Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
А,г,е68. г 80. г. Диалектика определяется как система принципов, законов и категорий, которые в своей совокупности отражают целостность объективного мира и его познание вСтр 1 из 51Следующая ⇒
Диалектика определяется как система принципов, законов и категорий, которые в своей совокупности отражают целостность объективного мира и его познание в беспрерывном изменении и развитии. При этом под принципами подразумевают общие и универсальные, основополагающие идеи, критерии, которые определяют смысл и роль всех других элементов в системе. В современных концепциях диалектики наиболее весомая роль принадлежит принципу связи и принципу развития. 6. 6. закон диалектической противоречивости — это закон, в силу которого всем вещам, системам, явлениям и процессам присущи внутренние противоречия, противоположные стороны и тенденции. Взаимодействие, борьба между ними выступают источником изменения и развития, ведут к нарастанию противоречий, которые разрешаются на определенном этапе путем исчезновения старого и возникновения нового. 7. Противоречия в окружающем нас мире многогранны; их принято классифицировать по различным основаниям. Одной из самых распространенных является следующая классификация: 1) по форме проявления — внутренние и внешние; 2) по роли в развитии — основные и неосновные; 3) по характеру возникновения — необходимые и случайные; 4) по типу в обществе — антагонистические и неантагонистические. 8. Во-первых, этот закон раскрывает источник всякого движения и развития, то есть дает ответ на самые важные и существенные вопросы теории развития. Во-вторых, этот закон является основой всех остальных законов и категорий диалектики, в каждом из которых мы находим противоположности, связанные отношением единства и противодействия. В-третьих, закон диалектической противоречивости определяет главное содержание диалектического метода познания, требуя раздваивать в мышлении единое и изучать его противоположности, объединяя их анализ с дальнейшим синтезом. 9. Анализ процессов, происходящих в природе, обществе и мышлении, позволяет сделать вывод о том, что каждому предмету, явлению, процессу присущи количественная и качественная определенность, которые находятся в неразрывной связи и постоянном изменении. Суть этих изменений проявляется в том, что постепенные количественные изменения накапливаются, увеличивая меру предмета, и приводят к изменению его качественного состояния. Это происходит в форме скачка, прерывания поступательности в развитии. Тут действует всеобщий закон бытия — закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. 10. Закон отрицания — это закон, в силу которого процесс развития представляет собой бесконечную цепь диалектических отрицаний старого новым при сохранении и удержании (снятии) в новом всего характерного и жизненно важного из предыдущих этапов развития и имеет в целом поступательную, восходящую направленность. 11. Категории диалектики можно разделить на два вида: субстанционные и соотносительные. Первые — это те категории, которые используются в отдельности, независимо от других. К таким относят категории «бытие», «материя», «движение», «развитие», «пространство», «время», «противоречие» и т.д. Они фиксируют определенные общие свойства объективной действительности, но не дают непосредственного представления о связях этих категорий с другими. Что же касается категорий соотносительных, то они являются органически связанными друг с другом, в процессе познания предполагают друг друга; уяснив одну, нельзя не учитывать другую. К таким категориям относятся: единичное и общее; явление и сущность; форма и содержание; часть и целое; причина и следствие; случайность и необходимость; возможность и действительность. 12. Метафизика — это такое понимание мира и такой способ мышления, при котором игнорируются или упрощенно рассматриваются взаимосвязи и взаимодействия явлений и предметов, а процесс развития трактуется, прежде всего, как количественное увеличение объектов без их качественного изменения. 13. Альтернативность диалектики и метафизики как двух концепций развития и методов познания состоит: а) в понимании связей предметов и явлений. б) в понимании направленности развития.. в) в понимании характера развития, «механизма» перехода от старого к новому качеству. г) в понимании направленности развития. д) в понимании метода познания. 14. Эклектика (от греч. — выбираю) — это механическое объединение в одном учении разнородных, не совместимых элементов, которые беспринципно заимствованыиз противоположных концепций; использование и подтасовка с определенной тенденциозной целью вырванных из контекста фактов, формулировок, цитат и т. п. 15. Синергетика (от греч. — общий, согласованно действующий) — это направление межотраслевых исследований, объект которых — процессы самоорганизации в открытых системах физической, химической, биологической, экологической и другой природы. 16. Агностицизм (от греч. — знание, познание) — это философское учение, которое ставит под сомнение возможность достоверного познания сущности действительности. 17. Познание включает в себя следующие элементы: 1) субъект познания — это тот, кто действует, влияет на объект. 2) объект познания — это фрагмент (часть) объективной реальности (социальной, природной, правовой и т. д.), который включен в человеческую деятельность и познание. 3) посредники познания — это средства познания как материального характера (орудия труда, приборы, инструменты, ЭВМ и т. п.), так и идеального (понятия, категории, художественные образы, нравственные нормы, научные теории, концепции и т. п.). 18. Различают чувственное и рациональное познание. Чувственное познание является начальным и вообще предпосылкой познания. Оно возникает при непосредственном взаимодействии субъекта и объекта и имеет три формы: ощущение, восприятие и представление. Формы рационального познания — понятие, суждение, умозаключение — дают возможность проследить закономерности в развитии природы и общества. 19. Современная теория познания основана на таких принципах: принцип объективности,; принцип познаваемости; принцип активного, творческого отражения; принцип диалектики; принцип практики; принцип конкретности истины. 20. Одно из первых упоминаний о природе сохранили и донесли до нас памятники античности. В то время формировалось Общее представление о Вселенной, ее строении, месте Земли во Вселенной, роли человека и общества, его связи с Космосом. Природа здесь не противопоставлялась человеку, а трактовалась как центр логоса, эталон организации, мерило мудрости. 21. В широком значении природа – это бытие, вселенная, весь объективный мир во всем многообразии ёё форм. В узком значении природа – это часть объективного мира с которым взаимодействует общество. 22. Природа влияет на общество таким образом: 1) дает средства к существованию; 2) природа влияет на размещение производительных сил общества и специализацию экономики.; 3) природа ускоряет или замедляет развитие производительных сил.; 4) природа может уничтожать результаты человеческой деятельности.; 5) природа влияет на формирование и развитие общественного сознания. 23. Основные направления экологической политики такие: Ø усиление охраны вод, воздуха, земли, недр, растений; Ø совершенствование управления охраны природы; Ø внедрение безотходных и малоотходных технологий; Ø улучшение экологического образования и воспитания. 24. Динамику населения Земли изучает специальная наука — демография. 25. Сложной и острой проблемой системы «природа — общество» является демографическая проблема. Экология человека, обеспечение условий для воссоздания генетически, физически и духовно здорового человека — задача чрезвычайно важная, не менее важная, чем обеспечение условий для сохранения окружающей среды. 26. Принято считать, что исторически первой формой диалектики является стихийная диалектика древних философов — наивная диалектика бытия и познания без проникновения в суть процессов. Диалектика Гегеля создала предпосылки для возникновения следующей формы диалектики, в которой немецкие философы Карл Маркс и Фридрих Энгельс попробовали сделать новый шаг — соединить материализм с диалектической логикой. Результатом стало создание третьей исторической формы диалектики (вторая половина XIX века). В последние годы некоторые исследователи, характеризуя диалектику Гегеля и материалистическую диалектику как классическую, выделяют и четвертую, неклассическую форму диалектики. 27. Определим характерные особенности классической диалектики. Во-первых, классическая диалектика является таким способом понимания мира, при котором действительность осмысливается с позиции всеобщей взаимосвязи предметов и явлений, их взаимообусловленности и постоянного изменения. Во-вторых, диалектика признает существование диалектики объективной и субъективной. В-третьих, внутреннее содержание, логический каркас диалектики как науки создают ее принципы, законы и категории. И в четвертых, особенностью диалектики является то, что она выполняет роль и теории, и методологии. 28. Объективная диалектика — это взаимосвязь и развитие природных и социальных явлений. Она существует независимо от субъекта, от человека и человечества. Субъективная диалектика — это диалектика мышления субъекта и познание им объективного мира. Каково же их соотношение? С позиции материалистического периода субъективная диалектика отражает объективную. Объективная и субъективная диалектика совпадают по смыслу (общим у них является содержание — единая диалектическая закономерность развития действительности). Но в то же время они различаются по форме, так как мышление имеет свои особенности по сравнению с другими сферами действительности, свою внутреннюю логику развития. Объективная диалектика отражается в мышлении: в субъективной и идеальной формах. 29. Противоположность – философская категория, отражающая стороны, свойства, тенденции, процессы в предметах и явлениях, которые взаимообуславливают и взаимоисключают друг друга (ассимиляция – диссимиляция, изменчивость – наследственность, производство – потребление, добро – зло и пр.). 30. Законы диалектики выражают всеобщие существенные связи в процессе развития. Они выполняют важную методологическую функцию в создании ее теории. Всеобщих законов в диалектике три: закон диалектической противоречивости, закон взаимного перехода количественных и качественных изменений и закон отрицания. 31. В современных концепциях диалектики наиболее весомая роль принадлежит принципу всеобщей связи и принципу развития. Мир чрезвычайно разнообразен. Каждый объект имеет множество свойств, которые раскрываются при взаимодействии с другими объектами. Итак, каждый объект находится в закономерной связи с другими и принимает участие во взаимодействии с другими объектами. Не существует объектов, которые бы существовали вне каких-либо связей и взаимодействий. Именно в учете всесторонних взаимосвязей и взаимодействия объектов и состоит один из существенных признаков диалектики и содержание принципа всеобщей связи. 32. Законы развития: закон диалектической противоречивости, закон взаимного перехода, количественных и качественных изменений, закон отрицания 33. категории диалектики — это предельно широкие формы идеального отражения объективного мира, которые служат исходными принципами познания и духовно-практического преобразования действительности. Категории диалектики можно разделить на два вида: субстанционные и соотносительные. Первые — это те категории, которые используются в отдельности, независимо от других. К таким относят категории «бытие», «материя», «движение», «развитие», «пространство», «время», «противоречие» и т.д. Что же касается категорий соотносительных, то они являются органически связанными друг с другом, в процессе познания предполагают друг друга; уяснив одну, нельзя не учитывать другую. К таким категориям относятся: единичное и общее; явление и сущность; форма и содержание; часть и целое; причина и следствие; случайность и необходимость; возможность и действительность. 34. Когда речь идет об альтернативах диалектики, имеются в виду противоположные или не схожие с диалектикой концепции развития, методы познания, способы духовного освоения мира, то есть отличные от диалектики мировоззренческие и методологические установки. Одной из таких альтернатив диалектики является метафизика, или метафизический метод мышления. В этом плане метафизика рассматривается как антидиалектика. 35. В философии наблюдаются два направления такой абсолютизации — сенсуализм и рационализм. Представители сенсуализма делают акцент на том, что все знания, которыми владеет человечество, выведены из чувственного опыта; что ощущение является единой цепью, соединяющей человека с внешним миром. Рациональные формы познания сенсуалисты считают спекулятивными, надуманными, не отвечающими истине. А рационализм утверждает: только на основе рационального мышления возможно познать сущность процессов и явлений; чувственные формы познания — лишь предпосылка возникновения знаний на ранних стадиях цивилизации. 36. Истина — это адекватное отражение объекта в сознании субъекта, которое воссоздает объект таким, каким он существует независимо от сознания субъекта. 37. Выдающимся научным открытием, которое способствовало освобождению естествознания из-под власти религии, было создание Николаем Коперником (1473—1543) гелиоцентрической системы мира. Он обосновывал, что Земля — одна из рядовых планет и вращается как вокруг своей оси, так и вокруг Солнца. Таким образом, была подорвана религиозная теория геоцентризма. 38. Существенно меняется отношение к природе с утверждением христианства, которое рассматривает ее как воплощение материального первоначала, как «низ», противостоящий абсолютному духовному, то есть Богу. 39. В эпоху Возрождения одним из главных завоеваний философской мысли было развитие натурфилософии. Она выдвинула ряд глубоких материалистических и диалектических идей. Выдающимся научным открытием, которое способствовало освобождению естествознания из-под власти религии, было создание Николаем Коперником (1473—1543) гелиоцентрической системы мира. Итальянский философ Джордано Бруно (1548— 1600) выдвинул идею о бесконечности природы и бесчисленности миров. Его соотечественник физик, астроном и математик Галилео Галилей (1564—1642) подтвердил гипотезу об аналогичности строения земных и небесных космических тел, открыл планеты Солнечной системы. 40. В Новое время природа впервые стала объектом тщательного научного анализа. Перед наукой была поставлена задача усилить (еще больше закрепить) власть человека над природой. Объектом науки считалась природа, а ее целью — превращение природы в царство человека. Природу начали понимать как объект интенсивной преобразовательной деятельности и как кладовую, из которой человек может брать без меры и без конца. 41. Формирование представлений о природной среде, непосредственно окружающей человека, привело к созданию учения о биосфере. Оно было создано трудом многих исследователей природы. Сам термин «биосфера» (от греч. — жизнь и – шар) впервые применил австрийский геолог Эдуард Зюсс. 42. Объем природной среды не остается постоянным. Он расширяется по мере углубления познания и расширения масштабов преобразующей деятельности человека. Сегодня природная среда включает в себя земную кору, почвенный покров, воду, растительный и животный мир, нижние слои атмосферы и ближний космос. 43. Законы природы и законы общества, невзирая на объективный характер и тех и других, существенно отличаются друг от друга: § если законы природы действуют как «слепая» необходимость, то законы общественного развития реализуются через сознательную, целеустремленную деятельность людей; § если законы природы вечны, то законы общества ограничены временем существования человеческого общества, а некоторые — рамками одной или нескольких общественно-экономических формаций; § если в природе действуют и динамические, и статические закономерности, то общественные законы носят только статический характер и представляют собой законы-тенденции, в которых историческая необходимость пробивает себе путь через массу случайностей; § общественные законы познавать сложнее, чем законы природы, потому что они действуют более скрыто, через людей, внешне, случайно. 44. В XX веке получило развитие еще одно течение географического детерминизма — геополитика. Это доктрина, которая пыталась оправдать захватническую политику государств особенностями природной среды, в частности их географическим положением, богатством или бедностью недр, темпами прироста населения и т.п. 45. Общество влияет на природу: 1. общество расширяет объем и пределы использования природной среды. 2. общество изучает и осваивает природу «в глубь». 3. общество усиливает интенсивность использования природных ресурсов путем: а) увеличения объема использования природных ресурсов; б) вовлечения в производственную деятельность природных процессов, которые раньше не использовались; в) повышения эффективности использования природных ресурсов; 4.общество влияет на структуру окружающей природной среды. 5. общество направляет свои усилия на воссоздание природы. 46. Выход из демографической проблемы состоит в переходе человечества к двух-, трехдетным семьям по принципу «новый человек — только на смену умершему», в сохранении более-менее одинаковых уровней рождаемости детей во всех регионах планеты и пр. 47. человек — живое существо, которое имеет определенные потребности, удовлетворяет их в процессе производства благодаря общению и способности сознательно, целеустремленно преобразовывать мир и самого себя. индивид — это отдельно взятый представитель человеческого рода с присущими ему неповторимыми индивидуальными качествами. Личность — это наивысшая степень духовного развития человека, представляющая собой устойчивую совокупность социально значимых качеств, характеризующих индивид как уникальную субъективность, способную осваивать и изменять мир. 48. Духовная жизнь общества – это многогранные процессы, явления, связанные с духовной сферой жизнедеятельности людей, совокупность их взглядов, чувств, представлений, а также процессы производства общественных и индивидуальных идей и их восприятие. 49. Выделяют такие формы общественного сознания, как: политическая, правовая, моральная, эстетическая, религиозная, философская, научная и т. п. 50. Культуру можно определить как совокупность всех видов творческой деятельности человека и общества, а также результатов этой деятельности, воплощенных в материальных и духовных ценностях. 51. Функции культуры: Преобразовательная функция. Познавательная, или гносеологическая функция. Коммуникативная функция. Регулятивная, или нормативная функция. Функция эмоционального регулирования жизнедеятельности человека. Ценностно-ориентационная функция. Человекотворческая, или гуманистическая функция.
52. б 64. Гераклит 76. в 53. г 65. в 77. в 54. б,в,д,е,ж 66. д 78. б,г,д 55. г 67. ж 79. д а,г,е68. г 80. г 57. б,г,д 69. в 81. д 58. д 70. а 82. Пифагор 59. б 71. а,г,д,ж Date: 2015-07-27; view: 371; Нарушение авторских прав |