Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Человек в условиях кризиса мировой цивилизации
Становление западной индустриальной цивилизации и практически непрерывная модернизация всех сторон жизни общества способствовали духовной эволюции европейской и американской разновидностей Homo sapiens. В течение длительного времени человек формировался как существо разумное, которое умеет «властвовать собой». В культуре Запада под влиянием церкви и государства сложилась система ценностей и запретов, вырабатывались чувство стыда и самоконтроля, человек привыкал подчиняться всевозможным правилам, например правилам личной гигиены. Принято говорить о цивилизации манер, которая в XVIII–XIX вв. достигла своего апогея. Но во второй половине XIX – начале XX в. представления человека о самом себе подверглись сильнейшим деформациям. Чарльз Дарвин показал связь человека с грубыми животными, с силами природы, в которой царствуют инстинкты и идет безжалостная борьба за существование. Основатель психоанализа австрийский ученый Зигмунд Фрейд (1856–1939) выделил в личности сознание («окно», через которое человек воспринимает мир), подсознание («кипящий котел инстинктов», подчиняющийся только принципу удовольствия) и предсознание в качестве разумного начала в человеке, которое осуществляет «цензуру» над страстями. Фрейд впервые посмотрел на цивилизацию как на зло, насилие над человеком. Система запретов (табу), победа сознательного начала над бессознательным, подавление и вытеснение либидо (сексуального влечения, которому Фрейд придавал огромное значение) оборачивались для человека психическими расстройствами, комплексами вины и неполноценности, необоснованными страхами. Так происходило разрушение веры в гармонию мироздания и общества, в нравственные принципы и достижения цивилизации. Человек оставался один на один со своими страстями и эгоизмом, с быстро меняющимся и противоречивым миром. Думается, не случайно творчество Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского и А. П. Чехова нашло такой всемирно-исторический отклик и понимание. Концепция индивидуализма, абсолютно свободной личности, осознающей себя центром мироздания, развивалась в сочинениях немецких философов А. Шопенгауэра (1788–1860), М. Штирнера (1806–1856), Ф. Ницше (1844–1900). Разными путями, используя разную аргументацию, философы, писатели, общественные деятели говорили о формировании личности нового типа, о появлении в скором времени совершенного человека. При этом большие надежды связывались с техническим прогрессом, который позволял решать проблемы организации повседневного материального бытия людей и создавать условия для полноценной насыщенной жизни. Появление автомобиля, доступного для широких кругов населения, оказало значительное влияние на сознание людей наступившего XX в.
Date: 2015-08-24; view: 291; Нарушение авторских прав |