Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Достижение критериев 3 page





Главными оперативными единицами УПА в первом округе - "Сан" были сотни "Бурлака" (120 человек), "Ласточки" (91), "Громенко" (121), "Крылача" (81), лемковская сотня "Стаха" (61), "Бора" (90), "Хрена" (121), "Романа" (121).

Основу боевых сил УПА во втором округе составляли сотни "Калиновича" (100 бойцов), "Шума" (101), "Тучи" (90), "Крука" (71), "Брыля" (60), "Яра" (41), сотня "Сагайдачин" (61), "Чауса" (51), "Дуды" (40), "Давида" (71).

Войсковая операция началась в четыре часа утра 28 апреля 1947 года на территориях Жешувского, а затем в ряде районов Люблинского и Краковского воеводств Польши. Цель операции "Висла" состояла в полной ликвидации УПА и организационной сети ОУН на территории Польши.

Одновременно проводилось принудительное переселение в западные и северо-западные воеводства Польши проживавших на юго-востоке Польши лемков и смешанных семей, которые, по информации органов безопасности Польши, составляли хозяйственную, мобилизационную и социальную базу для ОУН и УПА.

Следует отметить, что обмен населением по советско-польскому соглашению 1944 года был официально закончен 7 мая 1947 года, когда появилось сообщение правительств Польши и УССР об окончании переселения.

Но еще в марте 1947 года правительство Польши, ссылаясь в том числе и на убийство Сверчевского, обратилось к Совету министров УССР с запросом о возможности размещения на территории Советской Украины дополнительно 15-20 тыс. переселенцев, "выказавших желание" переселиться в УССР. Запрос поступил 29-30 марта 1947 года через заместителя министра иностранных дел СССР В. Гусева. Последний заметил, что "поляки считают, что при такой постановке вопроса часть украинцев будет проситься выехать в УССР и лишать их такой возможности нежелательно". Но в СССР не хотели принимать новых поселенцев, так как считали, что те, кто не выехал в УССР в 1944-1946 годах, заражены националистической идеологией и связаны с ОУН. К тому же в послевоенной Украине было плохо с жильем. Полякам ответили вежливым отказом.

Ввиду такой позиции советской стороны полякам пришлось переселять лемков в другие районы Польши, главным образом в те, которые до 1945 года входили в состав Германии.

Операция по переселению украинцев и лемков была начата 28 апреля 1947 года. В районах боестолкновений с сотнями УПА на сборы населения отводилось от 24 до 48 часов. Отмечались также отдельные случаи, когда население эвакуировалось в течение светового дня, и единичные случаи, когда время сбора было еще меньше. Условия переселения отличались от переселения в СССР в 1944-1946 годах тем, что крестьяне переселялись вместе с крупным рогатым скотом и сельхозинвентарем, а также и тем, что переселяемые были расселены дисперсно, не более нескольких семей в одном населенном пункте, создание же групп компактного проживания не допускалось.

До 29 июля 1947 года в пять западных и северо-западных воеводств было переселено 137 833 человека, из них в Щецинское - 46 118, в Ольштынское - 58 367, Вроцлавское - 20 938, Познанское - 7345, Гданьское воеводство - 3929 человек. Следует отметить, что зачастую поводом к выселению была даже не национальность, а православное или униатское вероисповедание.

Первые действия войска Польского и сил безопасности в ходе операции "Висла" показали неэффективность применения крупных войсковых соединений войска Польского против мелких групп противника. Многие из прибывших частей были незнакомы с местностью и тактикой действий противника.

После усиления разведывательной деятельности были начаты действия против куреней "Байды" и "Рена" штурмовыми группами, в результате которых националисты, по оценкам польской стороны, потеряли до 80% личного состава. Их остатки были вытеснены с территории ПНР в Чехословакию и частично в СССР. Сотни (роты) куреня "Зализняка" сократились до 15-25 человек, одна сотня была ликвидирована полностью. Сравнительно мало к 22 июля 1947 года пострадал наименьший по численности курень "Беркута", ликвидацию которого должна была завершить 3-я пехотная дивизия войска Польского.

Сотня "Хрена" прорвалась в июне 1947 года на территорию УССР, где он 15 августа 1947 года стал командиром 24-й тактической группы "Маковка" (УПА-Запад). По приказу Шухевича "Хрен" "демобилизовал" все пять сотен своей группы в 1948 году, что явилось фактически признанием полного поражения. Сам "Хрен" был убит в Чехословакии в сентябре 1949 года, когда пытался пробраться в американскую зону оккупации Германии (там находилось руководство ОУН во главе с Бандерой).


В мае 1947 года командир сотни УПА Михаил Дуда ("Громенко", "Зиновий") получил приказ руководства ОУН пробиваться в "свободный мир" (то есть Западную Германию) через территорию Чехословакии и рассказать там о "зверствах коммуны". Всю группу прорыва (примерно 500 человек) возглавил "Байда". 17 июня 1947 года рейдовая группа УПА перешла в Словакию, где ей преградили дорогу чехословацкие войска, в которые временно влились бывшие словацкие партизаны и коммунистический актив. Избегая боев, "Громенко" разделил рейдовую группу на мелкие отряды и через 99 дней похода, 5 сентября 1947 года, боевики дошли до Западной Германии. Сам "Громенко" перешел границу 10 сентября, получив благодарность Бандеры. Всего из "Закерзонья" на Запад пробились примерно 350 оуновцев.

"Байда" без проблем получил американскую визу и перебрался в США в 1950 году, где, выучившись на инженера, возглавил общество бывших "воинов" УПА. Умер в Детройте в 1979 году.

К 30 июля 1947 года в ходе операции "Висла" было уничтожено 623 боевика УПА и СБ, 796 взято в плен и 56 сдалось добровольно. Было захвачено шесть минометов, девять станковых и 119 ручных пулеметов, четыре противотанковых ружья, 369 мин и 550 автоматов и карабинов8. Собственные санитарные потери составили 59 убитых и 59 раненых бойцов войска Польского. Корпус внутренней безопасности потерял 52 бойца убитыми и 14 ранеными. Также от действий ОУН-УПА погибло 152 гражданских лица. Было задержано 1582 подозреваемых в принадлежности к сети ОУН и УПА. Всего было арестовано примерно 2900 "активных пособников" ОУН-УПА.

Для рассмотрения дел взятых в плен и задержанных в рамках операции "Висла" был создан специальный судебный орган. До 22 июля 1947 года им было вынесено 112 смертных приговоров, 46 человек было приговорено к разным срокам заключения, а дела в отношении 230 лиц еще рассматривались. Для содержания подозреваемых был создан фильтрационный лагерь - "Центральный лагерь труда в Явожно". Позднее в него были помещены 112 боевиков УПА, переданных Чехословакией.

17 июля 1947 года ОГ "Висла" была расформирована, продолжение задач по ликвидации мелких групп ОУН-УПА было возложено на войсковые группировки 5-го и 7-го военных округов. В местах, где операция по ликвидации и переселению была завершена, военнослужащие ОГ "Висла" были задействованы на сенокосе и уборке урожая на сельхозугодьях, оставленных переселенцами (до 30 июля было убрано до 50% зерновых).

Структуры УПА и ОУН в Польше были формально распущены главкомом УПА Шухевичем как "полностью утраченные" в начале осени 1947 года. Сам командир округа "Сан" Онишкевич ("Орест", "Богдан", "Белый") был взят живым вместе с архивом 2 марта 1948 года.


Последний опорный район операций УПА "Бастион", где действовал курень "Зализняка", был также местом дислокации главного штаба ОУН "Закерзонье". 18 сентября 1947 года это место было обнаружено, атаковано и захвачено поляками. Глава ОУН в Польше Старух и штабные работники покончили жизнь самоубийством в своем бункере (схроне). Командующий УПА в "Закерзонье" Онишкевич был арестован через четыре месяца в Западной Польше. Ликвидация района операций "Бастион" ознаменовала собой полное поражение УПА и разгром украинских националистов в Польше.

Руководитель террористов из СБ "Дальнич" был захвачен в плен, 20 января 1950 года приговорен военным трибуналом к смертной казни и 11 апреля казнен. Его жена по отбытии заключения эмигрировала в Канаду.

Официальные польские источники оценивают потери УПА за период с 1944 по 1947 год в 4 тыс. человек. Из них примерно 1500 - боевики УПА, остальные - члены ОУН и сторонники этой организации. Польские потери составили 2196 человек, в том числе 997 военнослужащих, 600 милиционеров и местных должностных лиц, а также 599 мирных жителей.

Отдельные бои против мелких групп украинских националистов в Польше продолжались до 1950 года.

Удивительно, что признав ОУН-УПА преступной организацией, нынешняя Польша сейчас поддерживает в Киеве идейных последышей Бандеры и Шухевича - палачей польского народа. Ставка на национализм, какие бы сиюминутные выгоды она ни сулила, приведет лишь к одному - крови невинных жертв.

___

1 Myslinski S. Ve stinu trojzubce. Praha, 1973. S. 9-10.

2 Шаповал Ю. ОУН і УПА на терені Польщі (1944?1947 рр.). Киев: Інститут історії України НАН України, 2000. С. 55?56.

3 Там же. С. 108.

4 Украіньска повстаньска армія 1942-1952. Документи і матеріали. Львів, 1991. С. 254-255.

5 Myslinski S. Op. cit. S. 123.

6 http://gazeta.zn.ua/SOCIETY/uroki_dvuh_repatriatsiy_v_sentyabre_2004-go_ispolnyaetsya_60_let_s_nachala_masshtabnogo_polsko-ukrai.html

7 http://www.kokolus.com/files/Akcja-Wisla.pdf

8 Шаповал Ю. Указ. соч. С. 230.

Ключевые слова: ОУН, УПА, лемки, операция "Висла".

 

 

 
Заглавие статьи Особенности развития мировых культур в эпоху глобализации
Автор(ы) Андрей СКАЧКОВ
Источник Международная жизнь, № 3, Март 2015
Рубрика
  • МИР ВОКРУГ НАС
Место издания Москва, Российская Федерация
Объем 21.0 Kbytes
Количество слов  
   

Особенности развития мировых культур в эпоху глобализации

Автор: Андрей СКАЧКОВ

Андрей СКАЧКОВ

Начальник отдела Литвы Второго Европейского департамента МИД России, кандидат политических наук

andskachkov@yandex.ru

Самодостаточность культурного фактора в мировой политике сегодня мало кем ставится под сомнение. Вполне можно согласиться с английским политологом А. Хопкинсом, что, хотя ученые долгое время отдавали предпочтение политике и экономике в оценке глобальных явлений, влияние культуры от этого никогда не становилось меньшим.


В исторической ретроспективе глобальные тенденции получали наибольшее развитие в периоды межцивилизационных войн, великих географических открытий, экспансионистской политики церкви, культурного влияния европейцев на внешний мир во времена Возрождения и Просвещения, индустриальных и научных открытий, а также колониального раздела мира.

Ведем ли мы речь о Крестовых походах на Восток, колонизации Латинской Америки испанскими конкистадорами или о британском колониальном правлении - все перечисленные периоды характеризовались активным проникновением западных политических и культурных ценностей в другие регионы мира. Таким образом, процессы, именуемые сегодня "вестернизацией", в той или иной степени сопутствовали мировой цивилизации на протяжении по крайней мере последних веков ее истории.

Нынешний этап глобализации символизируется закреплением вектора на политическую, экономическую, финансовую и культурную экспансии Запада. При этом культурная составляющая глобальных процессов только возрастает на фоне ускоренного распространения современных информационных технологий, ключи от которых пока находятся в руках наиболее развитых западных стран.

Стремительность политических и социокультурных сдвигов предполагает постоянное обновление научных концепций, многие из которых устаревают, не успев увидеть свет. Так, появившаяся в начале 1990-х годов неолиберальная утопия Ф. Фукуямы о "футурошоке" и "конце истории" достаточно быстро утратила актуальность. Перспектива наступления эры всеобщей гармонии оказалась недостижимой перед лицом ширящихся конфликтов на религиозной и этнической почве. Особенно деструктивным оказалось противостояние между западной и исламской цивилизациями, во многом спровоцированное необузданным стремлением США к мировой гегемонии.

Восполнить возникшие научные пробелы попытался С. Хантингтон, который усмотрел суть происходивших глобальных перемен в трансформации идеологических противоречий в не менее жесткое этническое, культурное и религиозное противостояние.

Однако, как представляется, ему все же не удалось предложить вполне объективный анализ происходящего в мире. Субъективность заложена уже в обозначенных С. Хантингтоном критериях и границах современных цивилизаций, в основу которых положены этнические и культурно-религиозные факторы. Не подтверждается практикой, например, его тезис о приоритете цивилизационного родства, опровергаемый острейшими противоречиями между такими цивилизационно близкими или родственными государствами, как Индия и Пакистан, Южная Корея и КНДР, Россия и Украина, Польша и Литва. Ответ один - в основе этих и многих других конфликтов лежат геополитические факторы. Наоборот, цивилизационные предрассудки забываются, когда на поверхность выходят объединяющие политические и экономические интересы: Россия и Китай, США и Саудовская Аравия.

Французский политолог Э. Тодд, например, считает, что рекомендация С. Хантингтона Соединенным Штатам больше концентрироваться на "западноевропейском альянсе" и "католическо-протестантском блоке", по сути, игнорирует стратегический расчет Вашингтона на вовлечение в евроатлантическую орбиту восточноевропейских православных государств. За бортом "западной цивилизации" и, следовательно, ареала американского влияния в этом случае оказываются также два других столпа выстроенной США геополитической системы - Япония и Израиль, отмеченные С. Хантингтоном печатью "инокультурности"1.

Трудно здесь не согласиться с Е. П. Бажановым, что национальные интересы в мировой политике, как показывает история последних десятилетий, никто не отменял. Именно они остаются определяющими в формировании базовых внешнеполитических и экономических векторов современности. Хотя межэтнический и религиозный факторы привнесли свои особенности, "наиболее мощные державы, как и прежде, борются за лидерство, стремясь привлечь под свое крыло (и кнутом, и пряником) средние и малые страны"2.

Что же касается общей направленности вектора глобализации в культурной сфере, то он, без всякого сомнения, носит преимущественно англосаксонскую (читай - американскую) направленность. Это представляет немалую угрозу для более слабых локальных культур. Происходит навязывание чуждых историческому опыту и духовности этих народов стереотипов, образа жизни, политических и экономических моделей развития.

Некоторые политологи явно утрируют ситуацию в области развития мировых культур, утверждая, что глобализация является продуктом некоей спланированной линии конкретных групп влияния или государств, осуществляемой для подчинения себе мирового культурного пространства в коммерческих и политических целях. Другими словами, рисуется сценарий заговора планетарного масштаба.

Например, известный российский философ и писатель А. Зиновьев считает, что "идея глобального общества - это лишь идеологически замаскированная установка западного мира, возглавляемого США, на установление своего господства над всем человечеством"3. Американский политолог Дж.Грей также подозревает, что так называемое "глобальное laissez-faire" на самом деле не что иное, как "национальный американский проект" и, по существу, "новая форма культурной колонизации"4.

Трудно отрицать, что сегодняшний мир столкнулся с тотальным доминированием США не только в области языка, киноискусства, Интернета, современной музыки, но и в том, что принято называть образом жизни - гастрономических привычках, манере одеваться, способе вести бизнес, проводить досуг и т. д. Американские стандарты и фирменные обозначения (джинсы, гаджеты, кока-кола, пресловутый "Макдоналдс") вошли в повседневную жизнь миллионов людей планеты, в том числе никогда не бывавших в Америке. Причем по мере роста миграционных процессов, урбанизации и распространения Интернета эта незримая, но всепроникающая гегемония только усиливается.

Последние исследования международного Института статистики ЮНЕСКО говорят о том, что американские фильмы приносят более 80% сборов мирового кинематографа, в 2013 году они занимали первые 30 строчек среди наиболее кассовых кинолент мирового проката (хотя по объему производимых фильмов первое место прочно удерживает Индия). Голливуд в буквальном смысле слова покоряет традиционно консервативного кинозрителя в Китае, Индии, России. Даже во Франции, относящейся к странам с развитыми самобытными кинематографическими традициями, фильмы производства США составляют более 40% проката и превышают 60% кассового сбора5.

Между тем влияние киноискусства на умы людей, особенно молодежи, несет в себе немалый политический заряд - кино выступает в качестве популяризатора американского образа жизни, давая о нем искаженное идеализированное представление.

Американская поп-культура агрессивно проникает в молодежную среду также через современную музыку. Даже в таких традиционных обществах, как индийское или китайское, около половины популярных музыкальных дисков имеет американское происхождение6.

Колоссальное воздействие на формирование интеллектуального облика планеты оказывает Интернет. При этом постоянно расширяющаяся мировая аудитория интернет-пользователей находится под мощным информационным прессингом США, поскольку примерно 70% сайтов Всемирной паутины имеют американское происхождение и регистрацию. Кроме того, английский язык является самым распространенным для общения в Интернете как в деловом, так и развлекательном плане (почти 80% информации, хранящейся на электронных носителях, - на английском языке)7.

Не является секретом, что Интернет позволяет обойти политический контроль за движением информационных потоков. Создается глобальное информационное пространство, в котором практически невозможно ограничить распространение американской массовой культуры.

Хотелось бы в этой связи упомянуть и важный политический контекст образовательного фактора. Речь идет о растущем количестве иностранных студентов, обучающихся в США. В 1974/75 году их число в американских колледжах составляло более 154 тысяч (1,5%), а в 2001/02 году эта цифра уже выросла до 583 тыс. человек (4,3%)8. Как справедливо отмечает известный американский политолог и телеведущий Ф. Закария, наиболее престижные американские вузы стали, по существу, "мировой академической Меккой", где обучается будущая политическая и экономическая элита государств Азии, Африки, Ближнего Востока и Латинской Америки. Разгадка проста - имея 5% от населения Земли, США полностью доминируют в сфере качественного высшего образования. На территории этого государства расположены от 42 до 68% (в зависимости от используемого рейтинга) университетов, входящих в 50 лучших вузов мира9.

И все же следует признать, что процесс культурной экспансии Запада не может оцениваться исключительно в негативном контексте в силу своей неоднозначности и противоречивости. Нельзя игнорировать мощные экономические мотивы развития глобального рынка культурной продукции, в котором американская и европейская массовая культура оказывается привлекательной для многих субъектов глобализированного мира. Международная группа экспертов ЮНЕСКО еще в 2000 году пришла к выводу, что глобализация имеет свои позитивные стороны, способствуя, в частности, формированию новых форм партнерства, обменов и сотрудничества между культурами. Такая открытость препятствует культурной замкнутости, создавая новые возможности для развития и взаимообогащения.

Сегодня наиболее эффективно противостоять массовой культуре Запада могут либо страны с развитыми национальными традициями, либо государства, изолированные от остального мира в силу своей отсталости. Менее подвержены внешнему воздействию также такие политические изгои, как КНДР или Иран. При этом имеющие мощные исторические и культурные корни Франция, Германия, Япония, Китай, Индия или Россия не в состоянии отгородиться от массированного культурного воздействия извне. Правда, у них есть достаточные экономические и административные возможности для поддержки национальных культур и создания для них максимально комфортной конкурентной среды в условиях глобализации.

По этой причине экспансия западной культуры не привела к культурной унификации и разрушению национальной идентичности в упомянутых странах даже в условиях глобализированного информационного пространства. Речь скорее может идти о культурной гибридизации, или смешении различных культур без потери собственного лица. Причем этот процесс очевидно носит разновекторную направленность - в условиях увеличения миграционных потоков и роста национальных диаспор их воздействие на некогда монолитную западную идентичность также заметно возросло.

Процесс внешней культурной экспансии не всегда приводит к гомогенизации. Наоборот, все чаще он сопровождается социокультурным размежеванием между западным центром и периферией, в том числе внутри западных сообществ. При этом локальные культуры проявляют высокую жизнестойкость и сопротивляемость, упорно не желая превращаться в американское или западное подобие.

В таком ключе, к примеру, мыслит французский социолог М. Годельер, отмечающий, что американские стандарты не поглощают национальные культуры, которые если и копируются, то лишь частично и выборочно. При этом оптимальным многими странами признается выбор (порой неосознанный) в пользу золотой середины, когда на национальную почву ложатся очевидные достижения западной цивилизации, без которых невозможна модернизация. Здесь особенно важна ответственная политика правительств, которые должны следить за тем, чтобы "прививка западных стандартов не нанесла ущерб развитию национальной культуры и идентичности"10.

Для последних десятилетий все более характерным стало пресыщение от американо-европейской культуры, на фоне которого наблюдается небывалый подъем традиционных культур. Он происходит в связи с ростом рыночных потребностей в неевропейской продукции, прорывом на мировые рынки этих товаров, которые успешно конкурируют с западными. Примером может служить кино- и музыкальная индустрия стран Азии и Латинской Америки. Так, на японском телевидении, где недавно доминировали американские развлекательные программы, эти шоу сейчас составляют лишь незначительную часть эфирного времени. Схожие тенденции наблюдаются в Индии, Бразилии, Мексике и других странах.

Очевидно, что сама Америка перестает быть страной, где долгое время безраздельно господствовала западноевропейская (англосаксонская) культура. Сегодня США представляют собой своеобразную мультикультурную смесь, составные части которой, интегрируясь в американское общество, одновременно сохраняют свою автономность.

Эксперты уже задаются вопросом, как скоро конкретное этническое меньшинство заявит о расширении своих прав или даже претензиях на лидирующее положение в Америке. Ведь европейская составляющая населения США в последние годы стремительно сокращается за счет латиноамериканской и азиатской диаспор, уровень рождаемости в которых значительно выше. Калифорния здесь находится в первых рядах, претендуя на то, чтобы стать первым штатом с неевропейским большинством.

Уже сегодня решающий вклад в созданное Америкой превосходство в области инноваций и современных технологий принадлежит иммигрантам последней волны. Иностранные студенты и недавно прибывшие иммигранты составляют до 50% научных работников США, на их долю приходится до 40% докторских степеней в области науки и техники и 65% докторских степеней в сфере компьютерного программирования11. Половина новых компаний Силиконовой долины имеет одного основателя - иммигранта или американца в первом поколении.

На фоне бурно меняющегося мира С. Хантингтон и другие известные западные политологи впадают в другую крайность, утверждая, что от чрезмерного развития мультикультурализма страдает в первую очередь сама западная культура. Бытует, в частности, мнение, что западная цивилизация вступила в кризисную фазу и постепенно утрачивает многовековое господство в политике, экономике и культуре. Подобные пессимистические нотки появились даже у стойкого апологета американской модели З. Бжезинского. На фоне небывалого роста антиамериканских настроений в различных регионах мира, сетует З. Бжезинский, "первоначальная глобальная солидарность с Америкой все больше превращается в ее изоляцию"12.

Особенно печально, когда в рассуждениях о вреде мультикультурализма маститых авторов заносит на совсем уж расистские умозаключения вроде того, что проблемы модернизации и развития связаны исключительно с культурным фактором. Вспоминается, в частности, вызвавшая в свое время осуждение политических и научных кругов латиноамериканских стран статья Л. Харрисона "Недоразвитие как состояние рассудка". Автор, основываясь на собственном "опыте" работы в ряде государств Латинской Америки, попытался доказать, что особенности национальной культуры и традиций не позволили им провести успешные экономические преобразования.

В последующем Л. Харрисон, уже совместно с С. Хантингтоном, постарался придать этим выводам более широкую географическую привязку. Им, в частности, утверждается, что приверженность народов Латинской Америки, Азии и Африки своим культурам и обычаям не дает им преодолеть "оковы собственных предрассудков", и это не позволяет традиционным обществам "совершить прорыв в развитии и присоединиться к цивилизованным странам"13.

Еще дальше в подобных провокационных рассуждениях заходят американские политологи С. Липсет и Г. Ленц. Они берут на себя смелость утверждать, что уровень коррупции в том или ином обществе напрямую зависит от культурной и религиозной традиций. Этот сомнительный тезис лежит в основе их предположения о том, что англосаксонские, а также протестантские страны Северной Европы якобы подвержены коррупции значительно меньше государств с православными, исламскими и другими незападными корнями.

Упор на исключительность и превосходство одной культуры или религии над другими уже привел к череде кровавых конфликтов последних десятилетий. Не говоря уже о сути вопроса - обозначенные тезисы о так называемой культурной неполноценности легко опровергаются простыми фактами. Хорошо известно, например, об экономических успехах латиноамериканских государств: Бразилии (рост ВВП в 2010 г. - 7,5%), Аргентины (в 2011 г. - 8,6%), Мексики (в 2011 г. - 4%), даже обложенной экономической блокадой Кубы (в 2006 г. - 12%, 2011 г. - 2,7%)14.

Что же касается примеров Японии, Китая и ставших на их путь "азиатских тигров", то они отчетливо показывают преимущества сочетания традиционализма и модерна, которое дает самые оригинальные и эффективные модели развития. Экономический успех этих стран во многом объясняется умелым руководством со стороны национальных правительств, которым удалось осуществить реформы, не только не вступая в ценностный конфликт с традиционным укладом, но и привнося в него мобилизующие элементы рынка и современного менеджмента.

Наиболее ошеломляющий пример экономического подъема показал Китай, закрытую от внешнего мира культуру которого М. Вебер в свое время противопоставил протестантской предприимчивости. Беспрецедентными по продолжительности двузначными показателями экономического роста китайские реформаторы убедительно продемонстрировали миру, что культурный компонент не тормозит модернизацию, а всячески содействует успеху.

Подытоживая вышесказанное, можно предположить, что направленность вектора глобализации во многом будет зависеть от устойчивости экономического подъема незападных держав, прежде всего Китая и Индии. Усиление их могущества и, как следствие, влияния на общемировые процессы повлечет за собой постепенный закат эпохи западного доминирования, в том числе в глобальном культурном пространстве.

Однако поскольку подобные трансформации могут занять не одно десятилетие, в среднесрочной перспективе мы, по всей видимости, столкнемся с ситуацией динамической неопределенности. Международные и национальные усилия в сфере развития культур будут направлены на поиск своего рода консенсуса между глобальным и локальным. При несоблюдении этого баланса традиционные культуры будут страдать как от чрезмерного воздействия глобализации, так и попыток самоизолироваться в ущерб развитию и прогрессу.

___







Date: 2015-08-24; view: 305; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.02 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию