Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Партийные системы. Конституционно-правовое регулирование положения партий





Партийные системы - это политический институт, который характеризует политическую организацию общества и сам характеризуется, с одной стороны, отношениями между партиями и государством, а с другой - взаимоотношениями партий с другими общественными элементами политической системы и гражданами.

В настоящее время в зарубежных странах принято выделять четыре основных вида партийных систем: беспартийную, однопартийную, двухпартийную и многопартийную.

Беспартийная система предполагает не столько фактическое отсутствие политических партий (Андорра, Бутан), сколько их юридическое непризнание, запрет (Бруней, Гана, королевство Тонга, Иордания).

Однопартийная система существует в странах, где одной партии принадлежит монополия на власть (Габон, Заир, Камерун, КНДР.). Верховенство такой партии прямо или косвенно подтверждается нормой конституции

Двухпартийная система отличается монопольным господством на политической арене двух главных партий, которые попеременно сменяют друг друга у власти. Одна из них в определенный период времени является правящей, другая - оппозиционной. Классическими образцами в этом отношении являются двухпартийная система США, где более 100 лет монопольно господствуют две партии - республиканская и демократическая

14. Под экономической системой общества чаще всего понимают совокупность экономических отношений, господствующих в данной стране. К этим отношениям относят отношения собственности, производства, обмена и присвоения материальных и духовных благ.
Поскольку данная сфера человеческой и государственной жизни очень важна, она, так или иначе находит свое закрепление в конституциях. Ряд понятий этой сферы относятся к конституционно-правовым институтам.
Наиболее важным и популярным является институт собственности. С точки зрения юриспруденции, собственность — это юридическая принадлежность вещи. Под этим понятием подразумевается три правомочия — права владеть, право пользоваться и право распоряжаться имуществом. Конституция регулирует, прежде всего, право собственности, хотя иногда перечисляют и объекты собственности, именуя их не вещами, а просто собственностью.
В основном тексте Конституции США 1787 года не содержится статей, посвященных собственности, однако в 5-й поправке, которая входит в «Билль о правах», сказано: «Никто не должен лишаться жизни, свободы или имущества без должной юридической процедуры, никакая частная собственность не должна отбираться для общественного пользования без справедливого вознаграждения».

15. Социальная система — это совокупность социальных отношений, существующих в данном обществе, в данном государстве.
Сфера социальных отношений охватывает взаимоотношения между социальными общностями, гражданами, классами по поводу и в связи с различными общественными вопросами — экономическими, национальными, религиозными, возрастными и т.д.
Социальные отношения, а долгое время не отражались в конституционных нормах зарубежных стран.
Конституции «социалистических» государств содержали социальные нормы и обещания, являвшиеся, к сожалению, утопией.
Новейшие западные конституции, принятые после падения тоталитарных режимов, весьма часто упоминают и прокламируют межклассовые проблемы и задачи государства по их регулированию и решению. Так, статья 3 Конституции Италии гласит: «Задача Республики — устранять препятствия экономического и социального порядка, которые фактически ограничивая свободу и равенство граждан мешают полному развитию человеческой личности и действительному эффективному участию всех трудящихся в политической и социальной организации страны».
Большое внимание уделяется такой социальное проблеме как юридическое равенство женщин и мужчин. Современные конституции часто закрепляют соответствующие положения, закрепляющие равноправие полов. Ряд зарубежных конституций закрепляют поощрения и охрану семьи и брака.
Конституционным законодательством ряда зарубежных стран предусматриваются защита и покровительство для социально ущемленных общественных групп – безработных, престарелых, ветеранов, инвалидов, больных и т.п. (Конституции Хорватии, Словакии, Франции).
Некоторые конституции предусматривают права потребителей и пользователей – покупателей товаров и услуг (Испания, Бразилия).

16. Духовно-культурная система общества.
Вопросы культуры, науки, образования, религии, т.е. сфера духовной жизни человека не менее важны, чем пробелы экономические и социальные.
Первая поправка к Конституции США — одна из самых знаменитых — закрепила свободу вероисповедания, свободу слова и печати. Обычно в конституциях провозглашают отделение государства от церкви. Например, Конституция Италии, закрепляет следующие положения: «Государство и католическая церковь независимы и суверенны в принадлежащей каждому из них сфере. Все религиозные исповедания равны и свободны перед законом».
Общая тенденция современного конституционного права направлена на установление равноправия вероисповеданий, отделение государства от церкви, защиту религиозных меньшинств, однако бывают исключения. Конституция Греции провозглашает господствующей религией восточно-православную церковь Христову. Провозглашение одной из конфессий господствующей предполагает определенные преимущества как для слушателей, так и для лиц, ее исповедующих.


 

17. Глава государства – должностное лицо или орган, занимающий высшее место в системе госорганов, высший ее представитель внутри и вне страны, символ единства нации, занимающий определенное место в государственном механизме.

Важное место в полномочиях главы государства занимает право объявления чрезвычайного положения на территории всей страны или части ее (ст. 16 Конституции Франции, ст. 352 Конституции Индии).

В сфере законодательной власти полномочия главы государства достаточно обширны. Он обладает правами, позволяющими ему в случае необходимости активно воздействовать на парламент.

Глава государства созывает парламент на очередные и чрезвычайные сессии, может прервать при определенных условиях сессию парламента. Важнейшим орудием в руках главы государства является право роспуска нижней палаты (очень редко обеих палат) парламента (президенты президентских республик обычно правом роспуска не обладают). В случае роспуска парламента или истечения срока его полномочий глава государства назначает внеочередные или очередные выборы.

В странах, где глава государства обладает реальной правительственной властью, т.е. возглавляет исполнительную власть, он осуществляет руководство государственными делами, определяет и направляет политический курс страны и является реальным лидером государства.

При парламентских формах правления глава государства какого-либо реального участия в управлении делами, как правило, не принимает, он является, так называемым, номинальным главой государства, но может оказывать существенное влияние на политический процесс и на работу всего государственного механизма.

Глава государства может быть легитимным, заняв свой пост, пройдя определенную процедуру на основании законов и при условии признания в этом качестве своими гражданами и другими государствами и политиками, т.е. глава государства, который захватил свою должность, узурпировав власть, как правило, это диктатор, который захватил власть насильственным путем.

 

18. Монарх особенности конституционно правового статуса Статус монарха зависит от разновидности монархии. При абсолютной и в некоторых случаях дуалистичной монархии монарх занимает центральное положение в государственном механизме, назначает и смещает правительство, имеет существенное влияние на парламент, как правило, обладает правом роспуска парламента, правом вето, возглавляет вооруженные силы и производит назначение на все важнейшие государственные должности.


В конституционных монархиях перечисленные полномочия формально могут содержаться в законах о королевской власти или конституциях, но реально не всегда выполняются. К примеру, король формально подписывает специальные указы, формально может распустить парламент, а реально только по предложению премьер-министра. Король имеет право подписывать все законы, но не может отказаться от подписи.

Одна характерная черта статуса монарха заключается в том, что его должность передается по наследству, т.е. корона принадлежит по праву рождения. Титул и престол монарха пожизненны за исключением редких случаев выборной монархии.

Исключительные права и привилегии монарха:

1) право на особый титул

2) право на ритуалы и символы власти (скипетр, трон, мантия). Особые ритуально-торжественные церемонии введения монарха во власть (коронация), особое оформление визитов, встреч, приемов, т.е. специальный этикет, который необходимо соблюдать в присутствии монарха.

3) Право наличия неответственности монарха – монарх провозглашается неприкосновенной личностью и не несет административной, уголовной, гражданской и иных ответственностей.

4) Монархи не платят налоги

5) Монарх – символ нации, безупречная репутация

 

19. Президент особенности правового статуса Президент может быть только главой государства (Германия), одновременно главой государства и исполнительной власти (Бразилия, США), главой государства и фактическим руководителем правительства при наличии особой должности административного премьер-министра (Франция). Президент избирается на определенный срок. Бывали, однако, и «пожизненные президенты», а также президенты, занимавшие свои посты иными путями, чем выборы. Для избрания на должность президента обычно требуется гражданство данного государства, наличие полных гражданских и политических прав, достижение определенного возраста (часто – 35 лет). Иногда устанавливается и предельный возраст, а также определенный срок проживания в данной стране. В ряде случаев требуется, чтобы кандидат был не натурализованным гражданином, а уроженцем данной страны или родившимся от ее граждан.

Полномочия, обязанности и ответственность президента. Согласно многим конституциям, президент пользуется неприкосновенностью, его нельзя привлечь к административной ответственности, уголовное наказание возможно только после отрешения президента от должности (обычно путем импичмента).

Президент обладает следующими полномочиями:

1) назначает дипломатических представителей и представителей в субъекты федерации, при нем аккредитуются зарубежные послы, он назначает своих;

2) назначает дату выборов в парламент, созывает парламент на сессии, может досрочно распустить парламент с назначением новых выборов, подписывает (санкционирует) законы и обладает правом отлагательного вето, которое может быть преодолено повторным принятием закона парламентом, промульгирует законы; как правило, обладает правом законодательной инициативы (в США такого права у него нет;


3) назначает правительство самостоятельно или по предложению лидера партии большинства (коалиции партий) в парламенте, в некоторых странах – премьер-министра или министров с согласия парламента, многих должностных лиц и государственных служащих определенных рангов.

4) издает нормативные акты (указы, декреты), отменяет акты органов исполнительной власти. Акты президента, имеющие силу закона, обычно издаются до принятия закона по данному вопросу и с принятием закона утрачивают силу. В парламентарной республике акты президента нуждаются в контрассигнатуре. По общему правилу, акты президента носят подзаконный характер, но на практике могут играть доминирующую роль.

5) вправе объявлять чрезвычайное, военное, осадное положение

в соответствии с принятым об этом законом, вводить президентское правление в субъектах федерации.

6) является главнокомандующим, назначает высший командный состав армии, присваивает высшие воинские звания, отвечает за безопасность государства.

7) вправе принимать лиц в гражданство данного государства, разрешать выход из гражданства, смягчать наказания, предоставлять помилование, награждает орденами, медалями, присваивает почетные звания и т. д.;

8) является гарантом конституции, прав и свобод граждан.

Президенту запрещается любое совмещение должностей и мандатов, иные виды работ, участие в руководстве акционерных компаний, приобретение государственного имущества. В некоторых странах президенты на период избрания прекращают членство в политической партии.Президент несет ответственность за государственную измену, взяточничество, совершение других тяжких преступлений. Формы, процедуры и условия этой ответственности особые: уголовная ответственность наступает лишь после отрешения президента от должности.

Вице-президент обычно избирается в паре с президентом либо им назначается (бывает и несколько вице-президентов). Он не имеет значительных полномочий, он замещает президента в случае его отсутствия, тяжелой болезни, смерти, отставки президента. В течение короткого срока проводятся президентские выборы.

В некоторых странах должность вице-президента не предусмотрена – там президента обычно замещает председатель одной из палат парламента (чаще – сената) или глава правительства.

 

20. Правительство – центральный орган управления государством, исполнительная власть. К примеру, в большинстве стран называют Совет Министров (Индия, Франция, Куба), Кабинет Министров (Япония), государственный совет (Швеция, Норвегия), правительство (Чехия, Колумбия), федеральное правительство (ФРГ), федеральный совет (Швейцария).

Правительство – коллегиальный орган наиболее универсальной компетенции, который осуществляет исполнительную и распорядительную власть в стране.

Классификация:

1) по признаку партийности – партийные и беспартийные.

Партийные:

· однопартийные

· многопартийные

2) в зависимости от степени поддержки со стороны правительства:

· правительства большинства – опирается на поддержку партийных фракций, образующих большинство в правительстве и являются наиболее распространенным видом

· правительства меньшинства – могут быть образованы фракцией, которая не опирается на большинство. Чаще всего возникают как результат политических столкновений и конфликтов. Существуют непродолжительное время и его называют, как правило, временным правительством (Дания, Индия, Швеция – в свое время)

· правительство национального единства – правительство, которое образовано в критической ситуации в послевоенный или послереволюционный период, чтобы объединить ведущие политические партии и политические силы. Основная цель – преодоление тяжелого положения страны или общей опасности (Греция, Ливан).

Порядок формирования правительства, к примеру, определен формой правления государства. Выделяют основных способа формирования правительства:

1) парламентский

2) непарламентский

1) Парламентский способ формирования правительства имеет несколько разновидностей. Наиболее распространенным является английская модель, когда правительство формирует лидер партии, победившей на выборах. Такой лидер формирует состав правительства и представляет его вместе с программой деятельности для утверждения в парламент (Канада, индия, Австралия).

В ряде стран для формирования правительства всегда применяется процедура, суть которой – формальное избрание парламентом главы правительства (ФРГ, Япония, Швеция). В ряде стран для того, чтобы правительство приступило к исполнению обязанностей и стало законным и легитимным, оно должно получить поддержку парламентского большинства. Такая модель формирования правительства имеет название «позитивный парламентаризм» (Греция, Италия, Польша, Турция).

2) непарламентский способ формирования правительства, к примеру, используется в президентских республиках, где глава государства – президент является главным представителем исполнительной власти, т.е. он назначает и отстраняет от должности членов правительства (США). Данный способ характерен для смешанных республик (Франция).

В некоторых государствах к лицам, которые претендуют на должность члена правительства предъявляются специальные требования (в Великобритании членом правительства может быть только депутат нижней палаты парламента – палаты общин; в конституции Японии – министры-депутаты парламента).В некоторых странах устанавливается запрет на парламентские должности для министров правительства.

 

21. Ответственность правительства зависит от того, совершены членами правительства при исполнении ими служебных обязанностей или как частными лицами те или иные правонарушения. В последнем случае в ряде стран они отвечают наравне с другими гражданами, но в некоторых странах предусмотрен министерский иммунитет: министр предается суду по постановлению парламента, и судит его особый суд.

Ответственность при исполнении служебных обязанностей возможна за нарушение закона при исполнении служебных обязанностей, за уголовные преступления (государственную измену и др.), за нарушение служебных обязанностей. Она может быть политической, уголовной, гражданской и дисциплинарной.

Политическая ответственность возможна перед парламентом, президентом (главой государства) и премьер-министром. Политическая ответственность правительства и министров имеет важную особенность: она возможна не только за правонарушения, но и без таковых, что чаще всего и бывает. Поэтому она и называется политической. Парламент выражает недоверие правительству и министрам за недостатки в работе, упущения, считая политическую линию правительства или министров неверной. По этим же основаниям применяет форму политической ответственности президент или премьер-министр.

Формы уголовной ответственности министров за преступления, совершенные при исполнении служебных обязанностей, неодинаковы. В одних странах до наступления уголовной ответственности возможен импичмент, аналогичный импичменту в отношении президента, в других парламент не осуществляет импичмент, а только предъявляет обвинение (Польша, Франция). В этом случае министр подлежит судебной ответственности, но судит его особый суд (во Франции - Высокий суд правосудия, в Польше - Государственный трибунал). По решению парламента судить министров может конституционный суд (Италия), но часто в этом случае речь идет лишь о последующем предании обычному уголовному делу. Словом, действует общий принцип: если министры имеют иммунитет (а во многих странах они его имеют), то первоначальное обвинение должно предъявляется парламентом. Однако и из этого общего правила есть исключения.

Гражданская ответственность выражается в исках по отношению к правительствам и министрам за причиненный физическим и юридическим лицам ущерб в случае нарушения законов при исполнении служебных обязанностей.

Дисциплинарная ответственность индивидуальна. Она выражается во взысканиях, налагаемых на министров президентом или премьер-министром за упущения по службе.

При солидарной ответственности все правительство уходит в отставку, даже если недоверие выражено одному из его членов (Франция, Испания), при индивидуальной уходит только тот министр, которому парламентом выражено недоверие.

Коллективная ответственность правительства в целом предполагает, что при условии вотума недоверия всему составу правительства премьер-министр и правительство в полном составе должны либо уйти в отставку, либо просить королеву распустить парламент в надежде на то, что после новых всеобщих выборов премьер-министр и его правительство получит одобрение в палате общин.

 

22. Парламент – орган народного представительства и высший законодательный орган страны.

В западных демократиях понятие «парламент» связано с концепцией разделения властей и представительного правления. Оценка того или иного законодательного органа производится по нескольким параметрам: порядку формирования, полномочиям, характеру взаимоотношений с другими органами. Для того чтобы орган мог считаться парламентом, он должен:

1) формироваться путем демократических выборов, обеспечивающих «справедливое» представительство избирательного корпуса;

2) его депутаты не должны быть связаны императивным мандатом;

3) обладать определенной автономией в системе органов государства, с тем чтобы свободно осуществлять законодательную функцию (разделение властей);

4) реализовать свои полномочия самостоятельно, а не путем передачи другим органам;

5) парламентарии должны быть профессиональными политиками и работать на постоянной основе. Парламенты в качестве своих самых крупных структурных единиц могут иметь одну, две и более палат.

Полномочия парламента устанавливаются конституцией страны.

Парламент обладает:

1) законодательными полномочиями (т. е. полномочиями по принятию законов, внесению в них изменений и отмене, поскольку он – единственный законодательный орган страны);

2) полномочиями в финансовой сфере (осуществляет утверждение бюджета, контроль за его исполнением, дает разрешение на непредвиденные расходы и т. д.), что позволяет ему контролировать деятельность исполнительной власти;

3) полномочиями по ратификации международных договоров;

4) полномочиями по назначению референдумов;

5) полномочиями по формированию других органов и назначению (выборов должностных лиц);

6) полномочиями в области обороны и безопасности (производит объявление войны, заключение мира, введение и отмену режима чрезвычайного положения и др.);

7) судебными полномочиями (по процедуре импичмента).







Date: 2015-08-15; view: 1030; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.019 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию