Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реализм (критический, социалистический). Современное осмысление вопроса





 

С той же непререкаемой необходимостью, с какой капитализм питает искусство низменным, а не возвышенным содержанием, социализм вливает в художественное творчество идеи истинно и глубоко возвышенные. В социалистическом обществе формируются и культивируются такие нравственные и эстетические качества человека, которые рождают массовый героизм и придают величайшую общественную ценность возвышенным деяниям народных героев. Поэтому в социалистическом искусстве, отражающем эти эстетические особенности нашей жизни, необыкновенно велик удельный вес возвышенного.
Если критический реализм показывает, как мы видели, закономерность победы низменного над возвышенным в человеке буржуазного мира, то социалистический реализм вскрывает прямо противоположную закономерность жизни в социалистическом мире. В «Педагогической поэме» А. Макаренко, «Аристократах» И. Погодина, «Путевке в жизнь» Н. Экка наше искусство стало разрабатывать важнейшую нравственно-эстетическую коллизию социалистического общества — преобразование низменной, уродливо-извращенной капитализмом личности в прекрасного и возвышенного Человека, обретающего идеальную цель жизни и отдающего себя, сознательно и упоенно, борьбе за ее осуществление. Теме «утраченных идеалов» социалистическое искусство противопоставляет тему «обретенных идеалов», объясняя этот процесс столь же трезво и реалистично, как реализм Бальзака и Фолкнера, влиянием на человека господствующих общественных отношений.
В этом смысле у нас есть все основания утверждать, что в противоположность буржуазному обществу, рождающему в критическую для него эпоху «эстетику
безобразного» и «эстетику низменного», социалистическое общество утверждает «эстетику прекрасного» и «эстетику возвышенного». Это, конечно, не значит, что только прекрасное и возвышенное заслуживают художественного воплощения в нашем искусстве. Оно обязано отражать и все уродливое и низменное, что есть в жизни. Суть дела, однако, состоит в том, что пафосом социалистического искусства является художественное доказательство социально-исторической необходимости торжества возвышенного и преодоления низменного в человеке и жизни.
Тем самым социалистическая культура с воинствующей непримиримостью выступает против буржуазной культуры. Опровергая декадентские представления о вечной, самой природой человека обусловленной и потому неустранимой и непреодолимой его низости, эгоистичности, асоциальное и безыдеальности, социалистическое искусство раскрывает преходящий характер и историческую обреченность низменного, животного, бесчеловечного. И что особенно показательно, социалистический реализм находит силы, способные похоронить в человеке низменное и взрастить в нем возвышенное, не только в законах жизни социалистического общества, но даже в недрах самого буржуазного общества. Осмыслим в этом аспекте художественную логику повести Горького «Мать» — она ведь аналогична по своей сути художественной логике «Педагогической поэмы»: приобщаясь к революционной борьбе рабочего класса за великие его идеалы, Павел Власов и Ниловна совершают нравственное и эстетическое восхождение от низменного и тупого образа жизни к героическому подвигу.
Социализм создает самые благоприятные эстетические условия для расцвета величественного, монументального искусства. Знаменательно, что если в конце XIX и начале XX в. монументальная живопись и скульптура не имели никаких возможностей для широкого и успешного развития, ибо общество не давало художникам необходимого для этого возвышенного содержания— даже религиозный замысел Александра Иванова не мог быть осуществлен в ту эпоху, — то сразу же после Октябрьской революции Ленин разработал план «монументальной пропаганды», считая именно эту форму изобразительного искусства наиболее отвечающей духу и эстетическим запросам нового общества. Столь же знаменательно, что в творчестве Шолохова и Маяковского, Эйзенштейна и Вишневского, Щусева и Руднева, Матвеева и Мухиной советское искусство 20—30-х годов стало разрабатывать именно монументальные, эпико-героические формы, которые в европейском искусстве XIX в. и в буржуазном искусстве нашего столетия отмирали.
Не подлежит сомнению, что советское искусство будет развивать эту традицию и создаст новые, не виданные в прошлом художественные формы, воплощающие величие нашего дела, грандиозность и героику нашей борьбы. Именно к этому призывает всех мастеров советского искусства Коммунистическая партия.







Date: 2015-08-15; view: 1070; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию