Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1.4 Учет основных средств





План:

1. Основные средства и задачи их учета.

2. Классификация основных средств. Оценка основных средств.

3. Организация учета основных средств. Аналитический учет основных средств.

4. Учет поступления основных средств.

5. Учет амортизации основных средств.

6. Учет выбытия основных средств.

7. Учет затрат на ремонт основных средств.

8. Учет инвентаризации основных средств.

 

1.Основные средства и задачи их учета.

Для осуществления своей деятельности организация должна иметь необходимые средства труда (станки, машины) и материальные условия труда (здания, сооружения, транспорт).

В БУ средства труда выделены в отдельный объект учета, называемый основными средствами.

К основным средствам относятся средства, срок полезного использования которых больше 12 месяцев.

К основным средствам согласно новому плану счетов отнесены также средства в обороте, ранее относящиеся к малоценным и быстроизнашивающимся предметам (спец. инструмент и приспособления, сменное оборудование, постельные принадлежности, а также имеющие срок службы более 12 месяцев орудия лова, спец. одежда, временные сооружения)

При этом отнесение средств к основным производится от видов предметов, характера и условий деятельности и закрепляется в учетной политике предприятия по каждому виду предметов.

При этом необходимо руководствоваться требованиями приоритета содержания перед формой и допущения последовательности учетной политики, а также решить каким образом предполагается погашать стоимость таких предметов.

Основные задачи БУ основных средств:

1. контроль за сохранностью и наличием основных средств по местам их использования

2. правильное документальное оформление и своевременное отражение в соответствующих регистрах данных о наличии поступлений и выбытии основных средств

3. контроль за эффективностью использования ОС и своевременное выявление неиспользуемых основных средств

4. своевременное отражение амортизации основных средств

5. точное определение результатов от списания и выбытия объектов ОС

6. контроль за рациональным расходованием средств на реконструкцию и модернизацию

Эти задачи решаются с помощью надлежащей документации и обеспечения правильной организации учета наличия и движения ОС, расчетов по их амортизации и учета затрат по их ремонту.

2.Классификация основных средств. Оценка основных средств.

Чтобы вести учет ОС необходима их классификация:

· по видам

В соответствии с классификацией ОС они подразделяются на:

1. здания

2. сооружения

3. передаточные устройства

4. прочие основные фонды

· по степени использования в хозяйственной деятельности

1.действующие ОС (в эксплуатации)

2.бездействующие ОС (временно не используемые, которые могут находиться в запасе или на консервации)

· по принадлежности

1.собственные (на балансе предприятия)

2.арендованные (принадлежат другим предприятиям, эксплуатируются временно за плату, без начисления амортизации)

· по отраслевому признаку

1. средства промышленности

2. связи

3. транспорта

· по назначению и характеру участия в процессе производства

1.промышленные

2.не промышленные

3. Организация учета основных средств. Аналитический учет основных средств.

Правильный учет ОС может осуществляться только при условии единого принципа их оценки.

Существует 3 вида оценок:

· первоначальная

· восстановительная

· остаточная

В БУ и отчетности ОС отражаются по первоначальной стоимости, которая определяется:

1. для объектов, изготовленных на самом предприятии, а также приобретенных за плату у других предприятий и лиц, исходя из фактических затрат по возведению или приобретению этих объектов, включая расходы по доставке, монтажу, установке, сооружению или приобретению (за исключением НДС).

При этом к фактическим затратам относятся суммы:

· уплачиваемые по договору поставщику

· по договорам строительного подряда

· за информационные и консультационные услуги

· вознаграждения посредническим организациям

· сборы, пошлины и иные платежи

· непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением ОС

2. для объектов, внесенных учредителями в счет их вкладов уставный капитал по договоренности сторон

3. для объектов, полученных безвозмездно в сумме, определенной по рыночной оценке

4. объектов, приобретенных в обмен на другое имущество, отличное от денежных средств по стоимости обмениваемого имущества, по которой оно было отражено в БУ

Восстановительная стоимость – стоимость воспроизводства ОС в современных условиях, то есть приобретения или строительства инвентарных объектов, исходя из действующих цен на момент их приобретения. Переоценки, в результате которых, определяется восстановительная стоимость, только с распоряжения правительства.

С момента переоценки в учете используется восстановительная стоимость объекта.Остаточная стоимость. ОС в процессе использования изнашиваются, отчего их первоначальная стоимость уменьшается. Денежное выражение потери объектами своих физических и технико-экономических качеств называется износом ОС. А стоимость погашается путем начисления амортизации. Первоначальная стоимость за вычетом суммы начисленной амортизации определяет остаточную стоимость объекта ОС. ОС отражаются в бухгалтерском балансе по остаточной стоимости.

4. Учет поступления основных средств

Независимо от организационно-правовой формы предприятия учет ОС организуется в бухгалтерии по классификационным группам в разрезе инвентарных объектов.

Под инвентарным объектом понимаются законченные устройства, предмет или комплекс предметов со всеми приспособлениями и принадлежностями, относящимися к данному объекту.

Для обеспечения контроля за сохранностью ОС каждому инвентарному объекту присваивается соответствующий номер.

Поступление ОС оформляется актом накладной, приемки-передачи (внутреннего перемещения) ОС, типовая форма №ОС-1.

Акт приемки-передачи ОС – составляется двумя сторонами. Бухгалтерия оформляет его бухгалтерской записью, то есть указывает корреспонденцию счетов на первоначальную стоимость и на сумму начисленной амортизации. Учет ОС в организациях так, чтобы можно было установить наличие ОС по каждой классификационной группе и отдельно по каждому объекту, местам нахождения и источникам их приобретения. Это обеспечивается аналитическим учетом ОС.

Аналитический учет ОС ведется на карточках, которые открываются для каждого инвентарного объекта. При наличии небольшого количества ОС разрешается их пообъектный учет вести в инвентарной книге.

Записи производятся в разрезе классификационных групп ОС и по местам их нахождения.

5. Учет амортизации основных средств.

Основные средства поступают в организацию и принимаются к бухгалтерскому учету в случаях их приобретения, сооружения (изготовления), внесения учредителями в счет их вкладов в уставный капитал, получения по договору дарения и прочих поступлений. Самым распространенным способом поступления основных средств является их приобретение за плату по договору купли-продажи.
Все расходы по покупке основных средств, не требующих монтажа (суммы, уплаченные поставщику; государственные пошлины по приобретению прав на основные средства и др.), собираются на счете 08.
Основные средства учитываются на счете 01 (А), по ДТ отражается поступление основных средств, по КТ – убытие или списание.
Пример:
ДТ 08 КТ 60 – получение основных средств (50 000)
ДТ 08 КТ 76 – перевозка (3 000)
ДТ 08 КТ 68 – налоги (10 000)
Итого на учет:
ДТ 01 КТ 08 (63 000)
ДТ 60 КТ 51 – расчет с поставщиком (50 000)

 

При учете приобретения основных средств, требующих монтажа, в бухгалтерском учете отражаются следующие записи:
Д-т 07 Д-т 19— на сумму выделенного налога на добавленную стоимость К-т 60
При передаче оборудования в монтаж в бухгалтерском учете делаются следующие записи:
Д-т 08 К-т 07, 60— на стоимость выполненных монтажных работ.
Документы:
1) Счет-фактура
2) Договор с поставщиком
3) Платежное поручение
Получение основных средств от учредителей:
1) Договор
2) Акт (оприходование)
ДТ 08 КТ 75 – на сумму по договору
ДТ 01 КТ 08 – на баланс
ДТ 75 Кт 80 – списание на уставной капитал, увеличение уставного капитала
Дарение: Предоставление организациям основных средств в безвозмездное пользование
ДТ 08 КТ 98 – на рыночную стоимость
ДТ 01 КТ 08 – оприходование
ДТ 98 КТ 91 - описание доходов будущего периода доходам текущего периода
ДТ 91 КТ 99 – оприходование прибыли
ДТ 99 Кт 68 – 20% налог на прибыль
Собственная продукция:
ДТ 08 КТ 10,70,69,10/9 – подсчет затрат
ДТ 01 КТ 08 – на баланс
При введении объектов основных средств в эксплуатацию комиссия, назначаемая руководителем организации, оформляет акт приема-передачи.

Для этих целей могут использоваться следующие виды унифицированных документов: ≪Акт о приемке-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений); ≪Акт о приемке-передаче здания (сооружения)≫; ≪Акт о приемке-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений)≫.

В любом случае в акте приема-передачи указываются характеристика объекта (или группы объектов), его (их) местонахождение, год выпуска или постройки, дата ввода в эксплуатацию, результаты испытания, соответствие техническим условиям, номер амортизационной группы в соответствии с положениями НК РФ и др. К акту приема-передачи прилагается необходимая техническая документация (паспорта, спецификации, рабочие инструкции и пр.).

 

Если на склад поступило оборудование, требующее монтажа, то для его учета используется ≪Акт о приеме (поступлении) оборудования≫. При передаче оборудования для выполнения монтажных работ заполняется ≪Акт о приемке-передаче оборудования в монтаж≫.
Каждому объекту основных средств, принятому на учет, присваивается инвентарный номер, который сохраняется на все время эксплуатации объекта. Обычно объекты нумеруются по серийно порядковой системе, номера указываются во всех первичных документах и регистрах бухгалтерского учета.
Акт приемки-передачи вместе с приложенными техническими документами передается в бухгалтерию организации, где на его основании открывают инвентарную карточку. форма № ОС-6 ≪Инвентарная карточка учета объекта основных средств≫ (для одного объекта); форма № ОС-ба ≪Инвентарная карточка группового учета основных средств≫ (для нескольких объектов); форма № ОС-66 ≪Инвентарная книга учета основных средств≫ (для использования на малых предприятиях). В инвентарных карточках отражается весь путь движения объекта (или группы): поступление, все перемещения внутри организации, реконструкция, модернизация, капитальный ремонт, выбытие или списание, а также отражаются сведения о начисленной амортизации с начала эксплуатациии о переоценке основных средств.
На основании инвентарных карточек на поступившие и выбывшие объекты в конце каждого месяца формируют ведомость движения основных средств.

6. Учет выбытия основных средств.

Объекты основных средств выбывают из хозяйствующих субъектов по следующим причинам:
• продажа (реализация) объекта;
• списание в случае морального и физического износа;
• ликвидация при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях;

• передача в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций;

• передача по договорам мены, дарения;
• по другим причинам.
Перемещение объектов основных средств между структурными подразделениями внутри организации выбытием не считается.
Для решения вопросов оформления необходимой документации на их списание решением руководителя организации создается постоянно действующая комиссия. В состав комиссии обязательно входят лица, ответственные за сохранность объектов основных средств, и главный бухгалтер организации. Принятое комиссией решение о списании объекта основных средств оформляется актами на списание основных средств.

Актом по форме № ОС-4 оформляется списание одного объекта основных средств, а актом по форме № ОС-46 — одновременное списание нескольких объектов. Акты на списание оформляются в двух экземплярах, подписываются членами комиссии и утверждаются руководителем организации. Оформленные акты на списание основных средств передаются в бухгалтерию организации, которая отмечает снятие с учета объектов в инвентарных карточках (или инвентарной книге). Инвентарные карточки по выбывшим основным средствам продолжают храниться в течение срока, установленного руководителем организации, но не менее пяти лет.
Для учета выбытия объектов основных средств к счету 01 может быть открыт самостоятельный субсчет ≪Выбытие основных средств≫. Тогда выбытие отражается:
Д-т 01/1 К-т 02— на сумму накопленных амортизационных отчислений по выбывающим объектам основных средств; и
Д-т 01 К-т 01/1— на сумму первоначальной (восстановительной) стоимости выбывающего объекта.
Таким образом, на субсчете ≪Выбытие основных средств≫ определяется остаточная стоимость выбывающего объекта основных средств. По окончании операции выбытия остаточная стоимость объекта списывается со счета 01 на счет 91.
Кроме того, организация может нести дополнительные затраты, связанные с выбытием объектов. Это и начисленная заработная плата работникам, участвующим в предпродажной подготовке или демонтаже объекта; ЕСН; стоимость израсходованных материалов; налоги и сборы; стоимость услуг сторонних организаций; - все эти затраты относятся к операционным расходам и могут либо предварительно аккумулироваться на счете 23, либо сразу относиться на счет 91. В бухгалтерском учете эти операции отражаются:
Д-т 91 субсчет ≪Прочие расходы≫ К-т 10,70,69,68
Поступления, связанные с продажей и прочим списанием основных средств, отражаются:
Д-т 50, 51, 62 К-т 91, субсчет ≪Прочие доходы≫.

Таким образом, вся информация, необходимая для определения финансового результата от выбытия объектов основных средств, аккумулируется на счете 91. Если кредит счета больше его дебета, организация получила прибыль, а если наоборот — убыток. Этот финансовый результат в конце месяца списывается на счет 99.
Передача объекта основных средств в собственность других лиц (по договорам мены, дарения или по вкладам в уставные капиталы других организаций) оформляется актами приемки-передачи. Остаточная стоимость объекта определяется также на счете 01/1. Выбытие объекта в счет вкладов в уставный капитал другой организации отражается:
Д-т 91, субсчет ≪Выбытие основных средств≫
К-т 01/1— на сумму остаточной стоимости передаваемого объекта.
23

При безвозмездной передаче объекта основных средств все расходы, связанные с его выбытием, признаются операционными расходами организации. Остаточная стоимость передаваемого объекта определяется на счете 01 традиционным способом и списывается на счет 91 ≪. На сумму убытка от передачи объекта основных средств делается запись:
Д-т 99 ≪Прибыли и убытки≫
К-т 91 ≪Прочие доходы и расходы≫, субсчет ≪Выбытие основных средств≫.
Основные средства выбывают, если
1) они износились
2) они были вложены в уставной капитал другого предприятия
3) произошло ЧП (пожар, кража) ДТ 99 КТ 01
4) предприятие ликвидировано
5) произошло какое-л бедствие
Два варианта выбытия:
1) списание на счет 91: ДТ 91 КТ 01
2) ДТ 01/1 КТ 01 – списание первоначальной стоимости (20 000)
ДТ 02 КТ 01/1 – списание износа (18 000)
ДТ 91 КТ 01/1 – списание остаточной стоимости (2 000)
Документ на списание: акт на списание.

7. Учет затрат на ремонт основных средств.

Одним из факторов обеспечения эффективности процесса производства является бесперебойное функционирование основных средств, что требует проведения специальных мероприятий по поддержанию их в рабочем состоянии. Вместе с тем, учитывая характер и продолжительность срока использования основных средств в процессе производства, даже проводимые планово-профилактические мероприятия не исключают вероятности возникновения поломок основных средств, что требует проведения работ по их ремонту.

Ремонт основных средств, как правило, проводится в соответствии с планом, который разрабатывается организацией по видам основных средств с учетом технических характеристик основных средств, условий их эксплуатации и других факторов. Системой планово-предупреди­тельного ремонта предусматриваются: обслуживание основных средств, текущий и средний ремонт, а также капитальный и особо сложный ремонт отдельных объектов основных средств.

К работам по обслуживанию, а также текущему и среднему ре­монту объектов основных средств относятся работы по систематическому и своевременному предохранению их от преждевременного износа и поддержанию в рабочем состоянии.

 

При капитальном ремонте оборудования и транспортных средств, как правило, производится полная разборка агрегата, ремонт базовых и корпусных деталей и узлов, замена или восстанов­ление всех изношенных деталей и узлов на новые и более современные, сборка, регулирование и испытание агрегата.

В случае проведения капитального ремонта зданий и сооружений производится смена изношенных конструкций и деталей или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной замены основных конструкций, срок службы которых в данном объекте является наибольшим (каменные и бетонные фундамен­ты зданий, трубы подземных сетей, опоры мостов и т.п.).

Расходы на все виды ремонта (текущий, средний, капитальный) основных средств включаются в затраты на производство готовой продукции.

Таким образом, при отражении в бухгалтерском учете факта проведения ремонта основных средств, с одной стороны, по дебету счетов учета затрат на производство – счета 20 «Основное производство», счета 25 «Общепроизводственные расходы», счета 26 «Общехозяйственные расходы» и др. – отражается увеличение затрат на производство готовой продукции (работ, услуг). С другой стороны, отражается использование для ремонта определенных видов ресурсов, например, использование материалов – по кре­диту счета 10 «Материалы», использование труда рабочих – по кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», прове­дение ремонта силами подрядной организации – по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и др.

Date: 2015-08-15; view: 550; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию