Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация сети дошкольных образовательных учреждений, размещаемых в жилой застройке





2.1. Архитектурная типология ДОУ определяется главным образом градостроительными условиями применения и размещения в жилой застройке. Система зданий и комплексов ДОУ и их отделений в жилых образованиях может решаться как самостоятельная, или в сочетании с учреждениями общего образования (школами).

2.2. Выбор архитектурных типов зданий и комплексов ДОУ в конкретных градостроительных условиях рекомендуется осуществлять с учетом показателя селитебной плотности (средневзвешенной этажности жилых зданий). Малые ДОУ вместимостью от 0,5 до 3 детских групп нормативной наполняемости рекомендуются в малоэтажной жилой застройке (усадебная, коттеджная с постоянно проживающим населением, коттеджная дачная для сезонно организуемых негосударственных детских садов с режимом кратковременного пребывания детей, малоэтажная блокируемая и т.п.).

При средней этажности жилой застройки 3-7 этажей рекомендуется применение отдельно стоящих ДОУ общего типа вместимостью от 4 до 10 детских групп с условием обеспечения радиуса охвата не более 300 м. Если здания ДОУ проектируются как специализированные, желательно вместимость оздоровительных ДОУ предусматривать не более 6 групп.

Группы кратковременного пребывания весьма экономичны, не содержат спален и кухонь, и при размещении в первых этажах жилых зданий способствуют экономии занимаемой территории микрорайона.

2.3. При повышенной селитебной плотности (при средневзвешенной этажности жилой застройки более 7-9 этажей) целесообразно применять здания ДОУ на 8-10 групп, а при применении ранее разработанных типовых проектов или при реконструкции - до 12 групп.

ДОУ вместимостью до 8 групп (до 150 мест) могут встраиваться в первые (нижние два) этажи жилых зданий, а вместимостью до 10 групп - встроенно-пристроенными.

При средней и повышенной селитебной плотности в системе ДОУ возможно предусматривать по согласованию с органами образования и Управления Роспотребнадзора по городу Москве Комплексы дошкольного воспитания. Этот архитектурный тип ДОУ состоит из Центра развития ребенка и групповых отделений. Функциональной основой Комплекса дошкольного воспитания является централизация хозяйственных процессов - приготовление и доставка готовой пищи, стирка белья, некоторые другие. При этом групповые отделения комплекса могут иметь меньшую вместимость и быть встроенными в первые этажи жилых зданий. Центр развития ребенка может осуществлять обслуживание детских групп из различных групповых отделений при использовании общих помещений: бассейн, детские кружки и секции, помещения для проведения праздничных утренников, детских спектаклей и др. Центр развития ребенка может содержать консультационные пункты для родителей, обеспечивать методическое помощь руководителям и воспитателям ДОУ.

2.4. Определение числа мест в группах кратковременного пребывания (дневных и круглосуточных) осуществляется на основе социологических обследований или по МГСН 4.07-05.Соотношение возрастных групп детей в ДОУ, а также приоритетные направления обслуживания в отдельных группах или ДОУ в целом определяются заданием на проектирование или проектом по согласованию с органами образования.

2.5. Градостроительные системы комплексов и зданий ДОУ или их элементов могут иметь место при застройке или реконструкции больших жилых образований от 5 до 15-20 тыс. жителей. При этом функциональная организация этой системы должна обеспечивать ее органичное вхождение в архитектурно-градостроительный ансамбль застройки.

При низкоплотной жилой застройке здания ДОУ (особенно объединенные со школой) могут представлять собой градостроительные акценты, более крупные по объему и этажности, чем индивидуальные или блокируемые 1-2х-этажные жилые дома. В условиях многоэтажной жилой застройки, как правило, двухэтажные здания ДОУ имеют подчиненный характер и могут контрастировать своим архитектурным решением с мелкоячеистой фактурой фасадов жилых домов укрупненными деталями и укрупненным ритмом.

2.6. В функциональном отношении системы ДОУ могут формироваться универсальными зданиями ДОУ одинаковой или разной вместимости. Когда применяются учреждения разной вместимости - этот прием можно эффективно использовать для предпочтительного размещения в более крупных зданиях общеразвивающих ДОУ, в зданиях меньшей вместимости - оздоровительных ДОУ. При этом компенсирующие дошкольные учреждения, как правило, лучше предусматривать крупными (на 6-10 детских групп) - для эффективного использования особой планировочной структуры здания, специального оборудования, квалифицированного персонала.

2.7. Здания ДОУ могут размещаться во внутридворовом пространстве жилых групп в виде отдельно стоящих зданий, играть роль торцевого элемента, элемента рядовой или поворотной вставки в блокируемой жилой застройке, быть встроенно-пристроенными с выступающими компактными или протяженными объемами вдоль фасадных сторон многоквартирных жилых зданий. Блокируемые элементы-вставки могут быть одно-, двух или трехэтажными, встроенные (встроенно-пристроенные) объемы - одно- или двухэтажными.

2.8. При проектировании комплексов дошкольного воспитания здание Центра развития ребенка следует предусматривать в центре жилого комплекса (микрорайона). В соответствии с СанПиН 2.4.1.1249-03 расстояние от здания Центра до обслуживаемых им групповых отделений не должно превышать 300 м.

Отдельные небольшие по вместимости групповые отделения целесообразно предусматривать специализированными - в соответствии с приоритетными направлениями развития детей (общеразвивающего, оздоровительного или компенсирующего вида).

2.9. В качестве градостроительной системы могут проектироваться объединенные комплексы дошкольных учреждений (отделений) и общеобразовательных школ (школьных отделений) как в виде раздельных зданий этих учреждений, так и единых учебно-воспитательных комплексов. Например, при повышенных селитебных плотностях, могут проектироваться комплексы зданий школ, имеющих по 2-3 филиала «Начальная школа - детский сад», в которых находятся дошкольники преимущественно старших возрастных групп, а более младшие возрастные группы дошкольников могут размещаться в небольших по вместимости отдельно стоящих или встроенных ДОУ.

2.10. Здания детских образовательных учреждении следует размещать на территории жилой застройки в благоустроенной, озелененной части города, отвечающей санитарно-гигиеническим требованиям инсоляции, аэрации территории согласно СНиП 2.07.01.

Радиус доступности для детских дошкольных учреждений принимается 300 м, а для специализированных дошкольных учреждений радиус доступности не нормируется, но не должен превышать 30-минутной транспортной доступности.

Планировка и оборудование элементов участка

3.2.1. Организация полноценных условий для воспитания и оздоровления детей па участке ДОУ зависит от качества и количества размещаемого игрового оборудования, способствующего физическому развитию детей и соответствующего их возрастным особенностям.

Каждая групповая площадка оборудуется в соответствии с возрастом детей. Примеры планировки и оборудования групповых площадок для различных возрастных групп детей показаны на рис. 3-8.

3.2.2. Каждый вид оборудования может иметь различное проектное решение, отличающееся материалом, технологией изготовления, габаритами, дизайном. Вместо единичных элементов оборудования на каждой групповой или общей площадках могут применяться единые объемно-пространственные физкультурно-игровые комплексы.

3.2.3. Размещать оборудование на групповых площадках следует в соответствии с эргонометрическими данными и функциональными рабочими зонами элементов оборудования.

3.2.4. Теневой навес, предусматриваемый в составе каждой групповой площадки, не должен мешать двигательной активности детей, а также создавать «визуальную тень» для воспитателя, наблюдающего за детьми. Их ставят на границе групповой площадки, желательно, с ее северной стороны.

Навесы могут быть «сдвоенными» - на две смежные группы, а также могут быть сблокированы на 3-4 детские группы, но с условием сохранения групповой изоляции площадок.

Навесы для ясельных групп рекомендуется пристраивать к зданию.

3.2.5. Внутри теневого навеса может находиться различная переносная встроенная мебель и оборудование: детские стульчики и столики, стол и стул для воспитательницы, встроенная или пристроенная низкая и длинная скамейка вдоль стены для детей, встроенные или пристроенные шкафы для игрушек.

3.2.6. На групповой площадке для детей 0-1 года непосредственно у теневого навеса устанавливается барьер для овладения ходьбой из четырех секций, столик-барьер, манежи в рассеянной тени от зелени.

3.2.7. На групповой площадке для детей 1-2 лет размещается оборудование, на котором дети упражняются в ходьбе, беге, лазаний и других движениях. Для детей, только овладевающих ходьбой, необходим барьер из четырех секций. Кроме того, на участке рекомендуется предусмотреть горку-манеж, состоящую из лестницы с ограждением, площадки и ската с боковыми бортиками, оборудования для профилактики плоскостопия.

Оборудование расславляется по периметру площадки и среди зелени таким образом, чтобы воспитатель хорошо видел всех детей. Утрамбованная площадка должна оставаться свободной для подвижных и индивидуальных игр с колясками, каталками, машинами.

3.2.8. Обязательным элементом групповой площадки для детей 1-2 лет является песочница или песочный столик, с откидными бортиками для песочных изделий. Песочницы лучше делать приподнятыми от земли для игры стоя. В этом случае предусматриваются переносные скамеечки для игр с песком. Лучше применять песочницы из небольших секций, что удобно для смены загрязненного песка. Песочницы и песочные столики размещаются у деревьев или кустарника, дающих рассеянную тень.

3.2.9. На групповых площадках для детей 2-3 и 3-4 лет устанавливается оборудование, стимулирующее детей к упражнениям в основных движениях. Для упражнения в лазании младших детей рекомендуется лесенка-стремянка высотой 1 м, для более старших - вертикальная лесенка (гимнастическая лестница) высотой 2 м.

Для упражнения в равновесии устанавливаются столбики одинаковой высоты, балансиры. Для забрасывания мяча в горизонтальную цель можно использовать корзину, а в вертикальную - обруч, прикрепленный к гимнастической стенке.

Для упражнения в пролезании используются дуги, арки, тоннели.

В оборудование площадок входят разнообразные качалки и качели, позволяющие развивать вестибулярный аппарат и чувство равновесия. Качалки могут быть одно-, двухместные, простые и фигурные. Качели должны соответствовать росту детей: при росте 80, 90, 100 см сидение качелей устанавливается на расстоянии 0,17; 0,20; 0,24 м от земли.

3.2.10. На групповых площадках для детей 2-3 и 3-4 лет необходимо создавать условия для спокойных игр: строительных, игр с песком, куклами, мелкосборными конструкторами, крупными игрушками. Следует устраивать песочные дворики, которые могут быть разнообразной формы и легко вписываться в планировку участка. Песочный дворик располагают таким образом, чтобы он обязательно частично освещался солнцем. Желательно иметь тент-зонт. (Рисунок 11)

Для игр с водой удобны надувные чаши из пластика (переносные); из строительных и гидроизоляционных материалов можно выполнить небольшие ванны-корытца и канальчики - для игры с корабликами и пр.

3.2.11. Для сюжетно-ролевых игр требуется легкое переносное оборудование: ажурные домики, строительный конструктор, декоративные объемные фрагменты ситуаций («Джунгли», «Замок», «Ковбойская деревня», «Полицейская станция», «Аэродром», «Логово пиратов» и пр.).

В зимнее время на участке создаются снежные горки или используются горки высотой 1,2 - 1,5 м. Наверху горки должна быть ровная площадка 1,2×1,2 м, чтобы установить санки и сесть на них. Скат для малышей должен быть пологий, расширенный книзу.

3.2.12. На групповых площадках для детей 4-6 (7) лет должны быть созданы условия для разнообразной деятельности детей: совершенствования основных движений, закрепления конструктивных навыков, развития трудовых навыков; для сюжетно-ролевых игр.

Необходимо не только правильно подобрать оборудование и рационально разместить его на участке, но и определить места для игр, которые требуют специальных условий.

При применении на групповой площадке физкультурно-игрового оборудования, предполагающего возможность залезания (перелезания) ребенком на высоту более 1 м, под таким оборудованием внизу натягивается защитная, подстраховывающая от удара при падении, сетка.

3.2.13. Старшим дошкольникам доступны игры спортивного характера (городки, кегли, серсо, бадминтон). Для игр в городки выбирается площадка длиной 4-5 м. В кегли можно играть на площадке для городков. На групповой площадке детей 6-7 лет можно создать условия для игры в настольный теннис.

Укреплению вестибулярного аппарата детей и совершенствованию чувства равновесия помогают разные движущиеся устройства: качели, балансиры, бумы-балансиры. Для строительных игр необходим крупный строительный материал: кубы, бруски, цилиндры, призмы, дуги. Для спокойных игр устанавливается песочный дворик. Для игр с водой устраиваются короткие бетонированные ручейки, каналы. Могут устанавливаться специальные фирменные столики для мелкосборных конструкторов - LEGO и т.п., напольные и настольные трассы для механических и радиоуправляемых машинок и др.

3.2.14. Физкультурная площадка по своей организации и оборудованию является наиболее сложным и дорогостоящим элементом участка дошкольного учреждения. На ней должны быть: беговая дорожка, яма для прыжков, травяное поле для подвижных игр, спортивная площадка для командных игр, зона для размещения стационарного физкультурно-игрового, гимнастического и спортивного оборудования.

Беговая дорожка может быть замкнутой и проходить по периметру площадки или отрезком примой. Длина кольцевой беговой дорожки может быть 100 м, а отрезка прямой - 30 м, ширина - 1,5-2 м. Для покрытия беговой дорожки используются специальные смеси или современные синтетические покрытия. Применение асфальтового покрытия не допускается. Рисунки 3-11.

3.2.15. Около ямы для прыжков в длину и в высоту, размеры которой 2-4×1,5-2 м и глубина 0,3-0,4 м, должна быть дорожка для разбега длиной 8-14 м. По краям ямы устанавливается деревянный бортик, который для безопасности опускают ниже уровня земли на 0,01-0,02 м. Заполняется яма мелкозернистым песком, сметанным с опилками. На расстоянии 0,2-0,3 м от ямы на уровне земли укладывается деревянная планка для отталкивания шириной 0,2 м. Для прыжков в высоту на расстоянии 0,1-0,2 м от края ямы (в сторону заполнения) вкапываются две вертикальные стойки, на которые кладется рейка.

3.2.16. Спортивная площадка для командных игр имеет размеры 10×8-9 м; зеленая лужайка для подвижных игр с элементами спорта от 60 до 160 м2.

Площадка может иметь покрытие из естественного грунта или спецсмеси. По коротким сторонам площадки для игры в баскетбол устанавливаются деревянные щиты 1,0×0,8 м на металлических стойках. К щитам на высоте 1,8-2 м от земли закрепляются баскетбольные кольца с сетками.

Для игры в волейбол и бадминтон на расстоянии 0,5 м от боковых линий площадки устанавливаются металлические стойки, на которые натягивается сетка на 0,2 м выше поднятой вверх руки ребенка.

В спортивном ядре можно организовать площадку для игр в городки, кегли, серсо. На городошной площадке, размеры которой 7×10 м или 8×12 м, расчерчиваются: площадка «города», линии «кон» и «полукон». Площадка «города» может иметь грунтовое, бетонное или блочное покрытие. На расстоянии 2-3 м от нижней линии «города» наносится линия «полукон», на расстоянии 4-6 м - линия «кон». В 1,5-2м от верхней линии «города» устанавливается заборчик или сетка для перехвата бит.

3.2.17. Зеленая лужайка может быть произвольной конфигурации. На лужайке можно установить переносные воротца - 1,9×0,7 м для игр в футбол, хоккей; теннисный стол размерами 2,5×1,3 м и высотой 0,7 м; по краям лужайки - скамеечки для отдыха и болельщиков.

3.2.18. Зону с гимнастическим оборудованием и спортивными снарядами желательно размещать рядом с зеленой лужайкой. Рекомендуется устанавливать пространственно-стержневые конструкции и игровые гимнастические комплексы, в структуру которых входят стойки, перекладины, канат, гимнастическая стенка, сетка, наклонный бум, горизонтальные площадки и наклонные спуски.

Может применяться иное оборудование, способствующее укреплению костно-мышечной системы ребенка, предназначенное для лазания, балансирования, подлезания, пролезания, подтягивания, отжимания, развития меткости. Оборудование должно иметь сертификаты - гигиенический и соответствия.

Из отдельно стоящих элементов оборудования рекомендуются: горки и столбики для спрыгивания из отрезков бревен разной высоты; горки-ступеньки из досок, уложенных на металлические стойки высотой 0,2-1,0 м; гимнастические стенки из 5-6 пролетов шириной по 0,7 м каждый и высотой 1,5-2,5 м; бревна-балансиры, которые укладываются непосредственно на землю или металлические опоры высотой 0,35-0,5 м, параллельно, по два в ряд, в «цепочку»; разновысокие перекладины и др.

3.2.19. Для упражнений в подлезании на площадке устанавливаются прямоугольные или арочные воротца разной высоты - 0,6-1,0 м, выполненные из гнутых металлических стержней или железобетонных элементов. Они размещаются в ряд или группами, образуя тоннели, лабиринты.

Для развития меткости используются стенки для игры в мяч и экраны для метания в цель, которые дополняются кольцами, корзинами, сетками для забрасывания мяча.

3.2.20. Над физкультурной площадкой желательно предусматривать тентовое покрытие для полного или частичного ее затенения от солнца. Для этого по краям зеленой лужайки или спортивного ядра устанавливаются металлические штанги, на которых крепят тентовое покрытие. У физкультурной площадки можно предусмотреть устройство душа.

3.2.21. Конструктивное решение монтируемого оборудования должно обеспечивать безопасность: снаряды следует устанавливать на прочном железобетонном фундаменте, под снарядами высотой до 1 м - укладывать песчаную подушку слоем 0,3 м, у снарядов выше 1 м предусматривать подстраховывающее устройство в виде натянутой горизонтальной сетки. Сетка натягивается на раму, по типу батута, охватывая площадь под снарядом радиусом (расстоянием от конфигурации снаряда до края сетки) не менее 1,2 м. Высота установки сетки - 0,6 м, при ее натяжении, не позволяющем, в случае падения ребенка с высоты 2 м, коснуться поверхности земли.

3.2.22. Площадка по обучению правилам поведения пешеходов на улице в своем составе может иметь имитируемые улицы, тротуары, перекрестки, сложные развязки. Для развития у детей зрительного восприятия кодовых элементов города, на улицах устанавливаются светофоры, дорожные знаки и указатели, в местах перехода наносятся «зебры», обозначения «переход», «стоп», «стоянка». Ширина проезжей части «улицы» - две встречные «машины» - 2,0 м, ширина тротуаров - 0,6 -1,0 м. В составе автострады можно предусмотреть «гаражи», «автостоянки», «автозаправочную станцию», «Пост ГАИ» и пр.

Пример планировки и оборудования площадки для обучения детей правилам дорожного движения показан на рис. 10.

3.2.23. Покрытие «улиц» и «тротуаров» автогородка допускается выполнять из асфальта или бетона с цветным заполнителем. На серое асфальтовое покрытие можно нанести слой цветной полимерной мастики. Цветом можно выделить важные моменты игры, используя для этого локальные пятна красного, желтого, зеленого цвета.

3.2.24. Хозяйственная площадка оборудуется мусоросборниками, может иметь хозяйственный сарай с местом для хранения садового и уборочного инвентаря. Однако, последнее является принадлежностью в большей степени загородных территорий. В городских условиях хозяйственную кладовую и кладовую садового инвентаря следует предусматривать в здании.

Хозяйственная площадка одновременно используется как разворотная площадка для грузового автомобиля, поэтому в габаритах разворота не следует размещать хозяйственное оборудование или хозяйственные постройки.

3.2.25. Примеры планировки и оборудования групповых и общих специализированных (лечебно-гимнастических) площадок для детей с нарушениями развития (компенсирующих детских групп) представлены на рисунках 11-16.

3.2.26. Для более эффективного использования территории комплексы детских образовательных учреждений должны проектироваться с более рациональной компактной планировкой зданий и при новой организации воспитательных и административно-хозяйственных функций в учреждении, и получения разнообразных архитектурно-планировочных решений зданий и жилой застройки.

Использование централизованных пищеблока и постирочной в ЦДВ позволяет сэкономить территорию.

3.2.27. В условиях крайне ограниченной площади участка дошкольные учреждения возможно проектировать с использованием цокольного этажа в отдельно стоящих зданиях и в пристраиваемых. В цокольном этаже, по согласованию с органами Роспотребнадзора по городу Москве, допускается размещать пищеблок (кроме производственных помещений и кладовых для сухих и сыпучих продуктов), постирочную, бассейн, а также кладовые инвентаря, столярную мастерскую и технические помещения для обслуживания здания, кроме электрощитовой.

ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ ЗДАНИЙ

Date: 2015-08-15; view: 676; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию