Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Московский период творчества Феофана Грека





Феофан Грек. Московский период (по книге Алпатова)

До 1395 ничего о Ф не известно. После в письменных источниках упоминается:

- 1395 «подписана» новая каменная церковь Рождества Богородицы Феофана Г, Семеном Черных и его учениками

-1399 – церковь св. Михаила ф+ ученики

- 1405-церковь Благовещения вместе в Рублевым, старцем Прохором.

О двадцати годах его в России ничего не известно. Лишь в 1405 году мы узнаем о его работе – Благовещенском соборе, что составляет вторую часть наследия мастера. Предположение 20 лет он провел в Москве.

Москва в те времена жила более широко, чем Новгород. Ее место на перепутьях культуры в 15 веке отразилось в ее летописи, в которой содержится информация о Византии и Сербии, о Литве, о Западе и об Орде. Повествование прерывается повестями (о жизни митрополита Алексея, о Сергии, о путешествиях в Константинополь и Святую землю; нравоучительные рассуждения о Мамаевом побоище или о любимце князя Дмитрия Митяе). Сам язык летописи изменился: то риторика, то простота слога, то разговорная речь, то напыщенный церковный стиль, то молитвенное состояние. Обычно картины безжалостной картины заканчиваются: «И бысть тишина в русской земле».

Изменился круг действ лиц: говорили о

- князе Дмитрии Ивановиче (о каждом его шаге политической деятельности и завершали горестным оплакиванием его смерти)

- о Владимире Андреевиче (прозвище Храбрый) как об образцовом сподвижнике и помощнике старшего

- упоминают сына Василия Дмитриевича и многих других

! в особенности: митрополита Киприана, Сергия Радонежского, Кирилла Белозерского, Стефана Пермского - за то, что они умеют соединить деятельность с заветами византийских отшельников

Феофан проявил пытливость. Всматривался в работы греческих мастеров и в произведения русских, в которых могли сказаться местные представления.

Он ходил в успенский Собор Московского Кремля, где разглядывал изображение Спаса Ярое Око, увлекала его Троица, икона Петра и Павла, мастер которой не сумел использовать новую технику для создания своего образа. Его внимание привлекал Деисус, выполненный в Константинополе для русского Высоцкого монастыря = увлекало то, что здесь византийские мастера неудачно старались подделаться под манеру русских. Возможно его привлекала икона «Благовещение», в которой автору удалось передать целую фресковую композицию – драгоценное изящество ангела и покорное благоговение Богоматери сопровождалось таким хрупким движением коллонады.

После 20 лет проживания в России Ф не чувствовал себя отщепенцем – мог изложить свои мысли, пользуясь русской речью.

Ф имел возможность соприкасаться с руководителями русского народа. Судя по тому, что рассказывали о московском великом князе Дмитрии, об его привязанности к Митяю, можно догадаться, что искусство Феофана мало затрагивало князя. Феофан не был похож на митрополита Алексея, Сергия Радонежского, кот в жизни не имел такого успеза как Митяй. Зато, судя по летописи, заслужил большое внимание Владимира Андреевича. Он самолично расписал в его доме каменную стену, написал изображение всей Москвы. Это происходило в силу внутреннего согласия с князем.

В эти годы Ф сблизился с одним из ярких представителей русской интеллегенции того времени – с Епифанием премудрым (прозвище Премудрый, т к он намного превосходил средний уровень, хотя сам жаловался что воспитание его прошло без Афин). Епифанию принадлежит житие Сергия Радонежского и Стефана Пермского. Вполне возможно, что он мог приобщить Ф к начаткам русской культуры. Вначале епифаний писал многословные убедительные речи, позже осталось лишь изящество речи, ряд красивых оборотов (пример письмо Кириллу Тверскому. Его письмо – значительный шаг в становлении худ критики в России; это 1ый пример оценки искусства на основании непосредственного впечатления = до него писатели писали – типа сказать уму непостижимо). Письом преобретает хар-р повода, за которым стоит тайное намерение поведать свой восторг; письмо

Письом преобретает хар-р повода, за которым стоит тайное намерение поведать свой восторг; письмо отличается правдивостью!! В остальном письме дается точное определение основных намерений Ф: умение Ф писать не глядя на образцы. Совершенство Ф состоит в умении находить образ, не смущаясь присутствием посторонних, лбдумывая воспринятое своими чувственными очами. В этом кратком определении ис-ва Епифпний дает формулу средневекового метода: непосредственная деятельность +общие законы, кот называли «добрыми».

Противопоставляя величию и дерзости Ф свою неолвкость, Е уничижает себя. Е считает Ф – великим мастером и приравнивает московский кремль и Софию константинопольскую. Но сам Ф говорил что описать все невозможно, можно лишь «малость» таким образом,ч тобы каждй ЧК мог почувствовать по «сотой доле», что представляет из себя весь объем. В конце Е вспоминает, как напуганный осадой Москвы татарами, он искал спасения у своего адресета и там показал свою книгу, украшенную Ф. Письмо – отражение поклонения перед иск-ом Феофана. Даже Рублеву не посвящено характеристики равной письму Епифания.

МИНИАТЮРЫ и ИКОНЫ в МОСКВЕ. Ф украсил Евангелие Кошки заставками и заглавными буквицами (1392г). Евангелие Кошки, помимо оранментальных украгений в начале каждой главы, имеет на каждой странице красивые заставки. Эти украшения не находят себе близких аналогий в византийской миниатюре. Вся рукопись петсрит зверями, драконами, птицами = эти животные превращаются в фантастические существа. Грань межде реальным и воображаемым едва уловима. Особенно интересно когда петушка обнимает неизветсно откуда взявшаяся змея. В др случая изображен зверь на 2х ногах, но продолжение имеет тело змеи. Буквицы обладают изобразительной силой.

В этом соединении реальных форм и воображаемых мог перенять у византийца мануила Фила.

В хар-ре украшения книги можно заметить черты, кот свойственны Ф: резкие и колкте формы типичну ему, в колорите преобладают холодные цвета – синий, нак от накладывается золото, чтобы оно просвечивало через краску.

- Евангелие Хитрово (к 14-нач 15в), где в орнаменте и миниатюрах все дается смягченным, более уравновешенным. Общий стиль исполнения напоминает Андрея Рублева. Миниаюры с изображением евангелистов и их символов (в соосбенности символа евангелиста Матфея - ангела).

В Москве скорее всего написана икона «Успение». На одной стороне этой иконы изображена Богоматерь Умиление Донская. В 1394 в Москву была перенесена из владимира икона Владимирской Богоматери. Икона пользовалась популярностью. Иконе приписывалось магическое воздействие, благодаря котору Тохтамыш не был допущен в Москву. Все это мог наблюдать и Ф Грек.

Живопись Палеологов любила тему Богоматери умиление. В настенной живописи Кахрие-джами есть изображение Богоматери умиление, но та композиция написана для восприятия издалека. Маленькая икона эрмитаджа так миниатюрна, что мотив умиления носит сугубо личный хар-р. Богоматерь, кот задумал Ф, представляет собой переработку Владимирской. Она уступает своему оригиналу. Самое замечательное в иконе то, что в ней в соотвестви сов всем строем визант иск-ва в отношении богоматери и сына и царит нечто зыбкое. Матбб его прижимает, сын тянется к матери. Глаза широко раскрыты, они полны нежностью и задумчивостью. Взгляд матери полон тоски. В ней есть страдание, тревога и нежность, все эти чувства слились воедино.

В донской богоматери все стало на свое место. Все ясно подчиняется логике. Мария склоняет голову. Очертания младенца образует пирамиду. В чертах лица матер нет ничего невероятного, неясного. Это придает матери особую уверенность и силу. В лице Донской Богоматери блики, особенно около глаз, несколько схематичны. Черты лица становятся более мягкими. Розоватость щек и носа воспринимается как черты земного счастия. Шея богоматреи раскрыта и читается вместе с ее лицом. Такой мотив шеи в иконописи – редкое явление. Если Донская по своему хар-ру может вызвать сомнение относительно Феофана, то Успение точно принадлежит Феофану.

«Успение Богоматери» - многофигурные композиции,в которой нижний ярус заполеннеи фигурами в полный рост, в верхнем ярусе она летит по небу (чисто русское – множество фигур) в Византии = фигуры равны среднему человеку, фигура христа выделена тем что над ней поднимается ангел и две арки. Фигура богородицы покоится на ложе, кот сторится перспективно.

В иконе успение ф смело увеличивает размеры фигур Христаи придает сцене торжественный хар-р. Выросший чуть ли не до небес и Христос и на ложе маленькая мария. Группа апостолов преельно сжата, каждый апостол занимает место неизмеримо меньше чем христос. Только петру и павлу(в светлых одеждах), кот стоят возле мари, предоставлены подобающие места. Подставка свечи имеет опред значение = заметна обратная перспектива – все это в противовес стоящей подставке. Художник хотел показать что ложе чисто и священно. Композиция иконы – помимо Христа имеются две вертикали: край слевам и край справа. Преувеличениие размера Христа имело важное значение.

Остальные фигуры изображены четко, носят очень резкий хар-р, четко выявлены сияющие блики синего и белого цвета.

Успение было повторено еще в 1405, где присутст феофановские фигуры – петр и павел, свеча, христос с младенцем.

ИКОНА ПРЕОБРАЖЕНИЕ была храмовой иконой в спасо-преображенском соборе. Икона от русских отличается тем, что носит чисто богословский хар-р иичетко отражает евангельское событие. Христос обращается к людям, его слушают пророк Иль\, протягивая руку, Моисей. Испуг написан на лицах апостола Петра и особенно апостола Иоакова, закрывающего себе глаза. Отдельные фигуры, в частности Христос, не похож на христа Благовещенского чина. Это относится и фигурам пророка. Цвета: светлое, посчти белое одеяние Христа; весь ореол за его фигурой синеватый с золотыми бликами, все остальные тона более темные. Они определяют впечатление от иконы. Зеленые тона горок и плащ Ильи. Красный плащ моисея. Много белых пробелов которые дают единство. Свет у Феофана символизирует его озарение.

Благовещенский собор Московского Кремля.

- первый русский иконостас с фигурами в рост.

-деисусный чин – это моление, совершаемое высшей духовной иерархией перед троном царя небесного за всеь род людской

- отличит черта икон – больше свободы – т.е. каждая фигура обладает полнотой и чувствует себя свободно

Композиция цельная, но в тоже время распадается на 9 икон. В центре фигура спаистеля, по одну сторону богоматерь. Плачущая о людях, по др сторону иоанн креститель. Потом 2 крылатых существа, ангелы, примирители. Далее павел и петр и весь ряд завершается Иоанном Златоустом и василием Великим. Все фигуры чина не нарушают правильных пропорций. Внимание обратите на босые ноги павла и ноги крестителя, поставленных рядом. Фигуры охарактеризованы без преувеличения. В центре всей композиции чина находится фигура Спаса – он как судия решает судьбы людей. Христос внимает словам просящим у него милости. По правую руку – Богоматерь (ее руки подняты вверх, что не характерно для деисусного чина, где они обычно опущены). Архангел Михаил тоже обращается с молитвой к вседержителю. Фигура петра выполнена учеником Ф, она более пластична, чем все фигуры. Иоанн Креститель молит Хр униженно, покорно ждет исполнения своего моления. Его руки выражают покорность, готовность прянть каждый знак внимания вседержителя. Архангел Гавриил более выражает молитвенный хар-р: голова на тонкой шее полнее показывает обращение его к Христу. Павел обрисован более округленно, что придает большую гармоничность.!!!Фигуры не связаны друг с другом никакой идеей, просто автор собрал их воедино, чтоб показать что они все молятся о помиловании грешных людей.

Идея представить христа в белых одеяниях пришла от впечатления от визант иконы Христа, кот была прислана из Константинополя. Вседержитель сидит вбелой одежде с золотом, выделяясь на красном, и красное на черном(но ни один цвет не преобладает).

Фигура богоматери Благовещ иконостаса представлен в красивом темно-синем плаще. Синий – традиционный в Византии цвет для богоматери. Плечи плаща отливают голубым. Лицо богоматери – охра с красной описью. Лицо Гавриила округлое (круг = Рублевская манера)

Павел и петр. Петр – светло-охряный плащ, светлое пятно. Павел – светло розовый +много оттенков. Иоаан Златоуст – зелено-глухой цвет, в руках у него книга с красным обрезом. Фигура его повернута к центру.

Центр (вседержитель) – бескрасочное, остальное – динамика. Все краски затухают и загорают в зависимости от значимости. Феофан приходит к убеждению, что иерархия яв-ся ясной формой, что она может в молитве собрать людей.

 

Date: 2015-09-03; view: 494; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию