, разговор полезен. С помощью разговора можно добиться многих вещей в мире. Поэтому вы думаете, что для того чтобы стать религиозным, вам тоже нужно что-то делать.

Но Чжуан Цзы сказал: «Религия начинается только тогда, когда ты понял бесполезность действия и пришел к полярной противоположности бездействия, неактивности, пассивности и бесполезности».

Чжуан Цзы и его учитель Лао Цзы всегда беседовали о бесполезности, они даже восхваляли людей, которые были бесполезными.

Чжуан Цзы говорит о мужчине-горбуне. Все молодые люди города были вынуждены вступить в вооруженные силы, в армию, так как они были годными. Только один мужчина, горбун, который был бесполезным, остался. Чжуан Цзы сказал:

 

ТЕНЬ ОСЛА

Говорят, что однажды вечером Чжуан Цзы разговаривал со своими учениками, и многие из них быстро уснули, как обычные ученики. Должно быть, было поздно, они устали, и Чжуан Цзы говорил сложные вещи, недоступные для их понимания, всегда легче отдохнуть и поспать, чем беспокоиться об этом.

Внезапно Чжуан Цзы заметил, что многие ученики быстро заснули, и было бесполезно рассказывать. Они даже храпели и мешали ему. И он рассказал притчу. Он сказал: «Однажды мужчина, у которого был осел, совершал паломничество в святые места. Он был очень беден, но случилось так, что он проголодался. У него не осталось денег, и он продал осла другому страннику, который был богат. Но на следующий день, когда солнце припекало, первый хозяин отдыхал в тени рядом с ослом. Второй хозяин возразил: «Так не пойдет. Ты продал осла».

«Будь как горбун, настолько бесполезным, что ты не будешь безжалостно убит на войне».

Они продолжают восхвалять бесполезных так как считают, что полезные всегда будут оказываться в затруднительных ситуациях. Весь мир будет использовать тебя, все готовы пользоваться тобой, управлять тобой, контролировать тебя. Если ты бесполезен, никто на тебя не посмотрит, люди забудут о тебе, они оставят тебя в тишине, о тебе не будут беспокоиться. Они просто не будут подозревать о твоем существовании.

Первый хозяин ответил: «Я продал осла, но не его тень».

Все насторожились — теперь никто не спал и не храпел. Когда говоришь об ослах, ослы тут же слышат! Чжуан Цзы сказал: «Теперь вернемся к делу...»

Но все ученики попросили: «Подождите! Закончите историю». Теперь все трепетали от волнения: «Что случилось? Что было потом?»

Чжуан Цзы сказал: «Это была притча, а не история. Вас больше интересуют ослы, чем я». Чжуан Цзы так и не дорассказал историю. Она и не требовала завершения, она просто была индикатором того, что человеческий разум больше интересуется глупостями, чем высшими ценностями.

Это случилось со мной. Я бесполезный человек. В детстве я просто сидел рядом со своей матерью. Она смотрела вокруг и говорила: «Я хотела бы послать кого-нибудь на рынок за овощами, но некого». А я в это время сидел прямо перед ней! Она говорила: «Я не вижу никого вокруг». А я посмеивался про себя — она не могла послать меня на рынок, я был настолько бесполезен, что она даже не подозревала, что я был рядом.

Однажды моя тетя приехала в гости, она не знала о моей бесполезности. Моя мать сказала: «Никто не может пойти на рынок. Все дети

 

ушли, и слуга болен, что же мне делать? Нужно кого-то послать».

Моя тетя ответила: «Почему бы не послать Раджу? Он сидит там и ничего не делает».

Так меня послали. Я попросил рыночного торговца: «Дайте мне лучших овощей, бананов и манго». Посмотрев на меня и послушав, как я говорю, он, должно быть, подумал, что я дурак, потому что никто никогда не просил у него самое лучшее. В итоге он взял с меня двойную плату, дал мне все самое гнилое, и я отправился домой очень счастливым.

Моя мать выкинула все и сказала: «Смотри! Вот почему я говорю, что здесь никого нет».

Чжуан Цзы настаивает: «Будь внимательным и не будь очень полезным, иначе люди будут эксплуатировать тебя. Затем они начнут управлять тобой, и после этого у тебя начнутся неприятности. И если ты можешь производить что-нибудь, они заставят тебя делать это всю жизнь. Если ты можешь делать что-нибудь определенное, ты искусен, тогда ты не сможешь тратить свой талант попусту».

Он говорит, что бесполезность имеет свою истинную пользу. Если ты можешь быть полезен другим, тогда тебе придется жить для других. Когда ты бесполезен, никто на тебя не смотрит, никто не обращает на тебя внимания, никого не беспокоит твое существование. Ты оставлен в покое. На рыночной площади ты можешь жить, как будто ты живешь в Гималаях. В этом уединении ты растешь. Вся твоя энергия движется внутрь тебя.

Чжуан Цзы говорит: «Если ты не можешь по достоинству оценить что-то бесполезное, ты не способен говорить о полезном. Бесполезное — это другая сторона полезного. Ты можешь говорить о полезном только из-за его бесполезности. Это — жизненно важная часть. Если ты полностью бросишь это, то ничто не будет полезным. Вещи являются полезными, потому что есть бесполезные вещи».

Но это то, что случилось со многими людьми на земле. Мы ограничили всю нашу игровую активность и занимаемся только работой. Но сейчас работа нам наскучила.

Человек должен перейти к противоположному полюсу — только тогда человек омолаживается. Целый день вы бодрствуете, а всю ночь спите. Какой толк от сна? Это потеря времени — и при том немалого. Если вы проживете 90 лет, то 30 лет вы будете спать, 8 часов в день, треть каждого дня. Какая от этого польза?

Но в конце каждого рабочего дня, когда вы засыпаете, вы переходите от полезного к бесполезному. И вот почему с утра вы чувствуете себя таким отдохнувшим, свежим, не обремененным заботами. Вы можете танцевать, ваш разум может петь, ваше сердце снова способно чувствовать — вся пыль от работы стерта, зеркало опять чисто. Вы чувствуете чистоту с утра. Как это случается? Это случается благодаря бесполезному.

Вот почему медитация может дать вам прекрасные моменты, потому что это самая бесполезная вещь в мире. Вы ничего не делаете, вы просто переходите в тишину. Это лучше, чем сон, потому что во сне вы находитесь на уровне подсознания, и все, что происходит, происходит бессознательно. Вы можете быть в раю, но вы этого не знаете. В медитации вы совершаете движения сознательно. Потом вы осознаете путь: как перейти из мира полезных вещей в мир бесполезного. А раз вы знаете путь, вы можете уйти в этот мир в любой момент. В автобусе, вам ничего не нужно делать, вы просто сидите, путешествуя на машине, поезде или самолете, вы ничего не делаете, вы просто сидите. Все совершается другими, вы можете закрыть глаза и перейти в мир бесполезного, внутренний мир. И вдруг все затихает, все наливается прохладой, и вы становитесь источником жизни.

Но это не имеет ценности на рынке. Вы не можете пойти и продать это, вы не можете сказать: «У меня прекрасная медитация. Кто-нибудь хочет ее купить?» Никто не будет готов купить ее. Это не товар, она бесполезна.

Чжуан Цзы говорит:

«Если ты не ценишь того, что не имеет смысла, ты не можешь говорить о том, что имеет смысл. Земля, например, огромна, но из всего этого простора человек использует лишь малую часть. Ту, на которой он оказался в данный момент. Теперь предположим, вы отнимете то, что он в данный момент не использует, вокруг него будет бушевать стихия. Он стоит в пустоте, почвы вокруг нет за исключением того куска, на котором он стоит. Как долго он сможет использовать то, что использует в данный момент?».

Это красивое сравнение. Вы сидите на стуле и занимаете небольшой кусок пространства, два на два метра. Вы не занимаете всю землю, вся остальная земля бесполезна, вы занимаете лишь небольшой кусок пространства, два на два метра. Чжуан Цзы говорит, что, предположим, вся земля исчезла, а вам остался только этот кусок два на два метра. Предположим, вы стоите, занимая всего несколько сантиметров земли; предположим, осталось только это пространство, вся земля исчезла — как долго вы сможете занимать этот клочок земли, который вы используете сейчас?

Течение, бездонная пропасть вокруг вас — вам мгновенно станет плохо, вы упадете в пропасть. Бесполезная земля поддерживает полезную — бесполезная огромна, полезная мала. Это справедливо для любого уровня бытия: бесполезное огромно, полезное мало.

Если вы будете стараться спасти только полезное и забудете о бесполезном, рано или поздно вам станет плохо. И это уже случилось, вам стало плохо, и вы падаете в бездну.

Во всем мире у думающих людей есть проблема: жизнь не имеет смысла. Спросите Сартра, Маркела, Ясперса, Хайдеггера — они скажут, что их жизнь бессмысленна. Почему жизнь стала настолько бессмысленной? Она никогда такой не была. Будда не говорил этого; Кришна мог танцевать, петь, наслаждаться жизнью; Мухаммед мог молиться Богу и благодарить его за благословение жизни. Чжуан Цзы был счастлив так, как может быть счастлив человек. Эти люди никогда не скажут, что жизнь бессмысленна. А что происходит в современном разуме? Почему жизнь кажется такой бессмысленной?

Всю землю у вас забрали, и вы остались только на том куске пространства, на котором сидите или стоите. Вам становится плохо. Вокруг себя вы видите бездну и опасность. Вы не можете использовать землю, на которой стоите, потому что вы можете использовать ее, только когда бесполезная земля присоединена к ней. Бесполезное должно присутствовать.

Что это значит? Ваша жизнь превратилась в сплошную работу, в ней не осталось места развлечению. Развлечения бесполезны, а работа полезна. Вы полностью заполнили свою жизнь работой. Когда бы вы ни начали что-то делать, первое, что приходит вам в голову: а какой от этого толк? Если толк есть, вы делаете это.

Сартр переносит одну из своих историй в

 

 

XXI век. Очень богатый человек говорит: «Любовь не для меня, она только для бедняков. Что касается меня, то это могут сделать слуги».

Конечно, почему Генри Форд должен идти и терять время на занятие любовью с женщиной? Бедный слуга может это сделать. Время Форда более ценно. Он может найти ему более достойное применение.

Выглядит абсурдно, но это уже произошло во многих сферах жизни. Вы никогда не принимаете активного участия в забавах, это делают за вас другие. Вы идете смотреть футбольный матч: другие играют, а вы просто смотрите. Вы просто пассивный наблюдатель. Вы идете в кино и смотрите, как другие занимаются любовью, ведут войну, чинят насилие, а вы всего лишь зритель в кресле. Это все настолько бесполезно, что вам не стоит об этом волноваться. Кто-то другой может это сделать, вы можете просто смотреть. Вы делаете работу, пусть другие забавляются за вас.

Жизнь кажется лишенной смысла, потому что смысл возникает в результате равновесия между полезным и бесполезным. Вы полностью отвергли бесполезное. Вы закрыли дверь. Теперь в вашей жизни присутствует только полезное, и вы слишком обременены им. Признаком успеха считается, если к сорока годам вы нажили себе язву. Если вам уже пятьдесят, а у вас нет язвы, значит вы, наверное, неудачник. Что вы делали всю свою жизнь? Вы, наверное, теряли время. К пятидесяти у вас должен случиться первый удар. А к шестидесяти по-настоящему успешный человек уже мертв — и никогда не жил. У него не было времени жить. У него было столько важных дел, что на жизнь просто не оставалось времени.

Посмотрите вокруг: на успешных людей, политиков, богачей, крупных промышленников — что с ними происходит? Не смотрите на то, чем они владеют, смотрите непосредственно на них, потому что если вы будете смотреть на их имущество, вы будете обманываться. Вещи не страдают от язвы, у автомобилей не бывают сердечных приступов, дома не госпитализируют. Не смотрите на имущество, иначе вы будете обмануты. Смотрите на человека в отрыве от его собственности, смотрите непосредственно на него, тогда вы почувствуете его нищету. Тогда даже попрошайка может быть богачом, тогда даже бедняк может быть богаче, если дело касается его жизни.

 

Жизнь кажется бессмысленной потому что смысл появляется из тонкой грани между полезным и бесполезным

 

Успех терпит неудачу, и ничто не терпит неудачу так, как успех, потому что человек теряет чувство реальности. Успешный человек торгуется, меняя настоящее на ложное, отбрасывая внутренние бриллианты ради цветной гальки на берегу, собирая гальку и теряя бриллианты. Это происходит потому, что вы смотрите на все глазами, полными амбиций, вы смотрите на собственность. Вы никогда не смотрите на политика, вы смотрите на должность, пост премьер-министра. Вы смотрите на власть. Вы никогда не видите, что человек, сидящий в этом кресле, абсолютно бессилен, у него нет ничего, он понятия не имеет, что такое благодать. Он приобрел силу, но при этом он потерял себя. Внутренний мир был потерян ради никчемной собственности. Вы можете обмануть остальных, но как вы собираетесь обмануть себя самого? В конце жизни вы оглянетесь назад и поймете, что жизнь прошла мимо вас, потому что вы слишком много внимания уделяли полезному.

Бесполезное может присутствовать. Полезное похоже на сад, опрятный и чистый. Бесполезное же больше сродни лесу, широкому и естественному, оно не может быть таким опрятным и чистым. У природы есть своя красота, а когда все настолько опрятно и чисто, оно уже мертво. Сад не может быть очень живым, потому что вы постоянно подрезаете, стрижете его, ухаживаете за ним. У широкого леса есть живительная сила, очень могучая душа. Войдите в лес, и вы почувствуете энергию, потеряйтесь в лесу, и вы почувствуете его силу В саду вы не можете сделать этого, там ее нет, сад сотворен человеком. Вы можете любоваться им, он красив, он взращен человеком, деревья подрезаны и ухожены.

На самом деле, сад — фальшивка, настоящее — это лес. Бесполезное похоже на широкий лес, полезное же — на сад, который вы разбили вокруг своего дома. Не ходите рубить лес. Все хорошо, ваш сад в порядке — но пусть он будет частью широкого леса, не вашего, а природного сада.

Чжуан Цзы уделяет такое внимание бесполезному, потому что вы всю жизнь жили только полезными вещами. Иначе этот упор на бесполезное не был бы нужен. Это просто для баланса. Вы слишком далеко ушли влево, вас нужно подтянуть вправо.

Но помните, что и тут вы можете впасть в другую крайность. И это случилось со многими последователями Чжуана Цзы. Они стали зависимыми от бесполезного, а это не было целью, они не вникли в суть дела. Чжуан Цзы уделял такое большое внимание бесполезному, потому что мы уделяем повышенное внимание полезному. Но я должен вам напомнить — так как разум может перейти к противоположности и остаться таким же — что настоящая вещь это трансцендентность. Вы должны достичь такого момента, когда вы сможете использовать и полезное и бесполезное, имеющее цель и бесцельное. Тогда вы выйдете за рамки обоих, оба будет служить вам.

У совершенного человека, у человека Дао, нет никаких пристрастий. Он может легко перейти от одной крайности к другой, потому что он остается посередине. Он использует оба полюса.

Чжуан Цзы не должен быть неправильно понят, поэтому я и говорю это. Он может быть истолкован неверно. Такие люди, как Чжуан Цзы, опасны, потому что ты можешь их неправильно понять. И в этом случае есть больше вероятности для непонимания. Разум говорит вам: «Хорошо, довольно магазинов, семьи; теперь я стану бродягой!» Это неправильно. Придерживаясь той же точки зрения, ты станешь зависимым от безделья. Затем ты уже не сможешь вернуться к магазину, к рынку, к семье. Затем ты будешь бояться этого.

Точно так же лекарство может стать новой болезнью, если ты привыкнешь к нему. Так, доктор должен проследить, чтобы ты не только излечился, но и избавился от лекарства, иначе он — плохой доктор. Сначала нужно избавиться от заболевания и сразу после этого — от лекарства, в противном случае лекарство займет место болезни, и ты станешь навсегда зависимым от него.

Мулла Насреддин научил своего маленького семилетнего сына, как подойти к девочке, как пригласить ее танцевать, что сказать, а что

 

 

не говорить, как понравиться ей. Мальчик ушел, а через полчаса вернулся и сказал: «Теперь скажи мне, как избавиться от нее!

Этомутоже нужно учиться, и это трудно. Пригласить очень легко, но отвязаться очень сложно. И ты знаешь по собственному опыту: пригласить девушку легко, уговорить ее легко, но как от нее избавиться? Вот тогда это и становится проблемой.

Помни, в бесполезности есть своя прелесть. Если ты очень обременен полезностью, то можешь слишком удариться в крайности. Ты можешь потерять равновесие.

Тебе нужно устойчивое равновесие, положение в самой середине, независимо от всех противоположностей. Ты можешь использовать полезное и бесполезное; ты можешь пользоваться важным и не имеющим значения и в то же время быть выше этого. Ты не используешься другими. Ты стал мастером.

 

 

ХИТРЫЙ святой

Очень немногие люди отважились остаться с Чжуаном Цзы. Он всегда создавал затруднительные ситуации; святые не должны делать этого. Например, однажды его видели в столице, верхом на осле; его ученики следовали за ним. Весь город смеялся, люди собрались на обеих сторонах дороги, потому что он сидел в седле неправильно. Осел шел, а Чжуан Цзы сидел задом наперед, лицом к ученикам!

Горожане смеялись, и ученики были очень смущены — в итоге один ученик спросил: «Почему вы делаете это? Вы выставляете себя дураком, а вместе с этим и над нами смеются без основания. Люди думают, что мы — идиоты».

Чжуан Цзы сказал: «В этом есть что-то великое. Я думал об этом. Если я сяду, как люди обычно садятся на осла, то я буду спиной к вам, а это оскорбление. Я не хочу никого оскорблять, даже моих учеников. Есть возможность того, что вы пойдете впереди, но тогда вы будете оскорблять меня, а это неправильно, когда ученики оскорбляют учителя. И я нашел решение. Пусть дураки смеются, но я еду лицом к вам, а вы идете лицом ко мне. Так и подобает учителю и ученикам: я уважительно отношусь к вам, а вы уважаете меня. Осел не выражает протеста, зачем же беспокоиться о том, что подумают люди?»

Сейчас такие люди редки, уникальны, таких трудно найти. Он достиг наивысшей чистоты, сознательности, любви, сострадания, но остался плутом до самого конца.

 

Date: 2015-08-24; view: 424; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию