Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Критика и опровержение
Критика — это деятельность, противоположная по своей цели и содержанию аргументации. Если целью аргументации является выработка убеждения в истинности или, по крайней мере; частичнойюбоснованно-сти какого-либо положения, то конечной целью критики является разубеждение людей в обоснованности того или иного положения и убеждение их в ложности этого положения. Конечная цель при! критике достигается не всегда. Иногда удается лишь установить необоснованность.утверждения, а иногда устанавливается должность утверждения иди низкая степень правдоподобия. В связи с этим можно выделить два способа критики: критику аргументации и установление ложности или малой степени правдоподобия утверждения. В случае критики аргументации обосновывают ложность аргументов Опровержение - это установление ложности какого-либо положения с использованием логических средств и доказанных положений.: Последние положения называются аргументами опровержения. В критике второго рода, не являющейся опровержением, также выделяют аргументы — обоснованные (полностью или частично, если кройка правильная) утверждения, используемые при установлении ложнс сти или малой степени правдоподобия тезиса. Фейербах Л. Избранные философские произведения.В 2 т. NJ.: ГосПолитиздат, Университетская серия Глава 8. Логические основы аргументации и критики § 3. Стратегия и тактика аргументации и критики
Правильная критика тезиса не является опровержением в следующих случаях: 1) когда аргументы — не полностью обоснованные суждения; 2) когда форма является недемонстративным рассуждением; 3) когда имеют место и то, и другое. По направленности рассуждения различают критику тезиса путем обоснования антитезиса и критику, которая называется сведением к абсурду. В первом случае, так как утверждение и его отрицание не могут быть одновременно истинными, как только удается показать, что верно отрицание рассматриваемого положения, вопрос об истинности самого этого положения автоматически отпадает. Пример В романе И. С. Тургенева *Рудин» есть такой диалог: «Стало быть, по-вашему, убеждений нет?» - «Нет —и не существует». - «Этр ваше убеждение?» - «Да».!- «Как же вы говорите, что их нет? Вот вам уже одно на первый случай». Ошибочному мнению, что никаких убеждений нет, противопостав Второй способ критики тезиса {reductio аа\ absurdum) заключается §3. Стратегия и тактика аргументации и критики1 Доказательство и опровержение, аргументация и критика чаще всего проводятся в процессе спора. Различают следующие виды споров ото их-це#и; ■•■ 1) научная дискуссия (решение научной проблемы); 2) деловая, в том числе судебная дискуссия {целью является нахождение правильного решения); 3) полемика (спор ради победы).; 1 При написании этого и следующего параграфов использованы материалы из кнИ- Ы>
Спор может проходить при публике, присутствие которой приходится учитывать участникам спора, и без нее — быть кулуарным. Кроме того, бывают споры с арбитром (роль арбитра в ходе судебного заседания выполняет судья, эту роль может выполнять публика) или без такового. Полемика, в которой участвуют два человека и которая происходит в присутствии публики, называется диспутом. Начиная научную или деловую дискуссию, противоположные стороны стремятся вьфаботать общее поле аргументации — договориться о том, как будут пониматься основные термины, спорные и другие утверждения, какой теории и какой логики будут придерживаться стороны и т. д. В случае полемики, а иногда и деловых дискуссий общее поле аргументации вырабатывается не всегда. Это объясняется тем,, что такие споры не всегда являются спорами ради истины. Даже в споре ради истины одна из сторон может, конечно, заблуждаться, считая свой тезис истинным, когда он на самом деле ложен. Однако при этом споре человек согласится признать свой тезис ложным, если это ему,обосновать. При споре ради победы (любой ценрй) трудно выработать общее поле аргументации. Спор первого типа — спор ради истины - называется диалектическим. Спорвторого типа — спор ради победы"- называется эриШическим (of древнегреческого «эристикос» — «спорящий»). Противоположные стороны при диалектическом споре Называются При эристическом споре противоположные стороны Называются противниками. В зависимости от того, каков вид спора, применяются т]а или иная стратегия и тактика аргументации и критики. Стратегия — это общий план построения аргументации или критики. Опишем стратегию, которая применяется в процессе аргументации, проводимой одним человеком для аудитории. Это может быть аргументация-лекция или аргументация-доклад. Например, управляющий может обосновывать принятое им решение, адресуя обоснование своим подчиненным, политический деятель — правильность поз(щии предоставляемой им партии потоку или иному вопросу.,, ■„■,.
Университетская серия Университетская серия
Глава 8. Логические основы аргументации и критики § 3. Стратегия и тактика аргументации и критики
Стратегия заключается в выполнении следующих действий: первое — логически безупречная формулировка тезиса (тезис должен быть непротиворечивым, ясным и т. д.); второе — приведение аргументов в зашиту тезиса, критика конкурирующих концепций; третье — логическая оценка тезиса в свете найденных аргументов. Эта стратегия является наиболее простой, она даже кажется очевидной, однако следование ей требует определенных навыков как от пропо-нента, или аргумента гора, так и от слушателей. Бывает так, что тезис формулируется, аргументы приводятся, а вывода о том, насколько аргументы подтверждают тезис, не делается. Стратегия, применяемая в процессе спора между двумя сторонами, каждая из которых обосновывает свой тезис. Эта стратегия предполагает выделение следующих этапов спора: первый — каждая из сторон формулирует свой тезис, происходит уточнение тезисов и выявление логического отношения между ними, выработка поля аргументации (процесс выработки поля аргументации продолжается и на последующих этапах спора); второй — каждая из сторон формулирует аргументы; третий — проводится разбор, обоснование и оценка аргументов обеих сторо^; устанавливается, качёйе аргументы могут использоваться при обосновании или опровержении тезисов (являются релевантными по отношению к тому или иному тезису), а,ка(сие| нет;/цоследние,озйрась1-ваются; четвертый — одна из сторон, а затем другая оценивают свою концепцию (тезис) в свете приведенных аргументов; пятый — одна сторона, а затем другая проводят критику противоположной концепции и ее аргументации; шестой — одна сторона, а затем другая отвечают на возражения противоположной стороны; седьмой — критика концепций присутствующими; восьмой — всесторонняя оценка собственной и противоположной концепций сторонами; девятый — подведение итогов лицами, руководящими дискуссией. Спор этого вида тоже можно упорядочить. Например, тезис одной из сторон выдвигает один человек, а второй, третий и т. д. уточняют. Затем * это же делает вторая сторона. Руководитель (или ведущий) создает равные условия для сторон. Например, на том или|ином этапе спора дается возможность выступать одинаковому числу участников сторон. Для обсуждения научных и некоторых дру|гих проблем-проводятся дискуссии, имеющие название «круглый стоп». Так*йе*д'искусси;и делесб- ------------------------------------------- _------- __----------------. -----.---------------------- _-------------.----- —------ ------- J— ------- рЬ------ -^----------------------------------------------------------------- 128 Университетская серия Т образно проводить в тех случаях, когда сформулирована и требует обсуждения так называемая неразвитая проблема. Для ведения «круглого стола» назначается руководитель или ведущий, а также человек, который формулирует проблему, если не всем она известна. Затем предлагаются решения или пути решения, предпочтительности которых обосновываются как тезисы аргументации. Тактика аргументации и критики — это приемы или совокупности приемов, применяемые на отдельных этапах аргументации и критики. Эти приемы (тактические) подразделяются на приемы общего характера (общеметодологические), а также на логические, психологические (в том числе социально-психологические), риторические, физиологические и физические. Основанием выделения видов тактических приемов являются возможные аспекты рассмотрения аргументации. Одним из аспектов является нравственный. Абсолютного критерия приемлемости тех или иных приемов, с нравственной точки зрения, как показывает практика, не существует. -■ Рассмотрим основные общеметоёологические тактические приемы. Первый — оттягивание возражения. Этот прием заключается в следующем. Осуществляя аргументацию в процессе дискуссии, человек может оказаться в затруднении при ответе на вопрос или при подборе аргументов для возражения. Ой ]&ожет чувствовать, что аргументе существуют, что они будут найдены,'если удастся выиграть время и подумать. ■В^аком^случае рекомендуеТоя^попроеить сйраШивающегофодождат^, а самому «повторить ранее высказанные аргументы или «вспомнить» что-то, что непременно нужно сейчас сказать присутствующим. Если это зависит от отвечающего па возражение, можно даже объявить перерыв. Выиграв время, иногда всего несколько минут, можно найти требуемое возражение. Второй прием имеет название сокрытие тезиса.; Есть такое правило — читая лекцию, участвуя в дискуссии, выступая на собрании и т. д., четко сформулировать тезис аргументации, а затем его обосновывать. Такой способ построения лекции, речи и т. д. позволяет сосредоточить внимание присутствующих на основноi проблеме и лучше усвоить весь ход арфментации. В некоторых случаях целесообразно действовать наоборэт: сначала изложить аргументы, причем сформулировать их ясно и четко. Спросить оппонента, согласен ли юн с аргументами, а уж потом вы вести тезис из аргументов. Иногда тезис|МОЖно и не выводить, предостан ив это дело оппоненту; Более того, иногда можно даже высказать ложны \ тезис, который явно не следует из аргументов, а оппонентпри послед чощем размышлений сам исправит ошибку и придет к правильному! т. гводу^ ■ Университетская серия
Ki< 'S68G7 Глава 8. Логические основы аргументации и критики § 3. Стратегия и тактика аргументации и критики
Этот прием применяется тогда, когда оппонент не заинтересован в доказательстве вашего тезиса. Существует, правда, мнение, что в научных спорах сохраняется беспристрастность, поскольку научные истины не задевают интересов людей, особенно если это истины естественных наук. Эта мысль содержится в следующем высказывании Лейбница: «Если бы геометрия также противоречила нашим страстям и нашим интересам, как нравственность, то мы бы так же спорили против нее и нарушали ее вопреки всем доказательствам Эвклида и Архимеда, которые мы называли бы тогда бреднями и считали бы полными ошибок»1. В действительности и такая нейтральная, казалось бы, область знания, как геометрия, может противоречить чьим-то интересам. Если ученый всю жизнь занят обоснованием определенной концепции, а его оппонент выдвигает новую концепцию, противоречащую концепции этого ученого, то последний чаще всего проявляет заинтересованность в споре. Убедить его в ложности развиваемой им концепции, а значит, в бесплодности его многолетней работы — трудно, а иногда и невозможно. В таких случаях прием «сокрытие тезиса» может способствовать отысканию истины. Третий прием — затягивание спора. Этот прием используется в тех случаях, когда оппонент не может ответить на возражение, а также к&*да он чувствует, что не прав по существу. Оппонент просит повторить вашу последнюю мысль, сформулировать ваш тезис (ничего, что в пятый раз). Кадр.&агиощ|т^гщщот^вд»е1|^,, Нужно назвать применяемый прием и обратиться к аудитории с вопросом: «Кто еще, кроме оппонента, не понял, что я доказываю?:* Четвертый прием — разделяй и властвуй — заключается в расчленении сил коллективного оппонента путем нахождения разногласий в его рядах и противопоставления одной его части другой. Если удается вызвать спор внутри группы, являющейся коллективным.оппонентом, цель считается достигнутой. Реакция на такой прием — предложить членам группы отвлечься от незначительных разногласий и отстаивать основную идею, относительно которой есть согласие. Пятый прием — переложить бремя доказывания на1 оппонента. Иногда критиковать аргументацию противоположной стороны, легче,.чем обосновывать свой тезис, поэтому, применяя данный прием, стараются свой тезй;с не обосновывать, если это затруднительно, а требовать доказательства тезиса оппонента. Другое название этого приема— истина в молчании,. :, Лейбниц Г. В. Новые опыты о человеческом разумении // Соч.: в 4 т. М.: МыслЬ, 1983. Т. 2. С. 97. ■. < -i-j ' -|---,-- --4ГГ.!-■.-- -ц:-Ь -" « Date: 2015-08-15; view: 881; Нарушение авторских прав |