Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос 46. Взгляды большевиков по национальному вопросу и развитие связей между территориями бывшей Российской империи в 1918-1921гг
Декларируемые принципы национальной политики советской власти способствовали объединительным процессам. Они включали в себя: – принцип равенства всех наций и народностей; – признание права наций на самоопределение вплоть до создания самостоятельного государства, которые были провозглашены в «Декларации прав народов России» (2 ноября 1917 г.) и «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа» (январь 1918 г.). Свободными и неприкосновенными объявлялись верования, обычаи, национальные и культурные учреждения народов Поволжья и Крыма, Сибири и Туркестана, Кавказа и Закавказья, что вызвало рост доверия к новой власти не только со стороны инородцев России (составлявших 57 % населения), но и в странах Европы и Азии. В рамках Совнаркома был создан пост наркома по делам национальностей, который возглавил И. В. Сталин. Соответствующие структуры появились в ЦК РКП(б) – Донбюро, Средазбюро, Туркбюро, Кавбюро. Опыт решения национального вопроса в годы Гражданской войны. На всей остальной территории бывшей Российской империи пришедшие к власти национальные правительства (в их числе Украинская Центральная Рада, Белорусская социалистическая Громада, тюркская партия «Мусават» в Азербайджане, казахская «Алаш» и др.) в течение Гражданской войны вели борьбу за национальную самостоятельность. В 1917 г. большевики, ожидавшие вскоре мировой революции, относились к национальному вопросу демагогически, провозгласив право наций на самоопределение лишь формально. Но в период военной угрозы для Советской власти большевики во многих случаях поддержали стремление к независимости (вне РСФСР) или автономии (в границах РСФСР) бывших национальных районов Российской империи. • Буржуазные республики. Так, в декабре 1917 г. Советская Россия признала независимость Польши и Финляндии (которой отказывали в праве на суверенитет белые правительства). В 1919 г. Эстонии также было обещано признание в обмен на отказ в поддержке генералу Юденичу. • В ходе советизации, осуществлявшейся при помощи Красной Армии в 1918–1920 гг., также создавались формально независимые национальные государства с советским строем. • На территории РСФСР в 1918–1922 гг. создавались национальные автономные образования. Создание национальных советских государственных образований. Практика первых лет советской власти заключалась в создании в условиях вооруженной борьбы за советскую власть независимых национальных республик, находящихся вне РСФСР, и национальных автономий в составе Российской Федерации на национальной, территориальной, экономической основе. Создание самостоятельных национальных образований при этом рассматривалось лишь как временный шаг на пути к будущему всеобщему объединению. Поэтому во избежание развертывания «националистических» тенденций ставилась задача создания возможно более крупных территориальных объединений, что выразилось в образовании в 1918 г. Туркестанской АССР, Горской Республики, Литовско-Белорусской Советской Республики, Татаро-Башкирской Советской Республики (ТБСР) (просуществовавших сравнительно недолго). С весны 1921 г. по указанию В. И. Ленина о хозяйственном объединении Грузии, Армении, Азербайджана началось создание Закавказской Федерации (ЗСФСР), организационно оформившейся в марте 1922 г. Кроем того, в стремлении республик к укреплению своих суверенных прав ряд партийных работников, включая наркомнаца И. Б. Сталина, видели главную преграду на пути к единству. Позже в ходе борьбы с пантюркизмом ТБСР и Бурят-Монгольская АО были расформированы. Формы автономии. После окончания гражданской войны на территории страны были образованы различные формы национальной государственности с разными уровнями независимости. • В 1918–1922 гг. народы, преимущественно малые и компактно проживавшие в окружении великорусских земель, получили в составе РСФСР автономию двух уровней: – республиканскую – 11 автономных республик (Туркестанская, Башкирская, Карельская, Бурятская, Якутская, Татарская, Дагестанская, Горская и др.), которые имели право на самостоятельное решение ряда внутренних вопросов. – областную – 10 автономных областей (Калмыцкая, Чувашская, Коми (Зырян), Адыгейская, Кабардино-Балкарская и др.) и 2 Трудовых коммуны – немцев Поволжья и Карельская (с 1923 г. автономная республика), которые имели право на самостоятельное решение меньшего числа вопросов. • Формально независимые национальные советские республики вне РСФСР также не имели полного суверенитета. Их договорные отношения с РСФСР привели к фактическому объединению некоторых функций органов политического и хозяйственного управления. В 1920–1921 гг., после поражения национальных правительств и завершения процесса советизации национальных окраин, были заключены двусторонние договоры о военно-экономическом союзе между Россией и Азербайджаном, о военном и хозяйственном союзе между Россией и Белоруссией, союзные договоры между Россией и Украиной, Россией и Грузией. Два последних договора не предусматривали совместимой деятельности наркоматов иностранных дел. Помимо договоров руководство республик связывала с центром партийная дисциплина: национальные коммунистические партии являлись составными частями РКП(б).
Date: 2015-08-15; view: 618; Нарушение авторских прав |