II. Классификации (типологии) обществ
1. Различные классификации обществ
Критерий
| Типы обществ
| Наличие письменности
| Дописьменные
| Письменные
| Число уровней управления обществом и степень его дифференциации
| Простые (нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных)
| Сложные (несколько уровней управления и несколько социальных слоев населения)
| Уровень развития
| Развитые, развивающиеся, отсталые общества
| Формационный признак
| Бесклассовые общество:
· первобытное общество,
· коммунистическое общество
| Классовые общества:
· рабовладельческое общество,
· феодальное общество,
· капиталистическое общество,
|
2. Формационный и цивилизационный подходы
Формационный подход (основоположники К. Маркс (1818—1883) и Ф. Энгельс (1820—1895). Ключевое понятие – «общественно-экономическая формация».
Общественно-экономическая формация (от лат. formatio — образование, вид) — это общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, взятое в единстве всех его сторон, с присущим ему способом производства, экономическим строем и возвышающейся над ним надстройкой
Структура:
Надстройка — это совокупность идеологических отношений, взглядов и учреждений (философия, религия, мораль, государство, право, политика и др.), возникающая на основе определенного экономического базиса, органически связанная с ним и активно воздействующая на него
Способ производства
Базис — это экономический строй (совокупность производственных отношений, т. е. отношений, не зависящих от сознания людей, в которые люди вступают в процессе материального производства)
Производительные силы — это средства производства и люди, обладающие производственным опытом, навыками к труду
Производственные отношения – отношения людей, складывающиеся в процессе производства
Тип надстройки преимущественно определяется характером базиса. Он же представляет собой основу формации, определяя принадлежность того или иного общества.
3. Традиционное, индустриальное, информационное общество
Линии сравнения
| Традиционное
(доиндустриальное)
| Индустриальное
| Постиндустриальное
(информационное)
| Основной фактор производства
| Земля
| Капитал
| Знания
| Основной продукт производства
| Пища
| Промышленные изделия
| Услуги
| Характерные черты производства
| Ручной труд
| Широкое применение механизмов, технологий
| Автоматизация производства, компьютеризация общества
| Характер труда
| Индивидуальный труд
| Преимущественно стандартная деятельность
| Резкое повышение творческого начала в труде
| Занятость населения
| Сельское хозяйство — около 75%
| Сельское хозяйство — около 10%, промышленность — 85%
| Сельское хозяйство — до 3%, промышленность — около 33%, услуги — около 66%
| Основной вид экспорта
| Сырье
| Продукты производства
| Услуги
| Социальная структура
| Сословия, классы, включенность всех в коллектив; замкнутость социальных структур; низкая социальная мобильность
| Классовое деление; упрощение социальной структуры; подвижность и открытость социальных структур
| Сохранение социальной дифференциации; рост численности среднего класса; профессиональная дифференциация в зависимости от уровня знаний, квалификации
| Продолжительность жизни
| 40—50 лет
| Свыше 70 лет
| Свыше 70 лет
| Воздействие человека на природу
| Локальное, неконтролируемое
| Глобальное, неконтролируемое
| Глобальное, контролируемое
| Взаимодействие с другими странами
| Несущественное
| Тесная взаимосвязь
| Открытость общества
| Политическая жизнь
| Преобладание монархических форм правления; политические свободы отсутствуют; власть выше закона, для нее не нужны обоснования; сочетание самоуправляющихся общин и традиционных империй
| Провозглашение политических свобод, равенства перед законом, демократические преобразования; власть не воспринимается как данность, от нее требуется обоснование права на лидерство
| Политический плюрализм, сильное гражданское общество; возникновение новой формы демократии — «демократии консенсуса»
| Духовная жизнь
| Господствуют традиционные религиозные ценности; однородный характер культуры; преобладает устная передача информации; малое количество образованных людей; борьба с неграмотностью
| Утверждаются новые ценности прогресса, личного успеха, веры в науку; возникает и занимает лидирующие позиции массовая культура; подготовка специалистов
| Особая роль науки, образования; развитие индивидуализированного сознания; непрерывное образование
| 20 Угрозы XXI века (глобальные проблемы)
Интересно? Расскажите друзьям
1. Современный мир во всем своем многообразии един, и его части тесно взаимосвязаны.
Глобализация — процесс интеграции государств и народов в разных областях деятельности, в ходе которой возрастают взаимовлияние и взаимозависимость народов и государств.
2. Основные причины глобализации:
· Переход от индустриального общества к информационному, к высоким технологиям
· Использование новых коммуникационных технологий: Интернета, спутникового телевидения
· Переход от альтернативного выбора («или/или») к многообразию выбор
· Переход от централизации экономики к ее децентрализации
· Переход от национальной экономики к мировой
3. Основные направления глобализации
· Деятельность транснациональных корпораций
· Глобализация финансовых рынков
· Глобализация миграционных процессов
· Мгновенное перемещение информации
· Международная экономическая интеграция в рамках отдельных регионов
· Создание международных организаций в экономической и финансовой сферах: Международный валютный фонд, Всемирный банк, Всемирная торговая организация и др.
4. Последствия процесса глобализации
Позитивные
| Негативные
| • Стимулирующее влияние на экономику:
— появление возможности создавать товары в тех регионах мира, где их производство обойдется дешевле;
— возникновение возможности реализации товара там, где это даст максимальную выгоду;
— снижение издержек производства;
— появление возможностей для дальнейшего развития производства;
— рост прибыли;
— концентрация усилий на разработке новых передовых технологий;
— плодами НТР могут воспользоваться страны, не имеющие возможности вести собственные научно-технические исследования.
• Сближение государств
• Стимулирование учета интересов государств и предостережение их от крайних действий в политике
• Возникновение социокультурного единства человечества
| • Насаждение единого стандарта потребления
• Создание препятствий для развития отечественного производства
• Игнорирование экономической и культурно-исторической специфики развития разных стран
• Навязывание определенного образа жизни, зачастую противоречащего традициям данного общества
• Оформление идеи соперничества: наиболее мощные в экономическом отношении государства стремятся к лидерству, что приводит к взрыву национализма в экономически слаборазвитых странах
• Утрата каких-то специфических черт национальных культур
|
5. «Глобальные проблемы» (термин появился в конце 1960-х гг. — совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине XX в. и от решения которых зависит существование цивилизации.
6. Эти проблемы являются глобальными, потому что:
· затрагивают все человечество;
· проявляются как объективный фактор развития общесмтва;
· настоятельно требуют решения;
· предполагают международное сотрудничество различных стран (невозможно решить в одной отдельно взятой стране);
· от их решения зависит дальнейшая судьба цивилизации.
7. Причины глобальных проблем:
· активный преобразующий характер деятельности человечества;
· противоречия и конфликты становятся из локальных общемировыми из-за растущей взаимозависимости человечества.
8. Главные (приоритетные) глобальные проблемы
· Проблема мира и разоружения, предотвращения новой мировой войны
· Демографическая
· Преодоление отсталости развивающихся стран
· Продовольственная
· Сырьевая
· Энергетическая
· Экологическая
· Использования Мирового океана
· Мирового освоения космоса
Все глобальные проблемы взаимосвязаны. Невозможно решить каждую из них по отдельности: человечество должно решать их сообща, ради сохранения жизни на планете.
9. Основные направления разрешения глобальных проблем
· Формирование нового планетарного сознания. Воспитание человека на принципах гуманизма. Широкое информирование людей о глобальных проблемах.
· Всеобъемлющее изучение причин и противоречий, условий, приводящих к возникновению и обострению проблем
· Концентрация усилий всех стран по решению глобальных проблем. Необходимо сотрудничество в создании новейших экологических технологий, общего мирового центра по изучению глобальных проблем, единого фонда средств и ресурсов, обмена информации.
· Вывод международного сотрудничества на новый качественный уровень
· Наблюдение и контроль за глобальными процессами на планете. Получение объективной информации от каждой страны и международных исследований необходимо для прогнозирования и принятия решений.
· Четкая международная система прогнозирования.
Date: 2015-08-15; view: 535; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|