Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Периоды эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии и этапы становления систем специального образования в Западной Европе





Период эволюции отношения Этап становления Хронологические сроки системы
I 0 IX - VIII вв. до н.э. - начало XII в.
II 0 начало XII в. - конец XVIII в.
III I конец XVIII в. - начало XX в.
IV II начало XX в. - 70-е годы XX в.
V III 70-е годы XX в. -?

Четвертый период соотносится с этапом дифференциации системы специального образования, именно на этом этапе она достигает своего структурного совершенства и максимального охвата нуждающихся. Развитие и совершенствование специального образования осуществляется во второй половине XX столетия в контексте нового понимания прав человека.

Пятый период эволюции соотносится с этапом свертывания сети специальных учреждений, перестройки организационных основ специального образования, интенсивного внедрения интегративных подходов, детерминированных новым пониманием мировым и европейским сообществом прав меньшинств, формированием новой культурной нормы - уважения к различиям между людьми.

Таким образом, в становлении национальных систем специального образования можно выделить общие для всех стран этапы: предысторию и формирование предпосылок (0), развертывание специальных образовательных учреждений и законодательное оформление систем (I), развитие и дифференциацию систем (II), свертывание специальных учреждений и создание новых организационных основ системы специального образования (Ш).

Исследование показало, что переходы от одного этапа становления системы специального образования к другому, а также преобразования внутри каждого из этапов детерминированы прежде всего социокультурными факторами.

Педагогические системы новейшего времени возникают в ответ на изменение отношения общества к правам и возможностям детей с нарушениями в развитии, как отрицание существовавших ранее систем обучения, ориентированных на предшествующий этап отношения общества. Именно так возникают на современном этапе концепции интеграции и билингвистического подхода, отражающие разные полюса нового отношения общества к детям с особыми проблемами. Интегративный подход демонстрирует реализацию права аномального ребенка на обучение в общем потоке; билингвистический подход демонстрирует реализацию права глухих на собственную культуру, собственный язык (жестовый), систему обучения, преследующую воспроизводство этой культуры, а не культуры слышащего большинства.

Все современные тенденции развития национальных систем специального образования имеют глубокие социокультурные корни и вполне определенный исторический возраст. Знание и понимание специалистами социокультурных основ становления национальных систем специального образования принципиально для развития теории и практики дефектологии, оно заставляет вновь и вновь подвергать анализу и переосмысливать методологические основы специального образования, философские постулаты, на которых оно строится, и те цели, которые преследует.

Именно это знание преграждает путь методологическим ошибкам, связанным с прямым калькированием современного западноевропейского опыта специального образования без учета его социокультурных предпосылок и «исторического возраста».

Во второй части книги, которая только готовится к публикации, мы попытаемся показать читателю, что Россия проходит те же, что и Западная Европа, содержательные периоды эволюции, но со значительным отставанием в масштабе исторического времени и в иных социокультурных условиях.

Избранный методологический подход позволит уйти от традиционного сопоставления зарубежных и отечественной системы специального образования по хронологическому принципу, провести сопоставление систем на содержательном уровне, выявить историко-генетические и социокультурные основы современных инновационных процессов в российском специальном образовании.

Во второй части книги мы попытаемся ответить на чрезвычайно актуальные сегодня вопросы:

• Почему российская система существенно отличается от западно-европейской?

• Почему наша национальная система специального образования оказалась именно такой?

• Почему Россия оказалась первой и единственной страной, дающей детям с отклонениями в развитии цензовое образование?

. Почему именно в период 90-х годов национальная система специального образования

подверглась массированной критике, а ее состояние стало оцениваться как кризисное? Почему, начиная с 1991 г., в российской дефектологии наблюдается западная экспансия?

При каких условиях западный опыт может быть полезен национальной системе специального образования, а когда он пагубен? В чем состоит роль отечественной дефектологической науки на современном этапе?


Библиография

1. Аверинцев С.С. Вступительная статья // Идеи эстетического воспитания: Антология в двух т. - М., 1973. - T.I. - С. 233 - 248.

2. Айрлэнд В. Идиотизм и тупоумие /Пер с англ.. В. В. Томашевского. - СПб., 1880. - 451с.

3. Антология педагогической мысли христианского средневековья: В 2-х т.- М., 1994.- T.I.- 399с.

4. Аристотель. Метафизика // Соч.: В 4-х т. - М., 1976.- T.I.- С. 65- 367.

5. Аристотель. Никомахова этика // Соч.: В 4-х т. - М., 1984. - Т.4. - С. 53 - 293.

6. Басова А.Г. История обучения глухонемых / Под ред. Ф. A. Pay. - М.: Учпедгиз, 1940. - 128с.

7. Басова А.Г., Егоров С.Ф. История сурдопедагогики. - М.: Просвещение, 1984. - 295с.

8. Бликштейн Л.С. Материалы к изучению педагогического наследия выдающихся мыслителей 244

раннего и развитого средневековья // Западноевропейская средневековая школа и педагогическая мысль.: Сб. науч. тр.-.М.,1989.- Вып. 1, Ч. 1-С. 25-57.

9. Бликштейн Л.С., Корнетов Г.Б. Основные тенденции развития образования и педагогической мысли на Ближнем Востоке в средние века // Очерки истории школы и педагогической мысли древнего и средневекового Востока: Сб. науч. тр. - М, 1988. - С. 133 - 145.

10. Богомолов А.С. Античная философия.- М.: Изд-во МГУ, 1985. - 367с.

11. Бруно Дж. О героическом энтузиазме /Пер. с итал. -М.: Гослитиздат, 1953.-. 212с.

12. Бэкон Ф. Опыты или наставления нравственные и политические // Соч.: В 2-х т. - М., 1972. - Т.2. - С. 347 - 486.

13. Васильев Л.С. Всемирно-исторический процесс:

концептуальный анализ // Преподавание истории в школе. - 1993. - № 3. - С. 2 - 7.

14. Вспомогательные школы для отсталых детей: Сб. /Под ред. Е. В. Герье, Н. В. Чехова. - М.: Задруга, 1923.-171с.

15. Граборов А.Н. Вспомогательная школа: (Школа для умственно отсталых детей). - М. - Пг: Госиздат, 1923.- 328с.

16. Григулевич И.Р. Инквизиция. 2-е изд. - М.: Политиздат, 1976. -463с.

17. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. 2-е изд. - М.: Искусство, 1984. - 350с.

18. Деларю Ж. История Гестапо Пер. с фр.- Смоленск: Русич, 1993.-479с..

19. Дефективные дети и школа: Сб. ст. /Под ред. В. П. Кащенко. - М.: Тихомиров, 1912. - 279с.

20. Дефектологический словарь / Гл. ред.: А.И.Дьячков и др.- М.: Педагогика, 1970.- 504с.

21. Джуринский А.Н. Основные течения в буржуазной педагогике //Основные направления и тенденции развития педагогической науки в конце XIX- начале XX вв.: Сб. науч. тр.- М., 1980.-С. 12-35.

22. Добродеев Д.Б. К воспросу о взаимодействии арабской и западно-европейской педагогических традиций в эпоху средневековья //Очерки истории школы и педагогической мысли древнего и средневекового Востока: Сб. науч. тр. - М., 1988.-С. 103-112.

23. Древние цивилизации = Ancient civilizations /Под общ. ред. Г. М. Бонгард-Левина.- М.: Мысль, 1989. - 479с.

24. Дьячков А.И. Воспитание и обучение глухонемых детей: Историко-педагогическое исследование. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957. - 348с.

25. Дьячков А.И. Системы обучения глухих детей. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 247с.

26. Зайцева Г.Л. Дактилология. Жестовая речь: Учеб, пособие для студентов-дефектол. фак. пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1991. - 159с.


27. Зайцева Г.Л. Зачем учить глухих детей жестовой речи? //Дефектология. - 1995. - № 2. - С. 3 - 8.

28. Замский Х.С. История олигофренопедагогики. 2 изд. - М.: Просвещение, 1980. - 398с.

29. Иванов В.Г. История этики средних веков. - Л.: ЛГУ, 1984.-279с.

30. Иванов К.А. История древнего мира. 13 изд.- Пг.: Петроград, учеб. магазин, 1917. - 240с.

31. Иванов С.А. Византийское юродство. - М.: Ме-ждунар. Отношения, 1994.- 236с.

32. Ионова А.И. Концепция личности в современном исламе //Вестник РАН. - 1993. - Т. 63, № 1. - С. 18-26.

33. Историческая демография докапиталистических обществ Западной Европы: проблемы и исследования / Отв. ред. Ю. Л. Бессмертный. - М., 1988.-227с.

34. Каннабих Ю.В. История психиатрии /Предисл. П. Б. Ганнушкина. - Л.: Госмедиздат, 1929. - 520с.: ил.

35. Кант И. О педагогике // Трактаты и письма. - М., 1980.-С. 445-504.

36. Квинтилиан Марк Фабий. О воспитании оратора //Хрестоматия по истории педагогики: В 4-х т. - М., 1935. - Т. 1. - С. 54 - 63.

37. Ковалевский П.И. Отсталые и ненормальные дети (идиоты, тупоумные, отсталые, неуравновешан-ные и проч.). Их лечение и воспитание. - СПб.-М.: Вольф, 1911.- 175с.

38. Каменский Я.А. Избранные педагогические сочинения.-М.: Учпедгиз, 1955.-651с.

39. Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики: Учебное пособие. - М.: Изд-во Рос. открытого ун-та РОУ, 1994. - 140с.

40. Ксенофонт Афинский. Сократические сочинения. 2-е изд. - СПб.: АО Комплект, 1993. - 415с.

41. Лаговский Н.М. Основы сурдопедагогики. - М.: ЦИЗПО, 1931.-103с.

42. Лебон Г. Психология народов и масс.- СПб.: Макет, 1995.-313с.

43. Лв Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада /Пер. с фр.. Общ. ред. Ю. Л. Бессмертного. - М.: Прогресс. Прогресс-Академия, 1992. - 374с.

44. Лейбниц Г.В. О мудрости // Соч.: В 4-х т. - М., 1984. - Т.З. - С. 97 - 100.

45. Лоте/с Д. Мысли о воспитании // Пед. соч. - М., 1939. - С. 67 - 224.

46. Лурье Н.Б. Из истории обучения слабовидящих детей в некоторых зарубежных странах // Специальная школа. - 1967. - № 2 - С. 84 - 92.

47. Лютер М. К советникам всех городов земли немецкой. О том, что им надлежит учреждать и поддерживать христианские школы //Школа и педагогическая мысль средних веков. Возрождения и начала Нового времени: (Исследования и материалы) - М., 1991. - С. 193 - 221.

48. Манхейм К. Диагноз нашего времени: Очерки военного времени, написанные социологом: [Перевод] - М.: ИНИОН, 1992. - 254с.

49. Монтессори М. Значение среды в воспитании //Русская школа за рубежом.- Прага, 1926.- Кн.17.

50. Песталоцци И.Г. Что дает метод уму и сердцу //Избр. пед. соч.: В 2-х т. - М., 1981. - Т. 2. - С. 74-93.

51. Плутарх. Избранные жизнеописания: В 2-х т.- М.,1987.-T.I.-589с.


52. Права человека и инвалидность /Доклад комиссии по правам человека ООН: E/CN, 4/SUB 2/1 911/31/-76с.

53. Преображенский Б. С. Глухонемота: Руководство для врачей-сурдопедагогов и сурдопедологов. - М.: Медгиз, 1933. -248с.

54. Рейсвейк К. Специальное образование в Нидерландах. - Б. м, 1993. - 42с.

55. Рубинштейн М.М. История педагогических идей в ее основных чертах. 2-е изд. - Иркутск, 1922. - 304с.

56. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании //Пед. соч.: В 2-х т.-М.: 1981.-Т. 1.-С. 19-592.

57. Сарагоса Ф.М. Завтра всегда поздно /Пер. с исп. - М.: Прогресс, 1989. - 320с.

58. Светоний Транквилл Г. Жизнь двенадцати цезарей / Пер. с лат., предисл. и послесл. М. И. Гас-парова. - М.: Правда, 1991. - 512с.

59. Скребицкий А.И. Воспитание и образование слепых и их призрение на Западе. - СПб., 1903. - 1024с.: ил.

60. Словарь античности / Пер. с нем. /Сост. И. Ирм-шер; Редкол.: В. И. Кузищин (отв. ред.) и др. - М.: Внешсигма, 1992. - 704с.

61. Советский энциклопедический словарь. 4-е изд. - М.: Сов. энцикл., 1986. - 1599с.

62. Специальное образование в развитии: Сб. ст. /Под ред. К. Рейсвека /Пер. с англ. - СПб, 1996.-150с.

63. Средневековая Европа глазами современников и историков: Кн. для чтения: В 5-ти ч. /Отв. ред. А. А. Ястребицкая].- М.: Интерпракс, 1994.- 4.2 - Европейский мир Х - XV вв. - 1994. - 378с.

64. Тойнби А.Д. Цивилизация перед судом истории: Сб. /Пер. с англ.- М.: Издат. группа «Прогресс»: Культура; СПб.: Ювента, 1995. - 477с.

65. У орд А.Д. Новый взгляд. Задержка в психическом развитии: правовое регулирование. - Тарту, 1995.-245с.

66. Феоктистова В.А. Очерки истории зарубежной тифлопедагогики и практики обучения слепых и слабовидящих детей. - Л., 1973. - 119с.

67. Фолта Я., Новы Л. История естествознания в датах: Хронол. Обзор / Пер. со словац.- М.: Прогресс, 1987.-495с.

68. Шекспир В. Король Лир /Пер. Т. Л. Щепкиной-Куперник. - М. - Л.: Искусство, 1952. - 232.

69. Эразм Роттердамский. Философские произведения /Отв. ред В. В. Соколов.- М.: Наука, 1986.-702 [1]с.

70. Ястребицкая А.Л. Западная Европа XI- XIII веков. - М.: Искусство, 1978. - 175с.

71. Иванови1) П.М., Caeut) Jb.M. 60 година друштва дефектолога 1угослави]е. - Београд: БИГ. 1995.-462.

72. Alexander F.G., S.T.Selesnick. The history of psychiatry: An evaluation of psychiatric thought and practice from prehistoric times to the present. - New York: Yarper and Row, 1966.

73. Barr M.W. Mental defectives: The history, treatment and training. -Philadelphia: Blakiston, 1913.

74. Bilingualism and Literacy /Arnfinn Munivik (Eds). - Oslo: RDSRC, 1996. - 273р.

75. Blatt В., Biklen D„ Bogdan R., (Eds) An alternative textbook in special education. - Denver: Love Publishing, 1977.

76. Bromberg W. From shaman to psychoterapist: A history of the tretment of mental illness. - Chicago: Henry Regnery, 1975.

77. De Mayse L. The history of childhood. - N. Y.: Psy-chohistory Press, 1974.

78. Feldman H. A history of audiology. - N. Y.: Columbia University, 1970.

79. Guttmacher М., Weihofen N. Psychiatry and the law. - N.-Y., 1952.

80. Harms E. The historical aspect of child psychiatry //In R.Jenlins and E. Harms, tds. Understanding disturbed children. Seattle, 1976.

81. Kanner L. A history of the cfre and study of the mentally retarded. - Springfield,Ш.: Thomas, 1964.

82. Kolstoe O.P. Mental retarded: An educational viewpoint.-N.-Y., 1972.

83. Moores D. Educating the deaf: Philosophy, principles and practices. - 3 ed. - Boston: Hougton Mif-flin, 1987.

84. Patton J.R„ Payn 7.5., Beime-Smith. Mental retada-tion: - Columbus, Ohio, 1990.

85. Peet H.P. Memoir on the origin and early history of the art of instructing the deaf and dumb //American Annals of the Deaf and Dubm- 1851.- Vol. 5.-P. 1-21.

86. Scheerenberger R.C. Treatment from ancient times the present //P.Cegelka, H.Prehm, tds.

Mental retardation: From categories to people. - Columbus, Ohio: Merrill, 1982. - P. 47 - 75.

87. Scheerenberger R.C. A history of mental retardetion. - Baltimore: Brookes, 1983.

88. Slask P. The impact of the plague in Tudor and Stuart England. - London: Routledge and Kegan Paul, 1985.

89. Steinberg M. The Twelve Tables and their origins: eighteenth century debate //Journal of the History of Ideas. - 1982. - Vol. 43. - P. 379 - 396.

90. Stone С. Address upon the histiry and methods of the deaf mute instruction //American Annals of the Deaf and Dumb. - 1869. - Vol. 14. - P. 95 - 121.

91. Winser M.A. The History of Special Education From Isolation to Integration. - Washington: D.C. Gal-laudet University Press, 1993.

92. Wolfensbergen W. An overviev of social role valorization and some reflections on elderly mentally retarded persons //In Expanding systems of service delivery for persons with developmental disabilities. - Baltimore, 1985. - P. 127 - 148.

93. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В. В. Давыдов. - M.: Большая Российская энциклопедия, 1993. - 608с.

94. Соколов Э.В. Культурология. Очерки теорий культуры. - M.: Интерпракс, 1994. - 227с.

95. Честерфилд. Письма к сыну. Максимы. Характеры. - M.: Наука, 1978. - 327с.

96. Doenner К. Madmen and bourgeousie. - London: Basil BlakKwell,[1981].

97. Gibbon E. The desline and fall of the Roman Empire. Abridged ed. Edited by D. A. Saunders. - London: Penguin English Library, [1776] 1952.

98. Porter S. Review of The historic of the Church of England, compiled by Venerabi Bede, Englichman, book 5, part 2. London, 1622, Tomas Stapleton (trans) //American Annals of Deaf and Dumb 1:33-34.

99. Review of the Present Situation of Special Education. - ED- 88 /ws/ 38.- Unesco, 1988.- 150р.

 







Date: 2015-08-24; view: 649; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.023 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию