Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
От лат.Globus - шар
Глобус - вращающаяся шарообразная модель Земли, другой планеты или небесной сферы с нанесенной на ее поверхность картографическим изображением. Глобус имеет масштаб, систему меридианов и параллелей, условные обозначения. Глобус не содержит искажений, присущих картографическим проекциям. По глобусу можно производить измерения, не вводя поправок, кроме пересчета расстояний по масштабу.
§ 7.6 Географические атласы. Их определение и классификация Географическим атласом называют систематическое собрание географических карт, выполненное по общей программе как целостное произведение. Атлас не просто набор различных географических карт, не механическое их объединение в виде книги или альбома; он включает в себя систему карт, органически увязанных, между собой и друг друга дополняющих, систему, обусловленную назначением атласа и особенностями его использования. Часто карты атласа заключаются в общий переплет, но это не является органическим признаком атласа. Ради удобства пользования отдельными картами некоторые атласы выпускаются разборными - их листы заключаются в общую папку с клапанами или футляр-коробку. Иногда карты атласа издаются и выходят в свет постепенно, отдельными выпусками. Родоначальником современного атласа считают собрание географических карт древнегреческого ученого Клавдия Птолемея (II в. н. э., см. § 12.4). Географические атласы получили широкое распространение с конца XV в., после того как Великие географические открытия расширили представление о Земле, а колониальные захваты, расцвет торговли и мореплавания вызвали огромный спрос на географические карты. Название «атлас» было использовано впервые для собрания карт Меркатором (1595) в честь Атласа - мифического короля Ливии, по легенде впервые изготовившего небесный глобус. Заметим, что в XIX в. термин «атлас» был распространен и на другие сборники взаимосвязанных, единообразно оформленных графических листов - атласы облаков, растений, анатомические и др. В наше время ежегодно выходят в свет тысячи новых атласов, разнообразных по территориальному охвату, тематике, назначению и объему. Их классификация в общем строится соответственно классификации географических карт. По территории, отображаемой на картах атласа, различают: атласы мира (или всемирные атласы), охватывающие весь земной шар (например, БСАМ); атласы отдельных континентов или их крупных частей (например, Атлас Антарктики, Атлас стран СЭВ, Атлас Дунайских стран); атласы отдельных государств (СССР, США, Франции и т. п.); региональные атласы - частей государств, отдельных областей, провинций и районов (например, Атлас Ленинградской области, Атлас Нормандии и т. п.); атласы городов (например, Атлас Парижа и парижского района). Аналогичное подразделение используется для атласов акваторий - океанов и их крупных частей, морей, проливов, крупных озер и т. д. По тематике выделяют атласы:
Часто применяют термин «тематические атласы», относя его к отраслевым природным и социально-экономическим атласам. Двухступенчатое сочетание территориальной и тематической классификаций образует группировку атласов по содержанию. Атласы классифицируют также по назначению для определенного круга потребителей - учебные, краеведческие, туристские, дорожные, пропагандистские и т. п. Другой аспект этой классификации - подразделение атласов на научно-справочные, содержащие возможно полную и научно обоснованную характеристику картографируемых явлений, и популярные, рассчитанные на массового читателя. Наконец, различают атласы по формату: большие или настольные, средние, малые, а среди последних также карманные. § 7.7 Особенности атласов как целостных произведений Для качества любого географического атласа особенно важна его-целостность, определяемая полнотой и внутренним единством атласа. Атлас полон, когда в нем находят необходимое и достаточное освещение все вопросы и все темы, вытекающие из назначения и замысла атласа. Если взять для примера Физико-географический атлас мира, то с этой точки зрения он должен, во-первых, содержать карты всей планеты, во-вторых, характеризовать все основные компоненты географической среды. Стремление к увеличению количества тем ради полноты атласа влечет за собой рост числа карт либо при заданном объеме атласа диктует уменьшение масштаба карт. Между тем карты отдельных стран и некоторые темы могут требовать крупных масштабов. Выход из этого противоречия находят в строгом отборе действительно необходимых тем и в устранении малозначимых, в целесообразном объединении тем на одной карте, в выборе минимальных и вместе с тем достаточных масштабов, в исключении необоснованных перекрытий (повторных изображений одной и той же территории на разных листах) и т. п. Внутреннее единство атласа подразумевает взаимодополняемость, согласованность и удобство сопоставления входящих в него карт; эта обеспечивают: целесообразный выбор и ограничение числа используемых проекций и масштабов (удобно, когда последние находятся между собой в простых соотношениях, например кратны друг другу); общность географических основ родственных карт; согласованность легенд различных карт в отношении показателей и детальности; единство установок генерализации; взаимосвязанность способов изображения и системы картографических знаков, расцветок и шрифтов; приуроченность содержания к определенной дате (или датам и периодам времени); целесообразное размещение (логическая последовательность расположения) тем и карт и, конечно, учет в процессе создания атласа взаимосвязей между явлениями, изображаемыми на разных картах атласа. Требование единого и общего подхода к содержанию и оформлению всех карт атласа приводит к противоречиям между интересами атласа в целом и интересами его отдельных карт, наилучшим образом удовлетворяемыми при учете особенностей конкретной карты и специфики изображаемой на карте территории. Поясним эту мысль несколькими примерами. Для удобства сравнения желателен единый масштаб сходных карт атласа (например, обзорных карт отдельных государств или провинций); между тем отдельные карты, более сложные по содержанию, нуждаются в более крупном масштабе или, наоборот, при малом или простом содержании могут быть удовлетворены масштабом относительно мелким. Поэтому было бы неразумным строить в едином масштабе сходные карты различных государств, что приводило бы к перегрузке одних карт и пустоте других; но, отказываясь от одного масштаба, ограничивают их число и приводят масштабы в простые между собой отношения, лучше кратные. Сопоставление рельефа на разных картах атласа максимально облегчается при использовании одного способа изображения, например гипсометрического с единой шкалой сечения рельефа, хотя наилучшая передача рельефа отдельных стран требует разработки и применения на соответствующих картах самостоятельных шкал и т. п. Практически при изображении рельефа на картах разных масштабов используют ряд шкал, производных друг от друга, неодинаковых по своей детальности, но построенных так, что детальная шкала карт крупных масштабов сохраняет все изогипсы обобщенных шкал и согласуется с ними в расцветке высотных ступеней. Такой прием не препятствует сравнению рельефа на разномасштабных картах и даже допустим на картах одного масштаба, изображающих рельеф различного характера и сложности. Назначение атласа определяет его основные установки: содержание, т. е. круг сообщаемых атласом сведений и, следовательно, тематику карт; структуру - строение разделов атласа и последовательность размещения карт; объем атласа - его формат и количество листов. Например, в советских учебных географических атласах для средней школы содержание соответствует учебным программам по географии, согласовано с учебниками и заключает сведения, обязательные для изучения школьниками, плюс некоторые ограниченные дополнения, полезные для углубленной работы над картой; структура атласа отражает последовательность изложения материала в учебнике и в младших классах облегчает постепенную подготовку школьников к сознательному чтению карт; наконец, формат атласа удобен для работы на школьной парте, а стоимость атласа невелика. Содержание, структура и объем атласов так же разнообразны, как разнообразно их назначение. Если, например, содержание учебного атласа должно быть строго ограниченным, то ценность справочного атласа возрастает соответственно количеству сообщаемых им сведений. Атласы предоставляют наибольшие возможности для системного картографирования территориальных комплексов. С этой целью в атласы включают карты отдельных элементов геосистемы, их взаимосвязей и динамики, а также интегральные карты системы и ее основных подразделений, широко используя многообразие аналитических, синтетических и комплексных способов картографирования. Ранее атласы издавались переплетенными в виде альбомов, но с 30-х годов текущего столетия стали появляться атласы в разборных переплетах, а затем и в футлярах с несброшюрованными листами. Большие атласы нередко публикуются постепенно, отдельными выпусками или даже отдельными листами, что облегчает распространение атласа и пользование крупноформатными картами, но осложняет хранение; кроме того, составление карт с содержанием, относящимся к разным датам, может наносить ущерб единству атласа. Многие атласы, преимущественно тематические и комплексные, включают тексты, таблицы и справочно-статистические сведения. Тексты могут содержать методические пояснения к картам (принципы построения легенды, описание источников и методов составления, достоверность карты и т. д.), облегчающие практическое пользование картами, и краткие географические описания изображенных явлений, поясняющие карты и, главное, дополняющие их отсутствующими данными, особенно о взаимосвязях и динамике явлений (что иногда позволяет сокращать в атласе число аналитических карт). Разумеется, тексты должны быть органически связаны с картами в результате использования общих источников, классификаций и показателей, а также посредством ссылок на карты, т. е. привязки к карте сообщаемых в тексте сведений (подробнее см. § 8.11). Вместе с тем получают распространение атласы-альбомы преимущественно научно-популярного характера, в которых равноправно сочетаются карты, тексты (включая статистику), фотоиллюстрации и разного рода графики. Для облегчения нахождения необходимых объектов атласы сопровождаются указателями названий (см. § 5.4).
Date: 2015-08-15; view: 584; Нарушение авторских прав |