Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Инновации. Рабочие факультеты





«Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством… Но мы требуем… немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники. Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами и чтобы начато было оно немедленно, т. е. к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту» [185]. В августе 1918 г. были отменены вступительные экзамены в вузы. Не требовалось представлять документ об окончании средней школы. Всем поступившим в вузы обещали социальное обеспечение. Были отменены также зачеты, экзамены, обязательное посещение лекций.

Скоро стало ясно, что без минимальной школьной подготовки дети рабочих и крестьян овладеть высшими знаниями не смогут. Тогда с 1919 г. были созданы рабочие факультеты, в которых молодые люди за 3~5 лет осваивали материал средней школы. После этого они учились в вузах. Рабочие факультеты просуществовали до середины 1930-х гг. Со второй половины 1930-х гг. для поступления в вузы требовался документ об окончании средней школы. Систему рабочих факультетов сменили подготовительные отделения. Большое распространение в советское время получила система вечернего и заочного обучения.

 

Ленин видел трудности строительства социализма в стране, не завершившей своего развития в рамках капиталистической формации. Похоже, он рассчитывал на творческий потенциал народа и своей партии. «Социализм не создается по указам сверху. Его духу чужд казенно-бюрократический автоматизм; социализм живой, творческий есть создание самих народных масс», – писал он[186]. В НЭПе глава советского правительства и правящей партии видел стратегию построения фундамента социализма. Ленин видел и такие опасности, как бюрократизм в государственном аппарате, взяточничество, бескультурье и коммунистическое чванство у советских и партийных чиновников. При жизни Ленин (с марта 1923 г. он был абсолютно недееспособен, тяжело болен), по существу, не ставил вопрос о нэпизации политической и духовной жизни, одобрял жесткие методы подавления антисоветской, антикоммунистической оппозиции (старой гуманитарной интеллигенции, православной церкви и т. д.).

Ленин рассматривал соревнование социалистического, частнокапиталистического и других укладов в качестве важнейшего стимула для развития производительных сил страны. Он видел будущую Россию могучим, индустриальным, независимым в политическом, экономическом и техническом отношениях государством с развитым сельским хозяйством, с культурным, образованным населением. Будущий социализм основатель Советского государства определял как «строй цивилизованных кооператоров при общественной собственности на средства производства, при классовой победе пролетариата над буржуазией»[187]. В. И. Ленин был уверен, что «из России нэповской будет Россия социалистическая»[188].

В то же время принципы, на которых строился НЭП, успехи «рыночного социализма» в обществе оценивали по-разному. Противники коммунистической идеологии считали, что она утопична, показала свою несостоятельность и НЭП является способом реставрации буржуазно-демократического общества. Крайне левые считали «капитуляцию перед капитализмом» недопустимой. Они указывали на многочисленные противоречия развития страны в условиях НЭПа, на то, что называли «гримасами НЭПа». Жесткая политика сокращений привела к появлению огромной безработицы – к 1928 г. не имели работы 1,8 млн членов профсоюзов, или 10–15 % их состава. К десятилетию Октябрьской революции пособие по безработице составляло около 15 рублей. На него можно было купить две пары обуви, но о полноценной жизни говорить не приходилось. Большое раздражение вызывало неравенство в доходах. Многие рядовые рабочие, с завистью наблюдая за образом жизни нэпманов, этих «новых русских» того времени, задавали себе вопрос: «За что боролись?!» Тем же рядовым работягам не нравилось и усиление интенсивности труда на производстве, восстановление руководящей роли и большого отрыва в заработной плате у инженерно-технических специалистов. НЭП расшифровывали как «новую эксплуатацию пролетариата», нередко устраивали самую настоящую травлю, даже убивали требовательных специалистов. Были известны случаи мести врачам за результативное лечение, агрономам – за принципиальную позицию при землеустроительных работах. Все это были проявления «спецеедства». Развитие капиталистических отношений сопровождалось криминализацией общества. Хищения, «разбазаривание» государственного имущества и коррупция, бандитизм, проституция, наркомания, винокурение, азартные игры, хулиганство – все это связывали с развитием НЭПа. «Гримасы НЭПа» вызывали нарастающее недовольство части рабочих, служащих, беднейшего крестьянства, низовой интеллигенции, многих партийных, советских, профсоюзных и других больших и маленьких начальников. Партийно-советской верхушке больше всего не нравилось расширение сфер жизни, не подчиненных жесткому контролю, возможное появление претендентов на руководство страной.

