Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






XI-XIV века





Архитектура. Сохранившиеся памятники эпохи почти полуторавекового византийского владычества, наступившего в 1018 г. после завоевания державы царя Самуила, свидетельствуют о применении и развитии основных типов храмовой архитектуры. Митрополичья церковь в Месемврии (т. н. Новая митрополия) – единственная базилика XII в., сохранившаяся до настоящего времени; в ее декоре использованы керамические и скульптурные элементы. Базиликой также была дошедшая во фрагментах митрополичья церковь свт. Николая в окрестностях г. Мелник. Наиболее распространены были 2 варианта крестово-купольных построек типа вписанного креста: константинопольский тип – с предапсидным пространством (церковь св. Георгия в Вельбужде (совр. квартал Колуша в Кюстендиле), церковь св. Георгия в Месемврии) и «провинциальный» – без него (церкви св. Иоанна Богослова в Земенском монастыре, св. Димитрия в Паталенице, арх. Михаила в Риле). Тип крестово-купольного храма с квадратным планом представлен Боянской церковью. Храмы этого периода представляют собой каменные постройки почти без украшений на фасадах (церкви в Паталенице и в Риле) или с декоративной кладкой из камня и кирпича в декоре (церкви в Колуше, Бояне, Новая митрополия в Месемврии). Исключением является костница (кон. XI – нач. XII в.) Бачковского монастыря (см. ст. Петрицонский монастырь), сооруженная из каменных квадров, чередующихся с рядами кирпича, фасад украшен декоративными арками, подобных которым нет ни в одном болгарском памятнике, что объясняют грузинским происхождением ктитора Бачковского монастыря Григория Бакуриана.

В эпоху 2-го Болгарского царства крупными художественными центрами были столица Тырново, города Месемврия, Мелник, Червен. Как и в предшествующий период, в основном возводились храмы крестово-купольного типа (в нескольких вариантах) и простые однонефные сводчатые церкви. Строительство крестово-купольных храмов велось главным образом в столице и крупных городских центрах. Второй тип храмов представлен небольшими постройками, ктиторами которых были местные феодалы.

Новая столица Тырново состояла из хорошо укрепленной крепости (сохранилась в развалинах) на холме Царевец, над рекой Янтра, где находились царский дворец, резиденция Патриарха, административные здания, многочисленные храмы и из маленькой крепости на противоположном берегу реки, на холме Трапезица, где сохранились руины 17 церквей и монастырей. Замечательным памятником архитектуры нач. XIII в. является церковь апостолов Петра и Павла в Тырнове, отличающаяся изысканностью внутреннего убранства, главным элементом которого являются изящные колонны с капителями. Началом XIII в. датируется церковь Сорока мучеников (в руинах), на ее колоннах сохранились мемориальные надписи периода 1-го Болгарского царства. Окрестности Тырнова получили название Малой Святой горы благодаря множеству возведенных там монастырей (Преображенский, Килифаревский и Св. Троицы – все в руинах). В правление царя Иоанна Асеня II (1218-1241) были основаны знаменитые скальные монастыри в среднем течении р. Русенски-Лом, в окрестностях с. Иваново, действовавшие до конца XIV в. Располагавшаяся здесь т. н. Засыпанная церковь была освящена во имя св. Архангелов (сохр. фрагменты росписи – цикл чудес архангелов) и являлась одной из самых ранних. Наиболее известной постройкой комплекса является церковь, сооруженная при царе Иоанне Александре (1341-1371), относящаяся к числу лучших памятников периода позднего палеологовского искусства. В эпоху 2-го Болгарского царства активные контакты с Византией сохраняла Месемврия, что отразилось в архитектуре многочисленных церквей этого небольшого города. В различной степени сохранности до нас дошли храмы XIII-XIV вв.: св. Параскевы (XIII в.), св. Феодора (XIII-XIV вв.), св. Иоанна Алитургитоса (сер. XIV в.), Христа Пантократора (середина XIV в.) и св. Архангелов (XIV в.). Церкви св. Иоанна Алитургитоса и Христа Пантократора относятся к константинопольскому типу храма на 4 колоннах с предапсидным пространством; остальные представляют собой однонефные постройки с куполом. Вероятно, с запада они имели нартекс с колокольней в виде башни. Характерная черта этих храмов – фасад, отделанный декоративной кладкой и украшенный керамическими и каменными элементами. Фрески средневековых церквей Месемврии практически не сохранились, однако уцелел ряд икон того периода.

Среди сохранившихся монастырских построек выделяется башня-донжон в Рыльском монастыре, т. н. Хрелёва башня с часовней на верхнем этаже, сооруженная в 1335 г. Фрески часовни современны постройке и представляют оригинальную иконографическую программу с изображением Софии Премудрости Божией и сюжетов псалмов 148-150. Типичными являются маленькие однонефные сводчатые церкви, часто не имевшие притвора, строившиеся как усыпальницы семейства местного феодала или в память кого-либо из его членов.

Монументальная живопись. Большинство росписей XI-XII вв. сохранились фрагментарно. О бесспорных контактах с византийской столицей свидетельствуют росписи Бачковской костницы, ротонды св. Георгия в Сердике и Боянской церкви. Бачковская костница – единственная монастырская церковь-гробница с хорошо сохранившимися росписями, стиль которых перекликается с византийской живописью XII в. Фрагменты фресок церкви св. Георгия представляют 2 слоя живописи, датируемые 1-й половиной XI-XII в. Из фресок 1-го слоя частично сохранились 2 фигуры пророков в барабане, фигуры ангелов в куполе. Ко 2-му слою относятся фрески в боковых конхах с изображением праздников и фигур преподобных в западной части храма, отличающиеся монументальностью и лаконичностью. Сходными чертами обладают фрагменты росписи 1-го слоя Боянской церкви (1259): немногочисленные фигуры святых в 1-м регистре и на арках свода, фрагменты композиций «Распятие» в люнете западной стены и «Рождество Христово» в люнете южной стены. В росписи первоначального слоя церквей Земенского монастыря, в местности Колуши, и архангела Михаила в Риле прослеживаются черты периферийного художественного направления, для которого характерно превалирование линии над цветом, грубоватость в построении форм. Исключение составляют фрески церкви арх. Михаила в Риле, исполненные 2 мастерами, работа одного из них выделяется пластичностью образов. Связь с византийской художественной традицией подчеркивает расположенный в нише жертвенника образ почитавшегося в Константинополе св. Патапия. Среди фрагментов росписи церкви в Паталенице выделяются образ св. Феодора Тирона на южной стене, фигуры преподобных и др.

Традиционно с работой живописцев болгарской столицы связывают фрески Боянской церкви, представляющие образец византийской живописи XIII в. на Балканах.

В росписи однонефных церквей-гробниц, построенных местными феодалами, обычно представлены многофигурные ктиторские композиции: в церкви свт. Николая в с. Станичене (1331/32), церкви в Долна-Каменице (в настоящее время в с. Доня-Каменица на территории Сербии; ктиторы были подданными болгарского Видинского царства), свт. Николая в с. Калотина (1333/34), а также во 2-м слое живописи церкви Земенского монастыря и др. По стилю эти росписи относятся к народному направлению живописи, их тематика не отличается разнообразием, но имеет ряд особенностей (например, в церкви в Станичене св. равноапостольный Кирилл Философ изображен в конхе апсиды как епископ; в церкви Земенского монастыря в композиции «Распятие» показан эпизод с изготовлением гвоздей и др.). В середине – 2-й половине XIV в. были созданы росписи церкви Асеновской крепости, в которых, несмотря на плохую сохранность, очевидно высокое мастерство художников, и фриз с изображениями пророков (24 фигуры) в барабане церкви св. Георгия в Сердике.

Из сохранившихся в Болгарии средневековых икон лишь одна относится ко времени византийского владычества – чудотворная Петричская икона Божией Матери (типа «Гликофилуса»; после 1083) из Бачковского монастыря. Она представляет собой список одного из чудотворных образов Божией Матери из Влахернского храма в Константинополе. Сохранилось несколько икон XIII в.: свт. Николая с житием; Богородицы «Госпожи Жизни» (обе из Несебыра; находятся в филиале Музея средневек. искусства НХГ, в т. н. Крипте); двухсторонняя икона с образом Богородицы Одигитрии и циклом «Страстей Христовых» из г. Мелник (Роженский монастырь). К XIV в. относятся иконы: Богородицы Одигитрии из Юж. Фракии (НХГ Крипта); двухсторонняя икона с образами Христа Пантократора, с апостолами на полях и Богородицы «Горгоэпикоос», с пророками на полях из Несебыра (НХГ Крипта); «Собор св. Архангелов» из Бачковского монастыря (сер. XIV в., НХГ Крипта); древнейший образ св. Иоанна Рыльского (30-е гг. XIV в., НМРМ). Одной из наиболее почитаемых является икона из монастыря св. Иоанна Богослова, расположенного в окрестностях с. Поганово (в наст. время на территории Сербии). На одной стороне иконы изображены Богородица со св. Иоанном Богословом в образе старца, на другой – т. н. Чудо в Латоме, представляющее Христа Еммануила в сияющем круге, над скалами около озера – символы евангелистов, по обе стороны озера – пророки Иезекииль и Аввакум. Икону принято считать даром Елены Драгаш, супруги византийского императора Мануила II Палеолога, в память ее отца, деспота Константина Драгаша, погибшего в 1395 г.

Миниатюра. Создание иллюминированных рукописей в этот период связано с заказами царского двора и духовенства. В орнаментике (заставки, инициалы, миниатюры) утверждаются 3 стиля: неовизантийский, тератологический и балканский. Особое место занимают немногие рукописи XIII в., созданные при царе Иоанне Александре. Наиболее интересный памятник тератологического стиля – т. н. Добрейшево Евангелие (НБКМ. № 17) с миниатюрами на отдельных листах с образами евангелистов Луки и Иоанна, подле которого изображение предполагаемого заказчика и надпись: «поп Добрейшо молится святому Иоанну». Хроника Константина Манассии (Vat. slav. 2) 1344/45 г. и Лондонское Евангелие 1356 г. (Add. MS. 39627) являются копиями более ранних визант. оригиналов, созданных по заказу царя Иоанна Александра. Время создания Томичевой Псалтири (ГИМ. Муз. 2752) неизвестно, но ее происхождение также связывают с дворцовым скрипторием царя Иоанна Александра и относят к 3-й четверти XIV в. Интерес представляют Софийская Псалтирь (София. БАН. 2, 1337 г.- заставка в неовизантийском стиле и изображение Христа Ветхого Деньми), т. н. Евангелие царя Георгия Тертера (РНБ. FN. I. 84, 1322-1323 гг.- образы евангелистов), Лествица (РНБ. Погод. 1054, XIV в.- образ прп. Иоанна Лествичника) и др.

Прикладное искусство. Большая часть сохранившихся памятников является привозной или несет в себе черты влияния крупных императорских мастерских из Константинополя. Периодом визант. владычества, XI-XII вв., датируются «Старозагорские плиты» (СНАМ) с изображениями павлинов и льва, рельефа с образами апостолов Петра и Павла из крепости Цепина около с. Дорково в Родопах (ГЭ) и рельефное изображение Иисуса Христа (в рост) из церкви св. Георгия Старого (СНАМ). Эти образы, исполненные в технике низкого рельефа, представляли собой составные части алтарной преграды. Много деталей каменной пластики периода 2-го Болгарского царства происходит из Велико-Тырнова и Червена. Большой интерес представляют найденные на холме Царевец капители с рельефными украшениями: с монограммой царя Михаила Шишмана, с изображением двуглавого орла и др. (все в Историческом музее в Велико-Тырнове). Двуглавый орел изображен также на фрагменте крышки саркофага XIV в., предположительно царя Иоанна Александра (там же), найденном при раскопках Дворцовой церкви на холме Царевец. Единственным примером круглой пластики являются 3 мраморные главы, обнаруженные в тырновской церкви Богородицы Одигитрии, представляющие собой части композиции «Распятие» (там же). В технике высокого рельефа исполнен образ святого из церкви № 1 в Червене.

В эпоху 2-го Болгарского царства широкое распространение получила керамика. Значительная часть керамической посуды оформлена в технике граффито, в XII в. проникшей в болгарские земли из Византии и сохранившей ближневосточные черты. Центрами производства керамики были Тырново, Варна, Червен, Месемврия, Сердика и др. В росписи сосудов использовались геометрические, растительные и зооморфные мотивы: многочисленны изображения птиц, реже – львов и грифонов; единичны изображения голов людей или гравированные монограммы болгарских царей Иоанна Александра и Иоанна Шишмана и Тырновского Патриарха Феодосия. Широко представлена декоративная керамика, служившая украшением фасадов дворцов и храмов.

Традицию производства рельефных керамических икон продолжают 2 тырновских медальона с образами архангела Михаила и благословляющего Христа (СНАМ), служившие, очевидно, украшением рамы (иконы, напрестольного креста или переносного алтаря), состоявшей из 13 рельефных миниатюрных керамических икон с изображением святых и евангельских сцен (коллекция из Червена, СНИМ). В качестве модели для них были использованы отпечатанные в глине иконы из стеатита.

Широко была распространена стеатитовая пластика (миниатюрные иконы и нагрудные кресты), расцвет производства которой пришелся на XII-XIII вв. Среди выдающихся произведений этого рода рельефная икона вмч. Димитрия (XII-XIII вв., СНАМ); икона с образами Иисуса Христа и ап. Фомы (XII-XIII вв., Исторический музей в Русе); фрагменты образа св. Феодора Стратилата (XI-XII вв., Исторический музей в Велико-Тырнове); икона святых Георгия, Димитрия и Феодора Стратилата (XIII-XIV вв., там же); икона св. Георгия (XII-XIII вв., СНАМ); рельефная икона из алебастра св. Георгия (XII-XIII вв., Археологический музей в Пловдиве).

Предметов ювелирного искусства, изготовленных в Тырнове, сохранилось немного, например золотые пластины с изображением льва и дракона, служившие украшением пояса (XIV в., Исторический музей в Видине). Константинопольское происхождение имеют миниатюрный медальон с образом св. Акепсима из золота и эмали (XII в., СНАМ), икона-реликварий из г. Елена с изображением Богородицы Агиосоритиссы на одной стороне и Голгофского креста – на другой (золото, эмаль; XII-XIII вв., СНАМ), а также бронзовые матрицы для икон Благовещения и Богородицы с Младенцем (XII-XIII вв., Исторический музей в Стара-Загоре).

Большинство литийных крестов (ок. 200), сохранившихся главным образом во фрагментах, имеют византийское происхождение. Некоторые из них (например, бронзовый крест XII в. с изображением архангела Михаила; Исторический музей в Велико-Тырнове) были изготовлены в мастерских Константинополя. Расцвет металлической пластики палеологовского искусства связывают с такими памятниками, как оклады икон Богородицы Елеусы (1310, собор Успения Богородицы Бачковского монастыря), Одигитрии из Несебыра (1342, СНАМ), Одигитрии из Мелника (XIV в., СНХГ) и оклад Охридского Евангелия (XIV в., СНАМ). Одним из традиционных элементов украшения ставротек, окладов Евангелий и икон являлись ажурные диски сферической формы со сложным геометрическим плетеным орнаментом.

Данный орнаментальный мотив использовался и в технике резьбы по дереву. Врата и трон Хрельо (оба – XIV в., НМРМ) и врата из церкви свт. Николая Болничкого в Охриде (XIII-XIV вв., СНИМ) с символической декорацией, включающей фигуры львов, грифонов, фантастических животных и св. всадников, представляют собой шедевры искусства монументальной резьбы по дереву этой эпохи.

В болгарских храмах и музеях хранятся образцы византийских и балканских литургических тканей XIII-XIV вв., большая часть из них была произведена в императорских мастерских Константинополя: плащаницы императора Андроника II Палеолога, одна из Охрида (нач. XIV в., СНИМ), другая из Бачковского монастыря, вложенная Матвеем и Анной (кон. XIV в., ЦИАМ), 3-я из приходского храма в г. Рила (кон. XIV в., церковь свт. Николая в Риле); 4-я яннинского деспота Изауса и его супруги Евдокии Бальшич (XV в., Исторический музей в Благоевграде). Из Охрида происходят 2 шитые пелены с изображением Богородицы Оранты, подаренные эпирским деспотом Феодором Комнином и его женой Марией Охридскому архиепископу Димитрию II Хоматиану (1216, СНИМ), и с изображением Распятия Христова (ок. 1295, СНИМ).

Date: 2015-08-24; view: 399; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию