Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
С. Правила и ошибки по отношению к форме аргументации и критики
Сформулируем одно общее правило по отношению к форме: отношение между аргументами и тезисом должно быть, по меньшей мере, отношением подтверждения. При нарушении этого правила возникает ошибка не подтверждает. Применительно к доказательству она имеет название не следует. Аргументируя или исследуя готовую аргументацию, важно знать, какова логическая связь между тезисом и аргументами: следует ли тезис из аргументов с необходимостью; аргументы лишь подтверждают тезис; логической связи между тезисом и аргументами нет. Для решения этой задачи необходимо применять знание учения логики о дедуктивных и индуктивных умозаключениях. При этом нужно иметь в виду, что правильность или неправильность некоторых способов рассуждения можно выявлять «на слух», без использования бумаги и карандаша, а для анализа других (сложных рассуждений) требуется письменное применение средств символической логики. Со временем, если постоянно практиковаться в анализе рассуждений, логическая культура возрастет и карандаш будет применяться все реже и реже, и все большее количество правильных и неправильных способов рассуждениябудет различимо «наЬлУх».':г " ■ г " '' ' С ошибкой «не следует» связана уловка, которая заключается в следующем. Противоположную сторону сбивают с! толку набором бессмысленных фраз. При этом исходят из того, что некоторые люди привыкли думать: если звучит речь, то за словами что-то кроется. Особенно эта уловка действует тогда, когда противник сознает свою слабость и привык, слушая много того, чего не понимает, делать вид, что все ему понятно. Такому человеку задают вопросы: «Вам это понятно?» Он с серьез Такая уловка не применима к тем, кто не делает вид, что понимает В заключение проанализируем проходившую несколько лет назад дискуссию по вопросу о мерах наказания за совершаемые преступления и приведем ряд советов, касающихся организации дискуссий и поведения во время спора. Участники дискуссии о мерах наказания разделились на две группы. Одни утверждали, что наказания нужно усилить: ндказЫвать в уголов- § 4. Правила аргументации и критики, доказательства и опровержения ном порядке за прогулы и опоздания на работу, за невыполнение минимума трудодней в колхозе; высшую меру наказания сделать обычной; пьяниц ссылать в колонии и поселения сроком на 5 лет; ухудшить содержание заключенных в исправительно-трудовых учреждениях. Аргумент приводился один: «У нас нет социальной почвы для преступности». Вторая группа участников дискуссии считала, что сроки наказания нужно сократить, отменить высшую меру наказания. Выдвигались следующие аргументы: 1. Суровые меры наказания не являются сдерживающим фактором, т. е. не предотвращают преступлений, не останавливают тех, кто совершает тяжкие преступления. 2. Суровое наказание не справедливо, не милосердно. 3- Плохие условия содержания заключенных в местах лишения свободы не исправляют, а озлобляют. 4.. Случаются судебные ошибки, поэтому сурово могут быть наказаны невиновные. Кто из участников дискуссии был прав? Рассмотрим аргументы. У сторонников первой точки зрения аргу Первый аргумент сторонников второй точки зрения обосновывался "ггоср<едетвом- • проведениям:с^циологических' исследований^, Опрос лиц,, совершивших тяжкие преступления, показал, что суровые меры наказания не явились для них сдерживающим фактором. На основании этого результата социологических исследований был сделан|вывод, что суровые меры наказания не предотвращают преступлений. При проведении социологических исследований не было соблюдено методологическое требование, предъявляемое к неполной индукции: «Все подклассы исследуемого класса должны иметь равную вероятность попасть в выборку», — поскольку не были учтены лица, которые Moj"-ли совершить, но не совершили преступлений из-за боязни строгого наказания, а также лица, совершившие по.той же причине нетяжкие преступления вместо тяжких. Таким образом, первый аргумент не является обоснованным. Второй аргумент: «Суровое наказание не справедливо, н е милосердно» — тоже не обоснован, поскольку при его выдвижении \ е использован принцип всесторонности рассмотрения, изложенный в гретьей главе. Согласно этому принципу объект познания нужно рассматривать во всех его связях и отношениях. В данном случае при решении вопроса о спйаве^шивости или несправедливости, а также о милосе)?, гнЪстйчт не-
Университетская серия Университетская. серия Глава 8. Логические основы аргументации и критики § 4. Правила аргументации и критики, доказательства и опровержения
милосердности суровых наказаний имелись в виду лишь лица, совершающие преступления, а не население, по отношению к которому смягчение наказаний и предоставление возможности одним и тем же лицам совершать тяжкие преступления неоднократно, может оказаться и несправедливым, и немилосердным. Третий аргумент: «Плохие условия содержания заключенных в местах лишения свободы не исправляют, а озлобляют» — следует смягчить. Четвертый аргумент о возможности судебных ошибок является истинным. Можно сделать вывод, что смягченный третий и четвертый аргументы не позволяют обосновать тезис о сокращении сроков наказания за совершаемые преступления. Приведем несколько советов по поводу спора. 1. Совет Аристотеля: не спорить с первым встречным, а лишь с тем, кто стремится к истине. Этим советом не всегда можно воспользоваться, так как интересы дела иногда не позволяют выбирать оппонента для дискуссии. Однако в тех случаях, когда оппоненты спорят не ради достижения истины, а ради того, чтобы «себя показать», можно прервать спор. 2. Тезис должен подходить оппонентам.. Это означает, что обсуждать вопросы в аудитории, некомпетентной для их решения (из-за отсутствия необходимых знаний), по меньшей мере бесполезно. 3. Нужно знать предмет спора.-Heтфедует■■катерв{тчно?'Высказы-1-ваться о вещах, которые вам малознакомы. 4. Нужно своевременно признавать свои, ошибки. 5. Нужно знать правила логики. Иногда!в споре мы чувствуем, что «что-то здесь не то», а что именно, не знаем. В таких случаях используют знания логики, с помощью которых находят ошибки, а также убеждают других в том, что они рассуждают неправильно. Если рассуждение сложное, то для его аяализа необходимо использовать символическую логику. Без этого установить правильность или! неправильность рассуждения не всегда удается.: \' 6. Нужно сохранять спокойствие в споре. При прочих равных условиях в споре, как правило, побеждаеттот,!кт6 ведетегоспокойно. Иногда сохранить спокойствие трудно, особенно тогда, когда противник стремится выиграть спор любой ценой. Чтобь^ не терять самообладания, нужно прежде всего иметь высокую цель,; ради которой стоит спорить, готовиться к данному спору, а также к возможным спорам: чаще выступать публично, изучать логику и дело, ради которого придется спорить, работать над совершенствованием дикций, постоянно обогащать свою речьит. д.___ " •"!; i--;,;i',-v-,! '''"'';;:-?.:f.^,:-'-.:\ - 148 Университетская, серия ; i. ■**•■- ■ ■ ■•--.• Date: 2015-08-15; view: 327; Нарушение авторских прав |