 

• Имена. Владимир Ильич Ленин (Ульянов)

Владимир Ильич Ленин (Ульянов) (1870–1924). Родился в семье известного в Поволжье деятеля народного образования Ильи Николаевича Ульянова, который за свои успехи по службе получил звание потомственного дворянина, хотя сам был из мещан, а предки по мужской линии были крепостными. В. И. Ульянов экстерном (заочно) сдал экзамен за курс юридического факультета Петербургского университета. Участвовал в марксистских кружках, в создании Союза борьбы за освобождение рабочего класса. Арестовывался и отбыл трехлетнюю ссылку в Сибири.

В 1903 г. участвовал во Втором съезде РСДРП и возглавил радикальное крыло партии – большевиков. Рано приобрел известность как теоретик и публицист российского марксизма, вел острую полемику, был сторонником свержения самодержавия и установления диктатуры пролетариата. Принимал участие в революции 1905–1907 гг., после которой был вынужден эмигрировать. В годы Первой мировой войны выступал за то, чтобы социалисты всех стран не поддерживали свои правительства и готовились к тому, чтобы превратить империалистическую войну в гражданскую. Ленин являлся одним из лидеров «интернационалистов».

По возвращении в Россию в апреле 1917 г. В. И. Ленин разработал стратегию и тактику партии большевиков, которая привела их к власти. С октября 1917 г. был председателем Совета народных комиссаров, затем председателем СНК РСФСР и председателем СНК СССР. Был членом Политического бюро РКП(б). В. И. Ленин формально не занимал высшего поста в Коммунистической партии, но был ее бесспорным лидером, вождем с непререкаемым авторитетом. Обладал огромной волей и энергией, большим интеллектуально-творческим потенциалом. В 1918 г. был тяжело ранен в результате террористического акта. С марта 1923 г. из-за тяжелой болезни отошел от государственных дел. После смерти тело было помещено в Мавзолей на Красной площади в Москве.

Успехи советской, НЭПовской экономики были впечатляющими даже на фоне происходившего во всем мире общего экономического роста. Социалистический путь, социалистическая альтернатива капитализму, НЭПовская модель развития выглядели достаточно жизненно и эффективно.

 

Но в конце 20-х – начале 30-х гг. XX в. И. В. Сталин существенно скорректировал ход социалистического строительства в СССР. Все формы негосударственной собственности были административными методами ликвидированы или существенно ограничены. В экономических отношениях к концу 1930-х гг. стала абсолютно господствовать общественная, социалистическая, государственная собственность. Индивидуальные крестьянские хозяйства в ходе массовой коллективизации были объединены в колхозы, которые находились под жестким контролем ВКП(б) и Советской власти. После 1861 г. самодержавная власть сохранила для своего удобства общину (сбор налогов, выкупных платежей, административный контроль над крестьянами). С 30-х гг. XX в. колхозная система позволяла, как казалось, манипулировать огромными крестьянскими массами в зависимости от потребностей страны[189].

В промышленности также возобладала государственная собственность, а нарождавшийся слой нэпманской буржуазии разделил судьбу дореволюционных капиталистов. В управлении экономикой утвердилась командно-административная система, которая позволяла свободно маневрировать ресурсами, не считаться с затратами и скрывать информацию о подлинном состоянии дел.

Сталинские методы мобилизации ресурсов для решения наиболее важных на данный момент задач мало чем отличались от методов управления экономикой со стороны Петра I или египетского правителя Мухаммеда Али. Но эти методы на короткой исторической дистанции оказались вполне эффективными. К концу 1930-х гг. СССР по объему промышленной продукции обогнал Англию, Германию, Францию, занял первое место в Европе и второе в мире, уступив лишь США. Героическими усилиями народа за 1928–1940 гг. были сооружены 9 тыс. крупных промышленных предприятий. Впервые в стране появились автомобильная, тракторная, самолетостроительная, радиопромышленность, ряд других новых отраслей. Большим достижением стало производство синтетического каучука. Принятый в 1920 г. план государственной электрификации России (ГОЭЛРО) был значительно перевыполнен. СССР стал мощной промышленной державой.

 

Date: 2015-08-24; view: 303; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию