Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специальное образование в Швеции (население около 9 млн человек)





 

1900 г. Из государственного учебного плана исключен действовавший ранее сокращенный «минимальный план для детей с недостаточной способностью приобретать знания в полном объеме». Обращается внимание на проблему «неодаренных» детей; в стране создаются вспомогательные классы.

1920г. В школе глухих упраздняются С-классы и запрещается язык жестов.

1922 г. Открываются «слуховые» классы для тугоухих.

1930 г. В городе Упсала открываются классы «обсервации» (наблюдения) для учеников с нарушением поведения, «чтобы оградить регулярную школу от учеников, которые нарушали порядок».

1932 г. Совет инспекторов школ устанавливает, что «для учащихся, которые не будучи слабоумными, тем не менее вследствие задержки психического развития не могут усваивать обычную школьную программу, должно быть организовано подходящее для них обучение в так называемых вспомогательных классах».

1938г. Школы глухих становятся государственными.

1942 г. Постановление об открытии вспомогательных классов (до этого умственно отсталые преимущественно помещались в «работные дома» с пожизненным проживанием и обеспечением, считалось, что общество должно быть защищено от умственно отсталых).

1944 г. Закон об обязательном образовании распространен на «обучаемых» умственно отсталых, т.е. тех, кто способен научиться читать и писать.

1946 г. Министерство образования начинает контролировать вспомогательные школы: вводится стандартный учебный план.

Государственный учебный план распространяется на классы для умственно отсталых, слабослышащих, детей с нарушениями двигательной активности. Вспомогательные классы выделились в специальную школу.

1962 г. Закон дает право детям с физическими нарушениями посещать школу.

1962г. Школы разделяются на основную и специальную. Разрешено осуществлять специальное образование как в специальных классах, так и путем отдельного специального обучения. При спецшколах создается медицинская служба для помощи детям с нарушением речи, трудностями в чтении, письме, социальными и эмоциональными нарушениями. Целью специального образования провозглашается уменьшение различий между нормально развивающимися и детьми с отклонениями в развитии. Поставленная цель должна достигаться следующими средствами:

• нормализацией (включением ребенка-инвалида в школьную среду, минимально отличающуюся от обычной);

• компенсацией (систематическим обучением в клинике и классе).

1968 г. Закон о помощи умственно отсталым уравнивает в правах детей с глубокими нарушениями интеллекта и провозглашает их обучаемыми.

1969 г. Учебный план (Lgr. 69) рекомендует «усилить внимание к ученику», подчеркивает связь между обычным и специальным образованием. «Основной принцип обучения учеников с трудностями заключается в том, чтобы они, по возможности, учились в обычных классах. Потребность в индивидуальной помощи удовлетворяется дополнительным и поддерживающим обучением, скоординированным с деятельностью класса, в котором ученик учится большую часть времени» [62, с. 76].

В указанный период в Швеции организована дифференцированная государственная бесплатная система специального образования, включающая 6 типов специальных школ, 12 типов специального обучения. К началу 70-х годов около 23% учащихся получают один из видов специального обучения (тогда как в других странах Северной и Центральной Европы охват специальным образованием составляет 8 - 10%). Специальное образование регулируется соответствующими законами и нормативными актами [62].

Сопоставительный анализ приведенных фактов показывает, что при определенных различиях в принципах отбора и классификации детей с отклонениями в развитии, широте охвата специальным образованием, механизмах финансирования, содержании и методах обучения, и Великобритания, и Нидерланды, и Швеция в рассматриваемый период создают законодательную базу специального образования и дифференцированную систему специального обучения для различных категорий аномальных детей.

Вторая мировая война не только изменила мир, но и существенно повлияла на представления западноевропейцев о ценности свободы и прав человека, о равенстве и неравенстве людей. В контексте нового понимания прав человека в Западной Европе была осознана необходимость обучения не только детей с нарушением слуха, зрения, интеллекта, но и всех категорий детей с отклонениями в умственном и физическом развитии.

Тенденции дифференциации системы специального образования, охват ею все большего числа категорий Аномальных детей, усиление внимания и заботы государства об образовании лиц с отклонениями в развитии, прослеженные на примере Великобритании, Нидерландов и Швеции, характерны для всех стран Западной Европы.


Условной нижней границей четвертого периода эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии можно считать принятие Организацией Объединенных Наций деклараций «О правах умственно отсталых» (1971) и «О правах инвалидов»(1975). Названные международные законы юридически упразднили существовавшее на протяжении нескольких тысячелетий в умах человечества деление общества на «полноценное большинство» и «неполноценное меньшинство», был сделан еще один крупный шаг в эволюции сознания людей.

На этом рубеже возникают первые прецеденты закрытия спецшкол и перевода их учащихся в общеобразовательные учреждения; повсеместное открытие классов для глубоко умственно отсталых детей, считавшихся ранее необучаемыми. Эти прецеденты можно считать первыми предвестниками грядущих изменений в образовательных национальных системах, которые вновь детерминированы сменой отношения общества и государства к детям с отклонениями в развитии, новым пониманием их прав и соответственно новым пониманием обязанностей общества и государства по отношению к ним, что заставит многие страны кардинально пересмотреть свою политику в области специального образования, начав путь «от изоляции к интеграции». Так начнется следующий период эволюции отношения европейцев, но уже не к «лицам с отклонениями в развитии», а к людям с проблемами.

Глава 5 От изоляции к интеграции (70-е годы XX в. -?)

Согласно предложенной периодизации, пятый период эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии начинается в 70-е годы XX столетия. Общество перестает рассматривать себя как унитарный социум, постепенно отказываясь от представления о том, что каждый его член обязан соответствовать принятому стандарту. Формируется новое понимание мира как сообщества, включающего различные микросоциумы, от равноправного взаимодействия которых зависит прогресс человечества.

При таком понимании социальное маркирование национальных, этнических, политических, религиозных, сексуальных, аномальных меньшинств становится недопустимым, что и фиксирует законодательство, но уже не на уровне отдельно взятой европейской страны, а на уровне мирового сообщества.

Идеи интеграции лиц с отклонениями в развитии в 70-е годы возникают и реализуются в контексте либерально-демократических реформ, общественного противостояния идеям дискриминации людей по расовому, половому, возрастному, национальному, политическому, религиозному, этническому и другим признакам. Борьба против дискриминации способствует формированию новой культурной нормы - уважения к различиям между людьми. Именно в этом широком антидискриминационном контексте специальные школы и интернаты признаются учреждениями сегрегационными, а изолированная от массовой система специального образования - дискриминационной. И если на предшествующем этапе эволюции общество, как мы показали, боролось за организацию специальных учебных заведений, то теперь оно стало рассматривать помещение ребенка в специальную школу как нарушение его прав и «навешивание социального ярлыка».


В умах европейцев крепнет убеждение, что «любое государство, стремящееся к справедливости и подчиняющееся международным нормам соблюдения прав человека, должно руководствоваться законами, которые гарантируют всем детям соответствующее их потребностям и способностям образование. Что касается детей с особыми потребностями, то государство обязано предоставить им соответствующую их потребности возможность обучения» [65, с. 151].

В докладе «Права человека и инвалидность» (1991) Комиссии по правам человека ЮНЕСКО (раздел III «Предрассудки в отношении инвалидов и их дискриминация») отражена официальная позиция европейского сообщества: «Образование должно осуществляться, в пределах возможного, в общеобразовательных школах, без какого бы то ни было проявления дискриминации по отношению к детям и взрослым инвалидам. Однако этим критерием не всегда руководствуются из-за предвзятого отношения как властей и преподавателей, так и родителей остальных детей и даже родителей детей-инвалидов. Таким образом, в большинстве случаев инвалидность сама по себе не служит препятствием, дискриминация - вот что мешает ребенку получить образование в общей системе. В ряде случаев законодательными нормами предписывается детям-инвалидам в обязательном порядке посещать специальные школы, что является официальной сегрегацией-» [51, с. 43 -44].

Верхней границей данного периода эволюции условно можно считать время принятия Деклараций ООН «О правах умственно отсталых», «О правах инвалидов» и последовавших за ними национальных антидискриминационных законов об инвалидах и о специальном образовании. Например, в Швеции Закон о помощи умственно отсталым, Закон об учебном плане основной школы (1980); в Великобритании Акты об образовании 1981 - 1995 гг.; в Нидерландах - Временный закон по специальному образованию и среднему специальному образованию (1985).

Прежде чем перейти к рассмотрению особенностей пятого периода эволюции отношения общества и государства к детям с отклонениями в развитии и детерминированных ими изменений в специальном образовании, приведем хронологию событий западноевропейской истории, значимых для нашего исследования.

Хронология важнейших событий политической, экономической и культурной жизни

1971 г. Декларация ООН «О правах умственно отсталых лиц».

1973 г. Вступление в силу Договора о присоединении к ЕЭС Великобритании, Дании и Ирландии. Маргарет Тэтчер (Госсекретарь по образований правительства Великобритании) инициирует формирование Комитета по всесторонней проверке степени обеспечения образованием детей и подростков с физическими и умственными недостатками.

 

1975 г. Подписание в Хельсинки Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

1975 г. Декларация ООН «О правах инвалидов».

1978 г. В Великобритании опубликован отчет Комитета (Доклад М. Уорнок), предложивший упразднить «все существующие официальные категории нарушений, заменив единым понятием «трудности в обучении».


1979 г. Декларация ООН о правах лиц, утративших зрение и слух.

1981 г. ООН объявляет 1981 г. Международным годом инвалидов под девизом «Полное участие и равенство».

1981 г. В Великобритании Акт об образовании законодательно утвердил многие рекомендации Комитета М. Уорнок, в том числе вменил в обязанность местных органов образования интегрировать детей с отклонениями в развитии в массовую школу; «несмотря на то что медицинские заключения все еще играют важную роль, в настоящее время решение о целесообразности специального образования принимается на основе итогов обследования широкого круга специалистов (MPAS) и не является боле детерминированным клиницистами.» [62].

1982г. Генеральная Ассамблея ООН провозглашает период 1983-1992гг. десятилетием ООН, в рамках которого принимает «Всемирную программу действий в отношении инвалидов».

начало 80-х годов Разрабатывается «билингвистический подход» к обучению глухих, основанный на признании «развития глухого ребенка как неповторимой индивидуальности, которая должна иметь право реализовать свои внутренние потребности наиболее естественным для себя путем, т.е. при помощи жестовой речи».

1984 г. Международное совещание под эгидой ЮНЕСКО «Альтернативные подходы к обучению глухих».

1985 г. В Нидерландах принят Временный закон по специальному образованию и среднему специальному образованию с 10-летним сроком действия: за этот период необходимо выработать новые законодательные основы специального образования на период после 1995 г.

1990г. Объединение Германии.

90-е годы В Швеции предпринята попытка интеграции большинства «детей с функциональными нарушениями» в общеобразовательные школы, «делается попытка развития уважения к различиям между людьми».

1993 г. Вступление в силу Маастрихтских соглашений о создании Европейского Союза.

1993 г. В Швеции принят Закон о помощи и поддержке лиц с функциональными нарушениями.

1995 г. Великобритании 92% школьников обучаются в государственных общеобразовательных школах, 7% в независимых (частных или платных) учебных заведениях; 1% в специальных школах или специальных классах.

Обратимся к более подробному рассмотрению социокультурного контекста, в котором кардинально меняется взгляд западноевропейцев на права детей с проблемами и систему специального образования.







Date: 2015-08-24; view: 1046; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию