Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Феофан Грек и исихазм





РОДИЛСЯ ок.1330 – 1415

История русской живописи начинается с истории иконописи, фрески, мозаики. Авторы большинства шедевров древнерусского церковного искусства нам не известны, за редкими исключениями. К таким великим исключениям относится Феофан Грек, иконописец, чье имя по праву может открыть «Энциклопедию русских художников».

Выдающий русский иконописец, грек по происхождению, мастер книжной иллюстрации. Феофан грек прибыл на Русь из Византии уже опытным живописцем. К этому времени им были расписаны церкви в Константинополе, малоазийском городе Халкидоне. Но ни одна из тих росписей не сохранилась. В 1370-х годах он поселился в Великом Новгороде, в 1378 начал работу над росписями церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Можно сказать, что это - главный памятник, по которому мы сегодня можем судить об искусстве Феофана.

Феофан, действительно, был отличный «философ». Его росписи в Спасо-Преображенской церкви - один из самых лучших примеров иллюстрации «учения» Григория Паламы. Центральный вопрос в его трактатах - Фаворский свет - Свет, преображающий природу человека. С Паламой также связывают расцвет исихазма - подвига молитвы и молчания, внутренней сосредоточенности (исихазм - более глубокое, сложное понятие, но для того, чтобы понять живопись Феофана Грека, пока достаточно и этого краткого описания). Именно свет и внутренняя молитвенная сосредоточенность - главная суть живописи Феофана, качества, которые он доносит до зрителя.

Самое удивительное это то, как сложное богословие через искусство, через чувственное - наши глаза - напрямую передает духовное послание душе и духу человека. (Вспомним, к тому же, что большинство зрителей-прихожан в XV веке не только не разбирались в тонкостях богословской науки, но многие из них не умели читать).

Посмотрим на фрески Преображенского храма - Спас Вседержитель в куполе, праотцы и пророки в барабане, росписи апсиды (святители, Евхаристия, несколько Праздников, Сошествие во ад, «Проповедь Христа апостолам») и Троицкого придела (ветхозаветная Троица, столпники, «Знамение» с ангелами, Престол со святителями, медальоны со святыми).

В них Феофан полностью концентрируется на изображении отдельных фигур, (даже если это сцены), а не на взаимодействии персонажей и повествовании о том или ином событии. Образы строгие, сосредоточенные. Основной художественный прием художника - пробела (высветления, вспышки краски), которые призваны выделить главные черты фигур, при этом они показывают внутреннюю силу и энергию, дополнительно подчеркивают сосредоточенность, глубину, обращенность вовнутрь. Духовное усилие - вот главная характеристика и образов, и самого творческого процесса иконописца.

К концу XV века в древнерусском искусстве будет преобладать уже другая линия - спокойствие, задумчивость, красота образов. Эти характеристики ближе к другому столпу Православия - Сергию Радонежскому, влияние личности которого очень быстро распространилось к концу столетия. Но есть то, что, безусловно, объединяет две эти линии - суровой сосредоточенности (Феофан Грек) и спокойствия (Андрей Рублев). Их языком передаются нам сложные богословские понятия и особые состояния духа, которые словами не описать. И это сложное становится для нас простым, гармоничным, совершенным.

Но Новгород надолго сохранит этот особый напряженный дух, строгий настрой - холмы, старые церкви посреди дворов, потускневшая живопись, которая испытала очень сильное воздействие искусства Феофана.

Ветви исихастской традиции имеются во всех странах Православия — Болгарии, Сербии, Румынии, Грузии; но главный очаг Традиции в послевизантийский период — в России. История русского исихазма проходит те же начальные этапы: активное монашеское движение возникает вслед за христианизацией Руси и прямо ориентируется на раннее египетско-палестинское пустынножительство; влияние же более углубленного «синайского исихазма», хотя он и ближе по времени, — незначительно. Но следующий крупный этап, в эпоху Московской Руси XIV—XV вв., уже впитал воздействие и «синайского исихазма», и Исихастского возрождения. Это — русская параллель последнего: Традиция не только достигает зрелых форм, но оказывает влияние на многие сферы культуры, церковной и социальной жизни. К ней примыкают Сергий Радонежский, Феофан Грек, Андрей Рублев; полное и чистое ее выражение дает св. Нил Сорский (1433—1508) и предводимое им заволжское («нестяжательское») монашеское движение. Однако русское (и православное) религиозное сознание в его истории и структуре определяется не одним исихастским руслом, следующим установке обожения, но сочетанием двух русл, из коих второе порождается установкой освящения, сакрализации, унаследованной от языческой религиозности (так, в элементе освящения обычно строятся в Православии отношения Церкви и мирской власти).

 

Date: 2015-09-03; view: 629; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию