Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Подходы к пониманию психического развития в зарубежной психологии
Автор, представитель
| Название подхода
| Понимание сущности психического развития
| Стадии психического развития
| Принципы, возрастные периодизации
| 1. Фрейд
| Психоаналитический, биогенетичес-
кий подход
| Психосоциальное развитие; фактор психического развития - сексуальные инстинкты: в течение жизни человека он прогрессирует от одной эрогенной зоны к другой. Сексуальная энергия (либидо) заключена в сексуальном инстинкте, имеет выход в определенное время в определенных частях тела человека. С выходом сексуальной энергии человек получает удовлетворение.
| 5 стадий, характер протекания каждой стадии оказывает конкретное воздействие на формирование личностных качеств. На каждой стадии интересы ребёнка сосредоточены вокруг какой-то определённой части тела – она источник получения удовлетворения.
1. оральная (все интересы - рот), формируется самостоятельность; в обратном варианте – зависимость от родителей. Склонность к перееданию.
2. анальная – самоконтроль; в обратном варианте - непроизвольность
3. фаллическая – интерес к своему и противоположному полу
4. латентная – покой, все интересы направлены на освоение социальной роли.
5. генитальная – установление интимных отношений, влюбленность
| Развитие социального инстинкта
| 2. Э. Эриксон
| Эпигенетический, неопсихоана-лиз
| Психосоциальное развитие. Оно – результат биологического созревания, но результат развития определяется тем, что ожидает от человека общество, которому он принадлежит. Проживая жизнь, человек проходит несколько универсальных стадий, на каждой из которых решает задачи общества
| В центре каждой стадии конфликт человека с обществом. Развитие является продуктивным, если в человеке развиваются качества, приводящие к чувству самоэдентичности (быть самим собой)
1. орально-сенсорная – формируется самоэдентичность
2. мышечно-оральная – формируется независимость; в обратном варианте – зависимость
3. локомоторно-генитальная – инициативность; в обратном варианте – чувство вины
4. латентная – трудолюбие; в обратном варианте – чувство неполноценности
5. подростковая – принадлежность к определённому полу; в обратном варианте – непонимание сексуального поведения
6. ранняя зрелость – стремление к интимным отношениям
7. средняя зрелость – жизненная активность; в обратном варианте – изолированность, сосредоточенность на себе
8. поздняя зрелость – ощущение полноты; с обратном варианте – презрение к себе.
|
| 3.Пиаже
| Когнитивный; теория умственного развития
| Психическое развитие = интеллектуальному. Главная движущая сила развития – интеллект. Навыки мыслительной деятельности приобретаются естественным путём – по мере общего развития организма. Истоки более высоких уровней мышления созревают внутри предыдущих. Основная линия развития: от аутизма через эгоцентризм к социализированной мысли. Аутизм – мышление, не подчиненное принципам реальности. Эгоцентризм – ребёнок понимает деятельность только со своей собственной позиции. Социализация – ребёнок приспосабливается к окружающим, обменивается мыслями, начинает оценивать позицию других. Развитие опознания окружающего мира происходит в игре. «Обучение в хвосте у развития»
| Стадии развития интеллекта:
1 период – сенсоисторичного интеллекта (0-2 года). Все мыслительные операции – на основе деятельности с предметами.
2 период – дооперациональный (2-7 лет). Период развития наглядно-действенного мышления. Действия переходят из внешних во внутренние и становятся предоперациями ума.
3 период – конкретные операции (7-11 лет). Развитие наглядно-образного мышления. Ребёнок оперирует моделями, схемами предметов.
Формальные операции (11-15 лет). Становление логического мышления. Ребёнок может строить гипотезы, делать дидактические выводы.
| Основной принцип развития интеллекта
| 4. Бихевио
ризм. Теория оперантного научения; Социологизаторский подход
| Уотсон, Скиннер
| Развитие – это приобретение организмом новой реакции, благодаря подкреплению. Определённые формы поведения приобретаются посредством научения «человек таков, каким он научился быть».
Общая схема развития: S®R
3 формы обучения (научения):
1. классическая. Обучение с использованием непроизвольных рефлексов.
2. научная. Посредствам наблюдения. Человек склонен, копировать, подражать кому-либо или чему-либо.
3. оперантное научение. Обучение через подкрепление. Человек контролирует своё поведение, ориентируясь на вероятные последствия. Подкрепление может быть «+» и «-».
|
|
| 5. Гуманисти
ческая
| Маслоу, Роджерс
|
Развитие – процесс становления изменения личности. Основная цель жизни/развития самоактуализация, самосовершенствование. Они помогают жить осмысленно и более совершенно.
Развитие становления здоровых способностей происходит в процессе удовлетворения ряда потребностей.
Маслоу создаёт пирамиду потребностей, которые позволяют реализовать цель. Разным возрастным этапам соответствует удовлетворение определённых потребностей
|
|
| | | | | | | 7. Культурно историческая теория Л.С. Выготского и её отечественные преемники.
В1927 г. Л. С. Выготский вместе с группой сотрудников (А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурия, А. В. Запорожцем, Л. И. Божович и др.) стал проводить развернутую серию экспериментальных исследований, результаты которых позволили ему в последующем сформулировать основные положения культурно-исторической теории – теории развития специфических для человека психических функций (внимания, памяти, мышления и т. д.), имеющих социальное, культурное, прижизненное происхождение и опосредованных особыми средствами - знаками, возникающими в ходе человеческой истории. При этом знак, с точки зрения Л. С. Выготского, является для человека прежде всего социальным средством, своего рода «психологическим орудием». Л. С. Выготский сформулировал общий генетический закон существования любой психической функции чело века: «...Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах: сперва - социальном, потом - психологическом, сперва между людьми... затем внутри ребенка... Функции сперва складываются в коллективе в виде отношений детей, затем становятся психическим функциями личности». Согласно Л. С. Выготскому два типа психического развития - биологическое и историческое (культурное), - представленные в разделенном виде в филогенезе и связанные отношением преемственности и последовательности, реально существуют в слитом виде и образуют единый процесс в онтогенезе. Основные законы психического развития, сформулированные Л. С. Выготским • Детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадаете ритмом времени (год в младенчестве не равен году жизни в отрочестве). • Закон метаморфозы в детском развитии (ребенок не просто маленький взрослый, а существо с качественно отличной психикой). • Закон неравномерности развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития. • Закон развития высших психических функций «извне внутрь».
Отличительные качества высших психических функций: опосредованность, осознанность, произвольность, системность; они образуются в результате овладения специальными орудиями, средствами, выработанными в ходе исторического развития общества. Обучение - движущая сила психического развития, которая создает зону ближайшего развития ребенка (расстояние между уровнем актуального развития и уровнем возможного развития)
Date: 2015-08-15; view: 1074; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|