Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конфессиональный принцип международных отношений





Большую роль в международных отношениях начала Нового времени играла христианская церковь. Еще во время античной Римской империи она добилась для себя статуса государствен­ной, господствующей. Варвары, завоевавшие Западную Рим­скую империю в V в., приняли религию побежденного народа. Восточная Римская империя просуществовала до середины XV в., когда пала под ударами турок-османов (символической датой ее падения считается взятие турками Константинополя в 1453 г.). Ее называют обычно Византией, чтобы не путать со средневековой Священной Римской империей. Византия в те­чение многих веков служила оплотом христианства на востоке Европы. Именно под ее влиянием приняли христианство мно­гие народы юго-восточной и восточной Европы.

В Средние века, когда господствовало религиозное миро­воззрение, именно на почве христианства сложилась тенденция к духовному и политическому объединению европейских наро­дов. Эта тенденция нашла воплощение в многократных попыт­ках объединить все христианские народы под властью единого государя. Прообразом такой универсальной монархии служила античная Римская империя. В конце VIII — начале IX в. ре­шить эту задачу пытался первый средневековый император Карл Великий. В дальнейшем к этому стремились правители Священной Римской империи.

Однако раскол христианства в XI в. на две большие ветви — католицизм и православие — создал серьезные пре­пятствия не только для политического объединения Европы. Религиозная рознь между католиками и православными долгое время мешала вообще развитию культурных, экономических и политических отношений между народами Западной и Восточ­ной Европы. Тем не менее, сознание духовной близости никог­да их не покидало, особенно перед лицом агрессии языческих и мусульманских народов Азии, которой как Западная, так и Восточная Европа подвергалась в Средние века. Вспомним хотя бы об арабских завоеваниях VII—VIII вв., монголо-татар-


ском нашествии XIII в., вторжениях турок-османов, начиная с XIV века.

Раскол христианства привел к образованию двух независи­мых друг от друга христианских церквей. Во главе католичес­кой церкви стоял папа римский, престол которого находился в Риме. Еще в раннее Средневековье, перед лицом слабых вар­варских государств, образовавшихся на развалинах античной империи, римским первосвященникам удалось добиться широ­кой самостоятельности в вопросах церкви и религии. Они даже пытались доказать превосходство своей духовной власти над светской властью государей. Первоначально самым авторитет­ным главой православной церкви был патриарх константино­польский. Однако по мере ослабления могущества Византии, в особенности же после ее гибели православная церковь раздели­лась на несколько самостоятельных (автокефальных) церквей. Образование единого централизованного Русского государства ознаменовалось учреждением патриаршества в 1589 году.

В Средние века христианские церкви занимали важное место в политической жизни народов Европы, включая и меж­дународные отношения. По крайней мере, со времен Карла Ве­ликого в Западной Европе сложился обряд церковной корона­ции государей. Считалось, что благодаря этому обряду монархи приобщаются к божественной благодати и получают даже воз­можность творить чудеса, например, наложением рук лечить больных. Во всяком случае, этот обряд служил наглядной ил­люстраций официального тезиса о божественном происхожде­нии монархической власти и являлся способом ее легитима­ции. Огромная духовная власть, которой обладали папы рим­ские, предоставляла им возможность прямо или косвенно вли­ять на политику светских правителей. Разрешая или запрещая браки и разводы, папы могли контролировать их «брачную дипломатию». В случае конфликта со светскими государями папы могли объявить в их владениях интердикт (запрет на бо­гослужения и совершение религиозных обрядов) или вообще отлучить их от церкви. Обе меры могли полностью парализо­вать действия светского государя. В случае интердикта его под­данные лишались возможности заключать браки, крестить детей, отпевать усопших. Отлучение освобождало вассалов от клятвы верности государю. И в том, и в другом случае ему гро­зило восстание подданных.

Католическая церковь нередко выступала с важными внеш­неполитическими инициативами, которые имели большой ре­зонанс во всем христианском мире и даже за его пределами. Перед лицом феодальных междоусобиц, в которые погрузилась Западная Европа в начале II тысячелетия, она выступила с призывом к «Божьему миру», т.е. к обязательному прекраще-


нию всех военных действий на тот или иной длительный срок (несколько лет). Впервые «Божий мир» был провозглашен во Франции в конце X в. На французских поместных соборах 1027 г., 1041 г. и др. были детально разработаны правила его соблюдения, включая неприкосновенность клириков, монахов, паломников, женщин, а также зданий церквей, монастырей, мельниц, орудий земледельческого труда, тяглового скота. Не­смотря на суровое наказание, грозившее нарушителям «Божье­го мира», его постоянно нарушали. Учитывая это, церковь сни­зила уровень своих требований, и стала призывать к «Божьему перемирию», т.е. к прекращению военных действий всего лишь на несколько дней в неделю: обычно с вечера пятницы или субботы до утра понедельника и во время больших церковных праздников.

В XI—XIV вв. именно католическая церковь была организа­тором Крестовых походов в Святую землю (Палестину). Их целью церковь объявляла освобождение Гроба Господня от иноверцев-мусульман, владевших в то время Палестиной. Фак­тически это было массовое военно-колонизационное движе­ние, обусловленное потребностью европейских народов в за­хвате и освоении новых земель, а также развитии экономичес­ких отношений со странами Востока. В Крестовых походах принимали участие государи, рыцари, простолюдины едва ли не всех западноевропейских стран. О том, как далеко подчас расходились предполагаемые и истинные цели этого движения, свидетельствует Четвертый крестовый поход 1202—1204 годов. Французские, немецкие, итальянские крестоносцы, отказав­шись от первоначальных планов похода в Египет, разгромили и захватили христианские города Задар в Далмации и Констан­тинополь. На захваченной территории Византии они основали католическое государство Латинскую империю, которая просу­ществовала около половины столетия. Католическая церковь была вдохновителем и Реконкисты, другой разновидности военно-колонизационного движения Средневековья, направленного на вытеснение мусульман с Пиренейского полуострова.

Date: 2015-08-24; view: 1333; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию