Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Декларация прав человека: новый взгляд на лиц с отклонениями в развитии





 

Как ни парадоксально это звучит, но Вторая мировая война прямо и косвенно способствовала значительному прогрессу специального образования, улучшению положения инвалидов и лиц с отклонением в развитии в обществе, изменению их социального статуса. Пережив ужасы войны, концлагерей и геноцида, цивилизованный мир по-новому стал смотреть на различия между людьми, на их индивидуальность и самобытность. Жизнь, Свобода, Достоинство, Права человека были признаны главными ценностями.

Государства объединили усилия в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и развития сотрудничества, учредив Организацию Объединенных Наций. Всеобщая Декларация прав человека ООН [52] закрепила новое миропонимание:

• все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах;

• каждый человек имеет право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность;

• все люди равны перед законом и имеют право без всякого различия на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации.

Известный социолог К. Манхейм за два года до принятия Декларации писал: «поскольку демократический порядок основывается на демократическом согласии, принцип социальной справедливости является не только этическим принципом, но и одним из условий функционирования самой демократической системы... Стремление к большей справедливости имеет то преимущество, что оно вполне осуществимо с помощью существующих средств реформирования общества: налогообложения, контроля за инвестициями, государственного механизма управления и расширения социальных служб; оно не нуждается в революционном вмешательстве, которое неизбежно порождает диктатуру. Изменения, происходящие в результате реформ, обладают по сравнению с революционными изменениями тем преимуществом, что могут рассчитывать на помощь бывших ведущих демократических групп. Если новая система начинает с разрушения прежних ведущих групп общества, то она опрокидывает также все традиционные ценности европейской культуры» [48, с. 37 - 38].

Гуманистические начала в отношении к лицам с отклонениями в развитии европейская культура, несмотря на ужасы Второй мировой войны, сохранила. Женевские конвенции (1945-49), осудившие и запретившие «повсеместно и в любое время убийства, пытки, нанесения увечий и телесные наказания», стали важной предпосылкой для принятия общеевропейского соглашения «О защите прав человека» (1950). В Европе усиливаются интеграционные процессы: в 1957 г. западные страны договариваются о создании ЕЭС и, начиная с этого момента, все чаще обнаруживают единство взглядов на проблемы развития науки, культуры и образования. Единым становится и понимание западноевропейцами прав инвалидов и лиц с отклонениями в развитии, что отражает принятая в 1961 г. Европейская социальная хартия. Статья 15 закрепляет «право физически и умственно нетрудоспособных лиц на профессиональную подготовку, восстановление трудоспособности и социальную реабилитацию». О дальнейшей эволюции общественного сознания свидетельствует Декларация социального прогресса и развития, принятая Генеральной Ассамблеей ООН (1969), заявившая о необходимости «защиты прав и обеспечения благосостояния инвалидов, а также обеспечения защиты людей, страдающих физическими и умственными недостатками» [52, 65].

В этом новом социокультурном контексте 50 - 70-х годов на волне экономического подъема, либерально-демократических преобразований огромное внимание уделяется проблемам образования детей с нарушениями в развитии.

В эти годы в западноевропейских странах совершенствуются механизмы комплектования специальных образовательных учреждений, выявления, учета и диагностики детей с нарушениями в развитии. Существенно меняется и уточняется классификация, выявляются новые категории детей, нуждающихся в специальном образовании. Теперь к ним относят уже не только детей с нарушением слуха, зрения, интеллекта, но и детей с трудностями в обучении, эмоциональными расстройствами, девиантным поведением, социальной и культурной депривацией. Соответственно, совершенствуется горизонтальная структура специального образования: число типов специальных школ возрастает от 3 до 8 - 20 в отдельных европейских странах. Показателем модернизации системы является процент детей, охваченных специальным образованием. В описываемый период в европейских странах этот показатель достигает в отдельных странах 7 - 15 % школьной популяции [99].

Система специального образования совершенствуется и по вертикали: расширяются возрастные рамки оказания психолого-педагогической помощи, создаются дошкольные и постшкольные учреждения. Наряду с этим начинают активно функционировать институт социальных работников, социальные службы помощи и консультирования родителей детей с нарушениями в развитии. Множится число разнообразных благотворительных, профессиональных, родительских обществ, союзов и ассоциаций.

Общими тенденциями развития национальных систем специального образования в Европе в указанный период можно считать совершенствование законодательных основ специального образования; дифференциацию типов школ и видов специального обучения.

Для иллюстрации приведем данные по трем развитым западноевропейским странам: Великобритании, Нидерландам и Швеции.

 

Специальное образование в Великобритании (население около 56 млн человек)

 

1913 г. Закон «О дальнейших улучшениях в деле попечения о слабоумных и других умственно дефективных лицах и о некоторых поправках к Законам о душевнобольных» (устанавливается четыре категории умственной отсталости: идиотия, имбецильность, слабоумие, моральная дефективность).

1914г. Законодательно вводится дифференциация учреждений для умственно отсталых детей: детские сады; специальные классы при обычных школах; специальные школы; приюты для глубоко умственно отсталых.

1918г. Закон (Акт Фишера) продлил срок обязательного обучения до 14 лет и оформил разделение начальной школы на две ступени: младшую (7 - 11) и старшую (11 - 14). Начинает реализовываться Указ об обучении детей с физическими недостатками, эпилепсией.

1925 г. Издан циркуляр, призывающий соблюдать Закон об обязательном обучении умственно отсталых.

1926-1928 гг. Узаконены интеллектуальные тесты для 11 -летних выпускников младшей ступени начальной школы.

1944 г. Закон об образовании (Акт Батлера) расширил полномочия местных органов в охвате детей «с любыми формами нарушений ума или тела». Министерство просвещения принимает постановление «О дефективных учащихся и об управлении специальными школами». Выделено 11 категорий: слепые, слабовидящие, глухие, слабослышащие, ослабленные, диабетики, эпилептики, деза-даптанты, дети с физическими недостатками, афазики, дети с трудностями в обучении. Специальным образованием охвачено около 2% от школьной популяции. Акт предусматривал возможность обучения детей со слабо выраженными нарушениями в общеобразовательной школе.

1970 г. Акт об образовании включил в систему спецобразования детей с глубокими интеллектуальными нарушениями, упразднив категорию «необучаемых».

В указанный период в Великобритании организована дифференцированная система специального образования, включающая 11 типов специальных школ и 11 типов специального обучения. К концу 70-х гг. специальным образованием охвачено около 2% школьной популяции, 92% этих детей обучаются в государственных учреждениях, 8% - в частных. Специальное образование регулируется соответствующими законами и нормативными актами [62].

Специальное образование в Нидерландах (население около 14,5 млн человек)

 

1920 Специальное образование начинает регулироваться законодательно, принимаются Положения об образовании умственно отсталых, глухих, слабослышащих, слепых детей.

1931 Учреждаются школы для детей с физическими недостатками, для трудновоспитуемых.

1928-1948 гг. Число учащихся в специальных школах возрастает с 8 000 до 24 000 детей.

1949 г. Учреждаются школы санаторного типа (для больных туберкулезом) школы при научных центрах (институтах педологии); вводится раздельное обучение слепых и слабовидящих; из вспомогательной школы выводятся дети с «выраженными трудностями в обучении», для них создается особый тип обучения.

1950 г. Открыто 5 школ для детей с трудностями в обучении (500 учащихся).

1960 г. Действует 50 школ для детей с трудностями в обучении 4500 учащихся).

1967 г. При спецшколах открываются дошкольные отделения для детей 3 - 4 и 6 - 7 лет. Законодательно устанавливается обязательное обучение подростков с отклонениями в развитии (12- 13 лет). Система специального образования включает 20 типов обучения. Спецшколы начинают комплектоваться только через специализированные диагностические комиссии.

1968 г. Число охваченных специальным образованием возрастает до 70 тыс. учащихся (по сравнению с 24 тыс. учащихся в 1948 г.).

1970 г. В стране действует 162 школы для детей с трудностями в обучении (16000 учащихся).

1975 г. В стране действует 236 школ для детей с трудностями в обучении (25000 учащихся).

70-е годы Разрастание системы специального образования: место, функции и объем специального обучения

становятся предметом политических дискуссий.

1977 г. Правительство признает необходимость организации специального образования в условиях общеобразовательной школы.

В указанный период в Нидерландах организована дифференцированная система специального образования, включающая 20 типов специальных школ и 20 типов специального обучения. К концу 70-х годов специальным образованием охвачено 7% школьной популяции, из них не более 30% посещают государственные школы, а остальные - частные. Специальное образование регулируется соответствующими' законами и нормативными актами [54, 62].

Date: 2015-08-24; view: 687; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию