Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Что находится вне его





Для понимания сущности веры в аспекте ее взаимосвязи с самопроектированием принципиальное значение имеет выделение в ее структуре также веры человека в самого себя и веры в то, что находится вне его (веры в другого человека, веры в то или иное развертывание политических или экономических процессов в стране и т.д.). Проблема веры человека в самого себя – это проблема его отношения к своему будущему, реализуемая через разные формы предвидения. Вера человека в себя может быть рациональной и иррациональной. Они опираются соответственно на интеллект и интуицию. Если, к примеру, я человек правдивый и всегда говорил правду (за исключением тех случаев, когда делать это нецелесообразно), то я уверен в том, что в соответствующих прогнозируемых условиях я также скажу правду, ибо лгать я просто не способен.

В вере человека в себя выражается его субъективное отношение к степени реализуемости им тех возможностей, которые связаны с самоизменением, саморазвитием, самоутверждением в жизни. При этом, чем более обоснован, продуман проект будущей деятельности, тем в большей мере он в себя верит. Поэтому процесс самопроектирования и обоснования реальности проекта есть одновременно и процесс формирования веры в самого себя.

Вера в себя своим основанием имеет также наш прошлый положительный и отрицательный опыт (осмысленные ошибки и заблуждения в своей жизни) и работу над собой, борьбу со своими недостатками. «Нужно запастись верою в себя, в свои силы, а эта вера достигается преодолением препятствий, воспитанием воли, «тренировкой» ее. Необходимо учиться побеждать в себе и вне себя дряненькое наследие прошлого… Уже и маленькая победа над собой делает человека намного сильнее» (А.М. Горький).

Вера человека в самого себя выступает как уверенность в себе, уверенность в том, что мои желания являются истинными и что я их смогу удовлетворить. В вере мы черпаем основные жизненные силы, жизненную энергию. Источником энергии является и наша воля. Но если вера – это свободно льющаяся из нашей души энергия, то волевая энергия, – это энергия, извлекаемая нами из самих себя силой. Так как вера – проявление наших чувств, то соотношение веры и воли выступает как частный случай соотношения чувств и воли (этот вопрос подробно рассмотрен в первой части монографии «Теоретические основы самопознания личности». Екатеринбург, 2009. С. 204 – 211). Если же человек теряет веру в самого себя, то у него пропадает всякое желание что-либо делать, ибо нет энергии, нет, так сказать, «горючего». Это можно сравнить с автомобилем, который будучи не заправлен бензином, двигаться не может. «Уверенность в себе и энергия – вот что нужно, а отчаяние ведет к тому, чтобы ничего не делать» (Н.П. Огарев, русский революционер, публицист и поэт. 1813 – 1877). «Истинная вера человека направлена не на то, чтобы доставить ему покой, а чтобы дать ему силы на труд» (Л.Н. Толстой). «Верьте в себя! Доверяйте своим способностям! Без разумной веры в собственные возможности нельзя рассчитывать на успех. Лишь поверив в свои силы, мы можем чего-то добиться. Чувство собственной неполноценности, некомпетентности – помеха на пути самоусовершенствования. Уверенность в своих силах и способностях, напротив, – залог победы» (Н. Пил. Энергия позитивного мышления. М., 1998. С. 7). Американский философ Ральф Эмерсон (1803 – 1882) очень мудро заметил: «Побеждают лишь те, кто верит в победу». И добавил: «Сделайте то, чего так страшитесь, и вы убьете страх».

Своеобразными крайними формами проявления веровательного отношения человека к себе, являются, с одной стороны, самоуверенность в себе, а с другой – неуверенность в себе. Самоуверенность – это гипертрофированная уверенность в себе, проистекающая из переоценки своих возможностей вследствие частых удач или просто ошибочного восприятия себя при нередко пренебрежительном отношении к другим людям. Самоуверенность – непродуктивная форма уверенности в себе. «Только глупцы могут быть непоколебимыми в своей уверенности» (М.Монтень). Со временем самоуверенность, вследствие разного рода неудач, поражений может привести к разочарованию в жизни, к потере веры в себя вообще.

Неуверенность же – это слабая, ущербная вера в себя, проистекающая из заниженной оценки возможностей или серии неудач в жизни, постигшего горя или того и другого одновременно. Неуверенность, как это парадоксально ни звучит, есть уверенность человека в собственной неполноценности. Жертва комплекса неполноценности смотрит на мир через искажающую линзу.

Отсутствие веры в себя – одна из главных проблем, мешающих сегодня людям. В одном из университетов Соединенных Штатов был проведен опрос шестисот студентов, которых попросили назвать свою главную жизненную проблему. Семьдесят пять процентов опрошенных определили ее как неуверенность в себе. Вполне возможно, считает американский священник Норман Пил, что такая пропорция верна и в отношении всего населения Соединенных Штатов. Есть немало оснований для предположения о том, что в нашей стране в условиях современного мирового кризиса эта пропорция будет не меньше.

Из сказанного очевидно, что разумное веровательное отношение к себе требует избегать и самоуверенности, и неуверенности. Один из семи древнегреческих мудрецов Клеобул, известный своим высказыванием «Всему знай меру», советовал: «В счастье не следует быть чрезмерно самоуверенным, а в беде не следует терять уверенности».

Для формирования чувства уверенности в себе необходимо прежде всего объективное познание своих истинных потребностей и реальных возможностей их удовлетворения, способность трезво оценивать встречающиеся на пути к цели препятствия (не делать из мухи слона) и систематически изгонять из своего сознания пораженческие настроения.

Вторым проявлением веровательного отношения человека к миру является то, что находится вне его. Это веровательное отношение фиксируется термином «доверие». «Доверие, – по мнению Е.В. Золотухиной-Аболиной, – способность наделять окружающий мир и других людей свойствами безопасности (надежности) и значимости (ситуативной полезности). Можно сказать, что доверие – это состояние благорасположенности к миру, склонность полагать, что он удовлетворит наши нужды и не нанесет вреда» (Золотухина-Аболина Е.В. Философская антропология. М. – Ростов н/Д, 2006. С. 207).

Своеобразными крайностями проявления доверия являются, с одной стороны, доверчивость, а с другой – недоверчивость, подозрительность.

Психолог Э. Эриксон в книге «Идентичность: юность и кризис» пишет о причинах того, почему одни люди всю жизнь проявляют доверчивость, а другие, напротив, подозрительны. Он считает, что «базисное доверие» формируется в раннем детстве, и зависит прежде всего от родителей: ребенок должен видеть смысл в том, что делают, и как обращаются с ним мать и отец, а также чувствовать их заботу о его индивидуальных нуждах. Если этого нет – формируется базисное недоверие, при котором мир выглядит как угрожающий, неподконтрольный, полный неопределенности.

Определенная степень доверия является условием позитивных межличностных отношений. Если, например, мы попытаемся раскрыть природу таких интимно-личностных отношений людей, как дружба и любовь, то окажется, что в их основании лежат такие проявления веровательного отношения человека, как доверие, верность. А это категории нравственные. Приведем по этому вопросу высказывания некоторых деятелей культуры. «Доверие есть первое условие дружбы; оно, можно сказать, служит преддверием храма, тогда как готовность идти на жертвы является самим храмом» (Ж. Лабрюйер). «Какая светлая мужественная радость, какое невыразимое сердечное чувство благодарности, какой прилив сил необходимо охватывает душу человека, когда он встретит друга, чье слово, чья верность, чье мужество и преданность остались неизменными» (А.А. Фадеев, советский писатель и общественный деятель. 1901 – 1956).

Date: 2015-08-24; view: 553; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию