Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Западноевропейская культура в эпоху средневековья и Возрождения





Мир средневековой западноевропейской культуры представлял собой результат слияния разных культур — античной греко-римской и варварской, носителями которой были европейские племена, находившиеся на стадии разложения первобытно-общинного строя. В культуре средневековой Европы выделяются три периода:

 

культура раннего Средневековья — 5-10 вв.

 

культура классического Средневековья — 11-14 вв.

 

культура позднего Средневековья — 15-17 вв.

Последний период, в силу исключительности характерных для него культурных явлений, выделяют в самостоятельный этап - Возрождение (Ренессанс).

Важнейший и общий для всех этапов фактор, влиявший на культурную жизнь общества — христианская церковь. Церковь учила, что человек от природы слаб и склонен к греху; поэтому без помощи церкви он не может получить спасение: именно церковь и только она есть необходимый посредник между Богом и человеком. Спасение было обещано всем, кто следовал христианским заповедям и тем самым приближался к Христу. Однако Господь - главная ценность мира - находился за границей реального бытия, поэтому люди считали себя странниками на земле, цель жизни которых - достичь обители Бога. Ориентация на человека объявлялась неверной, поскольку любой человек являлся частью всего лишь земного, а не божественного мира. Отсюда и земные блага выступали не самоцелью, а средством для культивирования ценностей неземных. Провозглашался культ аскетизма, также желательной линией поведения становилось стремление к самопожертвованию во имя веры - важнейшие черты средневековой христианской культуры.

Христианство стало официальной религией в Римской империи в четвертом веке до н.э. После раздела империи христианство одинаково утвердилось утвердилось и в Западной, и в Восточной ее частях. Однако между Западной (западноевропейской) и Восточной (византийской) церквями постепенно накапливались разногласия. В 1054 г. произошло окончательное разделение Западной и Восточной церквей на католическую и православную (ортодоксальную). Формальным поводом для разделения церквей явился теоретический спор о филио-кве — вопрос о том, от кого исходит Дух Святой. Западная (католическая) церковь утверждала, что Дух Святой исходит как от Бога-Отца, так и от Бога-Сына, совечных и соравных друг другу. Восточная (православная) настаивала, что источник Бога Духа — только Бог-Отец. Разделение церквей, берущее начало в эпоху Средневековье, сохраняется и в современном мире.

^ Раннее Средневековье Наиболее прямое и сильное влияние на жизнь общества христианство оказывало в раннее средневековье. В Западной Европе церковь заняла особое положение, при котором римский папа обладал важными политическими полномочиями. Римские епископы, с четвертого века именовавшиеся папами, присвоили себе важные политические функции. Они утверждали королей и императоров в их сане, они же могли предать их анафеме и отлучить их от церкви — в раннехристианской Европе это было страшным наказанием.

Ко времени раннего Средневековья относится возникновение ересей — от греческого hairesis — особое вероучение. Наиболее широко распространенными были несторианство, сторонники которого отрицали догмат о божественной сущности Христа, и монофизитство, которое, напротив, видело в Христе только Бога, и отрицало в нем человеческую природу. Для борьбы с ересями была учреждена инквизиция — от латинского ingusitio — розыск, которая действовала как церковный суд.

Огромную роль в раннехристианской Европе играли монастыри — центры культурной жизни, определявшие систему образования. Наиболее известные монашеские ордена - доминиканский и францисканский. При крупных монастырях создавались школы, в которых преподавались «семь свободных искусств» - грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Были и низшие церковные школы, в которых учили молитвам, церковному пению, латыни, письму и таблице умножения. Светских школ почти не было. Мало было и учебников: книги писались от руки и стоили чрезвычайно дорого. Низким был уровень грамотности.

В раннее Средневековье изобразительные искусства полностью подчинялись идее божественного служения. Самым популярным художественным стилем был романский — стиль крепостной архитектуры.

Норманнская крепость, строители неизвестны, 10-11 вв., север Франции Для романского стиля характерны суровая массивность форм, узкие оконные проемы, высокие башни, росписи, рельефы, отказ от реализма в трактовке природы и изображении человеческого тела, плоскостное двухмерное изображение, нарушение пропорций фигур.


^ Классическое Средневековье

 

Церковь по-прежнему определяла общественную идеологию. Уже обладая огромными богатствами, она продолжала увеличивать их, в частности, продавая индульгенции — свидетельства об отпущении грехов — полном или частичном. Оставались сильными и ее позиции в образовании, однако ее прежняя полная монополия в этой сфере была нарушена. Это связано с появлением светских школ, особенно распространенные в Англии. 10-11 веках появляются первые университеты. Все университеты имели в своем составе четыре факультета — философский (или богословский), юридический, медицинский и подготовительный (артистический, так как на нем преподавали «семь свободных искусств»). Преподавание во всех западноевропейских странах велось на латыни; упор делался на теоретические дискуссии, а опыт, как метод познания, недооценивался. Главной целью науки — схоластики считалось не преобразование природы, а стремление понять сотворенный Богом мир.

 

Тем не менее, развивались и естественнонаучные знания — химия, физика, астрономия. Этому способствовал рост городов и появление городской культуры, гораздо более светской по характеру. Как итог - складываются новые литературные жанры - ученая поэзия, поэзия вагантов, лирика трубадуров, новый сладостный стиль, хроники, рыцарская литература, куртуазная повесть и роман. Развивается жонглерное и светское театральное искусство (моралите, фарс). Жонглеры выступали на ярмарках, свадьбах, крестинах и пользовались большой популярностью в народе. Впервые ставятся первые пьесы на родных языках. Театральные действия стали разыгрываться уже не в церкви, а на городских площадях, роли все чаще исполняли горожане, а сюжеты для представлений все чаще брались из обыденной городской жизни.

 

Основным художественным стилем становится готический, появившийся в 12 веке. Основные черты готического стиля в архитектуре — тонкие стены, не являющиеся больше несущими элементами конструкции, стрельчатые арки, опирающиеся на столбы, гигантские ажурные башни, огромные окна с многоцветными витражами, изогнутые статуи, сложный орнамент, устремленность здания ввысь, к Богу.

 

Кентерберийский собор, строители неизвестны, с 12 в., Англия, Кентерберри

В скульптуре и живописи готический стиль проявился в большем, чем раньше, реализме в изображении, расширении интереса к окружающему миру и природе, в стремлении показать богатство переживаний и тонкость чувств человека. Ярче и богаче становилась гамма красок, и все отчетливее сказывалось влияние античности.

Итак, средневековая культура заложила фундамент для формирования западноевропейского типа цивилизации на основе христианских ценностей и привела к появлению блестящей культуры эпохи Возрождения.

Западноевропейская культура эпохи Возрождения

В конце 14-начале 15 вв. в Европе начала формироваться новая культура, по отношению к которой используют термин культура Возрождения. Термин Возрождение указывает на связь новой культуры с Античностью, восстановление ее принципов и образцов, прежде всего идеала прекрасного, гармоничного человека. В центре внимания деятелей Возрождения, таким образом, был человек, поэтому мировоззрение носителей этой культуры обозначают термином «гуманистическое».


 

Гуманисты полагали, что в человеке важны не происхождение, а его личные качества — ум, достоинство, воля, образованность. Идеалом признавалась сильная, всесторонне развитая личность, человек-творец самого себя и своей судьбы, человек - смертный бог. Он сам исследует мир и наслаждается им. Наслаждение земным бытием — непременная часть культуры Возрождения. Какая же роль здесь отводилась христианскому Богу? Гуманисты, разумеется, не отрицали его существования, но считали, что после сотворения мира Бог больше не вмешивается в дела людей.У истоков культуры Возрождения стояли гуманисты Италии — Данте Алигьери, автор «Божественной комедии», Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо, создатели литературного итальянского языка, живописцы Боттичелли, Джотто и Мазаччо, скульпторы Донателло, архитектор Брунеллески.

На смену раннему пришло ^ Высокое Возрождение — время наивысшего расцвета гуманистической культуры Италии. Этот период был связан с именами трех титанов: Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти и Микеланджело Буонаротти, которые наиболее полно и ярко выразили свои представления и прекрасном и совершенном. Самые прославленные произведения Леонардо - "Тайная вечера", в которой в высшей степени реалистично передал психическое состояние Христа и его учеников, а также знаменитая "Джоконда", (Мона Лиза) - портрет женщины с загадочной улыбкой.

Леонардо да Винчи, «Джоконда», Италия, 1503 г.

 

Творчество великого Рафаэля Санти, живописца и архитектора, проникнуто одухотворенностью, изяществом и лиризмом, стремление показать земное бытие человека в гармонии его духовных и физических сил. Для него характерно безупречное чувство меры, ритма, пропорций.

Рафаэль — автор знаменитой «Сикстинской мадонны»: юная мадонна, легко ступая босыми ногами по облакам, несет людям своего крошечного сына, Младенца Христа, предчувствуя его гибель, скорбя об этом и понимая всю необходимость этой жертвы во имя искупления грехов человечества:

Рафаэль Санти, "Сикстинская мадонна", 1515 — 1519.Последним великим представителем культуры Высокого Возрождения был Микеланджело Буонаротти, гениальный и разносторонний скульптор, художник, архитектор и поэт. Ему присущи монументальность, пластичность и динамизм образов, преклонение перед человеческой красотой. Его скульптуры "Давид" и "Моисей", пронизанные гармонией духа и тела, утверждали высокий идеал гражданственности. В картине "Сотворение мира" Микеланджело воспел торжество гуманизма и жизни. Наряду с этим в его творчестве содержатся и трагические мотивы: в фреске "Страшный суд" он показывает суетность всего земного и беспомощность человека перед судьбой.


 

 

^ Северный Ренессанс

 

Термин Северное Возрождение означает культуру стран Европы 15-17 вв., расположенных к северу от Италии. В каждой стране гуманистическое движение имело свои особенности.

 

Германия Возрождение в Германии связано с именем Мартина Лютера: он перевел на немецкий язык Библию, он же возглавил движение за реформу католической церкви - Реформацию. Он учил, что вера - это внутреннее состояние человека, что спасение дается не церковью, а Богом, к Богу можно обращаться без посредника - католической церкви. Сама церковь должна измениться — стать разумно организованной и дешевой для прихожан. Его идеи известны как лютеранство, на их основе возникло новое направление в христианстве — протестантизм, открывший путь для развития гражданских свобод. Победа протестантизма определила новые этические нормы — протестантскую этику: излишняя роскошь и увеселения порицались, одобрялись честность, трудолюбие, целеустремленность и строгость нравов.

Замечательным ученым-гуманистом был Эразм Роттердамский, автор книги "Похвала Глупости", жанр которой - философская сатира. Великим художником по разносторонности и масштабу дарования был Альбрехт Дюрер.

А. Дюрер, Рыцарь, смерть и дьявол, гравюра, начало 16 в.

Современниками Дюрера были Ганс Гольбейн Младший, Лукас Кранах Старший, Ганс Сакс.

 

Основоположником Реформации в Швейцарии был Ульрих Цвингли. Он провел церковную реформу, в ходе которой были упрощены церковные обряды, отменен целый ряд праздников, закрыты некоторые монастыри. После него реформационное движение возглавил Кальвин. Он исходил из идеи об абсолютном предопределении человека Богом к гибели или спасению. Показателем того, что человек любим Богом, утверждал Кальвин, является его успех в профессиональной деятельности.

 

Страной, в которой культура Возрождения проявилась особо ярко, были Нидерланды. Крупнейшими художниками были Ян ван Эйк, Питер Брейгель Старший (Мужицкий).

 

Начало Возрождения во Франции было тесно связано с готическим искусством и художественной культурой Италии. Подлинной энциклопедией культуры Возрождения явился роман великого гуманиста Франсуа Рабле "Гаргантюа и Пантагрюэль", встреченный современниками с восторгом. Живопись Франции, носящая во многом придворный характер, представлена творчеством Жана Фуке, Жана Клуэ, Франсуа Клуэ. К 17 в. Французское искусство освободилось от влияния итальянской культуры и встало на самостоятельный путь, уже само оказывая огромное воздействие на развитие культуры других стран.

 

В Англии культурный переворот начался позднее, чем в других странах, однако шел быстрее, противоречия и контрасты выявились резче, а весь путь развития гуманистической мысли - от ожидания торжества идеалов гуманизма до разочарования - уместился в сознании людей одного поколения. Это обусловило, с одной стороны, жизнерадостный дух и гуманизм эпохи, а с другой, драматизм его произведений, их насыщенность столкновениями и борьбой. Средоточием гуманистических идей был Оксфордский университет, где работали передовые ученые того времени. Величайшей фигурой был Шекспир, создатель всемирно известных трагедии «Гамлет», «0телло», «Король Лир», «Макбет», «Ромео и Джульетта».

 

Возрождение в Испании носило более противоречивый характер, чем в других странах. Это было связано с более сильными, чем в других странах, позициями католической церкви. Наиболее крупными именами были Мигель де Сервантес, автор бессмертного «Дон-Кихота», великий Лопа де Вега, основоположник испанской национальной драмы, автор произведений «Собака на сене» и «Учитель танцев». Значительных успехов достигла испанская живопись, в которой особое место занимают Эль Греко и Диего Веласкес.

 

^ Культура Византии

 

Византийское государство, образовавшееся при распаде Римской империи, существовало с 395 по 1453 г. Столицей Византии стал город Константинополь, который раньше назывался Византий. На территории Византии проживали разные народы — греки, сирийцы, армяне, евреи, грузины, египтяне, господствующим и общим для всех языком был греческий. Таким образом, в Византии, при всей ее многоэтничности, существовала языковая общность.

 

Идейной основой византийского общества, как и общества западноевропейского, было христианство. Однако в Византии, в отличие от Западной Европы, церковь была подчинена государству и почти полностью зависела от императора, который созывал церковные соборы, определял состав их участников и круг вопросов, подлежащих обсуждению, а также утверждал принимаемые ими постановления.

 

Христианство существовало в Византии в форме православия. Церковные богослужения превратились здесь в пышную мистерию: в храмах сияли тысячи свечей и лампад, озарявших темные лики икон, золото мозаик, драгоценную утварь. Эмоциональное воздействие многократно усиливалось музыкой, которая занимала особое место в жизни византийского общества. Стремительно увеличивалось сословие монахов, множилось число монастырей. Монастыри в Византии были богаты, а монашество — очень многочисленным. Быть монахом было почетно, и нередки бывали случаи, когда несколько крестьян объединяли свои земельные участки и основывали свой монастырь.

 

Особенностью христианской истории Византии было иконоборчество — движение 8-9 вв., направленное против культа икон, и противоположное ему иконопочитание. Иконопочитатели в 10 в. все же взяли верх над иконоборцами, однако огромная часть иконописного наследия к этому времени было безвозвратно разрушена.

 

Ведущая роль церкви нашла отражение во всех сферах жизни Византийского общества — развитии наук, литературе, изобразительном искусстве, архитектуре. Науки, которые до 9-10 вв. развивались вполне плодотворно на накопленной античной базе — история, медицина, философия — все больше попадали под влияние христианской идеологии. В 9 веке патриархом Фотием был составлен знаменитый Мирибиблион - сборник аннотаций к 280 произведениям античных и византийских авторов и части их произведений. Изобразительное искусство, также носившее преимущественно церковный характер, отличала символическая манера письма и отсутствие реализма в изображении.

 

 

Великолепными были предметы прикладного искусства — священные сосуды, вазы, чаши, кувшины, лампы, украшенные золотом, серебром, жемчугом и драгоценными камнями.

В архитектуре широкое распространение получили купольные базилики и крестово-купольные храмы. Непревзойденным шедевром византийского творчества стал построенный в 6 в. храм святой Софии, поражавший своей величиной и роскошью. Для его украшения использовались золото, серебро, слоновая кость, мрамор всех цветов — белый, розовый, зеленый, голубой. После завоевания Константинополя турками храм был превращен в мечеть.Собор Святой Софии, зодчие Анфимий из Траллеса, Исидор из Милета, Турция, Стамбул

Наследницей византийской культуры считается Россия.







Date: 2015-09-03; view: 2192; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.015 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию