Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 9 перепиши свою историю. Жизнь вдруг подбросила внезапно,
Жизнь вдруг подбросила внезапно, Перевернула все вокруг, На прошлое смотрю обратно И к разрешению иду! И прошлое оставлено, На будущее вдаль смотрю, Задачи новые поставлены, Спокойно и с любовью к ним спешу! Невидимые перемены И неожиданный полет. Чувств в отношеньях смена, И сила изнутри растет! Переполняет наслажденье, Улыбки, взгляды всем дарю, Как сладки эти перемены, За все судьбу благодарю!
При работе с семейной историей и взаимосвязями внутри системы требуется особая внутренняя позиция от психотерапевта. В работе с заболеваниями тем более. Дело в том, что позиция многих психологов и психотерапевтов состоит в том, что они должны постоянно давать, наставлять, спасать и освобождать своих пациентов. Часто при этом психологи обладают большинством черт созависимого поведения. Именно поэтому они занимают позицию родителя, а пациент охотно берет на себя роль ребенка. Ребенок может не брать на себя ответственность, родитель начинает объяснять, поучать и спасать. Позиция быть родителем для своих пациентов и постоянно что‑то давать истощает помощника. Ему самому сложно брать от жизни, людей, общения, но на самом деле от родителей. Психолог или психотерапевт всеми силами тянут пациента в другую, хорошую, в том числе и здоровую жизнь. Когда психотерапевт видит, что в очередной раз кого‑то спасти не удалось, он переживает это как свое поражение. Поражение перед кем или чем? Болезнью? Смертью? Они всегда сильнее самого человека и психотерапевта, поскольку, как и судьба, во власти чего‑то большего. Выбор специальности происходит на самом деле неосознанно, и люди спасающих профессий, в том числе и психологи, – это те, в чьих системах кого‑то спасти не удалось. Психотерапия – это путь, который требует пересмотра многого внутри себя и позиции спасательства тоже. Это не значит, что психотерапевт должен быть равнодушным и бесчувственным, нет. При работе крайне важно уважение к тому, что стоит за болезнью. Уважение к той детской внутренней любви пациента. Уважение к той любви внутреннего ребенка, которая слепа и сильнее желания выздороветь. Уважение к тому, что, возможно, пациент в своей связи и любви движется навстречу смерти и ничего поделать с этим нельзя. Придя в психологию или психотерапию спасать людей, рано или поздно приходишь к пониманию, что спасти на самом деле никого не возможно. Не все во власти человека. Семейная система, болезнь или смерть сильнее психолога или психотерапевта. Что бы в ней ни происходило, только в согласии можно с ней работать. Осуждение здесь недопустимо. И даже если ты ничего не можешь поделать с тем, что человек движется к смерти, никакие техники не окажут на это влияния. С этим стоит только согласиться. Есть несколько типов людей, которые появляются на приеме у психотерапевта: 1. «Посетитель» – это тот, кто приходит не сам. Его привел кто‑то из близких. У него все в порядке, жалоб нет, и изменений никаких он не ждет. Он пришел, потому что настояли близкие (например, через шантаж или манипулирование). Что тут может предложить психотерапевт? Да, в общем, ничего. Высказать свою точку зрения можно, но эти люди уходят туда, откуда пришли, ни с чем. 2. «Жалобщики» – это те, кто постоянно жалуется на других. Часто они приводят «посетителей», сопровождают их. Их четкое представление о жизни таково, что все проблемы в других. Этих других стоит изменить, и жизнь будет прекрасна. Посмотреть на себя они хотят крайне неохотно. Но при определенных шагах могут изменить свою позицию и перейти в следующую категорию. Правда, не всегда и с течением времени. Глядя на первую и вторую категории клиентов, четко видно, что в каждой семье свои неосознаваемые правила игры. И все живут в соответствии с этим негласным правилом. При этом в семье у кого‑то больше власти, а у кого‑то меньше. Семья погружена в страдание несколько лет и, казалось бы, должна задействовать все ресурсы, чтобы двигаться в сторону выздоровления. Но этого не происходит. Со слов членов семьи, они хотят изменений, но это может оказаться пустым заявлением. Это звучит так: «Измените наше страдание, о, не меняйте нас!» Что тут можно поделать? В самом правиле заключен парадокс. Готовности в системе нет. Все остается по‑прежнему, возможно, системе придется столкнуться с еще большим страданием и болью. И при работе с заболеваниями и симптомами необходимо это учитывать. 3. «Клиенты» – это те, кто имеет жалобы или обрисовывает проблемы, изъявляя желание их активного преодоления. Это те, с кем можно приступать к совместной работе. Они реально воспринимают то, что других и мир в целом изменить нельзя. Эти люди готовы работать над тем, чтобы начать процесс своих изменений внутри. Если кто‑то скажет: «Я исцелю тебя» или «Я исцелюсь сам», то это звучит так, будто бы жизнь человека или моя жизнь в моей власти. Я всемогущ и контролирую жизнь, болезнь и смерть. Но это не так. Почему происходит исцеление? Что играет роль? Профессионализм психотерапевта? Готовность пациента и его системы? Кто кому помогает? Исцеление, на мой взгляд, происходит в назначенное время и в назначенном месте, когда происходит встреча того, кто ищет, и того, кто консультирует. Тогда возможно найти то, что окажет действие и даст импульс к исцелению. Такая находка – это большой подарок… Как можно прийти к этому подарку? Через согласие. Чем больше у людей претензий, тем меньше они получат. Я заметила, что те, кто оброс претензиями к своим родителям, малоспособны на перемены. Те, кто ждет, что родители изменятся, возможно, полюбят их, признают свои ошибки и наконец‑то дадут им то, чего им все эти годы не хватало, заблуждаются. Все, что родители должны были дать, они уже дали, больше ничего не должны давать. Родители не должны меняться, если они этого не хотят. А взрослые дети не вправе заставлять их меняться. Дети свои претензии должны оставить, прекратить – это первый и важный шаг к согласию. Признать то, что есть, ведь получает тот, кто не имеет претензий. Каждый человек описывает свою жизнь и свои проблемы, претензии через призму своих взглядов. Что он хочет видеть в своей жизни и в своей системе? Только тяжелое? Только то, что должно быть изменено? Только то, что тяготит и объясняет его неудачи? Или он видит то, что дала ему жизнь? Видит ли ресурсы и жизненные силы? Таланты и способности членов семейной системы? Видит ли их реализацию, творчество, способность принимать решение? Как человек воспримет свою психотравму? Как то, что его парализовало? Или то, что дало ему какие‑то новые возможности? Что человек видит в своих родителях? Только то, что он не получил? Или их ошибки? Или то, как много они ему дали и он смог взять от них? На что человек обращает больше внимание? На боль, грусть оттого, что в его жизни что‑то не так? Или на то, что у него есть многое и в том числе его жизнь? Многие хотят обрести свободу. Большую свободу в действиях, в выборе, в жизни. Также многие считают, что им мешают родители, семья, партнеры, дети. Например, многие, окончив школу, стремятся стать независимыми от родителей. Но получается ли на самом деле не зависеть от родителей? Ни расстояние, ни финансовая стабильность, ни успешность на самом деле не прекращают действия того, что идет через них и от них к детям. Или не зависеть ни от кого? До конца навряд ли. Ведь даже то, что мы исключили, все равно принадлежит нашей системе, например бывшие партнеры, и это тоже оказывает свое действие. Перепишите свою историю. Претензии отделяют нас от родителей и рода в целом. В своих претензиях человек исключает родителей, высокомерно заявляя: «Я лучше, чем ты». Такая позиция делает невозможным перемены и исцеление. Напишите о том, что вы получили от родителей и рода в целом. Что хорошего было в вашей жизни? Какими качествами и талантами вы обладаете? Что у вас есть? Дом, квартира, работа, образование, семья, дети? Посмотрите на своих родителей и род в целом. Где же это желанное ощущение свободы? Возможно, ощущение ограничений отпадает, если человек обретает свою целостность. Целостность означает, что внутри человека есть место для всех из его рода. Все в роду имеют свое место, и все равны по своему значению, несмотря ни на что. Перепишите свою историю, дав всем место в своей системе. Скажите тем, кто исключен: «У тебя есть место в моем сердце. Ты – один из нас». Обретение такой целостности позволяет человеку почувствовать себя частью целого и одновременно свободным. В обретении такой свободы всегда есть начало пути, но нет конца. Путь обретения такой целостности необычен, полон новых открытий себя, других, мира в целом. И эти открытия наполняют жизнь смыслом и новым ощущением жизни.
Список литературы
Кучера И., Шэффлер К. Что со мной такое? Симптомы болезней и семейная расстановка. М.: Институт консультирования и системных решений, 2007. Москаленко В.Д. Зависимость: семейная болезнь. 3‑е изд., перераб. и доп. М.: ПЕРСЭ, 2008. Рупперт Ф. Травма, связь и семейные расстановки. Понять и исцелить душевные раны. М.: Институт консультирования и системных решений, 2010. Уайнхолд Б., Уайнхолд Д. Освобождение от созависимости. М.: Независимая фирма «Класс», 2003. Хаузнер Ш. Даже если это будет стоить мне жизни! Системные расстановки в случае тяжелых заболеваний и устойчивых симптомов. М.: Институт консультирования и системных решений, 2010. Хеллингер Б. Любовь духа. Что к ней приводит и как она удается. М.: Институт консультирования и системных решений, 2010. Хеллингер Б. И в середине тебе станет легко: Книга для тех, кто хочет найти гармонию в отношениях, любви и стать счастливым / Пер. с нем. И.Д. Беляковой. М.: Изд‑во Института психотерапии, 2003. Шутценбергер А.А. Синдром предков: Трансгенерационные связи, семейные тайны, синдром годовщины, передача травм и практическое использование геносоциограммы. 3‑е изд. М.: Психотерапия, 2007. Date: 2015-08-15; view: 373; Нарушение авторских прав |