Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос 43. «Культурная революция» в 1917-1927гг.: развитие образования и науки
Культурное строительство (термин «культурная революция» появился в середине 1950-х гг.) рассматривалось большевиками как важнейшее условие построения социализма. Борьба за утверждение марксистской идеологии являлась главной задачей политической пропаганды и агитации. Руководство государственной пропагандой коммунизма было возложено на Главполитпросвет во главе с Н. К. Крупской. Для подготовки политических кадров была создана Социалистическая академия общественных наук (1918 г.; с 1924 г. – Коммунистическая академия). Первым высшим партийным учебным заведением стал Коммунистический университет им. Я. М. Свердлова (1919)+ Институт К. Маркса и Ф. Энгельса (1921), Институт В. И. Ленина (1923); возникли Общество воинствующих материалистов (1924), Общество историков-марксистов (1925). Пропаганда велась и в культурно-просветительских и литературно-художественных организациях. Наиболее значительной из них стал Пролеткульт - его теоретики А. А. Богданов, В. Ф. Плетнев, Ф. И. Калинин утверждали, что пролетарская культура может быть создана только представителями рабочего класса. Пролеткультовское движение ставило перед собой задачу создания новой, пролетарской, культуры, науки, философии, подчинения искусства задачам пролетарской борьбы. Сторонники «чистой пролетарской культуры» шли дальше Ленина (выступавшего не за изобретение «новой пролеткультуры», а за развитие лучших образцов «существующей культуры с точки зрения миросозерцания марксизма») и отрицали значение культуры прошлого, не признавали участия даже крестьянства в строительстве новой культуры пролетариата. Расцвет Пролеткульта пришелся на 1918–1920 гг. Кружки и студии Пролеткульта, созданные во многих городах страны, охватили своим влиянием сотни тысяч человек. Но из-за своего радикализма Пролеткульт позже был распущен, а его теория осуждена руководством ВКП(б). Интеллигенция и власть. В начале 20-х гг. эта политика обрела большую последовательность. Власть поддерживала тех представителей науки и искусства, кто принял революцию (К. А. Тимирязев, И. П. Павлов, Н. Е. Жуковский, В. М. Бехтерев, А. Ф. Кони, И. В. Мичурин, А. Н. Бах, В. Я. Брюсов и др.). Произошло некоторое оживление общественной жизни творческой и научной интеллигенции, снова начали действовать различные объединения литераторов, художников, ученых. В отношении интеллигенции, открыто вставшей на антисоветские позиции, развернулись репрессии. Были высланы многие выдающиеся философы («философский пароход» 1922 г.), художники и литераторы. Некоторые были вынуждены эмигрировать. После 1924 г. высылки прекратились, но снова начались аресты и заключение в лагеря. Был введен частичный или полный запрет на публикацию произведений некоторых авторов (Н. С. Гумилева, А. П. Платонова). С 1927 г. начались гонения на творчество С. А. Есенина. Политика в отношении религии. 20 января 1918 г декрет СНК «об отделении церкви от государства и школы от церкви»- вводилась свобода совести, церковных и религиозных организаций, право вести религиозную и антирелигиозную пропаганду. 1918 г. в России было восстановлено патриаршество – патриархом стал митрополит Московский Тихон (Белавин). Однако в соответствии с Программой РКП(б) ставилась задача содействия «фактическому освобождению трудящихся масс от религиозных предрассудков». Началась активная борьба с «религиозными пережитками». 1919 г. появился журнал «Революция и церковь», в 1922 г. – газета «Безбожник», в 1925 г. был создан «Союз безбожников» (с 1929 г. – «Союз воинствующих безбожников. Вытеснение церковных праздников светскими массовыми театрализованными представлениями, новыми ритуалами (например, «октябрение» вместо крещения). Имена по святцам заменили революционными, такими как Гертруда (герой труда), Ким (Коммунистический интернационал молодежи), Марлен (Маркс – Ленин) и др.Церковные - изменения в культуре повседневности: «Освобождение женщины» от «домашней эксплуатации» и начавшаяся борьба с частным бытом сопровождались снижением роли семьи, созданием фабрик-кухонь и домов-коммун, насаждением коллективного воспитания подрастающего поколения (пионер – комсомолец – коммунист). Date: 2015-08-15; view: 802; Нарушение авторских прав |