Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Примечания. Новые опыты о человеческом разумении автора системы предустановленной гармонии (nouveaux essais sur l'entendement humain par l'auteur du systeme de l'harmonie





 

НОВЫЕ ОПЫТЫ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАЗУМЕНИИ АВТОРА СИСТЕМЫ ПРЕДУСТАНОВЛЕННОЙ ГАРМОНИИ (NOUVEAUX ESSAIS SUR L'ENTENDEMENT HUMAIN PAR L'AUTEUR DU SYSTEME DE L'HARMONIE PREETABLIE)

 

1 Были написаны Лейбницем на французском языке в 1703-1704

гг. как ответ на "Опыт о человеческом разумении" (1690) Д. Локка.

Извлечения из еще не опубликованного "Опыта..." Локка появились в 1688 г. в VIII томе "Bibliotheque universelle" (р. 49-142) в Париже. Эта публикация Жана Леклерка, а также подробная аннотация (в XVII т. за 1690 г указ. Изд.) на только что вышедший в Лондоне "Опыт.." привлекли к себе внимание Лейбница, но решающею роль сыграло появление в 1700 г в Амстердаме французского перевода П. Коста всего "Опыта..." с добавлениями Локка (важнейшие из них - гл. 33 об ассоциации идей во второй книге и гл. 19 об "энтузиазме", т. е. религиозном исступлении, в четвертой книге, а также фрагмент о свободе воли). Лейбниц, как это видно из его письма Т. Бернету от 17(27) июля 1696 г., еще до этого задумал написать пространное полемическое сочинение и теперь сразу принялся за тщательное изучение произведения Локка на хорошо известном ему французском языке (английским Лейбниц владел несовершенно).

О доскональности изучения свидетельствует, например, реферат Лейбница в издававшемся им журнале "Monatlicher Auszug aus allerhand neuherausgegebenen, nutzlichen und artigen Buchern" (Hannover, September 1700 und 1701) на важнейшие добавления Локка к французскому изданию.

В начале 1704 г. сочинение Лейбница было уже почти завершено, но вскоре английский материалист скончался, и Лейбниц отказался от публикации своей рукописи, оставшись и в дальнейшей твердым в своем решении, как это видно из его писем Т. Бернету от 26 мая 1706 г, П. Косту от 16 июня 1707 г. и Ремону (Remond) от 14 марта 1714 г. Только в 1765 г, полвека спустя после смерти самого Лейбница, "Новые опыты.." вышли в свет в амстердамско-лейпцигском издании Рудольфа Эриха Распе. Некоторые другие подробности о работе Лейбница над "Новыми опытами." и о судьбах этой рукописи освещаются во вступительной статье к настоящему изданию.

На издание Р. Э. Распе опирались последующие публикации И Э. Эрдмана (Erdmann) (1840), П. Жане (Janet) (1866 и 1900) и Фламмариона (1913). Но несколько отличается от него вследствие иного прочтения ряда неясных мест рукописи самостоятельное издание Г. Герхардта (Gerhardt), появившееся в 1882 г. в качестве пятого тома семитомного свода философских произведений Лейбница (Die philosophischen Schriften von Gottfned Wilhelm Leibniz, hrsg. von C. J. Gerhardt. Berlin, 1875-1890) С этого издания с учетом некоторых мест из публикации Распе был выполнен русский перевод П. С. Юшкевича, отредактированный проф. Б. Э. Быховским и снабженный им вступительной статьей (см Г. В. Лейбниц. Новые опыты о человеческом разуме. М, - Л., 1936, а также отрывки из книги, опубликованные в журнале "Под знаменем марксизма", 1935, № 6 и 1936,

 

==641

 

N 5). В настоящем издании использован указанный перевод, но он заново сверен с подлинником И. С. Вдовиной и сопоставлен с изданием П. Жане (1866). При этом в примечаниях указаны все существенные разночтения издании Распе и Герхардта.

Примечания к настоящему изданию составлены И. С. Нарским. При этом им были частично использованы примечания к "Новым опытам...", составленные П. С. Юшкевичем (1936), а также примечания К. Шааршмидта (1873) и И. Домбской (1954). При подготовке примечаний к переписке Лейбница частично использованы пояснения Г. Герхардта (1882).

В названии сочинения и далее в тексте слово entendement переводится как "разумение" в связи с тем, что в подготавливаемом издании сочинении Д. Локка соответствующий термин understanding переводитс во многих случаях как "разумение" (тогда как в других - "разум").

Аналогично в данном томе сочинений Лейбница переводитс термин raison (англ.: reason). Разрядка текста, даваемая в отдельных случаях только в издании Герхардта, опущена. - 47.

2 В изд. Распе: "...этим более благоприятный прием...".- 47.

3 В изд. Распе отсутствует предложение, данное в издании Герхардта в круглых скобках. - 47.

4 В изд. Распе: "...чем все начинать и разрабатывать (travailler) заново. Правда, я часто придерживаюсь...".- 47.

5 Продолжение этой и следующая фраза в изд. Распе таковы: "...поэтому мы не только не отрицаем заслуг этих знаменитых писателей, но и воздаем им должное, показывая, в чем и почему мы расходимся (m'eloigne) с их взглядами, когда считаем необходимым помешать тому, чтобы в некоторых существенных моментах их авторитет взял бы верх над доводами разума. Действительно, хотя автор...".- 48.


6 Это место "...et meme avec l'ecole..." может быть понято двояко: как "...а также со схоластиками..." и как "...а также с теми, кто преподает [философию теперь] в школах...".- 48.

7 Prolepseis - термин в теории познания стоиков, означавший "естественные" общие понятия. Некоторые стоики считали их врожденными. 49

8 Semina aeternitatis (лат.) - семена вечности. Zopyra (греч. zwpndon) - жар. таящийся в пепле, из которого можно снова раздуть огонь. - 49.

9 В изд. Распе: "...при столкновении чувств с внешними предметами (des objets externes)".-49.

10 В изд. Распе: "...греки и римляне и все другие народы всегда замечали...".- 49.

11 " В изд. Распе: "...в самом деле, хотя приобретенные привычки и содержание нашей памяти не всегда сознаются и даже не всегда являются нам на помощь при нужде, однако мы часто с легкостью вызываем их в мысли по какому-нибудь ничтожному поводу, который напоминает нам о них. Так, например, часто бывает достаточно начала песни, чтобы вспомнить остальную ее часть. В других местах он также ограничивает...".- 52.

12 Речь идет о диалоге Платона "Менон" (81b - 86b}.-52.

13 У Распе: "...не противоречит чистому разуму...".- 52.

14 В изд. Распе: "И разве кто видел когда-либо совершенно однородную и однообразную плоскость?" - 52.

15 Очевидно, имеется в виду сочинение Р. Бойля "Dissertatio de intestinis motibus particularum solidorum quiescentium, in qua absoluta corporum quies in disquisitionem vocatur". Genevae, 1680.-53.

16 "...Без сознания..." Здесь в подлиннике стоит: "..mais sans

 

==642

 

aperception..." Под апперцепцией Лейбниц чаще всего понимает осознанное восприятие, или сознание (иногда "осознание"), в отличие от бессознательных и смутных состояний спящих и полуспящих монад. Ср. прим. 140.- 53.

17 В изд. Распе: "...требует памяти, а если, так сказать, мы не предупреждены, что должны обратить внимание...".-53.

18 Гиппократ писал об этом в сочинении «pedi tdojxz»-54/ "Те, которые есть, которые были и которых принесет будущее" (Вергилий. Георгики, кн. IV 399).- 54.

20 В изд. Распе часть текста отсутствует: "...не может длиться постоянно. Именно с помощью этих же незаметных восприятии...".- 55.

21 Имеется в виду статья "Рорарий" в "Историческом и критическом словаре" П. Бейля. Иероним Рорарий (1485-1556), папский нунций в Венгрии, был автором сочинения (1547) о разуме животных. В статье о нем Бейль полемизировал по вопросу об отношении тела и души и о предустановленной гармонии со статьями Лейбница, опубликованными в 1695 г. в "Journal de Scavants". Полемика продолжалась почти вплоть до написания "Новых опытов...".-55.


22 Пневматикой вплоть до конца XVII в. называли науку о душе. Термин "психология" появился уже в XVI в. у Меланхтона, но только X. Вольф обеспечил его широкое распространение. - 56.

23 Имеется в виду открытое письмо Лейбница к П. Бейлю, опубликованное в этом журнале в июле 1687 г. Этот журнал - "Новости из республики ученых" - издавался П. Бейлем в Амстердаме в 1684-1687 гг. - 24. У Распе слова "об абсолютном покое" отсутствуют. - 56.

25 Тем, что мало (греч.).- 57.

26 В изд. Распе: ".. оказывается или оказывалось всегда...".- 58.

27 Вероятно, речь идет о точке зрения Оригена в его "De principiis", lib. 2, cap. 2, 3. - 58.

28 Метемпсихоз - переселение душ из одного существа в другое. В изд. Распе после слова "метемпсихоз" сразу следуют слова: "...все это, по-моему, имело своим результатом...".-.Я?.

29 Под аверроистами Лейбниц имеет в виду, наверное, Сигера Брабантского (XIII в.). Квиетисты, (от лат. quies - покой) - мистическая секта, уповавшая на слияние человеческих душ с богом посредством совершенно пассивного созерцания. - 59.

30 Имеется в виду Эдуард Стиллингфлит (1635-1699), который в трактате "Discource in vindication of the doctrine of the Trinity" (1696) обрушился с критикой на философию Локка, что послужило началом двухлетней полемики между ними. Извлечения из этой полемики имеются на русском языке во втором томе "Избранных философских произведений" Дж. Локка (1960).-60.

31 Имеется в виду книга "Математические начала натуральной философии (Philosophia naturalis principia mathematica)", опубликованная в 1687 г. 60.

32 Имеется в виду французское издание "Опыта..." 1700 г. В более поздних изданиях "Опыта...", начиная с четвертого, это дополнительное рассуждение отсутствует. - 61.

33 Это место в рассуждениях Лейбница следует поставить в связь с прим. 114. Речь идет о Кеплере, Робервале и Ньютоне. - 61.

34 Сбудется все, возможность чего отрицал (лат.).- Овидий. Скорби, кн. I; VIII 7.- 61.

35 У Распе вставлена фраза: "...время или пространство. Однако общий их логический род (genre) - это непрерывное количество. Быть может, найдутся люди...".- 64.

 

==643

 

В изд. Распе: ". другого - реального сверх того (encore) и двух материи...".- 64.

37 Писатель и путешественник Симон де ля Лубер (1642-1729) по возвращении из Сиама в Париж выпустил книгу "О сиамском королевстве" (1691). -65.

38 В издании Герхардта: "...не может быть доступной пониманию модификацией материи или же такой, которая могла бы быть в ней понята и объяснена (comprise et expliquee). Иначе говоря...".- 67.

39 В изд. Распе: "...некоторые схоластики утверждают нечто близкое к этому (d'approchant), а именно что Бог одухотворяет (exalte) огонь, чтобы...". Здесь Лейбниц, вероятно, имел в виду кардинала Роберта Беллармина (1542-1621).- 68.


40 В изд. Распе: "...таким образом нематериальность (immaterialite) наших душ следует...".- 68.

41 В изд. Распе замечание в круглых скобках отсутствует. -68.

42 Роберт Флэдд (Fludd) (1547-1637) - английский врач, натурфилософ и мистик, выпустивший в свет в 1638 г. трактат "Philosophia moysaiса in qua sapientia et scientia...".- 68.

43 Речь идет о Н. Мальбранше. - 70.

44 " Франсуа Бернье (Bernier) (1625-1688) - врач и путешественник. Его большое сочинение в защиту философии Гассенди было опубликовано в Лионе в 1678 г.-70.

45 В поместье Отс (Oates) Локк бывал у леди Демерис Мешэм частым гостем. Будучи больным, он провел там последние месяцы своей жизни, там же и умер 28 октября 1704 г. См. прим. 1, 2 к переписке Лейбница и леди Мешэм. - 71.

46 Вероятно, речь идет о Екатерине Кокберн (Cookburn), урожденной Троттер (1679-1749). Работу в защиту философии Локка она опубликовала в 1702 г. - 71.

47 Эти возражения были собраны в издании: "Disquisitio metaphysica seu dubitationes et instantiae adversus Renati Cartesli metaphysicam et responsa", 1644.- 71.

48 См. прим. 21.- 72.

49 Имеется в виду "Естественная история" (Historiae naturalis) Плиния Старшего (23-79), vol. VII 55, 189-72.

50 Графиня Конвей (Connaway) (2-я половина XVII в.), сестра канцлера Финча, была автором сочинения "Opusqula philosophica quibus contmentur principia philosophiae antiquissimae et recenticcimae" (1690). -72.

51 Франциск Меркурий ван Гельмонт (1618-1690) - голландский философ-алхимик. Лейбниц был его приятелем, а здесь имеет в виду его сочинение "Paradoxale discorsen..." (1698).- 72.

52 Генри Мор (1614-1687) - крупнейший среди кембриджских неоплатоников XVII в., активный противник Гоббса и Спинозы. - 72.

53 Археи (выражение "со своими "археями" " в издании Распе отсутствовало) - термин, употреблявшийся врачами Парацельсом и Яном Баптистом ван Гельмонтом (отец Франциска Меркурия ван Гельмонта) в смысле духовных начал (formae) жизни. - 72, 54 Не ведают смерти души (лат.).- Овидий. Метаморфозы XV, 158.- 73.

55 Теофил (греч.) означает "любящий бога", тогда как имя Филалет (греч.) переводится как "друг (любитель) истины". - 74.

56 В изд. Герхардта во втором случае дано не "слишком" (an peu trop), а "несколько" (немного) (un peu).- 74.

57 Якоб Арминий (1560-1609) - основатель голландской протестантской

 

==644

 

секты ремонстрантов (их звали также арминианами). Смысл этого места текста у Распе искажен. - 77.

58 Начиная со слов "Но мы покажем в дальнейшем..." (Mais nous jugerons dans la suite...) текст издания Герхардта, в котором далее фрагменты шести параграфов рукописи, соответствующих параграфам книги Локка, расположены в случайном порядке, исправлен по Распе.- 77.

59 Энтимемой в традиционной логике называют сокращенное умозаключение, в котором некоторые посылки лишь подразумеваются. - 77.

60 Subvenire (лат.) означает "приходить на помощь". - 78.

61 "Менон" 81b-86b.-78

62 Tempore vel natura (лат.) - во времени или по природе.-82.

63 Кенелъм Дигби (1603-1665) -английский философ-эклектик, пытавшийся соединить картезианскую физику с платонизмом. Здесь речь идет о его сочинении "Demonstratio immortalitatis animae rationalis", 1651. tract. 1: De natura corporum, cap. 17.-84.

64 В тексте Герхардта этот абзац оканчивается так. "...лишь только мы осознаем врожденные идеи". Исправлено по Распе.- 85.

65 Текст § 21, гл. I кн. первой уточнен по изд. Распе.- 86.

66 Имеется в виду эмпирически вычисленная в 1586 г. математиком Лудольфом ван Зейленом величина л, т. е. отношения длины окружности к диаметру. Под арифметическим тетрагонизмом Лейбниц имеет в виду свое открытие (1674) формулы p 4 = 1 - 1 3 + 1 5 - 1 7..-87

67 Petitio prmcipii (лат.), т. е. (предрешающее) желание основания Это логический термин, означающий ошибку бездоказательного принятия вывода или же получения его из посылок, исходящих уже из этого вывода (в последнем случае данная логическая ошибка превращается в ошибку ложного круга).- 89.

68 Здесь в текст по изданию Герхардта внесены мелкие уточнения из издания Распе.- 89.

69 Здесь есть надежда обмануть, то святое с мирским помешаетс (лат.).- 91.

70 Букв. в издании Распе здесь так: "...а не запечатления (impressions) некоей истины, которая врезалась (soit gravee) в наш разум". В тексте Герхардта здесь ошибка: дано imperfections вместо impressions, что запутывает смысл фразы. - 91.

71 Карибские племена, т. е. туземное население Малых Антильских островов. - 93.

72 Герсилассо де ля Вега (1540-1617) -португальский историк стран Латинской Америки Его книга называлась "Historia general del Peru..".- 9З.

73 Мартин Баумгартен (1473-1541) в 1507 г. объездил страны ближнего Востока, описание их было издано в Нюрнберге в 1591 г., т. е.

уже после смерти путешественника. С лат. из Баумгартена процитировано: "Так как он никогда не имел сношений с женщинами и мальчиками, а только с ослицами и самками мулов". - 93.

74 См. Послание апостола Павла к римлянам II 15.-94.

75 Родственную шкуру щадит (лат.).- Ювенал. Сатиры XV 159. -95.

76 Поскольку природа установила родство между всеми людьми, то поэтому злоумышление человека против человека беззаконно (лат.).Флорентин.

Дигесты I 1, 3.-95.

77 См. Тацит. Анналы VI 6. Платон говорит об этих душевных страданиях в диалогах "Горгий" (472с - 474с) и "Государство" (609-610).95.

 

==645

 

78 В изд. Распе и Герхардта рассуждения Теофила по поводу § 9 гл. II кн. первой "Опыта " Локка заканчиваются словами " puisque les venrites innees comprennent tant les instincts que la luraiere naturelle", что и переведено здесь П. С. Юшкевичем почти дословно, в том смысле, что инстинкты наравне с "естественным светом", т. е. природным разумом, входят в состав врожденных истин. Но возникает несоответствие с началом фразы, а также с последующими рассуждениями и определением инстинктов Теофилом в начале § 1 гл. XI кн. третьей "Новых опытов ". Видимо, был бы более верным по духу вольный перевод: "...поскольку врожденные истины опираются как на инстинкты, так и на природный разум" -96

79 Я вижу тебя (и тал.).-96.

80 О том поют и хвалят то, говорят о том и слушают, о том и пишут и читают, а прочитав, пренебрегают (пат).-96

81 Иосиф Скалигер (1540-1609) -сын Юлия Цезаря Скалигера (1484-1558), известного итальянского ученого эпохи Возрождения Был профессором в Леидене. Здесь Лейбниц имеет в виду его сочинение "Сусlometrica elementa" (1594), а также работу Т. Гоббса "De prmcipiis et ratiocinatione geometrarum" (1668).- 97.

82 В изд. Распе конец этой фразы таков: " а закон не мог бы существовать, как полагают, без законодателя, который его установил, или же без наград и наказаний". - 97.

83 Эдуард Герберт, лорд Чербери (1581-1648) - основатель английского деизма Здесь имеется в виду его трактат "De veritate ", вышедший в свет в Париже в 1624 г. - 98.

84 То самое через это самое (лат.), т. е. тавтология 99.

85 Медведь страшится человека, иль косолапого боится человек?

А если б был приказ ливийских пастухов леса Нумидии покинуть дан дл львов... (фр.).- Н. Депрео-Буало. Сатиры VIII "О человеке" стих.

62-64.- 100

86 Речь идет о короле вандалов Крокусе - 102.

87 Например, математик Аполлоний из Перга (III в. до н. э) и неоплатоник Прокл (V в.). Об этом идет речь в самом конце кн. первой, а также в начальном рассуждении Теофила в § 1 гл. VII кн. четвертой "Новых опытов...".- 102.

88 Согласно сказаниям, Пифагор при посещении Apгоca заявил, что его душа в свое время находилась в теле Эвфорба, мифического геро Троянской войны -103.

89 Например, в "Discours de metaphysique" (1686). Но свое учение о монадах Лейбниц продолжал развивать и после "Новых опытов..." 104.

90 Швейцарский теолог Иоганн Людвиг Фабриций (1632-1697) издал это свое сочинение в 1662 г. Оно называлось: "Apologia generis humani contra calumniam atheismi".- 104.

91 Герман Витсен (1636-1708) - голландский теолог - 104

92 Шарль Гобиен (1653-1708) опубликовал свою "Histoire des iles Mariannes" в Париже в 1700 г. - 106.

93 В подлиннике стоит reminiscence. П. С. Юшкевич, учитывая, что Лейбниц различает reminiscence и souvenir (см. первое рассуждение Теофила в § 1 гл. XIX кн. второй "Новых опытов.."), переводит первое из этих двух слов как "воспоминание", а второе - "вспоминание" - 106.

94 Словами "в качестве руководящего принципа" здесь переведено выражение в изд. Герхардта "pour principe des principes", т. е. "как принциппринципов".-108

95 Персонье Роберваль (1602-1675) - французский математик 108.

 

==646

 

96 "Нет ничего в разуме, чего не было раньше в чувствах, за исключением самого разума" (лат.).- 111.

97 В изд. Распе: ".. находит значительную часть идей...".- 111.

98 Кастор и Поллукс - мифические греческие герои-близнецы. О них говорится в "Одиссее" XI - 114

99 Иоганн Слейдан (1506-1556) - историк немецкой Реформации -114.

100 См § 26 гл. I кн. первой "Новых опытов...".-118.

101 В изд. Герхардта и Распе конец этой фразы Филалета дан так ".nous avons dispute ex-professo" -119.

102 В изд. Распе текст гл. II заканчивается словами: "...стараться достигнуть их анализа" - 120.

103 Эдм Мариотт (1620-1689) - французский физик. Имеется в виду его сочинение "Nouvelle decouverte touchant la vue". -121.

104 В изд. Распе это место дано иначе: "...то, что мешает столкновению (la rencontre) двух движущихся.".- 121.

105 В изд. Распе: "Благодаря этому сцеплению невозможно толкнуть.".- 123.

106 В изд. Распе " в качестве его непрерывных (continues) частей, а.." - 125.

107 Для чувств (лат).- 126

108 Имеется в виду сконструированный Отто Герике (1602-1686) в 1650 г. воздушный насос - 126.

109 Счисляемые вещи (лат.).- 126

110 В подлиннике ". plutot du sens coromun", т. е. буквально: "...скорее от всеобщего чувства" Термином sensus communis пользовались в античной философии для обозначения внутреннего чувства, имеющегос у всех людей и независимо от внешнего опыта. - 128.

111 У Локка к числу простых идей рефлексии относились, строго говоря, не разум, а мышление, не воля, а воление, а также все другие интроспективно осознаваемые процессы сознания. Неточность у Лейбница возникла, видимо, потому, что он пользовался не английским подлинником, а французским переводом "Опыта...".- 128

112 Возражение Теофила не совсем понятно, ибо не ясно, причем здесь идеи движения и геометрической формы Смысл восстанавливается, если конец фразы изменить так. ".. идею разума, подобно тому как идея движения содержит в себе идею фигуры". Ведь об этих двух последних идеях Лейбниц писал выше, в гл. V, в связи с соответствующей главой "Опыта..." Локка, в которой шла речь и об этих двух идеях. - 128.

113 В изд. Распе несколько иначе: "..из того же источника, и мне кажется, что эти идеи суть совершенно иного рода, чем. ".- 128.

114 Vires centripetas (лат.) - центростремительные силы. Учение о них создали Кеплер и Роберваль. Затем это понятие использовал в своем учении о всемирном тяготении Ньютон. - 130

115 In termmis - в границах (лат.).- 130

116 См. Р. Декарт. Диоптрика VI.-131.

117 В изд. Распе: "...цвет, тепло, боль и т. д....".- 132.

118 Жерар Дезарг (1593-1662) -французский геометр, много занимавшийся вопросами приложения геометрии к искусству. - 134.

119 Уилъям Молине (Molyneux) (1656-1698) - ирландский математик.

Об указанной задаче он сообщил Локку в письме от 2 марта 1693 г. 135.

120 В изд. Герхардта это место дано дословно так: "...в Париже один глухонемой от рождения, уши которого наконец стали способны исполнять свою функцию, научился теперь...".- 137.

 

==647

 

121 В изд. Распе: "...не раз грешит патер Бугур в своем "Способе хорошего мышления в духовных делах", примером чего может..." Доминик Бугур (1628-1702) - парижский иезуит. Книга "La maniere de bien penser dans les ouvrages d'esprit" была им издана в 1687 г. - 141.

122 Было угодно богам победителей дело, но Нагону - дела побежденных (лат.). - Лукан. Фарсалия I, 128.- 141.

123 L'hombre - карточная игра,-143.

124 Здесь в переводе сохранен возникший в § 3 некоторый разнобой в терминологии Лейбница, который во многих случаях употребляет слово modification и как "разновидность" и как "модус", но здесь, как и в некоторых других местах текста, использует также термин mode, т. е. "модус", "способ" или "образ" (бытия); таким образом, Лейбниц иногда называет Локковы "модусы" модификациями, прилагая последний термин не только к "модусам" Локка в строгом смысле слова. Эта терминологическа вольность встречается и в Предисловии к "Новым опытам...".-144.

125 Джон Гриве (Greaves) (1602-1652) - английский математик и востоковед. О данном вопросе он пишет в сочинении "Pyramidographia" (Лондон, 1646).- 146.

126 Для передачи мер вещей потомкам (лат.).- 147.

127 Речь идет о сочинении X. Гюйгенса "Horologium oscillatorium" (Paris, 1673). Габриель Мутон (1618-1694) - французский астроном и математик. Здесь имеется в виду его сочинение "Observationes diametrorum solis et lunae" (1670). Тито Ливио Буратини (1617-1681) был автором работы "Misura universale" (1675).- 147.

128 В изд. Распе: "...в Польше полагали, что установили отношение...".- 147.

129 В изд. Герхардта: "...чем вы говорите и чем вы думаете...".- 149.

130 Леонард Лессий (1554-1623) - иезуитский богослов и моралист в Голландии, автор работы "De perfectionibus moribusque divinis..." (издана в 1636 г.).- 149.

131 См. Деяния апостолов 17, 28.- 149.

132 См. Р. Декарт. Начала философии I 36-37. -150.

133 Лейбниц имеет в виду свое второе письмо Де Босcу и свои краткие заметки "Reflexions sur l'essai de I'entendement humain" - 150

134 Осмелился сказать, что Солнце обманчиво (лат).- 152

135 Аристотель. Физика IV 11.- 153.

136 Ветхий завет. Книга царств 1 8, 27.- 154.

137 Категорематической бесконечностью схоласты называли по сути дела актуальную, а синкатегорематической - потенциальную бесконечность.

157.

138 Части вне частей (лат.).-159.

139 Скажи, для чего здесь {лат.).-161.

140 Словами "осознанных восприятии" в данном случае переведено слово aperceptions.- 162.

141 Собрание архивных материалов по международному праву, Первый том вышел в свет в 1693 г., а второй, под иным названием, в 1700 г. - 163.

142 Например, Августин.-163.

143 Коренным образом (букв.: целым родом) (лат.).- 166.

144 В изд. Герхардта несколько иной текст: "...действительно, если бы оно пришло в состояние удовлетворения, то тогда какое-нибудь новое впечатление от предметов, небольшое изменение в органах, сосудах, внутренностях сразу нарушит равновесие и заставит...".- 167.

145 В изд. Герхардта: "...радости и горя лучше всего соответствуют..." - 167

 

==648

 

146 В изд. Герхардта: "..может повлечь за собой волнение (affection), А иногда и...".- 168.

147 Аристотель. Метафизика XI У и физика 111 1.- 169.

148 Т. е. способность оказывать сопротивление. - 170.

149 Имеется в виду трактат Мальбранша "Des lois de la communication des mouvements". Paris, 1692.-171.

150 Тот же сам по числу (лат.).- 171.

151 Паоло Kaзaти (1617-1707) - итальянский богослов и математик.

Имеется в виду его сочинение "Mechanicorum libri octo" (1681). 172.

152 Критика картезианской механики Лейбницем содержится, например, в его работах: "Theoria motus abstracti" (1671) и "Brevis demonstratio erroris memorabilis Cartesii..." (1686).- 172.

153 Симон Эпископий (1583-1643) -голландский геолог, автор небольшого трактата "De libero arbitrio".- 174.

154 В изд. Герхардта: ".. противопоставляют несовершенству или рабству (l'esclavage) духа...".- 175.

155 Аристотель. Ннкомахова этика III 3-4 - 175.

156 В изд. Герхардта: "...детерминирует нас, а скорее мы себя ею детерминируем, то происходит..". - 178.

157 В изд. Распе: " порождаемое им действие nv перестает быть добровольным". - 179.

158 В изд. Герхардта " способность петь пли что способность петь повинуется...".- 180.

159 В изд. Герхарда: «на способность выбирать и, наоборот, как другому влекусь...». - Овидий.

В изд. Герхардта: способность петь...". - 180

160 Благое вижу, хвалю - но Метаморфозы VII 20-21.-186.

161 Слепые мысли (лат.) - 186.

162 Цицерон. О крайних степенях... (De finibus...) 11 16, 52.- 187.

163 В изд. Распе: "...потому что он не осознает как следует своих преимуществ". - 187

161а Самое первое, т. с импульсивное, движение воли, возникающее без соучастия суждения (схоласт, термин).-190.

164 Помни (лаг.).- 191.

165 Ассасины - тайная исмаилитская секта, название которой происходит от слова "гашиш", так как члены этой секты доводили себя с его помощью до исступления. (В совр. франц. языке ассасины - убийцы.) Была основана в конце XI в. шейхом Гасаном ибн-Саббахом в горном районе Эльбурса в Ливане. Ассасины самым активным образом участвовал" в борьбе против крестоносцев. Горным старцем (Шейх-эль-Джебль) называли каждого очередного руководителя секты, имевшего своей резиденцией горный замок Алейка. Здесь говорится об убийстве в 1192 г. Марк-графа Конрада Монфератского (Тирского), короля завоеванного крестоносцами Иерусалима. Вполне вероятно, что это убийство было организовано английским королем Ричардом Львиное Сердце, но английские историки приписывают это деяние шейху ассасинов Рашиду аль-Дин Синану. - 191.

166 Колесницу уносят кони, не слушая вожжей возницы (лат.)Вергилий. Георгики I 514.- 194.

167 Различие, проводимое Лейбницем между номинальными и реальными определениями, соответствует делению сущностей Локком на номинальные и реальные. Ср. § 19 гл. III кн. третьей "Новых опытов...".- 195, 168 Скажи, что случилось (букв: почему здесь?)? Смотри на конец (дела) (лат.). Далее в изд. Герхардта следует такой текст: "Куда пришли?

 

==649

 

Перейдем к делу или же примем решение. Люди очень часто нуждаются...".- 197

169 Тримальхион - персонаж романа "Сатирикон", написанного Петронием Арбитром во времена Нерона. - 198.

170 Страх перед противоположным (лат.).-205.

171 Геро и Леандр - герои древнегреческого мифа, дошедшего до нас в обработке Мусея (V в).- 205.

172 В изд. Герхардта: "...пословица, святой, которого [сегодня] славят, всегда величайший...".- 205.

173 Лейбниц отличал вероятность (probabilite) от ее содержательной основы, которую называл правдоподобием (vraisemblance).-307.

174 Тому, что самое важное (лат.).-209.

175 Под эпикурейской жизнью здесь имеется в виду не та жизнь, которая была бы моральной в соответствии с исторически существовавшим учением Эпикура, а образ жизни, характеризующийся полной невоздержанностью. Духовенство издавна приписывало Эпикуру призыв именно к такой жизни - 210.

176 Перед нами своего рода повторение пресловутого "пари Паскаля" насчет того, что верующий не теряет ни в том случае, если бог есть, ни в том - если бога нет - 210.

177 Вставка в квадратных скобках, сделанная П. С. Юшкевичем, необходима, так как иначе искажается концепция Локка.-213.

178 В романе французской писательницы Мадлены Скюдери "Клелия" (опубл. в 1656 г.) шла, между прочим, речь о "географической карте" царства любви - 216.

179 paJJhsia (греч), что означает "смелость слова". - 217

180 Искать узлы у тростника (лат.), т. е. трудиться над несуществующими проблемами. -219

181 Речь идет о программной статье Лейбница ("Meditationes de cogmtione, veritate et ideis") (Размышления о познании, истине и идеях), в которой дается классификация идей с точки зрения их роли в познавательном процессе Ср. § 29-31 гл. XXIX-гл. XXXI кн. второй "Новых опытов...".- 220.

182 Лейбниц имеет в виду фантастический роман Сирано де Бержерака под названием "Histoire comique des etats et des empires du soleil" (16521 -221.

183 He в определенном, а в каком-то месте (лат.).- 222.

184 Точечно (лит.).-223.

185 См. Р. Декарт. О страстях души I 31-32.- 223.

186 Фома Аквинский. Summa theologiae I § 76.-223.

187 Жак Рого CRohault) (1620-1675) - французский физик-картезианец, автор "Traite de physique".- 225.

188 См. прим. 152.- 225.

189 В изд. Распе: "...они не совершенно отделены от просто пассивной материи и что другие существа, которые одновременно активны и пассивны, имеют в себе что-то и от духа и от тела". -.226.

190 Либертус Фромондус (Либер Фраудмон) (1587-1653) - льежский теолог-янсенист. Его сочинение "Labyrinthus sive de compositione contnui" вышло в свет в Антверпене в 1631 г. - 226.

191 По сути дела здесь имеется в виду отношение отцовства, а не идеях отца, как буквально дано в подлиннике (la relation du pere).-828.

192 "Раньше", т. е. в § 27 главы XIV кн. второй "Новых опытов.". 229.

193 Вечно нет, но очень старо (итал.) -230.

194 Речь идет о Софии, супруге ганноверского герцога Эрнста

 

==650

 

Августа, обычно проживавшей в Герренгаузе, загородной резиденции е обширным парком. - 231

195 Численно того же (лат.).- 232.

196 В изд. Распе окончание этой фразы искажено. - 232.

197 Которых поддерживает один дух (лат.) - Дигесты 41, 3, 30. Слова принадлежат Сексту Помпонию, римскому правоведу II в.-232.

198 Под именем Гелиогабала, т. е. солнечного бога, в историю вошел римский император Барий Авит (правил в 218-222 гг.), который отличался крайней разнузданностью. - 233.

199 Согласно книге Ялкута Хадаша, в позвоночнике человека имеетс особая косточка, которая, будучи будто бы основой всего тела, сыграет эту свою роль при воскресении из мертвых на страшном суде. - 233.

200 Николае Тульпиус (1593-1674) - голландский врач, автор сочинения "Observationum medicinarum libri tres" (1672).-235.

201 Имеется в виду самосознание в смысле знания о наличии своего "я" в отличие от простого сознания (conscience).-236.

202 Генри Мор, кембриджский платоник, писал об этом в сочинении "Immortalitas animae" (1679) - 240.

203 См. прим 51 и 53.- 340.

204 В изд. Распе: ".осудит этого человека противоположно их суцу?".-242.

205 В изд. Герхардта: "Неважно, будет ли сказано (en rien de dire), что одно и то же сознание. ".-245.

206 Т. е. сторонники взглядов Оригена (185-254), представител александрийской патристики. Далее имеется в виду, что ряд средневековых еврейских теологов следовали Каббале, обе книги которой были проникнуты мотивами неоплатонизма - 247.

207 В изд. Распе: " т. е. той же самой субстанцией и личностью, не оставаясь человеком...".- 248.

208 В изд. Герхардта: " никогда не противоречат физическому тождеству и никогда не бывают с ним в полном разрыве; что всегда существуют.." - 348.

209 Отец - тот, на кого указывают [связи] супружества (лат).250.

210 Презумпция права и о праве (лат) - 251.

211 В изд. Герхардта: ".. распоряжение всеми своими силами.. ".252.

212 Боноз (умер в 280 г.) - римский военачальник, наместник в Галлии. - 253.

213 Здесь также и собственные награды для похвального деяни (лат.). -253.

214 В природе нет ничего более высокого, чем добродетель, чем то, что похвально, чем достоинство [и] чем честь {лат.).-253

215 Этими разными именами я хочу обозначить одну и ту же вещь (лат.).- 254.

216 Сердце зажглось гордостью благородной (лат.).- Персии, Сатиры 2. 74.- 254.

217 Формион - персонаж одноименной комедии римского драматурга Теренция (II в.).- 254.

218 См. прим. 318. -256.

219* Имеются в виду низшие звенья "древа Порфирия", т. е. наиболее частные понятия. - 256.

220 В изд. Герхардта - " или, вернее, смутной самой по себе, в вашем смысле слова. " -257

221 Локк здесь писал не о человеке, обезьяне или рыбе, но о

 

==651

 

человеке. Цезаре, павиане и Помпее, что делало смысл данного рассуждения более точным.-259.

222 Согласно общему смыслу фразы, здесь было бы более правильным, отойдя от буквального перевода, дать такой: "...потому ли, что не знают, какую идею следует взять...".- 260.

223 В изд. Распе здесь текст таков: "А это вредно, если мы хотим дать слову определенный смысл...".- 260.

224 "О значениях слов" (лат.).-262.

225 Кто прочтет это? Либо двое, либо никто (лат). - Персии. Сатиры 1 2-3.-262.

226 Наверное, Лейбниц имеет в виду прежде всего свою работу "Dissertatio de arte combinatoria" (1666).- 263.

227 Об этом писал Аристотель в "Метеорологике" I 8.- 267.

228 В изд. Распе: "Наши простые идеи адекватны". - 267.

229 Крепкой водкой называли азотную кислоту. - 268.

230 В изд. Герхардта: "...потому что существует молчаливое предположение об их...".- 270.

231 Точнее было бы сказать, что возможны или же невозможны идеи того, что возможно, или же того, что невозможно. - 270.

232 Римский правовед Октавио Лизани в трактате "Licurgus, seu leges promptam Justitiam promoventes", который появился в переводе на немецкий язык в 1666 г., обвинял в плохом судопроизводстве адвокатов, нотариусов и судей, называя последних praesides, т. е. председательствующим (в суде).-272.

233 В изд. Герхардта: "...уже находились в ней вместе так же сильно и прочно, и вызывает в нас...".- 273.

234 В изд. Распе: "Авторитет и привычка оказывают такое же действие...".-273.

235 Лейбниц полемизирует с учением Гоббса о государстве в своей работе "Meditation sur la notion commune de la Justice".- 274.

236 Якоб Голиус (1596-1667) - профессор в Лейдене, специалист по восточным языкам. -275.

237 В подлиннике буквально: signifient des idees generales, т. е.

"имеющие значение общих идей". Но более близким к концепции Локка, впрочем, как и у Лейбница, не вполне однозначной, будет принятый здесь перевод: "обозначающих", т. е. как если бы в тексте стояло слово designifient.-276.

238 В § 5 гл. III кн. третьей "Новых опытов..." Лейбниц устами Теофила уточняет это положение.-276.

239 Речь идет об Адриане Курбахе (1632- 1669), спинозисте, который за свои сочинения, в том числе "'t Nieuw Woorden Boek der Regten" (1664) и "Een Bloemhof van allerley Lieflykheid sonder verdriet..." (1668).

будучи обвинен в атеизме, был осужден и посажен в тюрьму, где вскоре умер -277.

240 Raspel-huyss - дом заключения (голл.).-278

241 В подлиннике даны примеры с французским предлогом" de "il s'agit de cela, on parle de cela".-278.

242 Джордж Дальгарно (1626-1687) - шотландский ученый и педагог. Здесь речь идет о его труде "Ars signorum, vulgo character universalis et lingua philosophica" (Лондон, 1661). Близкие идеи высказал Джон Вилкинс (1614-1672) в сочинении "An essay towards a real character and a philosophical language" (1668).-279.

243 Филипп Лаббе (1607-1667) занимался проблемами истории, филологии и географии. Лейбниц имеет в виду его брошюру "Grammatica

 

==652

 

linguae universalis missionum et commereiorum...". В 1663 г. вышло в свет ее третье издание. - 280.

244 Нитгард (ум. 884) - франкский хронист, внук Карла Великого.

Речь идет о сочинении "Historiarum libri quattuor", lib. III.-280.

245 Теолог Иллирик Флаций (Маттиас Транковиц) (1520-1575) опубликовал Евангелие Отфрида в Базеле в 1571 г. Иоганн Шильтер (1632-1705) -эльзасский археолог и юрист. Упоминаемые Лейбницем сочинения помещены в III томе его "Tesaurus antiquitatum teutonicarum", вышедшего в свет посмертно в Ульме в 1728 г. - 280.

246 Кедмон (Caedmon) - английский поэт, живший во второй половине VII в. - 280.

247 Беда, по прозванию Достопочтенный (673-735), английский теолог и церковный историк, упоминает о стихотворном переложении Библии Кедмоном в своей "Historia ecclesiastica gentis anglorum" IV, 24.280.

248 Букв. "Серебряный кодекс" (лат.) - перевод Евангелия на готский язык, сделанный в IV в. епископом Вульфилой (310-380).- 280.

249 Пандекты (или Дигесты) - сборник извлечений из сочинений римских юристов и правоведов. Был составлен специальной комиссией при императоре Юстиниане в 530-533 гг. - 281.

250 Скользит по волнам, корабль просмоленный (лат.).- Вергилий.

Энеида VIII 91. -284.

251 Самюэль Кошар (Bochard) (1599-1667) - французский пастор и филолог, проживавший в Нормандии. Много занимался исследованием Библии. Здесь имеется в виду его сочинение "Geographia sacra".- 285.

252 Иоганн Бекан (Горопий) (1518-1572) -голландский врач и филолог. В сочинениях "Origines antverpiae" (1659), а также в "Hermathene" он выводил все языки из фламандского, на котором будто бы говорили Адам и Евя.-286.

253 Иоганн Клауберг (1622-1655) известен не только как философ-окказионалист, но и как филолог. Имеется в виду его сочинение "Meditationes et collectanea linguae teutonicae" (Дуисбург, 1663).- 286.

254 Лейбниц имеет в виду свое сочинение "Dissertation sur 1'origine des Germains" (1696). Ряд работ на тему происхождения языков и родства между ними был обнаружен в посмертном рукописном издании наследия философа. Первое их издание относится к 1717 г. - 286.

255 Речь идет о немецком философе и теологе Герхардте Майере (1664-1723), с которым Лейбниц находился в переписке, и о его работе "Lexicon Onomasticon sive glossarium linguae saxonicae", рукопись которой осталась после его смерти.-286.

256 Иоганн Шильтер - профессор права в Страсбурге. См. прим.

245.-287.

257 См. прим. 237.- 288.

258 Т. е. речь идет о словах, являющихся именами самих себя, например слово "смысл" в том случае, когда говорят, что это имя существительное.

Лейбниц здесь использовал схоластический термин suppositio materialis.-288.

259 Жан Боген (Bauhin) (1511-1582) -швейцарский ботаник и врач. Лейбниц имеет в виду его работу "De plantis absinthii nomen habentibus" Г 1593).-290.

260 Речь идет об уже дважды упоминавшейся статье Лейбница.

См. прим. 181.- 298.

261 Аристотель. Физика III I, 6.- 299.

262 См. гл. XVIII кн. второй "Новых опытов...".-299.

263 Аристотель. Физика IV 1 и V 4.- 299.

 

==653

 

264 Аристотель. О душе II 3.- 299.

265 В изд. Распе: ".. еще цветами в самом узком смысле и...".- 301.

266 Филалет в данном споре понимает под "цветом" определенное ощущение соответствующей модальности, тогда как Теофил имеет в виду "цвет" как физическое свойство света - 301.

267 Лейбниц, вероятно, имеет в виду сочинение Роберта Бойл "Chymistra scepticus" (1680).- 302.

268 В изд. Герхардта: "...в мысли идею этого акта, хотя и не удостоил его своим вниманием". Заметим, что в логике XX в принят термин "имя", а не "название", сохраненное нами в переводе П. С. Юшкевича.-303.

269 Versura - римляне так называли долг, сделанный для уплаты другого старого долга; corban - искупление, ритуальные предметы. 303

270 Точнее говоря, это не софизм, а парадокс, о котором много писали мегарики и стоики. Он состоит в том, что безволосый лыс, но имеющий на один волос больше тоже лыс и т. д.; следовательно, все лысы. - 304.

271 Пока не падет, обманутый массой идущих на него доказательств (лат.).- Гораций. Послания II 1, 47.- 304.

272 В § 15 гл. III кн. третьей "Новых опытов..." Филалет различает, по Локку, номинальные и реальные сущности. Лейбниц устами Теофила сохраняет это различие не для сущностей, а только для дефиниций, но допускает понятие номинальных сущностей для случаев, в которых имя обозначает невозможный предмет. В § 9 гл. V кн. третьей Лейбниц пр

272 В § 15 гл. III кн. третьей "Новых опытов..." Филалет различает, по Локку, номинальные и реальные сущности. Лейбниц устами Теофила сохраняет это различие не для сущностей, а только для дефиниций, но допускает понятие номинальных сущностей для случаев, в которых имя обозначает невозможный предмет. В § 9 гл. V кн. третьей Лейбниц предлагает использовать термин "номинальные идеи" для идей предметов, сущность которых указывается дефинициями некоторых имен. - 305.

273 В изд. Герхардта: ".. для индивидов, которые к ним принадлежат, и индивиды могут перестать...".- 307.

274 О неудачных результатах химических опытов (лат.).- 308.

275 Существует ли пробел в формах (лат).- 309.

276 Наивысшая быстрота ума (итал.).- 310.

277 Кто спор разрешает спором (лат.).- Гораций. Сатиры II 3, 103.310

278 Имеется в виду его сочинение "De la nature des coulers".- 312.

279 Имеются в виду Рудольф Якоб Камерарий (1665-1721), открывший половое размножение растений, автор "Epistola de sexu plantarum" (Тюбинген, 1694), и Иоганн Генрих Бурхардт, написавший Лейбницу по вопросам размножения растений специальное письмо - 313.

280 Доминго Гонзалес - герой фантастического романа английского писателя Фрэнсиса Годвина "Человек на Луне", изданного в 1638 г.

и переведенного на французский язык Ж. Бодуэном. Несомненно влияние этого произведения на Сирано де Бержерака. -317.

281 Речь идет об изданном посмертно сочинении X. Гюйгенса "Kosmotheoros sive de terris coelestibus earuinque omatu conjecturae" (1698), в котором подробно излагалась гелиоцентрическая теория. - 317.

282 Речь идет о "Dictionnaire etymologique ou origine de la langue francaise" (Париж, 1650) французского языковеда и сатирика Ж Юл Менажа (1613-1692).- 318.

283 Т. е. ложный плод. - 319.

284 Если ты, еще не окрещен (лат.).- 319.

285 Страбон (63 до н. Э.-21 н. э) - древнегреческий географ. 319.

286 Теодор Керкринг (1640-1693) - голландский анатом. Здесь имеется в виду его сочинение "Anthropogeniae ichonographia sen conformatio feotus ab ovo" (Амстердам, 1671).- 319.

287 Присциллианисты - манихейская секта IV-VI вв. в Испании.

 

==654

 

Была отлучена от церкви, а ее руководитель Присциллиан казнен в 385 г. по приказу римского императора Максима.-319.

288 Тут всемогущий отец, эфир, изобильный дождями, В лоно супруги своей счастливой нисходит и всюду Кормит великий, смесясь великим телом, приплоды.

Вергилий. Георгики II 325- 327.- 319.

289 Имеется в виду сочинение Антония Левенгука "De natis e semine genitali animalculis" (1678).- 319.

290 В действительности Декарт выступил против Анри де Руа (Региус) только позднее, когда ознакомился с его сочинением "Philosophia naturalis", в котором отношение между душой и телом человека рассматривалось в общем материалистически. - 321.

291 Фортунио Лицети (1577-1657) - итальянский врач, автор книг "De monstris" (1616) и "De monstrorum causis, natura et differentiis" (1634).- 323.

292 " Не очень мудра и лишнего хватила, сунула печень влево, а сердце вправо поместила" (франц.).- 324.

293 Пьер Алльо - придворный врач Людовика XIV. Пытался лечить рак соединениями мышьяка. - 324.

294 В анонимно изданной работе "Histoire de Bileam" Лейбниц трактовал библейскую историю о беседе Валаама с ослицей как описание его сновидения - 324.

295 В изд. Распе. ". было бы только протяжение... протяженности, у которой была бы только плотность (solidite) и никаких других качеств; если же..". - 327.

296 Буцефал - кличка коня Александра Македонского.-327.

297 В изд. Герхардта - "...такие внешние или внутренние признаки". -330.

298 В "Journal de Scavants" в 1675 г. Лейбниц напечатал по этому вопросу статью "Extrait d'une lettre touchant le principe de la justesse des horloges portatives de l'invention de M. Leibniz".- 331

299 Здесь значение слова "темперамент" восходит к одному из значений латинского прообраза этого французского слова, а именно: определенная смесь составных частей - 333.

300 Иоганн Штраух (1612 1680) - профессор права в Иене и Гессене, дядя Лейбница по материнской линии. Имеется в виду изданный им "Lexicon particularum Juris" -336.

301 Самуил Болиус (Bohle) (1611-1639) - теолог и филолог, профессор в Ростоке. Имеется в виду его "Tractatus de formali significationis eruendo" - 336.

302 В риторике эллипсом, называют умолчание, пропуск подразумеваемых слов - 338.

303 Общий смысл этой французской пословицы таков: не будем поспешны, первая ласточка еще не делает весны. - 338.

304 В подлиннике " des maximes le plus generalement recues", т. е. имеются в виду априорные аналитические суждения. - 339.

305 Ибн алъ Бейтар (1197-1248) - арабский ботаник, специалист по лекарственным растениям В сочинении, известном в латинском переводе как "Corpus simplicia medicamentorum et ciborum continens", не раз ссылался на Педания Диоскорида, греческого врача I в., автора сочинени "De materia medica". -342.

306 Томас Рейнезий (1547 1647) - врач, химик, археолог. Здесь Лейбниц имеет в виду его сочинение "Syntagma antiquarum inscriptionum" (издано в 1682 т.).-342.

307 См гл. II кн. третьей "Новых опытов. ".- 342.

 

==655

 

308 Это не очень ясно сказано. В оригинале Локка речь идет об идеях, выражаемых именами субстанций, и об их отношениях к действительности и к моделям (standards).- 343.

309 Возможно, речь идет здесь о работе Лейбница "Dissertatio de arte combinatoria" (1666).- 345.

310 Евсевий Кесарийский (264-340) - епископ Цезарей, церковный историк. Прокоп (умер в 562 г.) - византийский историк, Фотий (820-891) - константинопольский патриарх, церковный писатель. -346.

311 Лукиан высмеивал в своих диалогах не софистов, а философовэпигонов эпохи эллинизма.-348.

312 Речь идет о картезианцах. - 348.

313 Кембриджский платоник Генри Мор (1614-1687) интересовалс физикой газов и составом воздуха, выдвинув по этому поводу разные мистические предположения. - 349.

314 Лейбниц специально критиковал понятие мировой души, введенное Платоном в "Тимее" и подхваченное неоплатониками, в своем пятом письме к С. Кларку. - 350.

315 Внемировой разум, надмировой (лат.).- 350.

316 Это главный принцип натурфилософии Г. Мора, вариант "мировой души". - 350.

317 Об этом Лейбниц писал в § 11 работы "De ipsa natura sive de vi insita actionibusque creaturarum" (1698), а также в § 30 первой книги "Теодицеи". - 351.

318 В изд. Герхардта: "...на основании других качеств, как цвет и тяжесть, сказав, например, что...".- 352.

319 Речь идет об определении человека как двуногого бесперого существа, высмеянном киником Диогеном из Синопа (см. Диоген Лаэртский.

О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. VI 40). -352.

При переводе термины, в которых Лейбниц нечетко описал это свойство параболы, уточнены. - 353.

320 Это название, введенное Ренэ Слюзом (Sluse), автором сочинения "Mesolabum" (1659), для обозначения параболоидальных кривых. - 354.

321 Об одноглазых будто бы жителях северной Скифии Геродот писал в IV книге своей "Истории". - 356.

322 Возможно, речь идет о сочинении "Berger extravagant" (1627) Шарля Сореля. - 356.

323 В античной мифологии небесной Афродите - Урании противопоставлялась земная Афродита - Пандемос или Гетера (Гетайра). См. Платон. Пир VIII. -357.

324 Возможно, Лейбниц имеет здесь в виду книги под аналогичными названиями Даниеля Беккера (1622, франц. пер. 1678) и Жана Дево (Deveaux) (1682). Декарт цитировал сообщаемое Светонием замечание цезаря Тиберия, что на четвертом десятке жизни человек должен быть уже "сам себе врачом". - 358.

325 Вероятно, у Лейбница описка. Должно быть: "...на четвертом средстве против...",-361.

326 Клавдий Филипп Гримальди - иезуитский миссионер, математик и астроном. Лейбница связывали с Гримальди общие синологические интересы.-362.

327 В изд. Распе: "...слишком заняты военными заботами, чтобы думать о вещах...".- 362.

328 Сторонники антисхоластической логики Пьера де ля Рамэ (Рамус) (1515-1572). Далее речь идет об идеях "Топики" Аристотеля. 363.

 

==656

 

Граф Маттео Марка Боярдо из Скандиано (1440-1494), итальянский поэт, автор неоконченной поэмы "Влюбленный Роланд" (Orlando innamorato). Пьесу Кино (Quinault) о похождениях героя старых испанских рыцарских романов Амадиса Галльского Лейбниц видел на сцене в Риме в 1690 г. Имелся и французский перевод романа Монтальво (1508) об Амадисе, изданный отдельной книгой.-364.

330 В изд. Распе: "...по поводу нашего определения". - 365.

331 Об этом делении отношений Лейбниц пишет в § 4 гл. II кн. Второй "Новых опытов...".- 865.

332 Возможно, что эта не очень ясная мысль связана с тем, что говорит Теофил в § 3 главы XII кн. второй "Новых опытов...".-366.

333 Речь идет об Аполлонии из Перга. См. прим. 87.- 366.

334 В изд. Герхардта: "...в воспоминании прошлой жизни, доводов или доказательств, то не в нашей власти...".- 366.

335 Т. е. наглядное. Лейбниц разъясняет свою мысль в § 3 гл. XVII кн. четвертой.-368.

336 Иоганн Шейбель (1494-1570) - немецкий математик, опубликовал в 50-х годах XVI в. комментарии к Евклиду. - 368.

337 Христиан Герлин (Herlinus). Вместе с Конрадом Дариподиусом опубликовал в 1566 г. силлогистически упорядоченное изложение геометрии Евклида, - 368.

338 Это место текста производит впечатление сырого наброска. Читателю, естественно, приходит в голову мысль, что выше дан силлогизм именно в модусе Disamis, но в действительности он соответствует модусу Bocardo. К тому же именно модус Bocardo, а не Disamis может быть доказан на основе модуса Barbara. Ни одно из доказательств здесь Лейбницем корректно не осуществлено, хотя эта простая задача в его логических работах, разумеется, вполне была им решена. - 371.

339 Клавдий Гален из Пергама (131-210) - знаменитый древнегреческий медик. - 372.

340 Речь идет о сочинении Пьера де ля Рамэ rrAristotelicae animadversiones", lib. 20.- 372.

341 Августин сформулировал это положение в "De Trinitate" (398416) X 14 так: "Сомневающийся живет, но, если он сомневается, значит, и мыслит". - 374.

342 "При прочих равных [условиях]" (лат.).- 375.

343 Имеется в виду. сочинение итальянского гуманиста Лоренцо Баллы "Praefatio in tertium librum elegantiarum" (1536).- 378.

344 Но ты, о римлянин, как доблестный воин, Одно только помни, что свет покоритьс Тебе весь обязан. Твое же искусство На мир соглашаться, его предписавши, Щадить побежденных, карая надменных.

Вергилий. Энеида VI.- 378.

345 Суррогат - средство-заменитель (лаг.).-379.

346 Имеется в виду Тирс Гонзалес (ум. в 1705 г.), тринадцатый генерал Ордена иезуитов.-379.

347 Общие места (лат.); букв.: "что угодно". - 380.

348 Симон Фуше (1644-1697) - французский аббат, философ, рассуждавший в духе умеренного скептицизма Цицерона. Его сочинение против Мальбранша под названием "Critique de la recherche de la verite" вышло в свет в 1675 г. Его же работа против Лейбница "Objections contre le nouveau systeme de la communication des substances" была опубликована в 1695 г., после чего Лейбниц выступил в печати с контрвозражениями. 381.

 

==657

 

349 Кристоф Клавий (1537-1612) - немецкий иезуит, математик, участвовал в грегорианской реформе календаря. Здесь идет речь о его сочинении "Geometria practica" (1606).- 384.

350 Лейбниц имеет в виду способ приближенного вычисления, о котором шла речь в прим. 66.-384.

351 Имеется в виду Ян де Витт (1625-1672), известный политический и государственный деятель эпохи голландской буржуазной революции.

Интересовался математическими проблемами. - 385.

352 Рассуждение Филалета здесь неточно. У Локка проблема состояла не в том, способен ли бог присоединить способность мышления к нашей идее материи, а в том, может ли она быть придана самой материи. Эта неточность возникла вследствие несовершенного французского перевода соответствующего места "Опыта..." Локка в издании П. Коста.-385.

353 Сила по воле божьей (лат.).- 387.

354 В подлиннике: "les causes occasionelles". Окказионалистска концепция причинности Гейлинкса и Мальбранша имела некоторые точки соприкосновения с концепцией предустановленной гармонии Лейбница. -389.

355 И чего бы еще не выдумала праздная схоластика! (лат.).- 389.

356 Речь идет здесь, вероятно, о Пьере Бейле, но, может быть, и об Антуане Арно (Arnauld).- 391.

357 Лейбниц выразился бы точно, если бы написал не "некоторого права" (d'un droit), а "этого права" (de се droit), т. е. указанного выше права на собственность. - 392.

358 Право прирастания (лат.) - термин из римского наследственного права: в случае выбытия одного из наследников наследственные права других лиц, которые ими обладают, возрастают. - 392.

359 Речь идет о "Specimena juris" (1669) в составе трех тезисов, из которых последний имел название "Specimen certitudinis seu demonstrationum in jure exhibitum in doctrina conditionum".- 392.

360 "Dissertatio de arte combinatoria" была издана в 1690 г. во Франкфурте-на-Майне, - 392.

361 Эргард Вейгель (1625-1699) - немецкий математик и астроном, пытался внести математику в изучение проблем морали. Лейбниц в течение полугода слушал его лекции в Йене. - 393.

362 Самуил Пуффендорф (1632-1694) - один из теоретиков "естественного права". Речь идет о его сочинении "Elementa jurisprudentiae" (1669). -393.

363 Цебес (или Кебес) из Фив - ученик неопифагорейца Филолая.

Приписываемая ему таблица возникла, по-видимому, в кругах младших стоиков II в. и. э.-393.

364 О расширении границ науки доказательства (лат.).-393.

365 Видимо, речь идет о светском журнале, который издавалс в Париже начиная с 1672 г. де Визе. - 395.

Франциск Мавролик (1494-1575) - греческий математик и физик.

Лейбниц ссылается на его "Problemata ad perspectivain et iridem pertinentia" {1575).-398.

367 Марк Антоний де Доминис (1566-1624) - итальянский физик, заложивший основы теории радуги в сочинение "De radiis visus et lucis in vitris perspectivis et in iride tractatus" (1611).- 398.

368 Речь идет о епископе Зальцбурга Вергилии (ум. в 784 г.).- 399.

369 В изд. Герхардта: "...речь идет о субстанциях, которые фактически объединяют вне нас эти сложные идеи и составляющие их простые идеи. Познание...".- 400.

370 Левин Лемний (Lemnens) (1505-1568) - голландский врач и теолог,

 

==658

 

автор "De miraculis occultis naturae libri quattuor" (1564).- 403.

371 См. Т. Гоббс. О теле, гл. III, § 7-8.- 404.

372 По установлению (лат.).-407.

373 В четвертом модусе (лат.).- 408.

374 Более ничего не свершишь, как только стараться ты будешь разума помощь к безумству приладить (лат.).- Теренций. Евнух, акт I.

сцена 1, 17-18. -412.

375 См. прим. 180. -412.

376 Здесь речь идет о сочинении янсениста-логика Антуана Арно (Arnauld) (1612-1694) "Nouveaux elements de geometrie" (1667).- 415.

377 Но в § 7 главы III "Новых опытов..." упомянутого здесь места из "Опыта..." Локка, где речь идет действительно о четырех отношениях, Лейбниц не приводит. - 416.

378 См. прим. 335.- 416.

379 См. § 21 главы Х кн. третьей "Новых опытов...", а также прим.

320. -416.

380 Клод Гарди (ум. 1678) - советник уголовного суда, в 1625 г. Издал в Париже сохранившуюся часть комментария неоплатоника Марина, ученика и биографа Прокла, к "Data" Евклида вместе с латинским переводом последнего сочинения. Парижское [Большое] Шатлё (chatelet) небольшая крепость в старой части города, место пребывания судебных властей, - 416.

381 Серен Антинойский - греческий геометр IV в. До нас дошли только два его трактата о конических сечениях. - 417.

382 Речь идет о сочинении Яна Амоса Коменского (1592-1671) "Physicae ad lumen divinae reforinatae synopsis", опубликованном в Амстердаме в 1633 г. - 417.

383 Франсуа Виет де ля Биготьер (1540-1603) ввел в алгебру символические обозначения. Главное его сочинение - "In artem analyticam isagoge" (1591), в котором он ввел в математический обиход термин logistica speciosa для обозначения исчисления, применяющего переменные символы, например буквы.-419.

384 Здесь следует прежде всего указать на обнаруженное в посмертных бумагах сочинение Лейбница "Fundamenta calculi ratiocinatoris". 419.

385 Одна из первых вещей, познанных среди сложных терминов (лат.).- 420.

386 Здесь остается неясность точного понимания термина consequence в связи с тем, что Лейбниц справедливо различает следование через правило подстановки и дедуктивный вывод через правило отрыва, но в данном случае подходит к этой проблеме с психологической точки зрения, что несколько затемняет указанное различие. - 422.

387 В изд. Герхардта: "...совещаниях выборы или голосование происходят в порядке...".- 427.

388 Исаак Касобон (1559-1614) - французский гуманист, родом из Женевы, известен филологическими изысканиями. - 427.

389 Речь идет о мифологическом щите, который был выкован богом огня Гефестом (в римск. варианте - Вулканом) для Ахилла по просьбе богини Фетиды. - 429.

390 Шлем Оркуса (лат.). Оркус одно время отождествлялся в античной мифологии с богом земных недр Плутоном. - 429.

391 Более всего глупеют юноши в школе (лат.).- Петроний. Сатирикон I. - 431.

392 Хуже всего, когда портят наилучших (лат.).- 431.

393 Лейбниц имеет в виду свою статью "Unicum opticae, catoptricae et 22*

 

==659

 

dioptricae principium" в "Acta eruditorum" в 1682 г. Уильям Молинэ опубликовал свою "Dioptrica nova" в Лондоне в 1692 г. - 433.

394 Старофранцузские меры длины: туаз - 6 футов, перш - около 20 футов. - 434.

395 Это слово происходит от сборника законов, составленного в XI в. Бурхардом и известного под названием "Brocardicum juris".-435.

396 Institutiones - так назывался краткий учебник римского права, носивший нормативный характер и изданный по указу императора Юстиниана. - 435.

397 С исключением одного случая и с исключением не одного (лат.).435.

398 Якоб Барнер (1641-1686) - химик и медик из Поморья, автор сочинения "Prodromus Sennerti novi" (Вена, 1674), сторонник идей Гельмонта. Даниель Зенкерт (1572-1637) - силезский врач, сторонник идей Парацельса, автор нескольких книг по медицине. - 435.

399 Пустяковые (лат.).- 437.

400 Это стихотворение







Date: 2015-08-15; view: 481; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.259 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию