Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Lt;?. Религиозные войны





Династические и торговые противоречия европейских госу­дарств в XVI—XVII вв. причудливым образом переплетались с конфессиональными. Именно на почве религиозных противо­речий в начале XVI в. возник еще один острейший междуна­родный конфликт, определивший ход европейской политики на многие десятилетия вперед.

Реформация, начало которой положило в 1517 г. знамени­тое выступление Мартина Лютера с критикой римско-католи­ческой церкви, разделила христиан Западной Европы на два лагеря: протестантский, как со временем стали называть сто­ронников церковной Реформы, и католический. К середине XVI в. Реформация распространилась в Северной Германии, Северных Нидерландах, на Британских островах, на Сканди­навском полуострове, частично во Франции и Швейцарии. Зато Южная Европа — Италия, Испания, Португалия, южные земли Германии, Южные Нидерланды, монархия Габсбургов, частично Франция, Польша — остались верны католицизму.

Церковная Реформа снова выдвинула на первый план в от­ношениях между государствами конфессиональный принцип. Казалось бы, торговый и государственный интерес заставили европейцев забыть о религиозных разногласиях. Расцвет свет­ской культуры в эпоху Возрождения, достижения живописи, скульптуры, архитектуры, развитие гуманистического мировоз-


зрения не оставляли места для религиозного фанатизма. Тем не менее, в связи с попытками реформы католической церкви ре­лигиозные страсти вспыхнули с новой силой. Европа в XVI — первой половине XVII в. переживает такой приступ религиоз­ного фанатизма и религиозной нетерпимости, какие редко встречаются в истории. И все это прямо влияло на отношения между государствами.

Середина и вторая половина XVI в., а также первая полови­на XVII в. — это эпоха религиозных войн в истории Европы. Но хотя эти войны велись под религиозными лозунгами, они носили двойственный характер. Зачастую под покровом отвле­ченных религиозных лозунгов и противоречий скрывались кон­кретные династические цели и торговые интересы. Европей­ские войны той эпохи были двойственными и в том отноше­нии, что в них наблюдалось тесное переплетение внутренних, по сути гражданских, конфликтов с внешними, межгосударст­венными и международными противоречиями. Во многих стра­нах, таких как Франция, Германия, Нидерланды, одна часть населения с оружием в руках поднялась против другой его части, подданные одного и того же государя, католики и про­тестанты, пытались силой разрешить религиозный спор между собой. Но в этой гражданской войне они охотно прибегали к помощи извне, со стороны своих единомышленников из дру­гих государств, будь то отдельные религиозные общины или независимые государи. Таким образом, и католики, и протес­танты, говорившие на разных языках и являвшиеся подданны­ми разных монархов, стремились действовать сообща. По су­ществу сложилось два общеевропейских лагеря — католичес­кий и протестантский. Во главе католического лагеря стояли папа римский, а также светские государи Европы, сохранив­шие верность католицизму, прежде всего, Габсбурги, правив­шие в германских землях и в Испании. Перед лицом объеди­ненных государей католической Европы протестанты тоже стали создавать собственные международные союзы, оказывали друг другу помощь в защите своих прав, несмотря на извест­ную разницу в вероучениях, например, между лютеранами и кальвинистами. Большую помощь протестантам на континенте оказывала Англия, защищенная от происков католических го­сударей Европы морями и океанами. Практически все между­народные коалиции, создававшиеся в Европе во второй поло­вине XVI — первой половине XVII в. строились по конфесси­ональному признаку.

В германских землях в 1546 г. вспыхнула Шмалькальден-ская война. Свое название она получила от Шмалькальденско-го союза протестантских государств Германии, который возник в начале 30-х годов (Шмалькальден — город в Западной Герма-26


ими). Против этого союза и выступила коалиция католических государств во главе с императором Священной Римской импе­рии Карлом V. Сначала протестанты в этой войне терпели по­ражения, во многом потому, что их отказался поддержать крупный военачальник Мориц Саксонский, протестант, кото­рому император пообещал титул курфюрста. Но потом удача вернулась к ним. Разгромив Шмалькальденский союз, Карл V стал явно проявлять склонность к установлению сильной им­ператорской власти в Германии. Вместе с тем он стал доби-наться, чтобы императорская корона перешла к его сыну Фи­липпу. Против этого возражали не только все немецкие госуда­ри без различия вероисповеданий, но и другие европейские монархи, в том числе и сам папа римский. Это побудило Мо-рица Саксонского перейти на сторону врагов императора. Осе­нью 1551 г. немецкие протестанты заключили договор с Фран­цией, пообещав ей за поддержку крепости Туль, Мец, Верден и Камбрэ. Карла V эти события застигли врасплох. Он был вы­нужден признать свое поражение, и в 1555 г. на рейхстаге в Аугсбурге подписал с протестантами мирный договор, который вошел в историю как Аугсбургский религиозный мир. Он за­крепил известное равновесие в силах, которое сложилось к се­редине XVI в. между протестантами и католиками Германии. Князья получили право самостоятельно определять веру своих подданных. Впоследствии это положение договора было сфор­мулировано в виде принципа: «Чья власть, того и вера».


Заключение религиозного мира Карл V воспринял как кру­шение своих замыслов. Он отрекся от испанской короны (передал испанский престол и Нидерланды своему сыну Фи­липпу II) и от императорского престола (в пользу своего брата Фердинанда I), после чего поселился в монастыре св. Юста в Западной Испании. Здесь он провел остаток жизни в молитвах и благочестивых занятиях. В результате Аугсбургского мира Германия разделилась в религиозном отношении на две части. Юг, включая Баварию, Австрию, остался верным католицизму. А Север — Бранденбург, Саксония, Ганновер — поддержал протестантизм. Реформу поддержало и герцогство Пруссия. Оно было образовано вместо духовно-рыцарского Тевтонского ордена, существовавшего со времен Крестовых походов. Вели­кий магистр Тевтонского ордена из династии Гогенцоллернов в 1525 г. сам отрекся от духовного сана и преобразовал орден­ское теократическое государство в светское герцогство Прус­сию, находившееся в вассальной зависимости от польских ко­ролей.

Со времени Аугсбургского мира неформальным главой ла­геря католической реакции становится король Испании Фи­липп II. Он решительно вмешался в религиозную борьбу, кото-


рая происходила в Англии. В правление короля Генриха VIII эта страна тоже примкнула к Реформации, причем по инициа­тиве самого английского монарха. Генрих VIII был женат на Екатерине Арагонской, дочери «католических королей» Ферди­нанда и Изабеллы. Но влюбившись в придворную даму Анну Болейн, он захотел расторгнуть брак с Екатериной и жениться на Анне. С этой просьбой он обратился к папе римскому, но получил твердый и непреклонный отказ: папа не желал лиш­ний раз обострять отношения с могущественным племянником Екатерины — императором Карлом V. Тогда Генрих VIII вывел английскую церковь из подчинения римскому престолу. Так началась Реформация в Англии. Однако вскоре после смерти Генриха VIII английской королевой стала Мария, его дочь от брака с Екатериной Арагонской, которая восстановила католи­цизм и подвергла преследованиям протестантов. Мария была замужем за испанским королем Филиппом II. Следовательно, возник династический союз двух крупнейших государств Запа­да — Испании и Англии, — который мог коренным образом изменить расстановку сил в Европе. Объединенная англо-ис­панская монархия могла обеспечить решающий перевес сил католического лагеря над протестантами.

Но Мария процарствовала недолго — с 1553 по 1558 год. Ей на смену пришла Елизавета, дочь Генриха VIII от брака с Анной Болейн, незаконного с точки зрения католической цер­кви. Ни римский престол, ни католические монархи Европы не признали прав Елизаветы на английский королевский трон. Впрочем, они выражали готовность признать ее законной мо­нархиней в случае, если она восстановит в Англии католицизм. Филипп II даже предложил ей руку и сердце. Однако англий­ский парламент, избравший Елизавету королевой, отнюдь не сочувствовал этой идее. Большинство английской знати не же­лало реставрации католицизма и рассматривало Испанию, сто­явшую на пути торговой и колониальной экспансии Англии, как заклятого противника своей страны. Поэтому Елизавета отклонила предложение Филиппа II, и чтобы удержать трон, встала на путь углубления Реформации, начатой ее отцом.


Во второй половине XVI в. между протестантской Англией и католической Испанией вспыхнул острейший конфликт. У него было по крайней мере три важных аспекта — династичес­кий, конфессиональный и торговый. Спор английских Тюдо­ров и испанских Габсбургов осложняли, а в значительной мере — и обуславливали религиозные и торгово-колониальные противоречия между обоими государствами. Кульминацией англо-испанского конфликта явилась попытка Филиппа II по­ставить Англию на колени при помощи военной силы. В 1588 г. была снаряжена «Непобедимая Армада» — флот из


полутора сотен военных кораблей, который был направлен с 20 тыс. солдат к берегам Англии. Однако эту военную кампа­нию испанцы проиграли. Их поражение было симптомом нача-ма упадка колониального и морского могущества Испании и соответственно зарождения могущества Англии на морях.

Одновременно с попытками подчинить Англию католициз­му Филипп II вмешивался и во внутренние дела Франции, где в середине XVI в. широкое распространение получил кальви­низм. Основоположником этого протестантского вероучения был Жан Кальвин, женевский проповедник, француз по про­исхождению. В 1560 г. во Франции разгорелись религиозные войны, продолжавшиеся вплоть до конца XVI столетия. Одним из самых трагических событий этих войн была Варфоломеев-ская ночь 24 августа 1572 г., когда католики устроили массовые убийства гугенотов, как называли во Франции протестантов-кальвинистов. После того как в 1589 г. королевскую корону Франции унаследовал глава дома Бурбонов Генрих Наварр-ский, протестант по вероисповеданию, Испания направила свои войска, чтобы помешать ему занять трон. Испанский гар­низон разместился даже в Париже, поскольку французская сто­лица поддерживала католический лагерь и отказывалась прини­мать протестантов. Но если французские католики опирались на помощь Испании, то французские протестанты получали поддержку своих единоверцев из других стран, в частности, из Германии. Религиозная война во Франции приобрела таким образом международный характер.


Войну не смогло остановить даже то, что в 1593 г. в знак примирения с католиками король Генрих IV принял католичес­кую веру, якобы заявив при этом: «Париж стоит мессы!» Лишь когда он в 1598 г. издал эдикт о веротерпимости (так называе­мый Нантский эдикт), война прекратилась. Этот эдикт предо­ставлял гугенотам не только свободу вероисповедания, но и широкую административную и политическую автономию. Внутри французского королевства создавалась своеобразная протестантская автономия, которая имела собственное админи­стративное управление, провинциальные сословные собрания, вооруженные силы (армию и флот), контролировала двести военных крепостей.

Потерпев поражение от английских и французских протес­тантов, католическая Испания всей своей, еще значительной мощью, обрушилась на Нидерланды. Эта обширная страна, ле­жащая в низовьях (отсюда ее название — низменные земли) рек Рейна, Шельды и Мааса, в XIV—XV вв. входили в состав могущественной державы — герцогства Бургундского. Однако в конце XV в. Бургундское герцогство было разделено между гер­манским императором и французским королем. К французско-


му королевству была присоединена западная часть Бургундии, Габсбурги присоединили к своим наследственным владениям ее восточную часть, а также Нидерланды. После отречения Карла V от императорской короны в 1556 г. и раздела его дер­жавы Филипп II получил Нидерланды вместе с Испанией и ее заокеанскими колониями.

В результате преследований, которым испанские власти подвергали нидерландских протестантов, в 1566 г. в Нидерлан­дах вспыхнуло иконоборческое восстание. Его так называли, потому что в ходе этого восстания протестанты разоряли като­лические храмы и сжигали иконы. Протестанты верили, что поклонение иконам, святым мощам и другим предметам культа является признаком язычества. Религиозная война в Нидерлан­дах постепенно переросла в освободительную революцию. Се­верные провинции Нидерландов в 1579 г. образовали Утрехт­скую унию (союз 7 протестантских провинций). А южные Ни­дерланды сохранили верность католицизму и испанскому коро­лю. В том же году они образовали Аррасскую унию.

В 1581 г. северные провинции объявили о низложении Фи­липпа и образовали независимое государство Республика Со­единенных провинций, или Голландия, по названию одной из 7 провинций, которые вошли в состав независимого государст­ва. Несмотря на это, война продолжалась, потому что Филипп наотрез отказался признать независимость Голландии. Еще не­сколько десятилетий Испания вела войну против мятежных провинций, пока в 1609 г. между ними и метрополией не было заключено перемирие сроком на 12 лет. По истечении этого срока война возобновилась, и лишь спустя еще почти тридцать лет, в 1648 г., Испания согласилась с уходом из-под ее власти мятежных провинций.

Вопросы:

1. Как вы понимаете династический принцип международных от­ношений?

2. Какие цели преследовала брачная дипломатия?

3. Как вы понимаете конфессиональный принцип международных отношений?

4. Что изменилось в международных отношениях с образованием единых и централизованных государств?

5. Как вы понимаете роль государственного интереса в междуна­родных отношениях?

6. Как повлиял подъем мировой торговли на международные отно­шения начала Нового времени?

7. Охарактеризуйте основные международные конфликты и проти­воречия начала Нового времени.


 

8. Каковы причины и характер религиозных войн XVI — первой половины XVII вв.?

Литература:

Основная:

История дипломатии. М., 1959. Т. 1. Разд. 3. Гл. 1—3.

История Европы. М., 1993. Т. 3. Ч. 5. Гл. 1-3.

История внешней политики России: Конец XV—XVII век. М., 1999. Гл. 3. 6.

Иванова И. И. История международных отношений от античности до конца первой мировой войны. Владивосток, 2001. Ч. I. Гл. 3—4.

Протопопов А. С., Козьменко В.М., Елманова Н.С. История между­народных отношений и внешней политики России: 1648—2000. М., 2001. Ч. I. Гл. 1-2.

Дополнительная:

Ивонин Б.А. Становление европейской системы государств: Англия и Габсбурги на рубеже двух эпох. Минск, 1989.

Киссинджер Г. Дипломатия. М., 1997. Гл. 3.

Попов Н.В. Династические браки и «брачная дипломатия» в Запад­ной Европе раннего нового времени // Новая и новейшая история. 1998. № 6. С. 143-169.

Попов Н.В. Династические браки и «брачная дипломатия» в Цент­ральной и Восточной Европе XV — начала XVII в. // Новая и новей­шая история. 2000. № 2. С. 170-179.








Date: 2015-08-24; view: 906; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию