Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика культуры древневосточных цивилизаций





Первые цивилизации Древнего Востока начали формироваться в Междуречье и в долине Нила в IV тыс. до не Экономической основой этих цивилизаций было ирригационное земледелие, которое благодаря колоссальным трудовым затрат там, кооперации и особой организации работ позволяло собирать не один, а даже несколько хороших урожаев в год Появление значительного избыточного продукта стала экономической предпосылкой быстрого развития соци альных отношений, классообразования, общественного разделения труда, возникновения специализированных ремесел (гончарного, ткацкого и тп), отделение собственности, образования господствующего класса, государственного аппарата, храм ового персоналрсоналу.

В ранних государственных образованиях постепенно формировались два сектора экономики Первый - это децентрализованный общинный сектор, который охватывал большое количество общин, владевших землей Это были самоуправляющиеся су усидсько-территориальные общины, свободные и полноправные члены которых усилиями патриархальной семьи вели земледельческо-скотоводческое натуральное хозяйство Второй сектор - централизованные государственные (царско-хра языке) хозяйства, широко использовали труд зависимых и полузависимых крепостных общиииникив, а также рабибів.

Согласно экономическому базису сформировалась социально-классовая структура, в которой обозначились три основных класса Высшим классом был класс людей, которые непосредственно не занимались производительным трудом, но либо в сами владели средствами производства, или распоряжались государственной и храмовой собственностью от имени царя или касты жрецыв.

Формируется особая система духовного производства, сравнительно независимая от материального производства Именно в этой системе духовного производства зарождается протонаукова деятельность

Второй, средний класс - это класс свободных крестьян-общинников и городских (или сельских) ремесленников, непосредственно владели средствами производства и были заняты производительным трудом

Третий, низший класс, - это зависимые общинники-крестьяне, которые потеряли собственность, а также рабы, которые не обладали собственностью

Новым историческим явлением становится город Урбанизация - неотъемлемая черта цивилизации Город возник как географический центр экономического, политического, военного и культурного притяжения в городе осуществлялся об бмин продуктами ремесла и земледелия между двумя секторами экономики; в городе функционировали органы, государственный аппарат; город - это место пребывания главного местного божества, государственные и храмовые вых школ Крупные города обгороджувалися защитной стеной, в центре располагались цитадель, крепость Город стал олицетворением высокого уровня бытовой культуры, центром развлечений, земных радостей и бытовые ого комфортфорту.

древневосточных городах - это, как правило, открыт \"социальное пространство\", в котором есть место для людей разных национальностей, этносов, где смешиваются разные культуры, традиции, где преодолевается консерватизм, т традиционность психологии общинника, где быстро развиваются и меняются ценности, где необходимо высокий уровень критицизма, самоанализа, интеллект.

Вместе с тем особенности \"культурного пространства\" ранних древневосточных цивилизаций связанные с сохранением значительных следов мифологического сознания, которому свойственны образность, недостаточное развитие абстракт ных понятий, категорий, неумение различить закономерное и необходимое, анализировать причин по-следственные связи, доминирование ассоциативного мышления по аналогии, ориентация на традиционность, а не на новые ции, антропоморфизм Очень медленно происходило в сознании процесс расчленения природного и человеческого, преодоления слитности человека с природой Об этом свидетельствует отсутствие пейзажа в изобразительном искусств, тви Древнего Ближнего Востока III тыс. до не, словесных описаний природы в ранней художественной литературе На этом этапе мир вещей еще не отделялся от мира людей; вещи наделялись человеческими качествами, а люди на - качествами вещей, ей принадлежали Только во II тыс. до не в древнеегипетском живописи появляется пейзаж, что свидетельствует о постепенном различия в сознании людей природного и людськог людського.

Человек древневосточных цивилизаций жил в мире, в котором чрезвычайно тесно переплетались земное и божественное, мир людей и мир богов По верованиям людей того времени, бесчисленное количество богов постоянно вмешивается в повседневную жизнь людей и человек полностью от них зависит Поэтому божественными знамениями интересовались, их боялись, пытались избежать Этим объясняется интерес к предсказаниям жрецов, воро жок, астрологов Несмотря на это, постепенно накапливался и определенный опыт объективного познания мирвіту.


Основная тенденция в развитии духовной культуры древневосточных цивилизаций - рост индивидуализации сознания, нарастания антропоцентризма духовной культуры, что проявлялось в усилении интереса к л человека, его сознания, психологии, внутреннего мира, к человеческому телу Человек начинает осознавать себя как индивидуальность, как самоценность, как личность, постоянно решает проблему выбора опт имальнои линии своего поведения в коллективе, в обществе, в природе Теперь уже не только родовая община противостоит природе, но возникает еще одно фундаментальное противоречие - противоречие между индивидом и р одом Возникает проблема выбора индивидуальных ценностей, смысла жизни, миссия человека в обществе и системе Космоса Индивидуальность осознается часто как одиночество человека, его противостояния судьбе, рок в В этих условиях формируется героический эпос, в центре которого - образ героя, получеловека-полубога Герой бросает вызов не только людям, но и самим богам, он может преодолеть все, кроме одного - своей долл.ї долі.

Противопоставление героя и богов, героя и Космоса, героя и Хаоса, героя и толпы является свидетельством того, что рационализация сознания поднялась на новый уровень - уровень теоретического осознания отношений между люд единственной и миром, уровень самосознания Миф трансформируется в рациональный Логос (Науку) На этом пути постепенно зарождается наука, сначала, разумеется в простейшей форме - в форме протонауки.







Date: 2015-09-03; view: 611; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию