Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Математические и графические средства критического самовыражения
Новейшие средства критики. Структурализм. Современные средства, находящиеся на вооружении литературной критики. Математические приёмы при выявлении частотности присутствующих в тексте элементов и тропов. Графические способы интерпретации авторского замысла и композиции (схемы, графики, чертежи, рисунки). Структуральный анализ текста. Р. Якобсон, Р. Барт, Ж. Деррида о свойствах письма и дискурса. Структурализм как адекватное средство для интерпретации постмодернистской литературы. Широкое распространение структуралистской и постмодернистской критики за рубежом и в нашей стране. В середине 20 в. усилилась роль математических методов, особенно статистики, в Л., преимущественно в стиховедении, стилистике, текстологии, фольклоре, где легче выделяются соизмеримые элементарные отрезки структуры (см. Структурализм, Поэтика, Структура). Вспомогательные дисциплины — необходимая база основных; вместе с тем в процессе развития и усложнения они могут выявлять самостоятельные научные задачи и приобретать самостоятельные культурные функции. СТРУКТУРАЛИ́ЗМ В ЛИТЕРАТУРОВЕ́ДЕНИИ — науч. направление, ставящее целью системно-функциональное изучение словесного искусства.Эволюция С. в л. связана с деятельностью рус. и чеш. ученых, участников Пражского лингвистического кружка, рассматривавших лит. творчество в качестве коммуникативного процесса, что сделало актуальной проблему худож. знака. Здесь намечается схождение функционализма с более широким семиотич. подходом к-рый позже окажет сильное воздействие на С. в л. Для судеб структурного анализа важна также развитая «пражцами» теория бинарных оппозиций (двоичных противопоставлений), к-рая позволяет опознать различительные признаки элементов, участвующих в организации литературного произведения. Намерение объективизировать науч. описание направило осн. усилия исследователей на раскрытие внутритекстовых связей структурных элементов (синтактика), чему уделял особое внимание и «формальный метод». С. в л. сосредоточивается на анализе отдельно взятых текстов (как правило, поэтических), на рассмотрении лингвистич. уровней речи художественной, на теории перевода, проявляет активность в области фольклорной архаики и в стиховедении, к-рое обращается к количественным (вероятностно-статистическим) характеристикам ритмико-метрических схем (см. Литературоведение и математические методы и Стиховедение). По сравнению с синтактикой более труднодоступной для проникновения точных методов оказалась семантика словесного иск-ва (прежде всего — отношение структуры к внетекстовой действительности). Поиски в этом направлении только начинаются. Здесь С. в л. ставит своей целью изучение той «модели мира», к-рая создана в лит. произведении или группе произведений, соположенных в творчестве отдельного автора, в жанровой системе или в художественном направлении. До сих пор остается слабо освещенным третий аспект структурного подхода к лит-ре — прагматика (связь, возникающая между структурой и автором, структурой и адресатами худож. сообщения). Усилилось взаимодействие С. в л. со смежными разделами гуманитарного знания — культурной антропологией.Одним из наиболее уязвимых пунктов С. в л. остается примат статических (синхронных) моделей науч. описания над историческими (диахронными). Оправданный применительно к слабо изменяющимся худож. системам (фольклор, ср.-век. книжная архаика), а также при изучении относительно консервативной синтактики, чисто синхронный подход недостаточен в исследованиях по семантике и прагматике, особенно в тех, к-рые затрагивают лит-ру нового времени. Сейчас С. в л. охотнее включает в круг своих тем диахронную проблематику, но при этом непрерывный историко-лит. процесс часто оказывается представленным в виде последовательности прерывистых «поперечных срезов». Поскольку статика художественных систем являет собой частный случай их динамики, можно предположить создание специализированных диахронных концепций словесного иск-ва — более общих, нежели те, к-рые сложились на базе моделирования литературной синхронии. Date: 2015-09-03; view: 395; Нарушение авторских прав |