Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 17. Церковное искусство Кавказа





 

АРМЕНИЯ
Если Болгария и Сербия занимали относительно срединное положение между православным Востоком и католическим Западом, хотя и явно склонялись в сторону первого, то в Закавказье дело обстояло иначе. Армения избрала христианство государственной религией в 391 г., т. е. раньше, чем Византия. Новая вера пришла сюда из Сирии, поэтому даже переводы богослужебных книг делались не с греческих, а с сирийских текстов. А в Сирии тогда были сильны позиции монофизитов (от греч. "монос физис" - "единая при рода"; основатели этой ветви христианства учили, что Христос лишь внешне был человеком, природа же Его являлась целиком Божествен ной). И хотя монофизитство в 451 г. признали ересью на IV Вселенском соборе (Халкидонском), Армянская Церковь осталась монофизитской. Поэтому в армянском искусстве почти полностью отсутствовали монументальные росписи и иконопись: ведь Божественная природа неизобразима материальными средствами. Правда, в Армении существовало искусство книжной миниатюры, но вынужденная изоляция от "больших" жанров живописи замкнула её в рамках местной традиции, связанной с архаическим искусством малоазийских провинций Византии. Армянским миниатюристам удавалось создавать иногда очень выразительные и высокохудожественные произведения, однако ведущим видом искусства в Армении стала архитектура. Очевидно, первые базиликальные армянские храмы строили сирийские мастера. Затем в архитектуре Армении появились также рас пространённые в Сирии купольные базилики и их своеобразная упрощённая разновидность - купольные залы. Зальная церковь представляет собой простое прямоугольное помещение, где купол опирается HI толстые столбыпилоны, пристроенные к стенам. Здания подобного типа меньше страдали от землетрясений, которые были бичом этой горной страны. Начиная с VII в, известны многочисленные централь нокупольные армянские храмы имеющие в плане крестообразные, четырёх или даже восьмилепестко вые очертания. Они также восхода к сирийским вариантам, но отлича ются удивительным совершенство!] и разнообразием воплощений. На пример, церковь Святого Рипсиме! Эчмиадзине (618 г.) в наружны! очертаниях представляет прямо угольный объём, в который врезаш глубокие треугольные в плане ниши. Изнутри в этот объём искусно вписаны четыре прямоугольных угловых придела и центральное восьмилепесгковое пространство, перекрытое куполом. "Лепестки" не равны по ширине и глубине, поэтому их венец, окружающий центральное ядро, асимметричен: кажется, что храм живёт и дышит, его интерьер движется, перетекает между пластичными, упругими стенами, то сжимая, то раздвигая их. Константинопольские импульсы с трудом доходили до этой далёкой окраины православного мира, а если и доходили, то преображались почти до неузнаваемости. Некоторые исследователи полагают, что в основе Звартноца (641-661 гг.) - самого знаменитого армянского храма Святого Григория - лежит образ собора Софии Константинопольской. Это представляется вполне возможным, поскольку заказчиком храма был глава Армянской Церкви католикос Нерсес III - армянин, воспитанный в Греции, воспринявший византийскую культуру и до принятия духовного сана служивший в армии императора. Он принадлежал к халкидонитам - армянам, принявшим постановление Халкидонского собора и отошедшим от монофизитства (до вступления на патриарший престол он скрывал свои взгляды). Нерсес добивался того, чтобы Армянская Церковь воссоединилась со Вселенской Христианской Церковью, тогда ещё не разделившейся навосточную и западную, часто бывал в Константинополе, и его не могли не впечатлить величественные формы главного собора Византийской империи. Однако внешне собор Звартноца оказался далёк от прославленного прототипа. Трёхъярусная ротонда (круглая в плане постройка) сложной конструкции, украшенная аркадами, внутри имела прекрасную колоннаду, в плане образовывавшую четырёхлистник. На капителях простирали крылья каменные орлы. Нерсес, прозванный Строителем, не собирался возводить копию константинопольской постройки: просто главе Армянской Церкви - католикосу хотелось воплотить дух великого храма, и его мастера блестяще справились с этой задачей. С середины VII в. Армения подпала под власть Арабского халифата, и строительная деятельность в ней замерла до X столетия - времени образования независимых армянских государств. Самым значительным из них было Анийское царство, где утвердилась династия Багратидов. Столицу Ани обнесли мощными укреплениями, её собор выстроил архитектор Трдат, до того прославившийся восстановлением Святой Софии Константинопольской. Храм дал трещину после землетрясения. В анийском соборе чувствуется наслаждение самоценной красотой архитектурной формы, что говорит о свободе зодчего от ограничений, налагаемых материалом, и высочайшей степени его мастерства. А я рядовых храмах Ани возродилась традиция "купольной залы". После кратковременной реставрации византийского господства Ани в 1065 г. был завоёван новыми врагами - туркамисельджуками, И хотя государство Сельджукский султанат вскоре распалось, в армянское зодчество XII-XIV столетий вторглись декоративные и архитектурные мотивы ислама: звёздчатый орнамент, так называемая "сельджукская цепь", стрельчатые арки, вычурные сталактитовые своды. Однако мусульманские мотивы не исказили, а, наоборот, обогатили об лик армянских построек. Тогда были созданы или дополнены такие замечательные ансамбли, как монастыри Гегард, НорГетик, Сашин. Армянская архитектура разработала оригинальные типы зданий каравансараи (своеобразные гостиницы), книгохранилища, монастырские трапезные (помещения да совместных обедов). Строительное искусство армянских зодчих про славилось не только в византийском, но и в западном мире.
ГРУЗИЯ
Грузия, соседствующая с Арменией, по преданию, получила христиан скую веру из рук Святой Нины, кап падокийской проповедницы, в начале IV столетия. Тогда же появилю первые христианские храмы, очень небольшие по площади и простые по конструкции. Однако обстановка была не очень благоприятна для монументальных форм: власть над Грузией оспаривали друг у друга Византия и Персия. В VI в. Восточную Грузию покорили персы, и правителем её стал персидский намест никмарзпан. Мощным толчком для развития грузинского зодчества стало образованное в 70е гг. VI в. самостоятельное государство. Грузинская архитектура VI-VII вв. была очень близка к архитектуре Армении с её централь нокупольными четырёх и восьми лепестковыми храмами. К такому типу принадлежит прославленный Джвари в древней столице Грузии Мцхете (586 или 587-604 гг.). Со гласно легенде, этот храм был воздвигнут над источавшим благовонное масло (миро) пнём того кедра, под которым молилась просвети тельница Грузии Святая Нина. Сходство раннегрузинских и армянских построек вполне понятно, поскольку до конца VI столетия в Восточной Грузии преобладало монофизитство и контакты с армянскими единоверцами представлялись более важны ми, чем связи с Византийской Церковью. Но в дальнейшем Грузия стала союзницей Византии и в отличие от Армении воссоединилась со Вселенской Церковью. С середины VII в. Грузия оказалась под тяжким гнётом Арабского халифата. Из-за бесконечных по боров арабов и карательных экспедиций строительство в центре стра ны прекратилось; художественная жизнь теплилась в основном на окраинах - в Кахетии, Тао, Кларджети, Абхазии. Масштабы и качество периферийных построек не могли сравниться с предшествующими, тем не менее это обеспечило непре рывность строительной традиции и подготовило расцвет грузинского зодчества X-XIII вв. ВIX в. на территории Грузии образовались независимые царства, к следующему столетию достигшие политической и экономической стабильности. Архитектура откликнулась на это появлением больших торжественных крестовокупольных храмов. Выдающимся приме ром такой постройки был собор Светицховели в Мцхете (1010- 1029 гг.), построенный зодчим Арсукисдзе. Конструктивно он не был чем-то неизвестным для Византии: четыре мощных устоя несли купол, завершённый обычным для архитектуры Закавказья коническим по крытием. Но центральный объём был расширен к западу, поскольку храм был местом служения патриарха Грузинской независимой Церкви и на богослужения стекались массы народа. Таким образом, здание как бы состояло из двух половин, причём каждая из них по размеру могла бы быть самостоятельным храмом. Грузинские зодчие полюбили монументальные формы, ступенчато нарастающие к центру объёмы. Храмы этого времени, сдержанно украшенные орнаментом и скульптурой, выглядят такими же незыблемыми и вечными, как окружающие их горы. Таковы, напри мер, постройки монастыря в Гелати, заложенного объединителем Грузии Давидом Строителем в начале XII столетия. Монастыри в Грузии, так же как и в Армении, а отчасти и в Византии, выполняли очень важную культурную роль: в периоды иноземного и иноверного господства они служили очагами религии и искусства. В Гелати в XII в. существовала академия, устроенная по образцу константинопольского универси тета; на грузинский язык переводились сочинения греческих философов и даже древнегреческие мифы и поэмы Гомера. Неудивительно, что мозаика, украшающая апсиду собора в Гелати, также имеет немало общего со столичным византий ским искусством. Историки предполагают, что эта мозаика - работа византийских живописцев. Фрески в западной части храма, значительно более скованные и как бы за стывшие, принадлежат местным мастерам, а может, и монастырским художникам. В 40е гг. XIII в. Грузию завоевали монголы. Однако уровень художественной культуры, достигнутый к тому времени, позволил грузинскому искусству сохраниться и продолжить развитие по однажды из бранному пути. В монументальной живописи XIV столетия заметны родство с константинопольской школой, воздействие "палеологовского ренессанса". В конце столетия мастер из Константинополя Кир Мануил Евгеник по заказу грузинского правителя Вамека Дадиани расписал храм в Цаленджихе, продемонстрировав виртуозное мастерство и дав образец для подражания будущим грузинским художникам. Некоторые местные живописцы тем не менее ориентировались не на изыски столичного мастера, а на грузинские росписи X-XI вв. и даже на более ранние образцы. Таким образом они старались сохранить собственную право славную традицию. Тысячелетняя судьба самой Византийской империи (V-XV вв.) и большинства связанных с ней стран оказалась печальна. Однако в годы расцвета в Византийском регионе успел сложиться особый мир (куда входила и Русь), называемый в научной литературе византийским кругом. В этом на звании можно видеть не просто определение некоей общности. Круг понимался византийскими мыслителями как совершенная Божественная форма, идеал гармонии, символ единства всего мироздания. Крут бесконечен и потому является символом вечности. Великие достижения византийской культуры, в которой немеркнущие отблески античности соединились с высочайшими порывами духа, навечно вошли в историю всего человечества, составив его драгоценное богатство.

Date: 2015-08-24; view: 549; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию