Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Место России





Несмотря на то, что после распада Советского Союза Россия оказалась в ситуации, когда внутренние экономические и политические проблемы лишили ее возможности сохранить статус субъекта, оказывающего решающее воздействие на международные процессы, она оставалась активным и деятельным участником международных отношений и, в частности, отношений в сфере безопасности. В XXI веке наша страна, продемонстрировав готовность и способность не только отстаивать свои интересы на мировой арене, но и стремление оптимизировать международные отношения, вновь отстояла подобающий ее ресурсному потенциалу и исторической судьбе международный статус.

Россия активно участвует в поддержании режима нераспространения, в урегулировании региональных конфликтов, проистекающих как вблизи, так и вдали от российских границ. В сотрудничестве с другими странами вносит немаловажный вклад в дело борьбы с международным терроризмом. Список этот может быть продолжен, однако уже перечисленного достаточно для того, чтобы констатировать важную роль нашего государства в деле обеспечения международной безопасности.

При этом, однако, судя по всему, Россия не определила пока то место и соответствующую ему роль, которые она хотела бы иметь в новой, только формирующейся структуре международных отношений.

Кажется очевидным и не требующим дополнительных пояснений, что наша страна должна быть вовлечена в мировые процессы, быть их активным участником, ибо, в отличие от некоторых других государств, в силу своего геополитического положения, она просто не может позволить себе уйти в изоляцию.

Постсоветская история нашего государства демонстрирует целый ряд стратегий, последовательно принимаемых на вооружение российскими политическими лидерами – начиная от стратегии сотрудничества с западными странами, вне зависимости от того, каким образом они себя ведут, и заканчивая ориентацией на «выстраивание» противовеса трансатлантической группе.

В целом, Россия постулирует в качестве основополагающего для внешнеполитического курса стремление к «многополярному миру». Однако в нынешних условиях формирование такой структуры без соответствующей трансформации международной правовой системы и культуры международных отношений может повлечь за собой весьма негативные последствия. К тому же, представление о неустойчивости полицентрической структуры, основанной на принципе «баланса сил», давно укоренилось в науке о международных отношениях.

Еще один вариант – роль гегемона или лидера в мировой системе, подразумевающая под собой соответствующую ответственность. Может ли Россия и хочет ли взять на себя роль главного архитектора международной системы и отношений в сфере международной безопасности?

С одной стороны, нельзя забывать о том, что российский народ не в меньшей степени, нежели американский, склонен считать себя уникальным, избранным и способным принимать верные решения, хотя, конечно, менее склонен к стремительным и необдуманным внешнеполитическим шагам, а потенциал нашей страны по-прежнему значителен.

С другой стороны, у сегодняшней России нет достаточной ресурсной базы для того, чтобы обеспечить следование своей воле другими государствами. Нет у нее и надлежащего запаса «мягкой силы», чтобы вести за собой мир, стать его моральным лидером. За нашей страной закрепился имидж государства, обладающего имперскими амбициями, склонного подавлять волю других стран, навязывая им собственные решения. Недавние события вокруг Южной Осетии наглядно продемонстрировали, что за Россией пока не готовы идти даже исторически близкие страны, не говоря уже о государствах западного блока.

В рамках международного экспертного сообщества сложилось общее мнение (к сожалению, далеко не всегда находящее отражение в непосредственной политической практике) о том, что избыток силы и полная свобода действий в нынешнем мире непременно подразумевают под собой растущие обязанности на международной арене. А их исполнение требует огромных материальных и моральных затрат и является, по меньшей мере, нежелательным для отдельно взятого государства.

Что касается такой структуры как двухполюсная, то и она вряд ли возможна и желательна в современных условиях. Как ввиду отсутствия двух равновеликих центров силы, так и потому, что она, хотя и обладает достаточной устойчивостью, представляет собой весьма конфликтогенное образование.

В период президентства В.В. Путина своей основной задачей на международной арене Россия считала восстановление статуса сильного игрока, имеющего как политическую волю, так и возможности оказывать значительное влияние на международные процессы. Сегодня российский лидер Д.А. Медведев говорит о большем, а именно о целенаправленном переустройстве отношений в сфере безопасности, подтверждением чему стали положения его Послания Федеральному собранию.

Современный мир требует от международного сообщества постоянных согласованных действий, направленных на поддержание мира и стабильности, а также усилий по реорганизации существующих механизмов обеспечения безопасности, не соответствующих ни современным угрозам, ни структуре международной системы.

Будущие отношения в сфере безопасности должны отвечать нескольким условиям.

Во-первых, к участию в процессе их формирования должны быть допущены все государства или большинство из них, а не горстка великих держав, как это было прежде. Во-вторых, главной целью этих отношений должно быть противостояние актуальным угрозам безопасности. Среди них – распространение ОМУ, региональные и внутригосударственные конфликты, терроризм. В-третьих, при формировании механизмов обеспечения безопасности должна быть учтена не только современная трансформирующаяся структура международных отношений, но и та ее форма, которая может появиться через несколько десятилетий. Следовательно, необходимо выстраивать отношения таким образом, чтобы они могли устойчиво и эффективно функционировать в течение возможно более длительного времени.

Россия может стать одним из инициаторов процесса реорганизации института международной безопасности, вырабатывая в сотрудничестве с другими странами общую стратегию развития международных отношений.

Более того, можно с уверенностью констатировать, что к этой роли Россия вполне готова. Во-первых, в отличие от многих других государств, наша страна за последние 20 лет не предпринимала действий, напрямую противоречащих международному праву, а значит, в целом воспринимается мировым сообществом как ответственный актор, не стремящийся обеспечить свою безопасность за счет безопасности других игроков международной арены. Во-вторых, Россия уже предложила ряд инициатив, направленных на консолидацию мирового сообщества в таких важных вопросах, как ядерная энергетика, контроль над вооружениями и т.д. В-третьих, и это, пожалуй, главное, именно наше государство заявило и активно пропагандирует идею необходимого переустройства международной «системы безопасности».

Конечно, на пути к этой роли Россия столкнется с существенными трудностями. Их причинами станут как действия отдельно взятых государств, направленные на снижение значимости участия нашей страны в мировых процессах, так и воздействие на поведение международных акторов закрепившихся в международной культуре стереотипов, которые были перечислены выше. Однако существуют три важных фактора, воздействие которых на международные реалии способствует тому, чтобы Россия заняла подобающее ей место в мире.

Российская Федерация обрела определенный вес в международных отношениях, восстановив статус их значимого субъекта. Мир переживает структурную трансформацию, выражающуюся, в частности, в снижении влияния США. Этот мир готов к диалогу. Мировой финансовый кризис продемонстрировал, что современный мир становится действительно глобальным, вынудив большинство стран сотрудничать в кризисной ситуации. В своей совокупности эти факторы создают международную ситуацию, действуя в которой и используя тщательно проработанную, взвешенную и гармоничную внешнеполитическую стратегию, Россия может добиться желаемых результатов.

Date: 2015-08-24; view: 220; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию