Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Специальная оценка рабочих мест и использование ее результатов для совершенствования организации труда
1. Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. 2. Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 настоящего Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора. 3. Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. 4. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. 5. В случае проведения специальной оценки условий труда в отношении условий труда работников, допущенных к сведениям, отнесенным к государственной или иной охраняемой законом тайне, ее проведение осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и об иной охраняемой законом тайне.
Типовые проекты организации рабочих мест, их содержание, разработка и практическое использование. Типовой проект организации рабочего места – организационный документ, в котором сосредоточены типовые, т. е. характерные для многих рабочих мест определенной специальности, решения и рекомендации по оснащению и планировке. Основанием для выбора объекта организационного проектирования рабочих мест служат: для рабочих – перечни профессий Единого тарифно-квалификационного справочника применительно к разным типам производств, характеру выполняемых работ, моделям оборудования и видам продукции; для служащих – номенклатура должностей служащих и квалификационный справочник должностей служащих. Целесообразно разрабатывать типовые проекты для массовых должностей и профессий рабочих и служащих, т. е. для рабочих мест, которые имеются в разных организациях, в том числе и в организациях государственной службы, причем в больших количествах, а также для тех рабочих мест, количество которых не столь велико, но которые имеют большую важность для качества выполняемой работы. Паспорт рабочего местарабочих и служащих включает следующие разделы: назначение и общие характеристики; планировка рабочего места; мебель, оборудование и технические средства; функциональные обязанности (основные элементы работы); методы и приемы труда; условия труда; оплата труда; организация обслуживания; регламентирующая документация; загрузка рабочего места (нормирование); охрана труда и техника безопасности. Исходными данными для разработки паспортов рабочих мест являются: типовые паспорта рабочих мест; модели рабочих мест сотрудников; штатное расписание предприятия; положение об оплате труда; схема монтажа технических средств; инструкции по эксплуатации; нормативы управленческого труда; инструкции по технике безопасности; рабочий проект здания (офиса); спецификация на мебель и оборудование; положения о подразделениях; должностные инструкции; трудовые договоры сотрудников; нормативы площадей на 1 сотрудника. Методика разработки паспорта рабочего места включает такие этапы: 1. Анализ литературы, типовых проектов рабочих мест, посещение передовых офисов. 2. Расчет потребности в площадях, оборудовании, технических средствах, разработка технического задания на типовые рабочие места для подразделений. 3. Разработка технического проекта, заказ мебели и оборудования, проведение ремонта помещений, монтаж мебели, разработка регламентирующих документов. 4. Внедрение паспорта рабочего места. 23. Организация обслуживания рабочих мест: понятие, функции, задачи и основные направления рационализации. Обслуживание рабочих мест является важной частью производственного процесса и имеет своей целью их обеспечения средствами и предметами труда, необходимыми для осуществления производства. Такое обслуживание включает: - своевременное доведение до рабочих производственного задания с соответствующей документацией; - бесперебойное снабжение рабочих мест материалами, заготовками, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, инструментом и приспособлениями; - ремонтное обслуживание, наладочные и транспортные работы, контроль качества продукции, поддержание чистоты на рабочих местах. Система обслуживания рабочих мест базируется на функциональном разделении труда на предприятии, в результате которого основные рабочие максимально высвобождаются от выполнения вспомогательных работ, а каждая функция обслуживания осуществляется определенными профессионально-квалификационными группами вспомогательных рабочих. Различают следующие функции обслуживания рабочих мест: производственно-подготовительная - комплектование предметов труда, выдача производственного задания и технической документации, проведение производственного инструктажа; инструментальная - обеспечение инструментом и приспособлениями, заточка и ремонт инструмента; наладочная – наладка, переналадка и подналадка оборудования и технологической оснастки. Первоначальная наладка заключается в установке, оснащении и регулировке нового оборудования; переналадка – в смене оснастки и регулировки оборудования при переходе к производству нового изделия; подналадка – в устранении появившихся в ходе выполнения производственного задания нарушений в работе оборудования, приспособлений и оснастки; контрольная - контроль качества продукции и соблюдение технологического режима, предупреждение брака, обслуживание и ремонт мерительного инструмента и контрольно-измерительной аппаратуры; транспортно-складская - приемка, учет, хранение и выдача материалов, деталей, инструмента, доставка к рабочим местам предметов и средств труда, вывоз с рабочих мест готовой продукции, а также отходов производства; поддержания в рабочем состоянии основного и вспомогательного оборудования, включающая его профилактическое обслуживание, все виды ремонтов; энергетическая - обеспечение рабочего места всеми видами энергии -электричеством, сжатым воздухом, паром и т.д.; ремонтно-строительная - текущий ремонт производственных помещений строительство мелких вспомогательных помещений, ремонт дорог и подъездных путей; хозяйственно-бытовая - систематическая уборка производственных помещений и территорий, санитарно-гигиеническое и культурно-бытовое обслуживание. Основными задачами организации обслуживания рабочих мест являются выявление непроизводительных затрат и потерь рабочего времени. Важно сократить затраты труда основных рабочих на выполнение вспомогательных работ по всем функциям обслуживания. Эта задача может быть решена путем проведения специальных исследований, например моментных наблюдений, позволяющих выявить причины непроизводительных затрат и потерь времени рабочего. Особенности планировки, организации и обслуживания рабочих мест специалистов. Планировка рабочих мест как составная часть их организации является чисто организационной задачей. При определении методических подходов к планированию рабочих мест следует исходить из использования существующей нормативной базы, применяемой для расчета численности промышленно-производственного персонала. Планировка рабочего места - это пространственное размещение рабочих мест, элементов их оснащения – оборудования, технологической и организационной оснастки, а также предметов труда и самого работника. С учетом вышесказанного основными задачами планировки рабочих мест выступают следующие: создать удобные и безопасные условия труда; наиболее эффективно использовать производственные площади; улучшить использование рабочего времени исполнителей за счет устранения излишних движений, хождений и т. п. Исходными моментами, которые необходимо учитывать для обеспечения рациональной планировки рабочих мест, являются следующие: особенности технологического и трудового процессов; специализация рабочего места в соответствии с применяемой технологией и формами разделения и кооперации труда; состав и особенности используемого оборудования, технологической и организационной оснастки рабочих мест; действующая система обслуживания рабочих мест; применяемые приемы и методы труда; требования техники безопасности и охраны труда. Исходя из этого основные требования, которым должна отвечать рациональная планировка рабочих мест, следующие: наиболее экономное использование производственных площадей; рациональная взаимосвязь между рабочими местами; расположение рабочих мест по ходу технологического процесса и обеспечение прямоточных грузовых потоков на складах; минимизация протяженности грузопотоков и расстояний переходов работников; соблюдение санитарных норм в расположении рабочих мест, обеспечение безопасности труда. Различают планировку внешнюю и внутреннюю. Внешняя планировка рабочего места заключается в установлении его местоположения по отношению к смежным рабочим местам в подразделении, к рабочему месту руководителя (начальника отдела и т. д.), к проходам и переходам. При внешней планировке решаются следующие задачи: экономное использование производственных площадей; рациональная взаимосвязь между смежными рабочими местами, а также с рабочим местом непосредственного руководителя; сокращение расстояний рабочих переходов; изоляция рабочих мест с вредными условиями труда от остальных рабочих мест; обеспечение безопасности труда. Выделяют следующие основные системы внешней планировки рабочих мест: 1. Кабинетная, при которой структурные подразделения размещаются на отдельных этажах здания, а отделы и службы в отдельных комнатах (от 4 до 30 чел. 2. Зальная, при которой структурные подразделения и производства размещаются в больших залах (на этажах) здания с количеством сотрудников более 100. 3. Ячеистая, при которой в большом зале размещаются сотрудники подразделения, а помещения для руководителей отделов и служб формируются с помощью специальных передвижных перегородок из рифленого стекла высотой 1,5—2,0 м. Применение перегородок создает благоприятную обстановку для сотрудников отдела, у которых своя «ячейка» При определении площади рабочего места должны учитываться габариты оборудования, нормы санитарии и техники безопасности, ширина проходов и проездов. Объем производственного помещения на каждого работающего должен быть не менее 15 м, а площадь рабочего места, ограниченного стенами, – не менее 4,5 м. Внутренняя планировка рабочего места означает размещение на его площади всех предметов оснащения, их рациональную компоновку по отношению друг к другу и к работнику. При внутренней планировке решаются следующие задачи: обеспечение наименьших затрат рабочего времени на выполнение работ, которые закреплены за рабочим местом; минимизация физиологических усилий и нервно-психической напряженности работника; удобство выполнения работы и обслуживания оборудования; хороший обзор в активной рабочей зоне всех частей оборудования; оптимизация маршрутов передвижения работника к рабочему месту; рационализация рабочей позы (положения) работника; создание благоприятных условий труда; безопасность труда. Система обслуживания -- это наиболее активная составляющая часть производственного процесса по регламентированному обеспечению рабо-чих мест всем необходимым, нацеленная на обеспечение его бесперебойно-го и эффективного функционирования. · Объектами обслуживания являются все элементы рабочего места: · средства труда; · предметы труда; · субъекты труда (работники). Исходя из этого, все функции обслуживания группируются по следую-щим направлениям. 1. Функции по обслуживанию средств труда: · инструментальная (обеспечение инструментом, заточка и ремонт · наладочная (наладка и подналадка оборудования); · энергетическая (обеспечение рабочих мест всеми видами энергии); · поддержания в рабочем состоянии оборудования (профилактическое · ремонтно-строительная (текущий ремонт производственных поме-щений и оргоснастки). 2. Функции по обслуживанию предметов труда: · - складская (прием, учет, хранение, комплектование и выдача мате- · - транспортная (работы погрузочно-разгрузочные, по доставке к рабочим местам предметов и средств труда и вывозу с рабочих мест · - контрольная (контроль качества сырья, материалов, продукции). Функции по обслуживанию работников: · информационное обслуживание, производственный инструктаж», · санитарно-гигиеническое обслуживание; · хозяйственно-бытовое обслуживание, общественное питание; · медицинское обслуживание; · культурное обслуживание; · - охрана труда Системы обслуживания могут быть различными в зависимости от: · конкретных условий производства; · организационно-технических факторов. · Она должна соответствовать типу производства и характеру труда на ра-бочих местах. Но ко всем системам предъявляются определенные общие требования, соблюдение которых способствует оптимальному решению задач по обслуживанию рабочих мест. Система обслуживания должна быть; · комплексной -- включать в себя все функции обслуживания и обеспечивать их согласованность и увязку; · рациональной -- оптимально сочетать централизованные и децентрализованные виды обслуживания; · гибкой, оперативной -- обеспечивать возможность оперативного, бы-строго вмешательства при возникновении отклонений от нормального хода процессов обслуживания; · прогрессивной -- учитывающей современные возможности техники, технологии, возможности стандартизации и унификации; · плановой -- быть частью внутрипроизводственного планирования, организовываться на основе расчетов обслуживания для каждого рабоче-го места, согласовываться с системой оперативного планирования, сменных заданий; · предупредительной -- не допускающей остановки производства из-за несвоевременного выполнения работ по обслуживанию рабочего места · своевременной -- обеспечивать строгое соблюдение установленного регламента обслуживания; все должно делаться вовремя, в установлен-ный срок, от этого зависит четкость работы обслуживаемого рабочего места; · надежной -- гарантирующей обслуживание рабочего места вовремя, в нужном объеме, требуемого качества; надежность обслуживания -- это признак высокой его организации, что достигается системой дублиро-вания, подстраховки на случай непредвиденных нарушений в выполне-нии функций обслуживания; · экономичной -- основанной на расчетах разных вариантов осуществления обслуживания и выбора того из них, который при соблюдении всех выше перечисленных принципов потребует наименьших затрат труда и материальных средств.. В зависимости от степени централизации на предприятиях применяют 3 вида обслуживания рабочих мест: централизованное, децентрализованное и смешанное обслуживание. Централизованное обслуживание предполагает сосредоточение функ-ций обслуживания в руках одного центра в рамках цеха, производства, от-дела или предприятия. Это создает условия для централизованного плани-рования всех функций обслуживания и органической увязки его с планированием основного производства, для повышения качества обслужи-вания, сокращения сроков обслуживания, повышения уровня механизации труда по обслуживанию, его экономичности и эффективности. При децентрализованном обслуживании функции обслуживания вы-полняются либо самими основными работниками, либо вспомогательным персоналом, находящимся в тех подразделениях, которые он обслуживает При смешанном (комбинированном) обслуживании часть функций обслуживания выполняется централизовано, а часть -- децентрализовано. Чтобы организовать обслуживание рабочего места в соответствии с пе-речисленными выше требованиями, необходимо решить следующие четыре взаимосвязанных группы вопросов: · установить, в каких функциях обслуживания нуждается данное рабочее место, его работник и вся система рабочих мест; · по каждой функции обслуживания определить физическую норму обслуживания, обосновать ее объем в смену (месяц, год); · определить регламент обслуживания, его график с указанием времени, последовательности и периодичности обслуживания; · персонифицировать обслуживание, то есть закрепить функции обслуживания за определенными исполнителями или подразделениями. Физическая норма обслуживания может быть представлена разными показателями. Для сырья, материалов, полуфабрикатов это может быть объ-ем их разовой доставки или величина их неснижаемого запаса на рабочем месте Регламент обслуживания для каждого вида обслуживания также может иметь свой вид. В одном случае это может быть указание на периодичность обслуживания (например, «раз в смену», «каждый час», «два раза в месяц» и т.д.), в другом случае может быть указано конкретное время обслужива-ния. Могут быть указания типа: «по вызову» или «постоянно», «непрерыв-но». Эффективность организации обслуживания повышают на основе приме-нения ЭВМ, которые используются в планировании ремонтов, очередности выполнения смазочных работ, при составлении графиков и маршрутов об-служивания, расчетах трудоемкости, управлении складами и т.д. Для организации работы по аттестации и рационализации рабочих мест на предприятии целесообразно создать комиссию по проведению этой работы, в обязанности которой должно входить следующее: - разработка методики проведения аттестации рабочих мест; - разработка плана проведения аттестации рабочих мест по подразделениям предприятия; - создание рабочих групп для проведения инвентаризации и аттестации рабочих мест; - планирование и организация работы по рационализации рабочих мест; - контроль исполнения плана аттестации и рационализации рабочих мест. 25.Системы обслуживания рабочих мест: виды, особенности построения. Факторы, обусловливающие выбор системы обслуживания. При централизованной системе обслуживание осуществляется едиными функциональными службами пре дприятия. Децентрализованная система предусматривает, что функции обслуживания выполняются либо производственными, либо обслуживающими рабочими, находящимися в данных подразделениях (цех, участок, линия). При смешанной (комбинированной) системе одни функции обслуживания выполняются централизованно, другие -- децентрализовано. Различают следующие функции обслуживания рабочих мест: производственно-подготовительную — комплектование предметов труда, выдача производственного задания и технической документации, проведение производственного инструктажа; инструментальную — обеспечение инструментом и приспособлениями, заточка и ремонт инструмента; наладочную — наладка, переналадка и подналадка оборудования и технологической оснастки. Первоначальная наладка заключается в установке, оснащении и регулировке нового оборудования; переналадка — в смене оснастки и регулировки оборудования при переходе к производству нового изделия; подналадка — в устранении появившихся в ходе выполнения производственного задания нарушений в работе оборудования, приспособлений и оснастки; контрольную — контроль качества продукции и соблюдение технологического режима, предупреждение брака, обслуживание и ремонт мерительного инструмента и контрольно-измерительной аппаратуры; транспортно-складскую — приемка, учет, хранение и выдача материалов, деталей, инструмента, доставка к рабочим местам предметов и средств труда, вывоз с рабочих мест готовой продукции, а также отходов производства; поддержания в рабочем состоянии основного и вспомогательного оборудования, включающая его профилактическое обслуживание, все виды ремонтов; энергетическую — обеспечение рабочего места всеми видами энергии (электричеством, сжатым воздухом, паром и т. ремонтно-строительную — текущий ремонт производственных помещений строительство мелких вспомогательных помещений, ремонт дорог и подъездных путей; хозяйственно-бытовую — систематическая уборка производственных помещений и территорий, санитарно-гигиеническое и культурно-бытовое обслуживание. На выбор системы обслуживания влияют масштаб и тип производства, производственная структура предприятия, качественный уровень имеющегося оборудования, сложность выпускаемой продукции, требования к ее качеству, планировка производственных площадей и др. Однако во всех случаях критерием выбора оптимальной системы обслуживания является минимум затрат рабочего времени и материальных ресурсов на обслуживание при высоком качестве последнего.
26.Условия труда: понятие, составные элементы и их характеристика, факторы, влияющие на их формирование. Условия труда — это сложное объектное явление, характеризующее среду протекания трудового процесса, формирующееся под воздействием взаимосвязанных факторов социально-экономического, технико-организационного и естественно-природного характера и влияющее на здоровье, работоспособность человека, его отношение к труду и степень удовлетворенности трудом, а следовательно, на эффективность труда и другие экономические результаты деятельности. Можно выделить 4 группы факторов, влияющих на формирование и изменение условий труда. К первой группе относятся социальные и экономические факторы, действие которых обусловливает положение трудящихся в обществе. В данную группу включают: · • нормативно-правовые факторы (законы о труде, правила, нормы, стандарты в области организации, оплаты, условий и охраны труда, режимов труда и отдыха, установления льгот и социальных гарантий отдельным категориям работников, а также система государственного и общественного контроля за их соблюдением); • социально-психологические факторы, характеризующие отношение в обществе к сфере трудовой деятельности и условиям труда, совокупность интересов и ценностных ориентацией работников, состав и особенности персонала, стиль руководства и т.п.; • общественные факторы (общественные организации, движения, за улучшение экологической обстановки, создание благоприятных условий труда и др.); • экономические факторы (система льгот, гарантий и компенсаций работникам, с одной стороны, а с другой — система экономических санкций за нарушение норм, стандартов и прочее). Вторая группа факторов — технические и организационные факторы, непосредственно воздействующие на формирование материально-вещественных элементов условий труда: средства труда, предметы труда, технологические процессы, организационные формы производства, труда и управления, в частности, режимы труда и отдыха, формы разделения и кооперации труда, приемы и методы труда, нормирование труда и т.п. К третьей группе относятся естественно-природные факторы, характеризующие воздействие на работников географо-климатических, геологических и биологических особенностей местности, где протекает трудовой процесс. Четвертая группа факторов — хозяйственно-бытовые, связанные с организацией питания работников, санитарного и бытового их обслуживания. Формирующиеся под воздействием разнообразных факторов условия труда представляют собой совокупность различных по воздействию на человека элементов. Все элементы условий труда можно разделить на 4 группы. При всей условности такого деления элементов условий труда, оно имеет важное значение для изучения условий труда и разработки практических мероприятий по их улучшению и для осуществления контроля за их состоянием. Первую группу элементов условий труда составляют санитарно-гигиенические элементы, получившие свое название в связи с тем, что они нормируются и количественно оцениваются методами санитарно-гигиенических исследований. Вторую группу составляют психологические и физиологические элементы, обусловленные содержанием трудовой деятельности, различными нагрузками на двигательный аппарат, нервную систему и психику человека в процессе труда. Третью группу составляют эстетические элементы, формирующие у человека отношение к среде протекания труда с точки зрения ее художественного восприятия. Они воздействуют на формирование определенного эмоционального состояния. Четвертую группу составляют социально - психологические элементы, характеризующие психологическое состояние работников и коллектива, формирующееся под влиянием социально-психологических факторов и создающее соответствующий психологический, эмоциональный настрой работника. Date: 2015-08-15; view: 1061; Нарушение авторских прав |