Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Достаточный уровень образования





 

Если необходимость в распространении и, особенно в получении информации была выражена достаточно ясно, а технические возможности позволяли выпускать печатную продукцию, то с уровнем грамотности населения были некоторые проблемы. Появление первых школ в Новом Свете относится к XVI–XVII векам. Обычно они открывались на местные средства или пожертвования частных лиц и строились на тех принципах, которые были приняты на бывшей родине колонистов. В 1636 году было открыто первое высшее учебное заведение – Гарвардский колледж.

Национальная система образования стала складываться лишь после Войны за независимость 1775–1783 годов.

Острую потребность в печатных периодических изданиях первыми почувствовали английские торговцы и предприниматели, избравшие Новую Англию (название исторически сложившегося района в северо-восточной части США) местом своей постоянной деятельности. Вообще-то первый печатный станок был доставлен из Испании в Мехико в 1541 году, второй был установлен в Лиме в 1583 году. На них печаталась главным образом религиозная литература. И первым регулярным периодическим печатным изданием в Новом Свете тоже стала «Гасета де Мехико», вышедшая в 1667 году.

 

Появление первого печатного станка в Северной Америке (Кембридж, Массачусетс) относится к 1638 году. Именно тогда английский священнослужитель Дж. Гловер вез в Новый Свет печатный станок. Поставкой бумаги и других материалов должен был заняться Стивен Дэй. Однако Гловер умер в пути. На следующий год его вдова открыла печатное дело в Кембридже, пользуясь услугами Дэя.

Установленный здесь станок стал дальним предком издательства «Гарвард юниверсити пресс»[2]. Предназначенные для выпуска преимущественно религиозных книг печатные станки затем появились в Бостоне в 1670 году, Филадельфии в 1685 году и Нью-Йорке в 1693 году.

Заметное влияние на развитие печати сыграло движение квакеров. Джордж Фокс (1624–1691), основатель этого движения, выступил как против англиканской церкви, так и против религиозных принципов кальвинистских общин пресвитериан и конгрегационалистов. Квакеры отвергли всякое внешнее выражение религиозности, все религиозные обряды и таинства, отказались от священнослужителей. Они усматривали сущность религии в озарении каждого верующего святым духом, внутренним светом, который и направляет человека к нравственному совершенству. Одним из первоначальных принципов движения квакеров был протест против социального неравенства: их общины построены на основе равенства членов и не имеют деления на священников и мирян.

Близок к квакерам был первопечатник Пенсильвании У ильям Брэдфор д, который по рекомендации самого Фокса стал публиковать материалы, поддерживающие квакеров. Однако Брэдфорд по-своему понимал, «в чем заключается правда». В 1685 году он опубликовал альманах, который привел его к некоторым неприятностям с квакерами. В частности, он назвал губернатора «Богом Пенном», что было воспринято как оскорбление нравственности, поскольку квакеры не любят восхвалений. В 1686 году начались злоключения Брэдфорда, которому было запрещено печатать какие-либо официальные материалы без разрешения властей и лично губернатора Пенна. В 1690 году принадлежавшая Брэдфорду типография была конфискована властями, а сам Брэдфорд оказался в тюрьме по обвинению в издании не санкционированных правительством материалов. Мало того, Брэдфорд на одной из брошюр не указал фамилию издателя, что было расценено как нарушение закона. Просидев в тюрьме год, Брэдфорд вышел на свободу и переехал на постоянное местожительство в Нью-Йорк, где стал издавать первую и единственную до 1733 года в этой колонии газету «Нью-Йорк газетт». Наученный горьким опытом, Брэдфорд превратил свое издание в официоз колониальных властей[3].

 

Новая Англия стала местом рождения первой североамериканской газеты. В начале колониального периода жители Новой Англии были вынуждены довольствоваться теми редкими изданиями, которые поступали к ним из далекой Европы. Но вечно так продолжаться не могло.

Первая попытка издания печатной публикации газетного типа в английских колониях Северной Америки относится к 1689 году.

С одобрения властей Массачусетса ее предпринял печатник Сэмюэль Грин, выпустивший свое детище под названием «Презент стэйт оф зэ Нью-Инглиш афферс» («Представление государственных дел Новой Англии»). Это издание, как отмечалось в нем самом, должно было предотвратить появление ложных сообщений. Грин умер, не доведя своего начинания до логического завершения: до сих пор неясно, предполагал ли он издавать газету или нечто иное. Известно только, что формат издания Грина был примерно 20 на 36 сантиметров. Некоторые источники утверждают, что на самом деле это издание газетой не было, поскольку лист был заполнен текстом лишь с одной стороны. Следовательно, утверждают эти ученые, публикация Грина была скорее листовкой или своеобразным объявлением


Вторую, более удачную, попытку предпринял печатник и книготорговец из Лондона Бенджамин Харрис, бежавший в 1686 году от репрессий английских властей за опубликование оппозиционного листка новостей. Считающийся прародителем журналистики США, Бенджамин Харрис напечатал в Бостоне на печатном станке, принадлежавшем Ричарду Пирсу, номер газеты «Паблик оккаренсиз» («Общественные события»), который вышел в свет 25 сентября 1690 года. Многие считают детище Харриса именно газетой, поскольку ей были присущи многие атрибуты этого типа изданий, в частности несколько страниц, что само по себе указывает на стремление сделать именно газету, а не выпустить объявление. Кроме того, было ясно, что у издателя есть намерение продолжить выпуск газеты.

Первый номер первой американской газеты был четырехполосным форматом примерно 15 на 20 сантиметров, заполненным текстом на трех полосах. Четвертая страница была чистой, и читатель мог записать от руки свои собственные новости. Тогда действовало правило: «прочти сам и передай другому», поэтому ничего необычного в пустой странице не было.

Этот номер, посвященный «иностранным и местным» событиям, содержал различную мелкую информацию, однако он оказался не только первым, но и последним. Дело в том, что Харрис не на шутку встревожил колониальные власти, поскольку коснулся запретной темы – положения индейцев и плохого обращения с ними французских колониальных властей. Подобные замечания были восприняты как критика колониальной политики вообще. Кроме того, Харрис критически высказался в отношении войны, которую в то время вело английское королевское правительство против Франции. В дополнение ко всему газета Харриса была выпущена без официальной лицензии, что рассматривалось как нарушение закона. В итоге газета Харриса была закрыта. Он вернулся в Лондон

 

Первое издание, которое выходило еженедельно и издавалось регулярно до 1776 года - «Бостон ньюс-леттер» («Бостонский вестник»). Основателем этой газеты, первый номер которой вышел в 1704 году, был бостонский почтмейстер Джон Кемпбелл. К нему колониальные власти относились с большим доверием. Кемпбелл, как и Грин, ранее активно выпускал рукописные листки новостей, поэтому переход к изданию печатной продукции был для него закономерным. Следует отметить, что с 1704 и по 1719 год «Бостон ньюс-леттер» оставалась единственной газетой на территории британских колоний в Америке. Широкой популярностью среди читателей, однако, эта газета не пользовалась.

Подпись «публикуется властями»

Основное место в газете занимали «шиппинг ньюс» («корабельные новости»), т.е. информация, доставленная из Европы морским путем. Та самая информация, которая представляла едва ли не наибольший интерес для колонистов, поскольку в ней содержались вести с покинутой родины. Вторичность этой газеты по отношению к европейской, прежде всего английской, прессе выражалась в явном предпочтении иностранных новостей местным и в прямой перепечатке основных материалов из английских газет. Надо сказать, что тогдашнее население американских колоний довольствовалось преимущественно английскими газетами, которые владельцы гостиниц и таверн выписывали для своих клиентов. Распространение даже 250–300 экземпляров, составлявших весь тираж «Бостон ньюс-леттер», представляло тогда весьма серьезную проблему для издателя. В те времена подписка на газету считалась очень большой роскошью, которую далеко не всякий мог себе позволить.


Всегда указан источник ин-фы

Исторической заслугой Кемпбелла перед американской журналистикой явилось также и то, что на страницах его газеты появилось первое в истории страны газетное объявление. Здесь также впервые в Новом Свете была напечатана иллюстрация. Позже, уже в период редакторства Уильяма Брукера, который сменил Кемпбелла на посту главы газеты в 1719 году, в «Бостон ньюс-леттер» появились первые редакционные статьи. -??

У Прутцкова «21 декабря 1719 года почмейстер У. Брукер начал издание еженедельной газеты «The Boston Gazzette”, ….похожую на Кэмпбеловскую, но содержащую больше новостей. Сущ. До 1798».

Обычный номер «Бостон ньюс-леттер» представлял собой двухполосный (иногда и четырехполосный) листок, в котором две трети занимала перепечатка материалов из английских газет, которые приходили в Америку с весьма значительным опозданием, порою до нескольких месяцев. Примерно треть материалов занимала местная информация – сообщения о прибытии и отправлении судов и штормах на море, о движении почтовых дилижансов, о новостях политической и экономической жизни североамериканских колоний Англии, о смертях, рождениях, судебных заседаниях, нападениях индейских племен, об аукционах по продаже рабов.

Оперативностью издание Кемпбелла не страдало: традиционные средства коммуникации (встречи и беседы, передача сведений с путешественниками и т.п., что мы сейчас называем «сарафанным радио») разносили любую новость еще до того, как Кемпбелл ее мог напечатать.

Ряд историков, отмечая невысокий уровень этой газеты, усматривает в «Бостон ньюс-леттер» некоторые отрицательные черты американской прессы, особенно ярко проявившиеся в будущем, такие как неточности, искажения в публикациях и даже откровенную ложь.

Как уже отмечалось, в 1719 году у «Бостон ньюс-леттер» появился первый конкурент – «Бостон газетт», просуществовавшая до 1741 года, когда в Бостоне было уже пять еженедельных газет. По некоторым источникам, такое количество газет выходило в Бостоне уже в 1735 году.

Издателями первых газет в Северной Америке нередко становились почтмейстеры, раньше других получавшие доступ к свежей информации, доставлявшейся морем из Европы и составлявшей основное содержание американских газет, и в руках которых, что само по себе немаловажно, находились также средства доставки газет подписчикам. Издателями газет в Америке колониального периода были также книготорговцы, судьи, члены муниципалитетов.


Газеты того времени первые страницы отводили под коммерческую информацию и объявления о розыске беглых невольников. Последующие полосы представляли собой перепечатку безобидной зарубежной информации, преимущественно английского происхождения. Иногда эта информация разбавлялась местными новостями бытового характера. Страницы газет заполнялись также официальными сообщениями, текстами обращений, адресованных королю или губернатору.

Губернаторы как официальные представители британской короны в колониях осуществляли неослабный контроль за содержанием газет и предпринимали все необходимые меры, чтобы не допустить публикации материалов, содержащих критику в адрес короля, королевского правительства, официальной религии или губернатора. Английское законодательство объявляло уголовным преступлением любое обсуждение в печатных изданиях вопросов политики и вообще деятельности правительства в любой сфере, а тем более оригинальных «недружественных» либо «вредных» материалов с критикой английского королевского правительства или его официальных представителей в колониях.

Естественно, первые газеты Северной Америки, выходившие, как правило, размером немного меньше писчего листка бумаги, ничем не напоминали современные многостраничные газеты США. Публиковавшиеся в них заокеанские новости были двух-трехмесячной давности. И в первую очередь североамериканские газеты ориентировались на непреходящий интерес тогдашних поселенцев этих территорий к европейским и английским делам, поскольку первые колонисты еще долго считали Англию своим домом. Они полагали, что в освещении газетами внутренних дел колоний нет особой необходимости, так как эти дела и без того всем хорошо известны.

Итак, колыбелью американской журналистики стал город Бостон, основанный в 1630 году. Крупнейший город Новой Англии имел десятитысячное население уже к концу XVII века и двадцатитысячное в 1735 году. Он являлся главным экономическим центром Новой Англии, средоточием промышленных, судоходных и торговых интересов как английских колоний в Новом Свете, так и самой метрополии.

Важнейшую роль в становлении периодической печати Северной Америки играла также Филадельфия, впоследствии ставшая первой столицей США как независимого государства.

 

Первой филадельфийской газетой стала в 1719 году «Америкен уикли меркури» («Американский еженедельный вестник»).

«Одним из наиболее честолюбивых газетных проектов, – отмечает американский исследователь В.Г. Блэйер, – в ранний колониальный период был «Юниверсал инстрактор ин олл артс энд сайенс энд Пенсилваниа газетт», основанный Сэмюэлем Кеймером»[ 6]. Автор относит создание этой газеты к 1728 году. Именно в этот период на политической арене появляется двадцатидвухлетний Бенджамин Франклин, предполагавший начать издание в Пенсильвании своей газеты. Его активность заставила Кеймера поторопиться с основанием газеты. Как отмечает Дж. П. Вуд, именно эти обстоятельства заставили Кеймера начать выпуск газеты на год раньше планируемого срока[7]. В 1729 году уже Бенджамин Франклин издавал в Филадельфии «Пенсилваниа газетт».

На рубеже XVII–XVIII веков население колоний, в том числе и Пенсильвании, было смешанным. Например, почти половину населения составляли немцы. Голландцы, французы и представители других народов тоже стремились обзавестись своей прессой. В 1732 году, например, предполагалось выпускать газету «Филаделфия цайтунг» на немецком языке. Лидер немецкой общины Кристофер Сойер развил активную издательскую деятельность; даже Бенджамин Франклин был полон решимости выпускать двуязычную газету на английском и немецком языках. Между 1700 и 1800 годами здесь также выходило семь газет на французском языке[8].

К 1740 году на территории нынешних США публиковалось 11 газет.

их распространению в стране мешало очень многое. Газетные новости из Европы - с интервалом в восемь – десять недель. и уходили в Старый Свет с большим запозданием. Почтовые курьеры невероятно медленно, особенно в зимнее время, циркулировали между отдельными колониями.

слабую населенность страны,

малочисленность читателей

ничтожность тиражей,

дороговизну печатных изданий, которые, по сути, были плохими копиями английских газет, чтобы представить себе степень прозябания, на которое были обречены американские газеты колониальных времен. Неудивительно, что первые американские газеты были недолговечны. «Не имея прочной материальной базы, они исчезали так же быстро, как и возникали, не оставляя заметного следа в общественной жизни страны», – отмечал Н.И. Живейнов[9].

Особого разговора заслуживает еще одна из первых бостонских газет – «Нью-Инглэнд курант» (1721–1726(7) годы), издававшаяся родственником Бенджамина Франклина, Джеймсом Франклином[10]. Этой газете удавалось на протяжении первых двух лет своего существования оставаться «колючей, едкой газетой, созданной по образу и подобию английских оппозиционных изданий». На страницах этой пользовавшейся большой популярностью газеты, печатавшей в числе прочих материалов острую политическую и религиозную сатиру, нередко появлялись перепечатки материалов из радикальных английских газет.

В 1723 году у Джеймса Франклина возникли проблемы: он опубликовал критический материал, посвященный попыткам властей выслеживать передвижения пиратов. Кроме того, газета Джеймса Франклина сыграла, по существу, решающую роль в изгнании из колонии королевского губернатора Шюта. В итоге Франклин был обвинен колониальными властями во всех смертных грехах, в числе которых фигурировали «оскорбление Правительства Ее Величества», «неуважение религии», «искажение Библии» и «нарушение мира и спокойствия». Его заключили на месяц в тюрьму.

По решению суда Джеймсу Франклину было запрещено издавать в дальнейшем газету без предварительного ознакомления с ее содержанием представителей колониальных властей. Этот запрет, однако, некоторое время удавалось обходить. Предприимчивый Франклин решил «сменить издателя» – написал, что новый издатель будет «человек хорошего характера», «учтивый» и т. п. Запрет на выпуск газеты был ограничен, поскольку новым издателем стали считать юного Бенджамина Франклина

Между тем по мере дальнейшего становления североамериканской прессы все более возрастал удельный вес местного, оригинального материала на страницах газет колоний, что привносило в них принципиально новую, публицистическую струю. Начали привлекать внимание все более широкой общественности выступления Бенджамина Франклина на страницах его «Пенсилвания газетт», которую считают первой действительно американской газетой. Они были пронизаны ненавистью к колониально-феодальным порядкам и сочувствием к людям труда и к обездоленным, к неграм и преследуемым индейцам.

Американская журналистика п риобретала новое качество в процессе философско-нравственного и идейно-политического противостояния английскому колониализму. Постепенно умами американских журналистов овладевала совершенно новая идея независимости, неотделимая от республиканизма. Сторонников ее, выступавших за свободное развитие экономики колоний и отражавших интересы наиболее деятельной в экономическом и политическом отношениях части американского населения, называли «революционистами», а тех, кто стремился к сохранению власти английской короны и колониального господства во всех сферах и к кому американские газеты демонстрировали все более отрицательное отношение, – «лоялистами».







Date: 2015-08-15; view: 444; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию