Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Невротичный человек
Кроме нормального человека, у которого внутренний круг гармонично правилен, и инфантильного человека, внутренний круг которого приспосабливается к внешнему, имеется еще невротичный человек. Невротичный человек воспринимал в детстве окружающий мир, как правило, искривленным. Так как ребенком он был наивен, то круг своего внутреннего мира он копировал с теми же искривлениями. Так как все свое детство он верил, что может успешно утвердиться с помощью определенной, но искривленной тактики, его внутренний круг застыл в этой искривленности. В застывшей и анормальной самооценке заключается невротическое заболевание. Внешний мир может быть у невротичного человека вполне в порядке, нередко так и случается. У него крепкая крыша над головой и хороший стол, но карлики и великаны внутри него, его самооценка, ожесточенно борются друг с другом. В то время как нормальный человек сохраняет свой круглый внутренний мир, взрослый невротик наоборот, живет постоянно в изуродованном внутреннем круге. Невротики, у которых искривленный внутренний мир, но тугой денежный мешок, составляют постоянную клиентуру психиатров, т.к. тема: "Я такой, потому что таким было мое окружение" - неисчерпаема. Я плохо чувствую себя в обществе невротиков и с инфантильными людьми часто скучаю. Как четырехцветный человек, ты отнесешься с пониманием и к тем, и к другим, но как нормальный человек ты должен жить среди нормальных. Ты можешь быть богатым, удачливым, влиятельным, сообразительным, душевным заурядным человеком, но нормальным ты являешься только в том случае, если речь идет о выражении твоего и только тебе свойственного внутреннего идеала и внутреннего образца. Так как понятие "идеал" используется сегодня для характеристики любой колбасной лавки, любого желания, любой потребности, от идеального бюста до идеального консервного ножа, то я предпочитаю для характеристики внутреннего идеала, который является не желанием, а бескомпромиссным требованием (совестью), пользоваться понятиями "норма" и "нормальность". Нормальный или посредственный? Недавно зашел разговор о последней афере с похищением. "Анархисты, которые занимаются подобными террористическими акциями, ненормальные люди", - сказал кто-то явно возмущенно. "Если бы похитители были ненормальными, они не отвечали бы за свои поступки. К чему бы мы пришли в таком случае?" - ответил другой. Вскоре назрел кардинальный вопрос, который почти всегда ставится в подобных ситуациях, но на него никогда не отвечают: "Кого тогда вообще считать нормальным?" Решение вопроса о том, страдает ли пациент от душевных конфликтов или расстройств, т.е. от обычного невроза, которым подвержены нормальные люди, или имеет место какое-либо отклонение от нормы, так называемое душевное расстройство или психоз, как, например, шизофрения, является каждодневной задачей многих психиатров.
Психиатр должен также устанавливать для органов правосудия, совершил ли подсудимый свой поступок как "нормальный человек" или как человек с "поврежденной вменяемостью". Если поступок совершен нетрезвым человеком, психопатом или слабоумным, то делается заключение, что этот человек был в невменяемом состоянии. Я не думаю, что ты сомневаешься в своей нормальности, но ты будешь снова и снова спрашивать себя: "Что мне сейчас лучше всего сделать? Что было бы нормальным решением моей проблемы?" Ты когда-нибудь задумывался, что значит "нормальный"? Значительно проще установить, что неподобающее или бессмысленное поведение является ненормальным, чем объяснить, что же, собственно говоря, является нормальным. Меня смущает то, что норма и посредственность так похожи, что в некоторых случаях оба понятия используются как равнозначные. В то же время во мне все восстает против того, что нормальным должно быть только то, что делает большинство людей. Большинство людей ведет жизнь полную внутренних необходимостей и мучительно играемых ролей. Это не то, что я представляю себе в качестве нормальной жизни.
Норма и посредственность, которые я очень хотел бы различать, перекрещиваются снова и снова: говорят, что потеря зрения - это нормальное возрастное явление. Но разве это нормально, когда человек слепой? Конечно нет, хотя слепой, как человек, совершенно нормален. Является ли нормальным ребенок с поврежденным мозгом? В большинстве случаев он не может научиться читать и писать. Тем не менее он может очень тонко воспринимать человеческие отношения. Является ли нормальным дельный коммерсант? Даже в том случае, если человеческое не присуще ему в полной мере, следует ли говорить о какой-то ненормальной обедненности чувств? В этом случае его можно сравнить с "бесчувственным психопатом", у которого как раз отсутствуют сочувствие, чувство собственного достоинства, справедливости и стыда. Являются ли нормальными те люди, поведение и мышление которых сильно изменилось в результате преклонного возраста или какой-либо болезни, или не следует больше принимать их всерьез из-за того, что они "сами не знают, что говорят"?
Конечно же ты часто наблюдал, что очень многие люди бывают не честны, когда это им на руку или когда честность могла бы помешать. Тем не менее ни родители, ни супруги не считают нечестность по отношению друг к другу или к кому-то третьему нормальной позицией.
В области техники о нормах говорят в том случае, когда речь идет о единицах измерения или измеряемых величинах (например, о метрах или нормированных строительных элементах). Соответственно мы говорим, что величина тела карлика и великана являются отклонением от нормы как средней величины. Не находишь ли ты также, что Иоганн Себастьян Бах, Альберт Эйнштейн, Гете из-за своих духовных способностей были отклонением от стандарта и тем не менее были нормальными? Здесь, очевидно, понятие "нормальный" не имеет ничего общего со стандартом. Нормальность в гораздо большей степени определяется тем, насколько правдивы, естественны, соответствуют действительности взгляды и поведение человека.
Ты оцениваешь поведение как нормальное или говоришь о человеке, что он "очень нормальный", когда его поведение соответствует ситуации. Однако для того, чтобы тебе вести себя нормально и соответствовать внешней действительности, ты должен владеть определенным масштабом или нормами, на которые ты мог бы ориентироваться. Такими ориентировочными нормами являются внутренние идеалы, на которые ты ориентируешься, чтобы правильно оценивать и поступать.
В соответствии с этими внутренними идеалами, ориентировочными нормами оценивают и психиатры, и социологи нормальность человека. Если у матери нет такого идеала, как забота о своих детях, значит она ненормальна. Если у взрослого нет такого идеала, как забота о себе самом, чтобы самому есть, самому ходить, самому добиваться успехов, значит он тоже ненормальный. Человек, у которого отсутствуют внутренние идеалы, действительно ненормальный человек.
Понятие нормальный используется, соответственно, двояко: во всех физических и технических областях это означает, что что-то соответствует стандарту. Здесь нормой является средняя норма. Напротив, нечто радикально иное означает нормальность тогда, когда под "нормой" понимают духовные ценности, внутренние идеалы. Внутренний идеал как ориентировочная норма не имеет ничего общего со средней массой. Количество и стандарт не играют здесь никакой роли. Независимо от того, честны ли люди в среднем, искренность по отношению к ближнему остается внутренним идеалом, стандартом, на который ориентируется нормальный человек в своих речах и поведении.
Если ты должен профессионально ознакомиться с психологической статистикой, то я хотел бы сказать тебе по этому поводу следующее: так как нормальность является не стандартной ценностью, а идеальной нормой, то она не может быть ни качественно, ни количественно основательно подсчитана. Поэтому понятие о статистических стандартных ценностях дают только социологические информации. Однако они не позволяют ни понять нормальную структуру человеческой психики, ни психическую структуру определенного индивида.
Нормальность, которая является определяющей для психологической оценки и обсуждения здоровых, а также расстроенных конфликтами, невротичных людей, может и имеет право измеряться только в соответствии с качественно дефинированными внутренними идеальными нормами. Если же ты будешь судить о человеке по статистическим таблицам, то с такой "наукой" ты станешь невежественным человеком.
Идеалы - да, идеологии - нет Внутренние идеалы являются необходимостью для тебя и любого человека, который ставит вопрос о смысле своей жизни. Ты спрашиваешь о смысле, который имеет твоя жизнь как целое. Поэтому идеалы, если они охватывают всю целостность этого смысла, должны выявлять некоторые возможности специального самовыражения. Идеалы внутренней реальности являются, таким образом, ориентировочной нормой. Они, как внутренние указатели, показывают всегда только то направление, в котором должен идти человек, который хочет себя выразить. Внутренние идеалы не являются, точнее Date: 2015-08-24; view: 407; Нарушение авторских прав |