Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бессознательное





 

Бессознательное – глубочайшая тайна всякого человека; психоанализ ставит себе задачей помочь ему в раскрытии этой тайны.

Стефан Цвейг

 

Вопросы о разном состоянии человеческой души, о наличии в ней наряду с осознанными идеями смутных лишённых ясности идей, о соотношении разума и страстей всегда находились в центре философских дискуссий, но каждый раз, решая их, философы разных эпох вкладывали в них разное содержание, давали им своё понимание.

 

Бессознательное является теоретическим конструктом, обозначающим психические процессы, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным оказывается все то, что не становится предметом особых действий по осознанию. Фрейд показал, что многие действия, в реализации которых человек не отдает себе отчет, имеют осмысленный характер и не могут быть объяснены за счет действия инстинктов. Им было рассмотрено, как та или иная мотивация проявляется в сновидениях, невротических симптомах, в творчестве. В дальнейшем понятие бессознательного было существенно расширено. Выделяется несколько основных классов проявлений бессознательного:
1. Неосознаваемые мотивы, истинный смысл которых не осознается в силу их социальной неприемлемости или противоречия с другими мотивами;
2. Поведенческие автоматизмы и стереотипы, действующие в привычной ситуации, осознание которых излишне в силу их отработанности;
3. Подпороговое восприятие, которое в силу большого объема информации не осознается.

 

Изучение феномена бессознательного уходит в глубокую древность, его признавали в своей практике врачеватели самых ранних цивилизаций. Для Платона признание существования бессознательного послужило основой создания теории познания, построенной на воспроизведении того, что есть в недрах психики человека.

 

В эпоху животного магнетизма и вплоть до середины XIX века были сделаны следующие наблюдения в области бессознательного:

1. Бессознательное состояние отлично от сознания, поскольку его «память» гораздо обширнее.

2. Человек, погружённый в сомнамбулический сон, после пробуждения не помнит, что происходило с ним во время сна.

3. Интеллектуальные способности в искусственно вызванных необычных состояниях часто завышались (вследствие чего магнетизёры были введены в заблуждение уверениями своих пациентов в их необычайных способностях).

4. Бессознательное предполагает более острую чувствительность нервной вегетативной системы, нежели сознание; оно может оказывать непосредственное влияние на сознание.

5. Чувствительность к внешним впечатлениям в бессознательном состоянии иная, нежели в состоянии бодрствования; в частности, при этом наблюдаются явления гиперестезии или гипостезии, а также анестезии.

6. В бессознательном состоянии можно наблюдать изменения мышечного тонуса: расслабленность или, наоборот, ригидность различных частей тела.

7. Индивид наиболее внушаем в сомнамбулическом состоянии. Он склонен поддерживать контакт только со своим магнетизёром.

 

Философия XVII – XVIII столетий выдвинула на первый план вопросы, связанные с пониманием природы психики человека, определением роли и места сознания в человеческой жизни. Встал вопрос: можно ли рассматривать человеческую психику исключительно сознательной, можно ли допустить наличие в ней чего-то такого, что не обладает свойствами сознательности, или же часть процессов, происходящих автоматически бессознательно и спонтанно, следует вынести за пределы психической жизни человека.

 

Юм выступал против суждений о том, что любое разумное существо сообразует свои помыслы с разумом. Он пытался доказать, что сам по себе разум не может служить мотивом волевого акта и отнюдь не препятствует протеканию аффектов. Позже Фрейд обосновал эту идею, постулировав предопределяющую роль в жизнедеятельности человека бессознательного желания или влечения, а не сознания и разума.

 

Наряду с проблемой соотношения разума и страстей важное место в философии XVII – XVIII веков занимал вопрос о взаимосвязях между сознательными и бессознательными идеями и восприятиями. Декарт признавал наличие у человека «неясного» и «тёмного» восприятия, в силу двойственного его происхождения как такового: одно возникает в теле, другое – в душе человека. В свою очередь, Спиноза различал «ясные» и «смутные» идеи.

 

Лейбниц рассматривал эту проблему через призму малых прецепций, незаметных восприятий. По его мнению, трудно объяснить возникновение сознательных представлений и идей, если не допустить существование чего-то такого, что не характеризуется свойством сознательности, но, тем не менее, находится в человеческой душе. Способ рассуждения о необходимости признания бессознательного и аргументация, к которой прибегает Лейбниц, совпадают с рассуждениями Фрейда. Так, Лейбниц указывает на нарушение связи с процессами восприятия в случае непризнания предшествующих сознанию состояний человеческой души. Фрейд, в свою очередь, исходит из того, что допущение бессознательного необходимо в силу существования таких актов сознания, для объяснения которых требуется признание наличия других актов, не являющихся сознательными. Только в этом случае не нарушается психическая непрерывность и становится понятным сущность познавательного процесса с его сознательными актами.

 

Проблема бессознательного, облачённая в форму рассмотрения возможности существования неосознанных представлений, находит своё отражение в трудах Канта. По его мнению, мы можем сознавать, что имеем представление, хотя мы его не осознаём. Кант различает два вида представлений: «смутные» и «ясные», он не сомневается не только в наличии у человека «смутных» представлений, но и в существовании чувственных созерцаний и ощущений. Более того, по мнению Канта, сфера «смутных» представлений у человека довольно обширна, в то время как доступные сознанию «ясные» представления не столь многочисленны.

 

Некоторые идеи Фрейда перекликаются с идеями, выдвинутыми Фитхе. Например, идеи, утверждающие бессознательное в качестве первоосновы человеческого бытия, исходного материала, из которого происходит сознание. Согласно Фитхе, переход от бессознательного к сознательному сопровождается у человека ограничением свободы, связанным с наложением различного рода запретов во имя сохранения поддержания жизни. Но если для Фитхе бессознательное – это свободная деятельность, созидающая внутренний и внешний мир, человека, то для З. Фрейда бессознательное уходит своими корнями в природную данность человеческого существа и не имеет, по сути дела, никакого отношения к конструированию объективной реальности.

 

Размышления о проблеме бессознательного заняли важное место во многих философских работах XIX века. В этот период осуществляется переход от рационализма эпохи Просвещения и немецкой классической философии к иррациональному пониманию бытия человека в мире.

 

Шопенгауэр – один из представителей иррационалистической философии – выдвинул учение, согласно которому началом всего сущего является бессознательная «мировая воля», а первым актом сознания – представление. В воле находится источник спонтанного развития, – неуправляемая сила, которая даёт толчок к созиданию реальности. Что касается познания человеком окружающего мира, то, в понимании Шопенгауэра, лишь посредством представления это становится доступным человеческому сознанию. Сознательное как интеллектуальная деятельность человека составляет лишь нечто побочное, не имеющее никакого принципиального значения для познания, поскольку разум способен постичь только явления, а не саму суть происходящего. По утверждению Шопенгауэра всё оказывается детерминированным бессознательной волей.

 

Другой представитель иррационалистической мысли – Ницше – кладёт бессознательное в основу человеческой деятельности. Для объяснения всех проявлений жизнедеятельности людей он вводит понятие «воля к власти», трактуя её в качестве природно-данного, бессознательного инстинкта каждого человеческого существа. Сознание у него вторично. Но если у Шопенгауэра бессознательное изначально онтологично («мировая воля» – первопричина всего сущего), то Ницше, разделяя эту точку зрения, большее внимание акцентирует на рассмотрении бессознательного, функционирующего в глубинах человеческого существа. Для Фрейда же бессознательное – это, прежде всего, нечто психологическое, подлежащее осмыслению лишь в связи с личностью. Рассуждения Шопенгауэра и Ницше о приоритете бессознательного над сознанием и рассмотрение бессознательного в качестве важного, определяющего элемента человеческой жизни импонировали Фрейду, который поместил эту проблему в центр своего психоаналитического учения.

 

Немецкий философ и психолог Липс также как и Фрейд полагал, что процессы бессознательного представляют собой особую сферу психики. Он выдвинул мысль, согласно которой основным фактором психической жизни являются бессознательные её проявления, и, следовательно, необходимо сосредоточить усилия на том, чтобы понять и раскрыть природу бессознательного, выявить и объяснить закономерности его функционирования.

 

Таким образом, до Фрейда многие философы обращались к идеям бессознательного, тем не менее, фрейдовское решение проблемы бессознательного носит самостоятельный характер.

 

Как писал сам Зигмунд Фрейд, разделение психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа и даёт ему одному возможность понять в такой же мере частые, как и важные патологические процессы психической жизни и причислить их к научным явлениям. Согласно Фрейду, психоанализ не может считать сознательное сутью психики, а должен смотреть на сознание как на качество психики, которое может присоединиться к другим качествам или может отсутствовать. Состояние же осознательности быстро проходит. Осознанное сейчас представление в следующий момент делается неосознанным, но при определённых условиях может снова вернуться в сознание. А до тех пор, оно латентно, при этом в любой момент способно быть осознанным. Но оно не может спонтанно переходить в сознательное, так как этому противится некая сила, что и отличает бессознательное от других признанных психических элементов. Таким образом, Фрейд выделяет два вида бессознательного: латентное, но способное к осознанию – предсознательное, и вытесненное – неспособное к осознанию.

 

Различие сознательного и бессознательного является вопросом восприятия, на который можно ответить «да» или «нет», но сам акт восприятия не даёт никакой справки о том, по какой причине что-то воспринимается или не воспринимается.

 

Таким образом, сознание – некая психическая инстанция, прикреплённая к Я – связной организации психических процессов в личности. Сознание владеет подступами к мотилитетности – разрядке раздражений во внешний мир, производит контроль над всеми своими частями. От этого «Я» исходят и вытеснения, при помощи которых определённые стремления вытесняются не только из сознания, но и из других видов действительности. Всё вытесненное – бессознательное, но не всё бессознательное вытеснено. Также и часть «Я» может быть бессознательным.

В дальнейшем понятие бессознательного было расширено. В частности ученик Фрейда Карл Густав Юнг в рамках созданной им научной дисциплины — аналитической психологии — ввёл термин «коллективное бессознательное», и существенно изменил его значение по сравнению с психоанализом. По мнению Юнга, существует не только бессознательное субъекта, но и семейное, родовое, национальное, расовое и коллективное бессознательное. Коллективное бессознательное несет в себе информацию психического мира всего общества, в то время как индивидуальное — информацию психического мира конкретного человека. В отличие от психоанализа, юнгианство рассматривает бессознательное как совокупность статичных паттернов, образцов поведения, которые являются врожденными и лишь нуждаются в актуализации. Так же бессознательное делится на латентные, временно неосознаваемые и подавленные, вытесненные за границы сознания процессы и состояния психики.

Французский психоаналитик Жак Лакан предложил гипотезу, что «бессознательное структурировано как язык», именно поэтому психоанализ — в отличие от психотерапии и психологии — работает с речью пациента, с его включённостью в мир значений, с его субъективным становлением в языке. Тезис Лакана представляет собой метафору: бессознательное подобно языку, работает по схожим правилам, но не исчерпывается законами лингвистики.

Согласно механизмам, раскрытым Фрейдом, осуществляется взаимное влияние бессознательного на сознательное. Осознаваемое закономерно переходит в бессознательное. Если под давлением сверх-Я бессознательное переходит в область вытесненного, оно становится неподвластно сознанию. Если же бессознательное хранится в области предсознательного, оно может извлекаться «на поверхность» и осознаваться. Бессознательное оказывает влияние на мотивы осознанной деятельности, при том, что суть его может быть неприемлема для сознания. Таким образом, бессознательные импульсы проявляются «инкогнито». Тем не менее, все они родом из сознания.

 

Таким образом, согласно Фрейду и в соответствии с выше приведёнными концепциями, бессознательное является самой глубокой и значительной областью человеческого разума. Бессознательное представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений, а также эмоций и воспоминаний, которые настолько угрожают сознанию, что были подавленны и вытеснены в область бессознательного. Неосознаваемый материал во многом определяет наше повседневное функционирование.

 

Date: 2015-09-03; view: 758; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию