Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 7. Исторические типы культуры
1. Историческая типология культур и ее основные параметры. 2. Основные концепции культурно-исторического процесса 3. Общая характеристика исторических типов культуры.
1. Историческая типология культур - классификация культур по типу и определение места конкретных культуры в культурно-историческом процессе. Основными логическими параметрами исторической типологии культур являются диахрония - синхрония и линейность - дискретность. Диахрония реализует исторический подход к типологии культуры, рассматривая ее в системе пространства-времени, горизонтали и вертикали. Синхрония рассматривает культуру только в системе пространственных координат, выделяя, как основную, горизонталь. Синхрония изучает культуру в определенный период времени, делая как бы одновременный срез, что используется, прежде всего, при сравнительном изучении культур в рамках вполне конкретного временного отрезка. Линейный подход видит в истории культуры непрерывную неразомкнутую цепь развития, тогда как дискретный подход реализует идею о прерывистости мирового культурно-исторического процесса. Вероятно, одна из первых типологий представлена в книге пророка Даниила из Ветхого Завета, где автор выделяет пять царств: "золотое" (Ассиро-Вавилонское), "медное" (Персидское), "железное" (Македонское), "глиняно-железное" (Римское) и последнее - Царствие Небесное, "которое вовеки не разрушится,... оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно". V веке до н.э. греческий историк Геродот, описывая греко-персидские войны, разделил все народы на две части - эллинов и варваров. К последним он отнес всех известных тогда соседей Древней Греции: лидийцев, мидян, египтян, ассирийцев, персов, фракийцев и т.д. Как мы видим, у Даниила была диахронная типология, а у Геродота - синхронная, т.е. пространственно-горизонтальная, что характерно для древнегреческой культуры с ее концепцией циклического времени. Эпоха Возрождения, обратившись к Античности как культурному идеалу и желая дистанцироваться от Средневековья, заложила основы исторической диахронной типологии. Гуманисты Возрождения представили развитие истории и культуры как синусоиду, начинающуюся с взлета Античности и через упадок Средних веков снова возвышающуюся до эпохи Возрождения. Подобная типология использовалась и в эпоху Нового времени, став вполне традиционной. Большинство современных учебников по истории культуры построены, имея в основе данную историческую типологию - Древний мир, Античность, Средние века, Возрождение, Новое время.
2. В культурологи методологическую основу классификации культур по историческому типу составляют различные концепции культурно-исторического процесса. К ним относятся эволюционные концепции, формационный подход; цикличный или цивилизационный вариант. Каждый из подходов имеет свою специфику. Так, представители классического эволюционизма 19 в. считали возможным выделение всеобщих, универсальных по своему существу, стадий развития культуры (Г. Морган, Г. Спенсер, Э. Тайлор и др.). Концепция универсальной эволюции позволяет выявить основные закономерности культурно-исторического процесса, его общую тенденцию развития, развития основных культурных форм: подсистем и векторов культуры. В рамках общей концепции эволюции культуры Л. Уайт предлагает энергетический критерий (уровень использования энергии обществом) для определения стадий культурного развития и сравнит, анализа культур. Свои преимущества для сравнительного анализа культуры имеет концепция мультилинейной эволюции Стюарда, который стремился к конкретному изучению ограниченной рамками отд. регионов исторической повторяемости и параллелизмов. Еще один диахронный вариант представлен формационным подходом, который в 20 в. был наиболее распространенным в советской науке. Формационная типология культуры включала следующие составляющие: культура первобытного общества, культура рабовладельческого общества, культура эпохи феодализма, буржуазная культура и т.д. Один из вариантов классификации культур по историческому типу дает цивилизационный подход. Понятия "культура" и "цивилизация", не являясь тождественными, одновременно тесно связаны между собой. Как правило, исследователи соглашаются с тем, что цивилизация – это во-первых, определенный уровень развития культуры; во-вторых, определенный тип культуры, с присущими ему характерными чертами. Можно говорить о ближневосточной цивилизациях, античной цивилизации и т.д. В этом случае цивилизация выступает как опр. характеристика народов мира и макроединица для их изучения. Н. Данилевский называл цивилизации "культурно-истор. типами", Шпенглер - "высокими культурами", Тойнби - "цивилизациями", Сорокин - "социо-культурными суперсистемами.
3. Исторические типы культуры – это сменяющие друг друга эпохи в развитии общества. Каждый культурно-исторический тип обладает специфическими качествами и характеристиками. 1. Первобытная культура – самая длительная в истории человечества. Сохраняется в некоторых районах земного шара до сих пор. Важнейшие черты первобытной культуры синкретизм – недиффиренцированность, неразделенность ее форм, возникающая вследствие их слабого развития. Первобытная культура бесписьменна, следствием этого являются очень медленные темпы накопления информации и соответственно культурного и социального развития. Первобытная культура была магической, жизнь первобытного человека проходила в выполнении множества ритуалов, которые представлялись ему столь же необходимыми как трудовые действия. На закате первобытной культуры у людей развивается мифологическое мировосприятие. 2. Античная культура – возникает с образованием греческих полисов – городов-государств на землях Греции и Малой Азии в нач. I тыс. до н.э. завершается падение Римской империи в 5. в. до н.э. Античная культура так же находилась под сильным влиянием мифологии, но обладала письменностью, поэтому миф престает быть единственным средством сохранения информации. Миф становится почвой для развития искусства литературы, философии. Они становятся основными сферами развития греческой культуры. Продолжение и развитием греческой культуры была культура Древнего Рима, новым в ней было особое внимание к вопросам политики и права. Римская культура заложила основу всего европейского правосознания. 3. Средневековая культура условно ее рамками считается период с 5 по 15 вв. В формировании средневековой культуры приняли участие три силы 1. традиции дряхлеющей греко-римской культуры. 2. дух варварства. 3. Христианство, которое оказало особенно сильное влияние на развитие культуры Европы. Эти три начала существовали в истории средневековой европейской культуры, взаимодействуя и борясь между собой. Отличительной чертой средневековой культуры были иррационализм и мистика. Средневековой культуре очень свойственен символизм, тайный символический смысл придавался многим вещам и словам. Аскетизм. Провиденциализм, предопределение. Влияние церкви на все стороны жизни общества. 4. Культура Возрождения. – первые признаки появились уже в конце 13 в., расцвета достигло в 15-16. Термин Возрождение возникает в середине XIX в. В него вкладывался не только смысл восстановления античной культуры, но и рождения Новой культуры. Подражание античности было стимулом к самообновлению. Величие культуры Возрождения ярче всего проявилось в искусстве: Джотто, Донателло, Боттичелли. Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело. Главное стремление художника – это возрождение духовно-телесной гармонии. Характерной чертой эпохи Возрождения был гуманизм. Гуманисты полагали, что достоинство человека определяется не его происхождением или богатством, а, прежде всего, гуманистической «ученостью». Антиклерикализм. Представления о равенстве всех людей. Реформация. Появление протестантского направления в христианстве. Утилитаризм и практицизм. 5. Новое время – 17 до нач. 20 вв. Эпоха Возрождения и Реформации заложили основы новой культуры. Дух капитализма. Новая этика мирского призвания. Интерес к миру. Развитие торговли, промышленности. Высокий авторитет знания. Новое естество знание. Ньютоновская научная революция (XVI-XVIII века). Художественные стили в искусстве: барокко, рококо, романтизм, импрессионизм, модерн. Подъем национальных культур, что стало базой для развития общеевропейской культуры. Контакт и взаимодействие культур. 6. Культура XX-XXI вв. Дух предпринимательства, бизнеса, индивидуализма. Динамичность, быстрая смена условий жизни. Научно-техническая революция и ее последствия. Компьютеризация и переход к новому типу общества – «информационному». В искусстве – модернизм и постмодернизм. Массовая культура и потребительское общество. Глобальные проблемы.
Date: 2015-09-03; view: 898; Нарушение авторских прав |