Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 4. Типология культуры
1. Необходимо различать типологизацию культур как метод культурно-исторического анализа и типологию как систему выделенных типовых моделей культур. Тип культуры — это сходство, общность, то, что объединяет культурные единицы в одно множество культур (а не одна культура) и отличает это множество культур от других. А метод научного познания, с помощью которого все многообразие существующих на Земле культур упорядочивается, группируется в различные типы (множества, группы) культур называется типологизацией. Как научный метод, используемый в культурологии, типологизация есть расчленение социокультурных объектов и их группировка по некоторым общим основаниям, признакам, создание некоторой идеализированной типологической модели культуры или типа. Результатом типологизации является типология культуры, под которой следует понимать систему выделенных типов культур. Важным отличием типологии от классификации является то, что в первом случае исследователь проводит разделение, исходя из некоего им созданного идеального принципа, а не на основе естественных предпосылок (иногда - квазиестественных), как в случае классификации. Наблюдая над культурными феноменами, ученый делает определенные выводы, позволяющие ему создать критерий, который поможет увидеть многие стороны изучаемого объекта. Сущность, структуру механизма типологизации культуры как построения идеальной абстракции, реально не существующей, а именно как абстрактной "в чистом виде" типологической модели культуры подробно рассматривает немецкий социолог Макс Вебер. В этом плане "идеальный тип" культуры М. Вебера — это не тип культуры, существующий наряду с другими, а гносеологическая, логико-познавательная характеристика любого типа культуры в его абстрактно-теоретической идеализированной форме. Типология культур может строится на основании нескольких критериев: 1.связь с религией (культуры религиозные и светские); 2. региональная принадлежность культуры (культуры Востока и Запада, средиземноморская, латиноамериканская); 3. регионально-этническая особенность (русская, французская); 4. принадлежность к историческому типу общества (культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества); 5. хозяйственный уклад (культура охотников и собирателей, огородников, земледельцев, скотоводов, индустриальная культура); 6. сфера общества или вид деятельности (культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т.п.); 7. связь с территорией (сельская и городская культура); 8. специализация (обыденная и специализированная культура); 9. этническая принадлежность (народная, национальная, этническая культура); 10. уровень мастерства и тип аудитории (высокая, или элитарная, народная, массовая культура)
Этническая культура — это культура людей, связанных между собой общностью происхождения (кровным родством) и совместно осуществляемой хозяйственной деятельностью. Этнические культуры возникли в древности вместе с этносами. Их исторически первая форма – это племенная культура. Этническая культура несет в себе традиции предков, охватывающие главным образом сферу труда и быта: ее черты проявляются в особенностях пищи и одежды, народных промыслов, народной медицины … Она складывается как культура устная, но с распространением грамотности постепенно облекается в письменные формы. Специфика этнической культуры в значительной степени обусловлена природной средой. В ней отражается вековой опыт жизни и рационального ведения хозяйства в данных природных условиях. Этническая культура – это преимущественно сельскохозяйственная культура и поэтому в настоящее время в большей мере она сохраняется в деревне. Таким образом, местная ограниченность, жесткая локализация, обособление в сравнительно узком социальном пространстве (племя, община, этническая группа) — одна из основных черт этой культуры. В ней господствует сила традиции, привычки, раз и навсегда принятых обычаев, передающихся из поколения к поколению на семейном или соседском уровне. Если этнос указывает на социокультурную общность людей, то нация обозначает территориальное, экономическое и лингвистическое объединение людей, имеющих социальную структуру и политическую организацию. Структура национальной культуры сложнее этнической. Национальная культура включает наряду с традиционно-бытовой, профессиональной и обыденной также специализированные области культуры. Этнические культуры входят в состав национальной. Большинство современных национальных культур полиэтничны. Национальная культура не сводится к механической сумме этнических культур. У нее есть собственно национальные черты культуры, возникшие тогда, когда представители всех этносов осознали свою принадлежность к новой нации Обязательным условием появления национальной культуры специалисты считают новый тип социальной коммуникации, связанный с изобретением письменности, с моментом рождения литературного языка и национальной литературы. Именно благодаря письменности идеи, необходимые для национального объединения, приобретают популярность среди грамотной части населения.
3. В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень выделяют элитарную и массовую культуру. Массовая культура формируется в XX веке. Причинами ее возникновения являются: - промышленная и научно-техническая революции; - существенные изменения в системе коммуникаций, связанные с изобретением телефона, телеграфа, радио и кинематографа; - резкий рост народонаселения; - процесс урбанизации; - формирование феномена массы, отличного от общностей (племя, нация). Субъектом массовой культуры выступает особая профессиональная группа, создающая артефакты в соответствии с законами социальной психологии и рыночных отношений, носителем же ее ценностей является человек массы – недифференцированный субъект с невыраженным личностным началом, особенностями которого являются некритичность восприятия и оценок, управляемость, духовная инфантильность. Особенностью массовой культуры является демонстративная демократичность, ориентация на человека массы – недифференцированного субъекта, исключительная высокая гибкость, способность трансформировать артефакты, созданные в рамках других культур и превращать их в предметы массового потребления, коммерческий характер, использование клише при создании артефактов, а также связь со средствами массовой коммуникации как главным каналом распространения и потребления ее продуктов. В условиях все возрастающей специализации знания и усложнения его знаковых кодов многие из областей высокой, элитарной культуры остаются недоступными для большинства людей, их основы в упрощенной варианте формулирует массовая культура, осуществляя связь между обыденной и специализированной культурой. Противопоставлением массовой культуры выступает элитарная культура. Исторически элитарная культура выступает как антитеза массовой культуре. Суть элитарной культуры впервые была проанализирована Х. Ортегой-и-Гассетом и К. Манхеймом, которые рассматривали данную культуру как единственно способную к сохранению и воспроизводству основных смыслов культуры. Субъектом элитарной культуры является личность – свободный, творческий человек, способный к осуществлению сознательной деятельности. Элита – это привилегированный слой общества, обладающей ярко выраженной способностью к культуро-творческой деятельности. Элитарная культура сознательно противостоит культуре большинства во всех ее исторических и типологических разновидностях. Элитарная культура обладает рядом принципиально важных особенностей: - сложностью, специализированностью, креативностью, новационностью; - способностью концентрировать духовный, интеллектуальный и художественный опыт поколений; - наличием ограниченного круга ценностей, признаваемых истинными и «высокими»; - созданием новой, нарочито усложненной культурной семантики, требующей от адресата специальной подготовки и необъятного культурного кругозора; - Смысловой и функциональной «закрытостью», «узостью», обособленностью от целого национальной культуры.
Date: 2015-09-03; view: 1367; Нарушение авторских прав |