Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Прецедентное и обычное право. Доктрина и акты толкования
Конституционно-правовой. Представляет собой решение высшей судебной инстанции, вынесенное по конкретному делу либо в результате обобщения судебной практики и получившее впоследствии обязательное значение, т.е. значение общей нормы. Подобные нормы формируются главным образом Конституционным Судом в процессе толкования федеральной Конституции, рассмотрения дел о конституционных спорах между органами государственной власти, рассмотрения дел о конституционности тех или иных положений федеральных законов, а также законов субъектов РФ. При этом прецедентными нормами становятся: во-первых, формулируемые Конституционным Судом правоположения, имеющие общее (не казуальное, т.е. исключительно для конкретного рассматриваемого дела) значение. Во-вторых, правоположения, имеющие значение межотраслевых принципов права, а также принципов отдельных институтов права. Система обычного (традиционного) права – это форма регламентации общественных отношений, основанная на государственном признании сложившихся естественным путем и вошедших в привычку населения социальных норм (обычаев). К семье традиционного права относят правовые с-мы ряда стран Южной Америки и Океании. При всем различии исторических особенностей возникновения и развития их сближает отрицание западной идеи права как основного регулятора общественных отношений. Многочисленные народности Африки имеют свои обычаи, призванные обеспечить единство сплоченность социальной группы (племени, рода, деревни), уважение памяти предков, связь с окружающей природой, духами, другими сверхъестественными силами. В числе источников государственного права зарубежных стран следует назвать также акты, издаваемые в порядке толкования конституционных норм и законов. Толкование законов осуществляется либо главой государства, либо судами. Предметом толкования могут быть как отдельные статьи конституции, так и положения конституционных, органических и обычных парламентских законов, содержащих в себе нормы конституционного (государственного) права. Толкование законов может серьезно влиять на правовую систему. Достаточно сослаться на государственную практику США, где произвольное толкование президентом актов конгресса порой становится одной из разновидностей нормоустанавливающей деятельности исполнительной власти. По общему правилу любая доктрина делится на официальную, создаваемую на национальном уровне или наднациональном (экспертные заключения, приведённые выше), и научную, создаваемую в университетах и иных профессорских объединениях. Роль доктрины как дополнительного источника конституционного права в разных странах, конечно, неравнозначна. Например, в мусульманских странах, как уже отмечалось, значение доктринальной разработки конкретных норм довольно велико. Существует институт «фатва» (в переводе с арабского - разъяснение). Фатва - это богословско-правовое заключение, сделанное для объяснения и практического применения какого-либо правового предписания шариата или истолкования какого-либо казуса с позиций шариата. Фатвы даются в письменной форме. Их используют не только в связи с тем случаем, который вызвал ее появление, но применяют и в других делах, возвращаясь к ним много лет спустя.
5. Теории статуса личности. Свобода личности. Классификация прав и свобод личности. Основные права и свободы можно подразделить на три группы в зависимости от характера отношений, возникающих между индивидуумом и государством, а также между самими индивидуумами. Во-первых, личность как член гражданского общества наделяется определенными социально-экономическими правами и свободами; во-вторых, личность как член политической общности наделяется определенными политическими правами и свободами. И, наконец, в-третьих, как физическое лицо личность наделяется определенными личными правами и свободами. Хотя это деление и нельзя признать исчерпывающим, оно тем не менее облегчает анализ конкретных прав и свобод. 1. Социально-экономические права и свободы определяют правовое положение личности как члена гражданского общества. Важнейшим из этих прав является право на владение и распоряжение частной собственностью. Это фундаментальнейшее право обеспечено всеми средствами юридической защиты от посягательства со стороны как отдельных лиц, так и органов самого государства. 2. Политические права и свободы, которыми гражданин наделяется как член политической общности, определяют его правовое положение в системе общественных отношений, возникающих в процессе осуществления государственной власти. Современные конституции признают за всеми гражданами равный политический статус, что нашло свое выражение в принципе «Равенство всех перед законом». Граждане наделяются широким кругом политических прав и свобод. 3. Личные права и свободы предоставляются человеку как физическому лицу вне зависимости от того, является он гражданином данной страны или нет. Западная теория часто рассматривает эту категорию прав и свобод как естественную, дарованную человеку не государством, а природой или Богом. На практике эти права и свободы также носят позитивный характер, т.к. они имеют юридическую силу только тогда, когда порядок их применения устанавливается законом. Довольно многочисленные личные права и свободы можно условно подразделить на две основные группы: права и свободы, защищающие человека от произвола со стороны других лиц, и права и свободы, защищающие человека от произвола со стороны государства.
6. Формы правления. Форма правления – элемент формы государства, характеризующий его с точки зрения порядка формирования высших органов исполнительной и законодательной власти и взаимоотношений между ними. Монархия (единовластие, единодержавие) – форма правления, при которой пост главы государства замещается в порядке престолонаследия, как правило, членами правящей династии. Монархия подразделяется на неограниченную (абсолютную) и ограниченную (конституционную). Конституционная монархия делится на дуалистическую и парламентарную. Республика (общее дело) – форма правления, при которой замещение поста главы государства осуществляется, как правило, путем выборов из числа граждан, обладающих пассивным избирательным правом и достигших требуемого (для занятия данного поста) возраста. Республики делятся на: президентские, парламентарные и смешанные, а также республики советского типа и другие, имеющие отличную от указанных организацию власти
7. Монархия и ее разновидности. Монархия - представляет собой такую форму правления, при которой верховная государственная власть юридически принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследия на всю жизнь. Термин "монархия" - греческого происхождения ("монос" - один, "архе" - власть) и означает "единовластие", "единодержавие". Разновидности монархии: 1.Абсолютная монархия (самодержавие) - отсутствуют какие-либо представительные учреждения, вся государственная власть сосредоточена в руках монарха (Саудовская Аравия, Катар, Оман, ОАЭ). 2. Конституционная монархия - власть монарха значительно ограничена представительным органом. Она подразделяется на два вида: а) Дуалистическая монархия - существуют одновременно два политических учреждения - монархия и парламент, которые делят между собой государственную власть. Дуализм выражается в том, что монарх независим от парламента в сфере исполнительной власти, он назначает правительство, которое несет ответственность только перед ним, судебная власть принадлежит монарху, а институт парламентской ответственности правительства отсутствует (Иордания, Кувейт, Марокко). Без утверждения монарха ни один закон не вступит в силу. б) Парламентарная монархия - власть монарха ограничена не только в области законодательной, но и в сфере государственного управления и контроля над правительством. Правительство формируется парламентским путем и несет ответственность за свою деятельность только перед парламентом. В отличие от дуалистической монархии здесь центральное место в системе государственных органов занимает правительство, которое не только осуществляет полномочия и прерогативы монарха, но и контролирует и направляет всю деятельность парламента (Великобритания, Бельгия, Дания, Швеция, Норвегия, Канада, Япония, Австралия, Новая Зеландия и др.).
8. Республика: президентская, парламентская, смешанная. Республика - представляет собой такую форму правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональным представительным учреждением. В зарубежных странах существуют два основных вида республиканских форм правления - президентская и парламентарная республика. 1. Президентская республика - характеризуется соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства (формальная отличительная черта - отсутствие должности премьер-министра). Строится по принципу жесткого разделения властей (все мандаты получают от народа). Характерные особенности: - внепарламентский метод избрания президента (всенародное избрание); - назначение президентом и отправка в отставку министров; - судьи и высшие должностные лица назначаются президентом с согласия верхней палаты парламента; 2.Парламентарная республика - характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность (формальная отличительная особенность - наличие должности премьер-министра). Характерные особенности: - правительство формируется только парламентским путем из числа лидеров партии, располагающей большинством в нижней палате; - участие президента в формировании правительства носит чисто номинальный характер; - правление всегда носит партийный характер; - глава государства избирается парламентским путем; - нормативные акты президента требуют контрассигнации. Парламентская республика является менее распространенной формой правления (Италия, ФРГ, Австрия, Швейцария, Финляндия, Ирландия, Исландия, Индия, Израиль, Ливан, Турция и др.). 3.Смешанные формы правления - характеризуются сочетанием в себе элементов как парламентарной так и президентской республики (Франция). В ряде стран президент избирается гражданами, но обладает «спящими полномочиями». Правительство опирается на парламентское большинство. 4.Советская республика (Вьетнам, КНДР, Китай, Куба). Все органы – советы. Существуют и такие формы правления, которые сочетают в себе элементы монархии и республики (Малайзия имеет редкую разновидность конституционной монархии - выборную монархию.
9. Формы государственного устройства. Форма государственного устройства — это элемент формы государства, который характеризует территориальную организацию государственной власти. По форме государственного устройства государства делят на: · Унитарные · Федеративные · Конфедерации Унитарные государства — это единые государства, состоящие лишь из административно-территориальных единиц (областей, провинций, губерний и т. д.). К унитарным государствам относятся: Франция, Финляндия, Норвегия, Румыния, Швеция. Признаки унитарного государства: · существование одноуровневой системы законодательства; · подразделение на административно-территориальные единицы (АТЕ); · существование только одного гражданства; С точки зрения территориальной организации государственной власти, а также характера взаимодействия центральных и местных органов все унитарные государства можно разделить на два вида: Централизованные унитарные государства — отличаются отсутствием автономных образований, то есть АТЕ имеют одинаковый правовой статус. Децентрализованные унитарные государства — имеют в своём составе автономные образования, правовой статус которых отличается от правового статуса других АТЕ. Федеративные государства — это союзные государства, складывающиеся из ряда государственных образований (штатов, кантонов, земель, республик). Федерация облагает такими признаками: · союзное государство, состоящее из ранее суверенных государств; · наличие двухуровневой системы государственных органов; · двухканальная система налогообложения. Федерации можно классифицировать: · по принципу формирования субъектов: o административно-территориальные; o национально-государственные; o смешанные. · по юридической основе: o договорные; o конституционные; · по равенству статусов: o симметричные; o ассиметричные. Конфедерация — временный союз государств, созданный для совместного решения политических или экономических задач. Конфедерация не обладает суверенитетом, так как отсутствует общий центральный государственный аппарат и единая система законодательства. Различают следующие виды конфедераций: · межгосударственные союзы; · содружества; · сообщества государств.
10. Политический режим и его разновидности. Политический режим — это система методов, способов и средств осуществления политической (государственной) власти. Основными чертами демократического режима являются следующие: · решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства; · центральные и местные органы государственной власти являются выборными и сменяемыми, подотчетными избирателям; · силовые структуры находятся под гражданским контролем; широко используются методы убеждения, компромисса; · провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина; · реально осуществляется принцип разделения властей. Демократия может осуществляться посредством двух форм: - прямой (непосредственной) - представительной. Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии. Основные черты: · государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти; · общество полностью отчуждено от политической власти,; · господствует монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т. д., вплоть до личной жизни; Авторитарный режим — государственно-политическое состояние общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом или классом, партией, элитной группой при минимальном участии народа. Главной его характеристикой является авторитаризм как метод властвования и управления, как разновидность общественных отношений (например, Испания периода правления Франко, Чили во времена власти Пиночета). Основными чертами авторитарного политического режима являются следующие: · в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов государства; · игнорируется принцип разделения; · роль представительных органов власти ограничена, хотя они и могут существовать;;
Date: 2015-08-15; view: 2303; Нарушение авторских прав |